ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5844/20 от 15.02.2021 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Индустриальный районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Суворовой И.Ю.,

с участием представителя заявителя ФИО2,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комитета Администрации <адрес> по управлению <адрес>ом о признании объекта бесхозяйным, признании права муниципальной собственности на торговый объект,

У С Т А Н О В И Л:

Комитет Администрации <адрес> по управлению <адрес>ом обратился в суд с заявлением о признании объекта бесхозяйным, признании права муниципальной собственности на торговый объект.

В обоснование заявленный требований заявитель указал, что на земельном участке в районе жилого <адрес> в <адрес>, государственная собственность на который не разграничена и распоряжение которым осуществляется органом местного самоуправления городского округа, неправомерно размещен нестационарный торговый объект кремового цвета, без фундамента, с информационным баннером «Овощи фрукты продукты сухофрукты» (НТО).

Управлением торговли, питания и бытового обслуживания администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ размещено требование на неправомерно размещенном НТО о его демонтаже в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также размещено требование о демонтаже в газете «Хабаровские вести», в сетевом издании «Интернет-портал «Хабаровские вести», на официальном сайте администрации <адрес> в иформационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.khabarovskadm.ru).

Однако указанный НТО в добровольном порядке собственником не демонтирован и земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, от НТО не освобожден.

В целях установления владельца неправомерно размещенного НТО Управлением торговли направлено обращение в управление МВД России по <адрес> о проведении мероприятий по установлению личности владельца неправомерно размещенного НТО по вышеуказанному адресу. По представленной управлением МВД России по <адрес> информации личность владельца неправомерно размещенного НТО не установлена.

Просит суд признать неправомерно размещенный нестационарный торговый объект в районе жилого <адрес> кремового цвета, без фундамента, с информационным баннером «Овощи фрукты продукты сухофрукты» бесхозяйным (бесхозным) и признать право муниципальной собственности на него.

При рассмотрении дела представитель заявителя ФИО2, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении. Суду показал, что на день рассмотрения дела земельный участок от НТО не освобожден.

Исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В силу ст.56, 57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующих в деле.

В соответствии со ст.55 ГПК РФ, доказательства по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудиовидеозаписей, заключений экспертов.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу положений ст.226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п.2 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 ст.226 ГК РФ лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, имеет право обратить эту вещь в свою собственность, приступив к её использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Согласно ч.3 ст.218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с ч.1 ст.290 ГК РФ, заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя.

Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею (ч.1 ст.293 ГК РФ).

В соответствии с положениями ФЗ РФ №137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Во исполнение решения Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о Комитете администрации <адрес> по управлению районом» Комитет администрации <адрес> по управлению <адрес>ом осуществляет контроль за использованием земель на территории района и обращается в суд с исками о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные движимые вещи - нестационарные торговые объекты.

В соответствии с п.2.4.3 Положения Комитет администрации <адрес> по управлению районами, исполняя функции по вопросам землепользования, осуществляет организацию работы по демонтажу и вывозу самовольно установленных или с истекшим сроком размещения некапитальных индивидуальных гаражей блочного или металлического типа, нестационарных торговых объектов, а также иных объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации и право на размещение которых предоставляется Комитетом администрации по управлению районом в соответствии с п.3 ст.39.36 ЗК РФ, а также в случаях, когда освобождение земли или земельного участка от объектов, указанных в настоящем подпункте, необходимо в интересах муниципального образования.

Работа структурных подразделений администрации <адрес> по выявлению и демонтажу неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов регламентируется Порядком взаимодействия структурных подразделений администрации <адрес> по выявлению и демонтажу неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского округа «<адрес>», утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.1.3 Порядка:

- неправомерно размещенный НТО - НТО, размещенный с нарушением утвержденной постановлением администрации <адрес> размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «<адрес>», а также в отсутствие договора на размещение НТО, договора пользования местом размещения НТО;

- бесхозяйным НТО – является НТО, правообладатель которого не установлен либо от права собственности на который собственник отказался в установленном законом порядке;

- Единый реестр неправомерно размещенных НТО - перечень данных, который обеспечивает учет выявленных на территории городского округа «<адрес>» неправомерно размещенных НТО.

Выявление неправомерно размещенных НТО на территории <адрес> осуществляет Управление торговли, питания и бытового обслуживания администрации <адрес> (п.2.1 Порядка).

При наличии информации о форме собственности земельного участка, относящегося к муниципальной собственности или к землям, государственная собственность на которые не разграничена, указанной в п.2.3 настоящего Порядка, Управление торговли осуществляет выезд на место, где предположительно неправомерно размещен НТО, в течение 5 рабочих дней со дня получения информации, указанной в п.2.3 настоящего Порядка (п.2.4 Порядка).

В день выезда по результатам выезда оформляются:

- акт выявления неправомерно размещенного НТО по форме согласно приложению к настоящему Порядку с приложением фотоматериалов, подтверждающих факт неправомерного размещения НТО;

- требование о демонтаже неправомерно размещенного НТО по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Требование о демонтаже размещается в день выезда непосредственно на самом неправомерно размещенном НТО на бумажном носителе. Факт размещения указанного требования подлежит фотофиксации и отражению в Акте выявления (п.2.4 Порядка).

В силу положений п.2.6 Порядка Управление торговли в течение пяти рабочих дней со дня составления Акта выявления обеспечивает размещение требования о демонтаже в газете «Хабаровские вести», в сетевом издании «Интернет-портал «Хабаровские вести», на официальном сайте администрации <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.khabarovskadm.ru) в разделе «Управление торговли, питания и бытового обслуживания», а также направляет Требование о демонтаже правообладателю неправомерно размещенного НТО в случае, если известно место регистрации или местонахождение правообладателя неправомерно размещенного НТО, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Сведения о неправомерно размещенных НТО Управлением торговли вносятся в Единый реестр неправомерно размещенных НТО, выявленных на территории городского округа «<адрес>» (п.2.7 Порядка).

После принятия всех мер, указанных в п.п.2.2, 2.3, 2.6, 2.8 Порядка, правообладатель неправомерно размещенного НТО считается неустановленным.

Пунктом 3.4 Порядка предусмотрено, что Управление торговли в течение трех рабочих дней со дня составления Акта неисполнения направляет Акт неисполнения в Комитет. Комитет на основании Акта неисполнения в течение 15 календарных дней со дня получения Акта неисполнения готовит и направляет исковое заявление о понуждении правообладателя НТО к освобождению земельного участка от НТО.

В случае если правообладатель не установлен и неправомерно размещенный НТО не демонтирован в срок, указанный в п.3.1 настоящего Порядка, Управление торговли направляет Акт неисполнения в Комитет соответствующего района в течение трех рабочих дней со дня составления Акта неисполнения. Комитет в течение 15 календарных дней со дня получения Акта неисполнения и информации об отсутствии правообладателя неправомерно размещенного НТО готовит и направляет исковое заявление в суд о признании неправомерно размещенного НТО бесхозяйной вещью в соответствии с п.1 ст.225 ГК РФ и обращении его в собственность городского округа «<адрес>» в соответствии с п.2 ст.226 ГК РФ и гл.33 ГПК РФ.

При рассмотрении дела судом установлено, что в районе жилого <адрес>, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, выявлен неправомерно размещенный нестационарный торговый объект (НТО) кремового цвета, без фундамента, с информационным баннером «Овощи-фрукты-продукты-сухофрукты», о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт.

Управлением торговли, питания и бытового обслуживания администрации <адрес> вышеуказанный НТО (павильон) в соответствии с п.2.1 и п.2.7 Порядка, выявлен как неправомерно размещенный НТО и сведения о нем внесены в Единый реестр неправомерно размещенных НТО, выявленных на территории городского округа «<адрес>» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.khabarovskadm.ru) в разделе «Управление торговли, питания и бытового обслуживания», вкладка «Иная информация».

Управлением торговли ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.2.4 и п.2.6 на НТО размещено требование о его демонтаже в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Совместно с этим ДД.ММ.ГГГГ Управлением размещено требование о демонтаже в газете «Хабаровские вести», в сетевом издании «Интернет-портал «Хабаровские вести», на официальном сайте администрации <адрес> в иформационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.khabarovskadm.ru).

По истечении установленного для демонтажа НТО срока, ДД.ММ.ГГГГ Управлением составлен акт неисполнения требования демонтаже НТО.

В целях установления владельца НТО Управлением торговли направлено обращение в управление МВД России по <адрес> о проведении мероприятий по установлению личности владельца НТО. По предоставленной управлением МВД России по <адрес> информации, личность владельца НТО не установлена.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ представителем заявителя произведен осмотр земельного участка, на котором выявлен НТО, в ходе которого установлено, что земельный участок от НТО не освобожден, личность владельца НТО не установлена, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ и фотоматериалами к нему.

Представленными суду документами подтверждено, что выявленный в районе жилого <адрес>, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, нестационарный торговый объект кремового цвета, без фундамента, с информационным баннером «Овощи-фрукты-продукты-сухофрукты», размещен неправомерно. При этом в установленном законом порядке Управлением приняты меры к установлению владельца НТО, как и соблюден порядок по размещению информации о его демонтаже.

При установленных по делу фактических и правовых обстоятельствах суд приходит к выводу, что торговый объект размещен неправомерно, в установленном порядке включен в Единый реестр неправомерно размещенных НТО, не имеет собственника, доказательств обратного суду не представлено, а потому он может быть признан бесхозяйным (бесхозным) и в отношении него возможно признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием <адрес> «<адрес>».

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд –

Р Е Ш И Л:

Заявление Комитета Администрации <адрес> по управлению <адрес>ом о признании объекта бесхозяйным, признании права муниципальной собственности на торговый объект – удовлетворить.

Признать неправомерно размещенный нестационарный торговый объект в районе жилого <адрес> кремового цвета, без фундамента, с информационным баннером «Овощи фрукты продукты сухофрукты» бесхозяйным (бесхозным).

Признать право муниципальной собственности на нестационарный торговый объект размещенный в районе жилого <адрес>, кремового цвета, без фундамента, с информационным баннером «Овощи фрукты продукты сухофрукты» за муниципальным образованием городской округ «<адрес>».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Индустриальный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: И.Ю. Суворова