дело № 2-584/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2014 года г. Нягань
Няганский городской суд Ханты–Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Николаевой И.М.,
при секретаре Бородиной Н.В.,
с участием представителя заявителя ФИО1, действующего на основании доверенности,
представителя администрации г.Нягани ФИО2, действующего на основании доверенности,
представителя департамента имущественных и земельных отношений администрации г.Нягани ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению МБОУ о признании действий администрации г.Нягани по составлению паспорта и приданию статуса противорадиационного укрытия незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
МБОУ обратилось в суд с заявлением о признании действий администрации г.Нягани по составлению паспорта и приданию статуса противорадиационного укрытия незаконным.
Требования мотивированы тем, что здание МБОУ , расположенное по <адрес> введено в эксплуатацию в дата. Подвальное помещение здания школы состоит на учете в качестве защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) и включено в журнал учета защитных сооружений за № на основании паспорта противорадиационного укрытия (ПРУ) от дата, составленного администрацией г. Нягани.
Считают, что паспорт ПРУ составлен с нарушением требований п. 1.2 правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, поскольку отсутствует обязательное приложение к паспорту (копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией – балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям). В этой связи полагают, что паспорт ПРУ не может определять статус подвального помещения как ПРУ.
Прием ПРУ в эксплуатацию должен был осуществляться в соответствии с требованиями СНиП 3.01.09-84 «приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений и их содержание в мирное время», утвержденных постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от дата № 118, поскольку здание введено в эксплуатацию в 1995 году.
Согласно п. 1.1 СНиП 3.01.09-84 законченные строительством защитные сооружения принимаются в эксплуатацию государственной приемочной комиссией; датой ввода считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией (п.1.7); в эксплуатируемом защитном сооружении должен быть паспорт убежища, составляемый по форме обязательного приложения (п.3.4).
Однако постановлением Администрации г. Нягани № от дата утвержден акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию именно школы. Подвальное помещение в данном здании никогда не строилось как противорадиационное укрытие, акт о его приемке никогда не составлялся, то есть паспорт ПРУ содержит ложные сведения.
Реконструкция подвального помещения с целью размещения в нем противорадиационного укрытия никогда не осуществлялась, в этой связи акты приемки в эксплуатацию законченных реконструкций защитных сооружений гражданской обороны никогда не осуществлялись. Подвальное помещение не обозначено как ПРУ, а строительные конструкции, инженерно-техническое оборудование, защищенные дизельные электростанции, обязательные для защитных сооружений гражданской обороны в нем не предусмотрены.
Кроме того, отсутствуют сведения о регистрации подвального помещения как ПРУ в реестрах муниципальной и федеральной собственности, как и отсутствует договор о правах и обязанностях в отношении объекта и имущества гражданской обороны, заключенный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями».
По сведениям БТИ, подвальное помещение было впервые проинвентаризовано в дата как хозяйственно-бытовые помещения для нужд школы.
Объекты гражданской обороны относятся исключительно к федеральной собственности (п. 2 раздела III приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»). Однако ПРУ в реестре федерального имущества не значится, территориальное управление Росимущества в ХМАО – Югре не имеет правовых оснований для оформления права федеральной собственности на защитное сооружение гражданской обороны, что по их мнению также свидетельствует о фиктивности присвоения подвальному помещению статуса ПРУ.
Считают, что данное обстоятельство нарушает права и интересы МБОУ поскольку налагает дополнительное финансовое обременение по содержанию объекта гражданкой обороны, препятствует свободному распоряжению подвальным помещением, в том числе путем сдачи его в аренду, для реализации дополнительных видов деятельности.
Просили признать действия администрации города Нягани по составлению паспорта и приданию статуса противорадиационного укрытия № расположенного <адрес> незаконными.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель администрации г. Нягани в судебном заседании заявленные требования признал.
Представитель Росимущества в ХМАО – Югре в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, причины его неявки суду неизвестны.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Нягани в судебном заседании заявленные требования признал.
Заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Здание <адрес> введено в эксплуатацию в декабре дата что подтверждается постановлением главы администрации г. Нягани № от дата «Об утверждении актов государственной приемочной комиссии» (л.д.13).
дата между департаментом имущественных и земельных отношений администрации г. Нягани и МБОУ заключен договор № о закреплении имущества на праве оперативного управления, предметом которого является передача Департаментом и закрепление за Учреждением на праве оперативного управления муниципального имущества, в отношении которого Департамент осуществляет полномочия собственника, а также регулирование взаимоотношений сторон по поводу владения, пользования и распоряжения этим имуществом (п.1.1.), по условиям которого департамент передал и закрепил за учреждением на праве оперативного управления нежилое помещение по <адрес>
Из материалов дела следует, что дата администраций г. Нягани составлен паспорт № противорадиационного укрытия, на основании которого подвальное помещение <данные изъяты> расположенное в <адрес> поставлено на учет в качестве убежища (противорадиационного укрытия) ПРУ для персонала и учащихся, при этом дата приемки в эксплуатацию указана как - дата
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» порядок определения создания убежищ и иных объектов гражданской обороны отнесен к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1309 утвержден порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее-Порядок), в соответствии с п. 2 которого противорадиационное укрытие (ПРУ) относится к объектам гражданской обороны.
Согласно п. 7 Порядка создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка установлено, что органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
На основании п. 12 Порядка создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Из положений пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), утверждённых приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, следует, что Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) (приложение № 6), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
Паспорт составляется в трех экземплярах: 1 экз. находится в убежище (укрытии), 2 экз. - в службе убежищ объекта, 3 экз. - в органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (района) (примечание к приложению № 6).
В судебном заседании установлено, что паспорт ПРУ не отвечает установленным требованиям, поскольку отсутствует обязательное приложение к нему (копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией – балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям).
Из сообщения начальника отдела по делам ГО и ЧС Ш. от дата следует, что паспорта защитных сооружений гражданской обороны МО г. Нягани составлялись в дата. Сведениями о приемке данных объектов в эксплуатацию в соответствии с действующими нормативными документами они не располагают. Актов государственной приемочной комиссии противорадиационных укрытий в органах местного самоуправления г. Нягани нет (л.д. 41).
Согласно сообщения начальника отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от дата видно, что первичная инвентаризация здания по <адрес> произведена дата, при этом подвальное помещение проинвентаризовано как хозяйственно-бытовые помещения для нужд школы № (л.д.36). Из технического паспорта здания по состоянию на дата следует, что последнее состоит из основного строения, и двух холодных пристроек (л.д. 21), при этом ПРУ в нем не предусмотрено.
Противорадиационные укрытия в муниципальной собственности МО г. Нягани отсутствуют, о чем свидетельствует письмо и.о. директора департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Нягани (л.д. 38).
Из сообщения начальника управления архитектуры градостроительства администрации г. Нягани следует, что на территории г. Нягани ввод в эксплуатацию защитных сооружений гражданской обороны не осуществлялся. Акты приемочной комиссии не составлялись, разрешения на реконструкцию имеющихся объектов недвижимости с целью приспособления под защитные сооружения гражданской обороны не выдавались, а также ввод в эксплуатацию после реконструкции объектов не осуществлялся (л.д.40).
В реестре федеральной собственности спорный объект также не значится (л.д. 37), тогда как в соответствии с пунктом 2 раздела III приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны относятся исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, на основании вышеизложенного следует, что паспорт ПРУ составлен с грубым нарушением, не отвечает установленным требованиям, и не может свидетельствовать о том, что подвальное помещение здания, расположенного по <адрес> обладает статусом защитного сооружения гражданской обороны. Следовательно, действия администрации г.Нягани по составлению паспорта ПРУ и приданию статуса противорадиационного укрытия на указанный объект являются незаконными, что не отрицал в судебном заседании представитель администрации г. Нягани.
Присвоение подвальному помещению статуса защитного сооружения гражданской обороны и оформление паспорта ПРУ нарушает права заявителя, в частности права на распоряжение подвальным помещением путем сдачи его в аренду, что не запрещено Учреждению в соответствии с п. 2.4.2 соглашения №, а также возлагает на Учреждение нести дополнительное бремя расходов на содержание объекта гражданской обороны.
На основании изложенного, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 258, 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Требования МБОУ удовлетворить.
Признать действия администрации города Нягани по составлению паспорта и приданию статуса противорадиационного укрытия №, расположенного в здании МБОУ по <адрес> незаконными.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Няганский городской суд.
Судья И.М. Николаева
Решение в окончательной форме принято 26 февраля 2014 года