ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-584/2013 от 22.11.2013 Октябрьского городского суда (Самарская область)

    Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 ноября 2013 года                                                         г. Октябрьск Самарской области

Октябрьский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Головой Т.А., с участием ст. помощника прокурора г. Октябрьска Ильичева Д.А., при секретаре Молодкиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора г. Октябрьск Самарской области в интересах ФИО1 к Администрации г.о. Октябрьск Самарской области о признании незаконными решения органа местного самоуправления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности восстановить на учете и списках очередности,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Октябрьска обратился в суд с заявлением в интересах ФИО1 о признании незаконным решения органа местного самоуправления - Администрации г.о. Октябрьск об исключении ФИО1 из списков очередности и снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании Администрацию г.о. Октябрьск поставить ФИО1 с момента первоначального обращения на учет на получение жилья как нуждающегося в улучшении жилищных условий, как участника боевых действий, инвалида 2 группы и восстановить его в списках нуждающихся в получении жилья с составом семьи из четырех человек.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Ильичев Д.А. заявленные требования поддержал в полном объеме и показал, что прокуратурой г. Октябрьска по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства Администрацией г.о. Октябрьск Самарской области. Установлено, что постановлением главы г.о. Октябрьск № от 19.03.2012 года на основании заявления ФИО1, последний поставлен на учет для улучшения жилищных условий с составом семьи 3 человека, поскольку является инвалидом 2 группы, ветераном боевых действий в Северокавказском регионе и в связи с износом 65% принадлежащем на праве собственности жилого помещения по <адрес>. Постановлением главы г.о. Октябрьск от 18.10.2013 года № ФИО1 снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ. В качестве основания для снятия с учета ФИО1 Администрация г.о. Октябрьск указывает на ошибочное применение Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утв. Приказом Министра ЖКХ РСФСР от 05.11.1985 года № при необходимости применения Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №. Считает, что само по себе несоблюдение должностными лицами службы по учету и распределению жилья Администрации г.о. Октябрьск требований жилищного законодательства при постановке лица на учет, при отсутствии неправомерных действий и злоупотреблений со стороны самого лица, не является основанием для снятия гражданина с учета нуждающихся в жилье. В нарушение ч.2 ст.56 ЖК РФ не решение общественной комиссии по жилищным вопросам от 16.10.2013 года, не постановление главы г.о. Октябрьск от 18.10.2013 года № в части снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключении из списков очередности ФИО1 не содержат указания на обстоятельства, послужившие основанием к их принятию. ФИО1 до настоящего времени не обеспечен жильем, правом на получение жилого помещения или улучшение жилищных условий на льготных основаниях он не воспользовался. Согласно ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан должны быть приняты органом, на основании решений которого граждане приняты на учет, не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Проверка показала, что по результатам внеплановой инвентаризации учетного дела Администрацией г.о. Октябрьск выявлено несоответствие в документах, содержащих сведения о проценте износа дома <адрес>. 12.08.2013 года в адрес ФИО1 было направлено соответствующее уведомление, однако, решение о снятии с учета было вынесено только 18.10.2013 года по результатам заседания общественной комиссии по жилищным вопросам, проведенной 16.10.2013 года, то есть за пределами установленного срока. Совокупность существующих нарушений в данном случае свидетельствует о незаконности решения принятого Администрацией г.о. Октябрьск в отношении ФИО1. Кроме того, в настоящее время имеется представленное ФИО1 техническое заключение, согласно которому его жилой дом относится к категории жилья непригодного для проживания, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 года №) в виду морального и физического износа, несоответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также высоких расходов на содержание и ремонт, целесообразно признать здание аварийным и подлежащим сносу, с целью наиболее эффективного использования данного земельного участка. Просит удовлетворить их требования в полном объеме: признать Постановление Администрации г.о. Октябрьск от 18.10.2013 года №. о снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ незаконным и обязать Администрацию г.о. Октябрьск восстановить ФИО1 в очереди на получение жилья как нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи четыре человека, с момента первоначального обращения.

Представитель Администрации г.о. Октябрьск по доверенности ФИО2 в судебном заседании с заявлением прокурора не согласилась и показала, что ФИО1 был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в марте 2012 года как ветеран боевых действий, инвалид 2 группы, проживающий в частном доме с процентом износа 65%. На сегодняшний день у ФИО1 отсутствует право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как не может состоять как инвалид - не выдерживается учетная норма 13 кв.м. на человека, не может состоять как ветеран боевых действий - не выдерживается учетная норма 15 кв.м. на человека, не может состоять на учете как проживающий в непригодном для проживания доме, так как его дом не признан непригодным в соответствии с действующим законодательством. Справка БТИ, послужившая основанием для постановки на учет, не соответствует действительности и не может служить основанием для постановки на учет, поскольку в ней указан процент износа 65% на весь дом площадью 62,3 кв.м. Однако, в техническом паспорте на дом указан процент износа для основного строения 19 кв.м. - 65%, для пристроя к дому 42 кв.м. - 27%. Данные обстоятельства были выявлены 12.08.2013 года. Таким образом, для определения процента износа всего жилого дома в целом ФИО1 было предложено в срок до 30.08.2013 года предоставить соответствующие документы. ФИО1 ничего не предоставил. В судебном заседании по другому гражданскому делу по иску о предоставлении ФИО1 жилого помещения был также установлен срок до 15.10.2013 года для добровольного предоставления документов, необходимых для сохранения права на внеочередное получение жилья. 15.10.2013 года ФИО1 в судебном заседании ничего не представил, отказался от проведения технического обследования дома, поэтому 16.10.2013 года на заседании жилищной комиссии было принято решение о снятии ФИО1 с учета нуждающихся. Постановлением Администрации № от 18.10.2013 года данное решение было закреплено, в нем имеется ссылка на конкретный пункт ст.56 ЖК РФ, послуживший основанием снятия с учета. Нарушение сроков принятия решения было вызвано объективными причинами, а не нарушениями со стороны администрации, в данном случае установление судом при рассмотрении другого гражданского дела срока предоставления ФИО1 необходимых документов. Поскольку дом находится у ФИО1 в собственности он должен доказать свою нуждаемость в улучшении жилищных условий. Для этого необходимо было обратиться в отдел архитектуры с заявлением, на основании которого межведомственная комиссия произведет обследование жилого дома с составлением акта о процентном износе жилого дома в целом. Считает, что нарушений со стороны Администрации нет, просит в удовлетворении заявления прокурора г.Октябрьска отказать.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли продажи от 10.04.2008 года ФИО1 принадлежит жилой дом общей площадью 62,3 кв.м., жилой площадью 51.1 кв.м., расположенный <адрес>.

ФИО1, <данные изъяты>, являясь ветераном боевых действий в Северокавказском регионе, инвалидом 2 группы, чья семья проживает в частном доме признанном непригодным для проживания 07.02.2012 года обратился в Администрацию г.Октябрьск с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека.

Постановлением Администрации г.о. Октябрьск № от 19.03.2012 года ФИО1 был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку физический износ дома, в котором он проживал, составил 65% согласно представленной справке ЦТИ от 17.01.2012 года. Согласно заявлению ФИО1 от 23.07.2012 года состав семьи был изменен с трех до четырех человек в связи с рождением внука.

В силу ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Из материалов дела следует, что 07.08.2013 года в службу по учету и распределению жилья Администрации г.о. Октябрьск поступил запрос прокуратуры г. Октябрьска по вопросу отказа ФИО1 в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В ходе проведения проверки учетного дела ФИО1 были выявлены несоответствия в документах, содержащих сведения о проценте износа дома <адрес>. В техническом паспорте на дом от 18.12.2007 года процент износа указан отдельно на основанное строение общей площадью 19,3 кв.м. - 65% и пристрой общей площадью 43 кв.м. - 27%, а согласно справке ЦТИ № от 17.01.2012 года износ в размере 65% отнесен ко всему дому общей площадью 62,3 кв.м., в том числе и к пристрою.

12.08.2013 года Администрацией г.Октябрьск в адрес ФИО1 было направлено извещение о выявленных несоответствиях и в целях сохранения очередности предложено в срок до 30.08.2013 года предоставить в службу по учету и распределению жилья документы, содержащие достоверные сведения о проценте износа дома на общую площадь 62,3 кв.м. Поскольку ФИО1 документы, подтверждающие износ дома общей площадью 62,3 кв.м., представлены не были, на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации г.о. Октябрьск 16.10.2013 года было принято решение об исключении ФИО1 из списков очередности в связи с выявлением технической ошибки, послужившей основанием при решении вопроса о принятии на учет.

Постановлением Администрации г.о. Октябрьск № от 18.10.2013 года в соответствии с п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ ФИО1 снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключен из списков очередности в связи с выявлением технической ошибки, послужившей основанием при решении вопроса о принятии на учет.

В соответствии с п.6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Согласно ч.2 ст.56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 названной статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

В судебное заседание ФИО1 представлено техническое заключение по результатам технического обследования состояния несущих и ограждающих конструкций жилого дома <адрес> от 14.11.2013 года, согласно которому здание относится к категории жилья непригодного для проживания, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 года №) в виду морального и физического износа, несоответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также высоких расходов на содержание и ремонт, целесообразно признать здание аварийным и подлежащим сносу, с целью наиболее эффективного использования данного земельного участка. Таким образом, ФИО1 в судебное заседание представлены доказательства непригодности его жилья для проживания, что не противоречит содержанию его заявления о принятии на учет для предоставления жилого помещения. При подаче заявления 07.02.2012г. о принятии на учет для предоставления жилого помещения ФИО1 в самом заявлении не указал процент износа принадлежащего ему жилого дома, что свидетельствует о том, что у него не было цели ввести должностных лиц в заблуждение относительно фактического износа жилого дома, поскольку все необходимые документы были им представлены в жилищную комиссию.

Разрешая спор, суд принимает во внимание, что статьей 249 ГПК РФ и п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусмотрено, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Суд считает, что общественная комиссия по жилищным вопросам Администрации г.о. Октябрьск перед принятием решения о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в жилом помещении должна была проверить утрату оснований, которые давали ФИО1 право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении.

Кроме того, в судебном заседании Администрацией г.о.Октябрьск так же не были представлены доказательства, что процент фактического износа жилого дома <адрес> меньше необходимого для сохранения за ФИО1 права состоять на учете нуждающихся.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Постановление Администрации г.о. Октябрьск № от 18.10.2013 года о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключении из списков очередности является незаконным.

Кроме того, исходя из изложенного суд считает, что в указанном постановлении Администрации г.о. Октябрьск № от 18.10.2013 года не содержится обязательного мотивированного основания, предусмотренного ч.2 ст.56 Жилищного кодекса РФ. Ссылка в постановлении на выявленную техническую ошибку не может считаться таким мотивированным основанием, поскольку не отражает конкретных фактов, послуживших основанием для снятия с учета. Данное нарушение не является формальным, так как соблюдение требований к содержанию решения, является обязательным для исполнения, кроме того, указанное обстоятельство нарушает право гражданина на получение мотивированного и законного решения муниципального органа.

Также обоснованы доводы прокурора г.о. Октябрьск о нарушении срока вынесения решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку факт несоответствия данных в предоставленных ФИО1 документов, подтверждающих процент износа жилого дома, был установлен 12.08.2013 года, а решение общественной жилищной комиссии о снятии ФИО1 с учета было принято только 16.10.2013 года. Исходя из положений ч.2 ст.56 Жилищного кодекса РФ предусмотренный законом срок для вынесения решения о снятии с учета начинается с момента выявления факта, и в течение тридцати рабочих дней муниципальный орган должен установить наличие оснований для снятия с учета и принять соответствующее решение. Законом не предусмотрено приостановление указанного срока или его продление, в связи с чем доводы представителя Администрации г.о. Октябрьск о невозможности вынесения решения в установленный срок в связи с наличием объективных причин не основаны на законе.

Указанные обстоятельства также свидетельствует о нарушении общественной жилищной комиссией Администрации городского округа Октябрьск срока снятия с учета ФИО1 из списка нуждающихся в жилых помещениях

Совокупность существенных нарушений свидетельствует о незаконности решения, принятого в отношении ФИО1 на заседании общественной жилищной комиссии от 16.10.2013 года, следовательно, и о незаконности вынесенного на основании него Постановления Администрации г.о. Октябрьск № от 18.10.2013 года.

При установленных обстоятельствах заявление прокурора г.о. Октябрьск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

          Заявление прокурора <адрес> в интересах ФИО1 - удовлетворить.

          Признать Постановление Администрации г.о. Октябрьск от 18.10.2013 года №. о снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ незаконным.

Обязать Администрацию г.о. Октябрьск восстановить ФИО1 в очереди на получение жилья как нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи четыре человека, с момента первоначального обращения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в течение месяца.

Председательствующий: судья                                                       =Т.А. Голова=