ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-584/2014 от 17.12.2014 Клепиковского районного суда (Рязанская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

<адрес> районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Романовой Ю.В. при секретаре Федькиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России № 9 по <адрес> области к ФИО2 ФИО4 о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО1, в котором просит взыскать с ответчика в доход государства задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> рубля, за 2011 год в сумме <данные изъяты> рубля, за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> рублей, а также пени в сумме <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> рублей (л.д. 3-4,47).

Свои требования истец мотивирует тем, что ответчику принадлежат два транспортных средства: <данные изъяты> – легковой автомобиль, мощность двигателя - <данные изъяты> г.р.з. ; <данные изъяты> – автобус, мощность двигателя – <данные изъяты>, г.р.з. . Ответчику, как налогоплательщику - физическому лицу, за ДД.ММ.ГГГГ годы был исчислен транспортный налог, о чем было направлено налоговое уведомление. В связи с тем, что ответчик за указанный период не полностью уплатил налог, в его адрес было направлено требование об уплате транспортного налога в сумме <данные изъяты> рублей. По настоящее время налогоплательщик не уплатил недоимку по транспортному налогу, в связи с чем были начислены пени.

Представитель истца в судебное заседание не явился, истец извещен надлежащим образом (л.д. 55), имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, исковые требования поддерживают в полном объеме (л.д. 59).

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал полностью, пояснил, что действительно является владельцем двух транспортных средств. За автомобиль ВАЗ он полностью уплатил налог. Считает, что налоговый орган необоснованно исчисляет транспортный налог в отношении второго автомобиля <данные изъяты>, который является легковым автомобилем. Налоговый орган первоначально начислял ему налог на данный автомобиль, как на грузовой, а сейчас произвел перерасчет по ставке в отношении автобуса. Пени по этой причине также были начислены неправильно.

Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ФИО1 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России по <адрес> и является налогоплательщиком транспортного налога.

Согласно сведениям, представленным налоговой инспекции органом, осуществляющим регистрацию транспортных средств, ответчик являлся владельцем следующих транспортных средств:

- <данные изъяты>, наименование типа ТС – легковые автомобили прочие, категория ТС – «В», г.р.з. , мощность двигателя - <данные изъяты>, дата начала владения – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6,8-9);

- <данные изъяты>, наименование типа ТС – автобусы длиной не более <данные изъяты> метров, категория ТС – «В», г.р.з. <данные изъяты> мощность двигателя - <данные изъяты>, дата начала владения – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6,7).

Как усматривается из ПТС <адрес>, марка, модель ТС - <данные изъяты>, наименование (тип ТС) – грузовой-фургон; первоначально была указана категория ТС «Д», но данная отметка впоследствии аннулирована, как сделанная ошибочно, исправлено на категорию ТС «В». В паспорте транспортного средства также имеется особая отметка: «установлено 6 мест для перевозки пассажиров», разрешенная максимальная масса ТС – 2720 кг (л.д. 34).

Согласно карточке учета транспортных средств и письму МРЭГ ГИБДД УМВД (<адрес> за ФИО1 зарегистрирован а/м <данные изъяты>, г/н <данные изъяты>, индекс «41» в модели транспортного средства, что классифицируется как автобус длиной не более <данные изъяты> метров, мощность двигателя – <данные изъяты> л.с., разрешенная максимальная масса – <данные изъяты> кг, то есть у ФИО1 автобус не более 5 метров категории «В» (л.д. 51,52).

В силу п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором п. 3 ст. 363 НК РФ (в редакции закона от 28.11.2009 года № 283-ФЗ).

Статьей 4 п. 16 Закона Рязанской области «О транспортном налоге на территории Рязанской области» предусмотрено, что срок уплаты налога, подлежащего уплате по итогам налогового периода, для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, устанавливается 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с указанными нормами права налоговой орган направил ответчику налоговое уведомление об уплате транспортного налога за три налоговых периода - 2010, 2011, 2012 годы, срок уплаты налога - до ДД.ММ.ГГГГ. При этом налоговая ставка в отношении автомобиля <данные изъяты> указана в размере <данные изъяты> рублей (как за автобус – ст. 2 Закона РО «О транспортном налоге на территории Рязанской области»), в отношении автомобиля <данные изъяты><данные изъяты> рублей (как за легковой автомобиль) - л.д. 10. Налоговое уведомление направлено налогоплательщику ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком корреспонденции (л.д. 33).

ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11,12). Из данного требования следует, что у ФИО1 имеется задолженность по транспортному налогу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, а также пени в сумме – <данные изъяты> рублей, которую необходимо погасить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Указанное требование направлено ответчику заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).

В связи с невыполнением налогоплательщиком данного требования МИФНС России по <адрес> в мае <данные изъяты> года обратилась с заявлением к мировому судье судебного участка <адрес> (с соблюдением шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа).

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу и пени, а также госпошлины. Данный судебный приказ отменен ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка <адрес> (л.д. 5).

С настоящим иском Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26), не позднее шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ), что свидетельствует о соблюдении истцом срока обращения в суд, установленного законом.

Статья 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность, в силу ст. 45 НК РФ, должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах – ст. 359 НК РФ.

В соответствии со ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Законом Рязанской области от 22.11.2002 года № 76-ОЗ «О транспортном налоге на территории Рязанской области» (в редакции закона до 18.11.2013 года) установлены следующие налоговые ставки: автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. – 8 рублей, автобусы с мощностью двигателя до 200 л.с. – 28 рублей, грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. – 19 рублей. При этом статьей 2 указанного закона предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории (типа) транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Нормы ст. 361 НК РФ и статьи 2 Закона Рязанской области № 76-ОЗ не предоставляют право налоговому органу применить налоговую ставку, исходя из типа транспортного средства, указанного в сведениях, предоставляемых органами ГИБДД, без учета категории.

Оценивая в совокупности доказательства по делу, суд приходит к выводу, что налоговый орган обоснованно при исчислении транспортного налога за автомобиль ВАЗ 2121 применил ставку в размере 8 рублей (за легковой автомобиль), и неправомерно применил ставку в отношении другого автомобиля УАЗ 2206 в размере 28 рублей, как за автобус. К данному выводу суд пришел по следующим основаниям.

Согласно приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 года № БГ-3-21/177 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации», при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться: Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 года № 359) и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968 г.), ратифицированной Указом Президиума ВС СССР от 29.04.1974 года № 5938-VIII (п. 16 положения).

В Конвенции о дорожном движении определено, что к категории транспортных средств «B» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

В приложении № 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 года, приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении, согласно которой категория «В» может относиться как к легковым, так и грузовым транспортным средствам.

В Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ) (утв. НИИАТ Минтранса РФ 12.10.2004 года, РФЦСЭ при Минюсте РФ 20.10.2004 года, ЭКЦ МВД РФ 18.10.2004 года, НПСО «ОТЭК» 20.10.2004 года) содержится определение термину «автобус», согласно которому это - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя. Подразделяются на микроавтобусы, городские, пригородные, междугородние и туристические автобусы.

В п. 1.2.1 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 года № 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», действовавшего до 10.04.2013 года разъяснено, что «автобус» - автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8 (классификация автотранспортных средств принята правилами ЕЭК ООН, М-2 и М-3). Транспортные средства М-2 и М-3 относятся к категории «Д» - приложение № 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств.

Из материалов дела следует, что ответчик является собственником транспортного средства <данные изъяты>, тип которого определен как автобус длиной не более <данные изъяты> метров, категории «В» (л.д. 51,52). При этом, поскольку максимальная масса автомобиля <данные изъяты> не превышает <данные изъяты> кг и число пассажирских мест, помимо места водителя, не превышает восьми (имеется шесть мест), то его классификация по категории «В» соответствует наименованию этой категории по Венской Конвенции по типу «М1» - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя. В связи с этим при исчислении транспортного налога в отношении автомобиля <данные изъяты> подлежит применению налоговая ставка, как с легкового автомобиля.

Налоговый орган не представил бесспорных и достоверных доказательств обоснованности применения налоговой ставки в отношении автомобиля УАЗ 2206 в размере, установленном для автобуса. В силу положений ч. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Кроме того, Минфин России в письме от 29.03.2007 года № 03-05-06-04/17, а также в письме от 0.02.2008 года № 03-05-04-04/01 указал, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории «В» - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории «автомобили легковые». В письме Минфина РФ от 17.01.2008 года № 03-05-04-01/1 указано, что в случае отсутствия в ПТС сведений о типе ТС или разногласий с налогоплательщиком налоговые органы вправе по данному вопросу обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать ПТС.

Таким образом, сумма транспортного налога составляет:

- за ДД.ММ.ГГГГ год <данные изъяты> рублей (за автомобиль <данные изъяты> налоговая база 76 * 8 рублей налоговая ставка за легковой автомобиль, количество месяцев владения – 12);

- за ДД.ММ.ГГГГ год <данные изъяты> рублей (за автомобиль <данные изъяты> налоговая база 76 * 8 рублей налоговая ставка за легковой автомобиль, количество месяцев владения – 12 = <данные изъяты> рублей; за автомобиль <данные изъяты> налоговая база 73 * 8 рублей налоговая ставка : 12 месяцев * 9 месяцев владения = <данные изъяты> рублей);

- за ДД.ММ.ГГГГ год <данные изъяты> рубля (за автомобиль УАЗ 2206 налоговая база 76 * 8 рублей налоговая ставка за легковой автомобиль, количество месяцев владения – 12 = <данные изъяты> рублей; за автомобиль <данные изъяты> налоговая база 73 * 8 рублей налоговая ставка, количество месяцев владения - 12 = <данные изъяты> рубля).

Налогоплательщик добровольно уплатил транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> рубля (подлежало уплате <данные изъяты> рублей), о чем истец указал в расчете (л.д. 47). Следовательно, за 2010 год недоимки по транспортному налогу не имеется.

За ДД.ММ.ГГГГ год истец просит взыскать <данные изъяты> рубля – разницу между ранее взысканной в судебном порядке суммой <данные изъяты> рубля и исчисленным налогом в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 47). Поскольку налог за ДД.ММ.ГГГГ год составил <данные изъяты> рублей, с учетом того, что ранее с ответчика был взыскан налог за указанный период в размере <данные изъяты> рубля, то за ДД.ММ.ГГГГ год недоимки по транспортному налогу, подлежащей взысканию, не имеется.

За ДД.ММ.ГГГГ год налогоплательщик уплатил <данные изъяты> рубля (подлежало уплате <данные изъяты> рубля), что подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35). Доказательств обратного истец суду не представил. Таким образом, размер задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год составляет <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рубля). Доказательств уплаты указанной задолженности ответчик суду не представил.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункты 3, 4 ст. 75 НК РФ).

В связи с тем, что налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ, то на указанную сумму недоимки подлежат начислению пени со ДД.ММ.ГГГГ (срок уплаты налога по уведомлению) по ДД.ММ.ГГГГ (дата выставления требования) исходя из 1/300 ставки рефинансирования равной 8,25 % годовых. Размер пени составляет <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей * 1/300 от 8,25 % годовых * 20 дней просрочки). Истец не просил взыскать пени после даты выставления ответчику требования.

Таким образом, исковые требования Межрайонной ИФНС России по <адрес> подлежат частичному удовлетворению, с ответчика подлежит взысканию транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> рублей, пени в сумме <данные изъяты> рублей, поскольку: в отношении автомобиля УАЗ 2206 следует применять налоговую ставку по категории легковые автомобили; за автомобиль <данные изъяты> недоимки по транспортному налогу не имеется. Налогоплательщик не уплатил в срок до ДД.ММ.ГГГГ налог в сумме <данные изъяты> рублей, следовательно, на указанную недоимку подлежат начислению пени за период со ДД.ММ.ГГГГ по день выставления требования налоговым органом.

Кроме того, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в связи с удовлетворением исковых требований Межрайонной ИФНС России по <адрес>, освобожденной при подаче иска от уплаты госпошлины (ст. 103 ГПК РФ).

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России по <адрес> удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2 ФИО5 в доход государства задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> рублей, пени в сумме <данные изъяты> копейки.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ФИО2 ФИО7 в доход государства государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Реквизиты для перечисления задолженности по налогу и пени: получатель УФК по <адрес> (Межрайонная ИФНС России по <адрес>), ИНН , КПП , код налогового органа в отделение Рязань, БИК .

КБК

ОКТМО

Вид. пл.

Наименование налога

Налог

Транспортный налог с физических лиц

Пеня

Транспортный налог с физических лиц

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца.

Судья Ю.В. Романова