ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5840/16 от 06.12.2016 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

Дело 2-5840/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 декабря 2016 года г.Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе

председательствующего судьи - Одинцовой О.В.

при секретаре Семейкиной С.А.

с участием истца ЛНН., представителя ответчика Правительства Белгородской области, по доверенности ЛМА.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЛНН к Правительству Белгородской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,

У С Т А Н О В И Л:

ЛНН работала в таможенных органах с 19.05.1997, а в Белгородской таможне на государственной должности федеральной государственной службы – главным государственным таможенным инспектором отдела таможенных платежей с 2005 На 21.05.2015 имеет: общий трудовой стаж – 32 года 02 месяца 26 дней, стаж работы в таможенных органах -18 лет 00 месяцев 02 дня.

ЛНН согласно приказу Федеральной таможенной службы Российской Федерации за: № от 01.10.2007 была награждена медалью «За службу в таможенных органах» III степени, а приказом за № от 06.07.2012 - медалью «За службу в таможенных органах» II степени. С ноября 2014 ЛНН является пенсионером.

Летом 2015года ЛНН обратились с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» в комиссию при Губернаторе Белгородской области.

Письмом № от 07.07.2015 ей отказано в присвоении звания, отказ мотивирован тем, что медали «За службу в таможенных органах» II и III степени Федеральной таможенной службы Российской Федерации не включены в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», в соответствии с чем, отсутствуют основания, предусмотренные ч.2 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», для присвоения звания «Ветеран труда».

Дело инициировано иском ЛНН в котором просила обязать Правительство Белгородской области присвоить ей звание «Ветеран труда».

В порядке ст. 39 ГПК РФ истцом изменены исковые требования, просит признать за нею право на присвоение звания «Ветеран труда».

В судебном заседании истец ЛНН уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для присвоения ЛНН звания «Ветеран труда», поскольку медаль «За службу в таможенных органах» II и III степени Федеральной таможенной службы Российской Федерации, которыми награждена ФИО1, не включены в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». В соответствии с приказом Федеральной таможенной службы от 01.10.2004 №97 «Об утверждении положений о наградах и почетной грамоте Федеральной таможенной службы и положений о нагрудных знаках и медалях ФТС России» награды Федеральной таможенной службы являются формой поощрения за безупречную службу, выполнение должностных обязанностей, успешное выполнение заданий особой важности и сложности, а также за особые заслуги в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации. Кроме того, в отдельных случаях к награждению могут представляться граждане Российской Федерации, не являющиеся лицами таможенных органов, и граждане иностранных государств.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, выслушав пояснения истца, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ЛНН работала в таможенных органах с 19.05.1997, а в Белгородской таможне на государственной должности федеральной государственной службы – главным государственным таможенным инспектором отдела таможенных платежей с 2005 На 21.05.2015 имеет: общий трудовой стаж – 32 года 02 месяца 26 дней, стаж работы в таможенных органах -18 лет 00 месяцев 02 дня, что подтверждается копией трудовой книжки, справкой Белгородской таможни за №157 от 22.05.2015 ( в деле).

В период работы в Белгородской таможне приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации за № от 01.10.2007 Л была награждена медалью «За службу в таможенных органах» III степени, а приказом ФТС России за № от 06.07.2012 - медалью «За службу в таможенных органах» II степени. С ноября 2014 ЛНН является пенсионером, что подтверждается копиями приказов ФТС России, копией пенсионного удостоверения ( в деле).

Приведенное выше не оспаривается в суде представителем ответчика.

Правительством Белгородской области, на обращение Л, принято 24.06.2015 распоряжение, согласно которому истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда».

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

По смыслу приведенной правовой нормы, социальная функция государства возлагается Конституцией РФ как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Следовательно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Реализация субъектами РФ полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению.

При этом соответствующие нормативные акты субъектов Российской Федерации, согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в п. 4 Постановления от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 указанного Федерального закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

Согласно п. 4 ст. 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В порядке реализации указанного правомочия губернатором Белгородской области принято постановление «О порядке присвоения звания «Ветеран труда» на территории Белгородской области» от 09.06.2006 № 81.

В соответствии с п. п. 2, 3 указанного постановления закреплено, что звание «Ветеран труда» присваивается районным управлением социальной защиты населения следующим категориям граждан, обозначенным в ст. 7 Федерального закона «О ветеранах»: лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (п. 2.1); лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (п. 2.2).

Основанием для присвоения звания «Ветеран труда» для лиц, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, являются следующие документы:

- паспорт (или документ, удостоверяющий личность заявителя обратившегося и его место жительства на территории Белгородской области);

- удостоверение к орденам или медалям либо почетным званиям СССР, РСФСР или Российской Федерации, нагрудным и почетным знакам (значкам), почетным званиям; почетные грамоты и благодарности руководства органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации;

- для граждан трудоспособного возраста - справки архивных учреждений и организаций, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин);

- для граждан, достигших пенсионного возраста, органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов запрашивают данную справку в районных управлениях Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) по Белгородской области;

- трудовая книжка или копия трудовой книжки, заверенную отделом кадров;

- граждане, получающие пенсию за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации (ФСИН, ФССП), Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ранее - КГБ СССР), Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы (ранее - Государственный таможенный комитет), Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, представляют в орган социальной защиты населения по месту жительства справку о стаже с наличием: выслуги лет в вышеперечисленных органах, трудового стажа (гражданского), общего трудового стажа.

Этим же постановлением утвержден Перечень наград и ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».Между тем, положения указанного постановления губернатора Белгородской области, определяя перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», ограничивают (сужают) по сравнению с Федеральным законом «О ветеранах» круг лиц, которым может быть присвоено такое звание, поскольку исключают значительный объем ведомственных знаков отличия в труде, решение о награждении которыми принималось федеральными службами, имевшими установленные законодательством полномочия принимать такие решения.

В соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать лишь порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», под которыми понимается организационный и правовой механизм реализации присвоения звания «Ветеран труда» лицам, категории которых определены непосредственно федеральным законодательством.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 1 ФЗ «О ветеранах» звание «Ветеран труда» присваивается с учетом продолжительного добросовестного труда. Однако понятие «продолжительный добросовестный труд» конкретизируется, в частности, в п. 2 ч. 1 ст. 7 этого Федерального закона, которым установлено, что лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются ветеранами труда.

Таким образом, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет критерий продолжительного добросовестного труда, то есть получение награды за основную трудовую деятельность гражданина.

Положения Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» не содержат нормативно-определенного понятия «ведомственный знак отличия в труде».

Однако, правовой смысл п.п. 2 п. 1 ст. 7 вышеуказанного закона указывает на то, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего в соответствующий период законодательства органами и организациями, наделенными определенными полномочиями в установленном законом порядке.

С учетом приведенного, отнесение к ветеранам труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, федеральный законодатель не поставил в зависимость от ведомства, производящего награждение, и вида ведомственного знака отличия в труде, поэтому при разрешении вопроса статуса награды как ведомственной и основания присуждения (знак отличия в труде и т.д.) необходимо исходить из конкретных предписаний законодательства о функциях учреждения (ведомства) - учредителя награды и содержания наград на момент их учреждения и награждения ими граждан.

Под ведомством подразумевается орган государственного управления, образованный для управления отдельными направлениями хозяйственного и социального развития. Ведомство организационно действует в виде комитетов, комиссий, главных управлений, иных органов.

К ведомственным знакам отличия можно относить исключительно знаки отличия государственных органов. Подтверждением тому служат, прежде всего, закрепленные права ряда министерств Российской Федерации утверждать ведомственные знаки отличия в труде и представлять особо отличившихся работников соответствующих ведомств к награждению этими знаками.

Согласно Указу Президента РФ от 02.03.1994 № 442 «О государственных наградах Российской Федерации», Указу Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством.

Устанавливаются следующие виды государственных наград: звание Героя Российской Федерации; ордена Российской Федерации; знаки отличия Российской Федерации; медали Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

Поскольку ведомственные знаки отличия в труде в соответствии со ст. 7 ФЗ «О Ветеранах» приравнены к государственным наградам и почетным званиям, то их статус должен быть одинаковым.

Согласно приказу ФТС РФ от 01.10.2004. № «Об утверждении положений о наградах и почетной грамоте Федеральной таможенной службы и положений о нагрудных знаках и медалях ФТС России» награды Федеральной таможенной службы» данные награды являются мерой поощрения.

Из анализа приказа ФТС РФ от 01.10.2004. № «Об утверждении положений о наградах и почетной грамоте Федеральной таможенной службы и положений о нагрудных знаках и медалях ФТС России» следует, что наградами Федеральной таможенной службы в отдельных случаях к награждению могут представляться граждане Российской Федерации, не являющиеся лицами таможенных органов, и граждане иностранных государств, в то время как ведомственный знак отличия в труде предполагает награждение за многолетний труд в ведомстве, осуществляющим награждение.

В соответствии с п.п.9 п.1 ст.55 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе» №79-фз от 27.07.2004 за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения - награждение орденами и медалями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № в ред. от 10.06.2006 «О Федеральной таможенной службе» руководитель ФТС России уполномочен учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград.

В Положении о медали ФТС России «За службу в таможенных органах», утвержденном приказом ФТС России от 01.10.2004 №, определено, что медалью «За службу в таможенных органах» награждаются должностные лица таможенных органов Российской Федерации за безупречную службу и прослужившие в таможенных органах 10,15,20 лет ( в календарном исчислении).

В 2014 году в Постановление Губернатора Белгородской области от 09.06.2006 № 81 «О порядке присвоения звания «Ветеран труда» на территории Белгородской области» было внесено ряд изменений (от 24.01.2014 N№ 6, от 27.03.2014 № 25, от 18.04.2014 № 41, от 30.04.2014 № 44, от 09.10.2014 № 90), в том числе утвержден Порядок присвоения звания «Ветеран труда» (далее-Порядок) и Перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» (далее-Перечень).

Согласно пункту 2 Порядка основаниями для присвоения звания «Ветеран труда» являются: награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Отказывая в присвоении истцам звания «Ветеран труда», принимая распоряжение от 24.06.2015 по заявлению ЛНН на основании постановления Губернатора Белгородской области от 09.06.2006 № 81 Правительством Белгородской области не учтены положения федерального законодательства.

Как указано выше, круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, определен Законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ не содержит определение ведомственный знак отличия в труде, в связи с чем отнесение тех или иных наград к ведомственным определяется в соответствии нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством. Основанием предоставления лицу статуса «Ветеран труда» при условии наличия у него государственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде является продолжительность стажа работы, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (пункт 2 части 1 статьи 7 Закона о ветеранах).

Положение подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», относя к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2010 №763-0-0 и от 21.04.2011 № 544-0-0).

Граждане, награжденные ведомственными наградами и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами права для присвоения звания «Ветеран труда».

Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда». Вместе с тем, он не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категориям ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

Суд, подробно проанализировав приведенные в решении законодательные акты Российской Федерации, пришел к выводу о том, что медаль «За службу в таможенных органах» II и III степени, которой награждена истец ЛНН относятся к ведомственным знакам отличия в труде.

Установлено, что распоряжение от 24.06.2015 принято в пределах полномочий Правительства области, предусмотренных Уставом Белгородской области и постановлением Губернатора Белгородской области от 09.06.2006 № 81 «О Порядке присвоения звания «Ветеран труда» на территории Белгородской области». Однако, ответчик, отказывая в присвоении истцу звания «Ветеран труда», руководствовался исключительно региональным законодательством без учета положений ст. 7 Закона «О ветеранах», что привело к нарушению прав истца.

Доводы представителя ответчика об отсутствии правовых оснований для присвоения истцам звания «Ветеран труда» основаны на неверном толковании закона.

В случае, когда подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, суд, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, должен принять решение в соответствии с федеральным законом (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец имеет необходимый стаж работы более 20 лет, из которых 18 лет в таможенных органах, награждена медалью «За службу в таможенных органах» II и III степени, которые по своей природе являются ведомственными знаками отличия и оснований для отказа в присвоении звания «Ветеран труда» не имеется.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ЛНН к Правительству Белгородской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» признать обоснованными и удовлетворить.

Признать за ЛНН право на присвоение звания «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода.

Судья

Мотивированный текст решения изготовлен 12.12.2016

Судья