ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-583/2012 от 28.06.2012 Режевской городского суда (Свердловская область)

  Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

         28 июня 2012 года Режевской городской суд Свердловской области в составе:

 председательствующего судьи Быкова А.Н.,

 с участием помощника Режевского городского прокурора Набокова П.С.

 при секретаре Шоховой Н.Ю.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц в интересах инвалидов к Администрации Режевского городского округа о понуждении к совершению действий,

 У С Т А Н О В И Л :

         Режевской городской прокурор обратился в суд с иском к Администрации Режевского городского округа о понуждении к совершению действий, указав, что Режевской городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований Федерального закона № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части соблюдения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. При проведении проверки установлено, что вход в здание территориального управления <адрес>, не оборудован специальными приспособлениями и оборудованием для свободного доступа, передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе кнопкой вызова для осуществления доступа инвалидов в помещение, пандусом, чем грубо нарушаются требования ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку не обеспечивается беспрепятственный доступ инвалидов к такому объекту социальной инфраструктуры как административное здание территориального органа местного самоуправления. Обращаясь в суд с иском в интересах инвалидов, прокурор просил возложить на Администрацию Режевского городского округа обязанность снабдить вход в административное здание, расположенное по адресу: <адрес> кнопкой вызова для осуществления беспрепятственного доступа инвалидов в помещение, либо разработать проект строительства пандусов, предварительно согласовав его с контролирующими (надзорными) органами в сфере градостроительства и архитектуры и возвести с дальнейшей регистрацией в органах технического учета.

          В судебном заседании помощник Режевского городского прокурора Набоков П.С., заявленные исковые требования поддержал, дополнив, что в здании по адресу: <адрес>, являющееся территориальным органом Администрации Режевского городского округа. Отсутствие кнопки вызова, пандуса при входе в указанное административное здание препятствует доступу инвалидов в помещения отдела архитектуры и градостроительства Режевского городского округа. Иск прокурором предъявлен в защиту неопределенного круга лиц в интересах инвалидов поскольку на момент проведения ДД.ММ.ГГГГ проверки кнопка вызова при входе в здание территориального управления <адрес>, пандус отсутствовали.

         Представитель администрации Режевского городского округа Савельева М.С., действующая на основании доверенности, направила в суд письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Режевского городского округа, а также указала, что территориальное управление по <адрес> является территориальным отделом Администрации Режевского городского округа, наделенным правами юридического лица.

         Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - территориального управления по <адрес> Администрации Режевского городского округа Агафонова Т.В., не согласившись с исковыми требованиями прокурора, пояснила, что вход в здание территориального управления по <адрес> Администрации Режевского городского округа оборудован кнопкой вызова в ДД.ММ.ГГГГ г. ДД.ММ.ГГГГ г. начались ремонтные работы крыльца при входе и самого здания территориального управления, в связи с чем на момент проведения прокурором проверки ДД.ММ.ГГГГ кнопка вызова. В настоящее время кнопка вызова имеется. Данная кнопка вызова является съемной беспроводной. В связи с тем, что с момента ее установки в ДД.ММ.ГГГГ г. кнопка вызова несколько раз похищалась или приводилась в негодность, утром каждого рабочего дня при открытии здания территориального управления кнопка вызова устанавливается при входе на определенное место, а по завершении рабочего дня кнопка убирается.

         Возражая против доводов начальника ТУ по <адрес> Администрации Режевского городского округа, прокурор полагал, что при вход в здание территориального управления по <адрес> Администрации Режевского городского округа независимо от проведения ремонтных работ должен быть оборудован кнопкой вызова или пандусом для обеспечения свободного доступа и передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения. Кроме самой кнопки вызова должна иметься и табличка извещающая инвалидов и другие маломобильные группы населения о том, что это кнопка для вызова работника территориального управления по <адрес>, а не какой-либо звонок или иное приспособление. На момент проверки ни кнопки вызова, ни таблички или указателя о кнопке вызова не имелось. В настоящее время не имеется достоверных сведений и доказательств того, что вход в здание территориального управления по <адрес> Администрации Режевского городского округа оборудован кнопкой вызова или пандусом.

         Суд, выслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

         Часть 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

         К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: в том числеадминистративные здания и сооружения.

         Органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, предприятиям торговли, сферы услуг, медицинском и спортивным учреждениям, местам отдыха, культурно- зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

         Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.

         В случаях, когда действующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с учетом соблюдения обязательных требований. Это такие требования, как досягаемость мест социального посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений посетителей; безопасность путей движения, мест обслуживания и отдыха посетителей, удобство и комфорт жизнедеятельности и другие.

 Объекты могут оснащаться приспособлениями и оборудованием как при изначальном строительстве, так и при реконструкции, ремонте или в рамках общего благоустройства.

 Обычно используются следующие приспособления и оборудование при входе в здание, строение, сооружение:

  телефоны-автоматы или иные средства связи, доступные для инвалидов (кнопка вызова);  пандусы и поручни при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки.          Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

         Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач.

         Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 г. N 832.

         В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами то, что в здании по адресу: <адрес> Администрации Режевского городского округа, а также то, что на момент проведения Режевской городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проверки соблюдения требований ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» вход в указанное здание, где размещен территориальный орган местного самоуправления Администрации Режевского городского округа - территориальное управление по <адрес> Администрации Режевского городского округа, не было оборудовано кнопкой вызова или пандусом, чем грубо нарушаются требования ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 №73».

         В соответствии со ст.ст. 21, 40 Устава Режевского городского округа Администрация Режевского городского округа являются самостоятельным уполномоченным органом местного самоуправления Режевского городского округа. С ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления Режевского городского округа - Администрация Режевского городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования реорганизован путем присоединения к ней уполномоченного органа местного самоуправления по сельской территории - Территориального управления по <адрес> Режевского городского округа, что следует из п.п. 1.12 п. 1 Решения Режевской Думы от 17 февраля 2012 г. N 9 «О РЕОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РЕЖЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА». Организует, руководит и контролирует деятельность Территориального управления по поселку Озерный (территориальный орган администрации с правом юридического лица) Глава Администрации Режевского городского округа (п.п. 1.13 Структуры Администрации Режевского городского округа, утвержденной Решением Режевской Думы от 17 февраля 2012 г. № 8 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРУКТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ РЕЖЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»).

          Являясь самостоятельным уполномоченным органом местного самоуправления Администрация Режевского городского округа в соответствии с требованиями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязана создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа в помещение территориального органа Администрации Режевского городского округа - Территориального управления по <адрес> Администрации Режевского городского округа, расположенное по адресу: <адрес>.

         Однако, как установлено в судебном заседании на момент проведения ДД.ММ.ГГГГ проверки, вход в здание по указанном адресу не был оборудован кнопкой вызова или пандусом, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в помещения территориального органа Администрации Режевского городского округа - Территориального управления по <адрес> Администрации Режевского городского округа.

         Доводы представителя ТУ по <адрес> Администрации Режевского городского округа о том, что вход в здание ТУ по <адрес> оборудован кнопкой вызова, которая лишь на время выполнения ремонтных работ в период относящийся к проверке была демонтирована, не могут быть приняты судом в качестве надлежащих, относимых и допустимых средств доказывания оснований для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора. Ни представителем Администрации Режевского городского округа, ни представителем ТУ по <адрес> Администрации Режевского городского округа не представлено в суд доказательств оборудования входа в здание ТУ по <адрес> Администрации Режевского городского округа кнопкой вызова или пандусом для обеспечения свободного доступа и передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения, в связи с чем суд не находит оснований для отказа в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований. В силу требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Администрация Режевского городского округа обязана создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в том числе в помещение территориального органа Администрации Режевского городского округа - Территориального управления по <адрес> Администрации Режевского городского округа.

         При изложенных обстоятельствах, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в части возложения обязанности на Администрацию Режевского городского округа оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: <адрес> кнопкой вызова для осуществления беспрепятственного доступа инвалидов, поскольку как следует их информации представленной специалистом отдела архитектуры и градостроительства Администрации Режевского городского округа устройство пандуса при входе в указанное здание возможно лишь при значительном изменении конструкции крыльца учитывая расстояние до тротуаров.

         Руководствуясь ст. ст. 194, 197-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

         Иск Режевского городского прокурора удовлетворить.

         Обязать Администрацию Режевского городского округа оборудовать вход в здание территориального органа Администрации Режевского городского округа - Территориального управления по <адрес> Администрации Режевского городского округа, расположенное по адресу: <адрес> кнопкой вызова для осуществления беспрепятственного доступа инвалидов в указанное помещение.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Апелляционная жалоба, представление не могут содержать требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, или прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанных жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

         Решение изготовлено в совещательной комнате судьей лично машинописным способом.

              Судья:                                                                                     Быков А.Н.

         Мотивированное решение изготовлено 03 июля 2012 года.

                                                                                                         Дело № 2-583/2012