ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-584/2022 от 07.09.2022 Кизлярского городского суда (Республика Дагестан)

Дело № 2-584/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Кизляр РД 7 сентября 2022 года

Кизлярский городской суд Республики Дагестан, в составе председательствующего судьи Францевой О.В., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в дело по иску Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ФИО2 о прекращении деятельности,

установил:

Махачкалинский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском к ФИО2 в котором просил запретить индивидуальному предпринимателю ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН - 054701281743, осуществление деятельности по выполнению полетов по осуществлению авиационно-химических работ и передачу для эксплуатации третьим лицам с указанной целью воздушного судна АН-2 за регистрационным номером RA-71260, до устранения выявленных нарушений законодательства, а именно до получения сертификата эксплуатанта.

В обоснование исковых требований указано, что Махачкалинской транспортной прокуратурой проведены надзорные мероприятия в сфере исполнения требований законодательства при использовании воздушных судов для выполнения авиационных работ на территории Республики Дагестан.

Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведенных Махачкалинской транспортной прокуратурой совместных с сотрудниками ЛОП на станции Кизляр Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте надзорных мероприятий, в поле у села Республики Дагестан обнаружено воздушное судно АН-2 RA-71260, собственником которого является АО «Кизлярагрокомплекс».

Установлено, что в соответствии с договором на аренду самолета АН-2 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между арендодателем АО «Кизлярагрокомплекс» и арендатором индивидуальным предпринимателем ФИО2, последний арендует воздушное судно АН-2 RA-71260 и использует его для достижения уставных целей, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Проверкой судовой документации на указанное воздушное судно установлено, что у ответчика отсутствует сертификат эксплуатанта, позволяющий осуществление аваиационно-химических работ. Согласно объяснениям ФИО4, с целью оказания услуг по проведению авиационно-химических работ, им ДД.ММ.ГГГГ арендовано у АО «Кизлярагрокомплекс» воздушное судно АН-2 RA-71260, которое имеет действующий сертификат летной годности. В прошлом году он так и не смог найти пилота на данное воздушное судно и авиационно-химические работы им не осуществлялись. В настоящее время им осуществляются поиски пилота для самолета и как он будет подобран, ФИО4 планировал приступить к деятельности по заключению договоров с фермерами и сельхозпредприятиями республики для проведения авиационно-химических работ.

Действующего сертификата эксплуатанта у ФИО4 нет, но ему известно, что сертификат эксплуатанта необходим для проведения авиационно-химических работ и осуществления коммерческой деятельности с использованием воздушных судов.

Из пояснений ФИО2 следует, что самолет АН-2 RA-71260 в настоящее время исправен и при необходимости может осуществлять полеты.

В соответствии со ст.2 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК РФ) воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат гражданские воздушные суда. Индивидуальные предприниматели, выполняющие авиационные работы, в свою очередь, осуществляют свою деятельность при наличии выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), документа, подтверждающего соответствие указанных индивидуальных предпринимателей требованиям федеральных авиационных правил.

Согласно ст.114 ВК РФ к авиационным работам относятся - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта» (далее - ФАП ).

Пунктом 1 приложения 1 к ФАП «Перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям Федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя», установлено, что для проведения авиационно-химических работ: а) авиационное распределение жидких веществ; б) внесение жидких агрохимикатов; в) защита растений от вредителей, болезней и сорняков, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, должно обладать сертификатом эксплуатанта.

В нарушение указанных требований закона, ФИО2 сертификат эксплуатанта, предусматривающий возможность осуществления авиационно-химических работ, не получен, при этом заключен договор аренды воздушного судна и запланировано проведение в 2022 году полетов по выполнению указанных работ на воздушном судне Ан-2 RA-71260.

Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями, полученными из Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, согласно которым сертификат эксплуатанта ФИО2 не выдавался.

Статьями 66, 67 ВК РФ предусмотрено, что к полету допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соответствующую документацию, в том числе сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 61 настоящего Кодекса.

Установлено, что ФИО2, как арендатор воздушного судна, в органы Росавиации для получения сертификата эксплуатанта не обращался. Отсутствие сертификата эксплуатанта, влечет наложение запрета на осуществление деятельности, связанной с коммерческой эксплуатацией воздушных судов в целях осуществления авиационно - химических работ. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями ФИО2, ФИО5, справкой о результатах проверки и материалами проверки.

При указанных обстоятельствах невыполнение ответчиком ФИО2 требований воздушного законодательства и обязанностей по получению в установленном порядке сертификата эксплуатанта, влечет невозможность обеспечить на должном уровне безопасность полетов и авиационную безопасность при производстве полетов.

В связи с этим создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст.ст. 20, 41 Конституции РФ. Кроме того, могут иметь в дальнейшем место факты допуска указанного воздушного судна к полетам в отсутствие судовой и полетной документации, а также использование судна в технически неисправном состоянии, что может повлечь тяжкие последствия.

Истец – Махачкалинский транспортный прокурор, надлежаще извещенный о месте и времени слушания дела в суд не явился, просил рассмотреть исковое заявление в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик ФИО2 надлежаще извещенный о месте и времени слушания дела в суд не явился, причины не явки суду не сообщил, в связи с чем, судебное разбирательство в порядке ст.167 ГПК РФ проведено в его отсутствие.

Изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке установленном федеральными авиационными правилами, подлежат гражданские воздушные суда. Индивидуальные предприниматели, выполняющие авиационные работы, в свою очередь, осуществляют свою деятельность при наличии выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), документа, подтверждающего соответствие указанных индивидуальных предпринимателей требованиям федеральных авиационных правил.

Согласно ст.114 ВК РФ к авиационным работам относятся - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта» (далее - ФАП ).

Пунктом 1 приложения 1 к ФАП «Перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям Федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя», установлено, что для проведения авиационно-химических работ: а) авиационное распределение жидких веществ; б) внесение жидких агрохимикатов; в) защита растений от вредителей, болезней и сорняков, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, должно обладать сертификатом эксплуатанта.

Статьями 66, 67 ВК РФ предусмотрено, что к полету допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соответствующую документацию, в том числе сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 61 настоящего Кодекса.

В ходе проведенных Махачкалинской транспортной прокуратурой совместных с сотрудниками ЛОП на станции Кизляр Махачкалинского ЛУ МВД России на транспорте в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ надзорных мероприятий, в поле у села Республики Дагестан обнаружено воздушное судно АН-2 RA-71260, собственником которого является АО «Кизлярагрокомплекс».

Проверкой установлено, что в соответствии с договором на аренду самолета АН-2 от ДД.ММ.ГГГГ, арендатором самолета АН-2 RA-71260, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, является индивидуальный предприниматель ФИО2, который использует воздушное судно для достижения уставных целей.

Проверкой судовой документации на указанное воздушное судно установлено, что у ответчика отсутствует сертификат эксплуатанта, позволяющий осуществление аваиационно-химических работ.

В объяснениях ФИО4 указывает, что воздушное судно им арендовано с целью оказания услуг по проведению авиационно-химических работ. В прошлом году он так и не смог найти пилота на данное воздушное судно и авиационно-химические работы им не осуществлялись. В настоящее время им осуществляются поиски пилота для самолета, и как он будет подобран, ответчик планировал приступить к деятельности по заключению договоров с фермерами и сельхозпредприятиями республики для проведения авиационно-химических работ. Действующего сертификата эксплуатанта у него нет и ему известно, что сертификат эксплуатанта необходим для проведения авиационно-химических работ и осуществления коммерческой деятельности с использованием воздушных судов.

Таким образом, из пояснений ФИО2 следует, что самолет АН-2 RA-71260 в настоящее время исправен и при необходимости может осуществлять полеты.

Отсутствие у ответчика сертификат эксплуатанта, подтверждается сведениями, полученными из Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, согласно которым сертификат эксплуатанта ФИО2 не выдавался.

Отсутствие сертификата эксплуатанта, влечет наложение запрета на осуществление деятельности, связанной с коммерческой эксплуатацией воздушных судов в целях осуществления авиационно - химических работ.

Невыполнение ответчиком ФИО2 требований воздушного законодательства и обязанностей по получению в установленном порядке сертификата эксплуатанта, как обосновано указано истцом, влечет невозможность обеспечить на должном уровне безопасность полетов и авиационную безопасность при производстве полетов, а потому создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст.ст.20, 41 Конституции Российской Федерации.

Оценив в совокупности, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Махачкалинского транспортного прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ФИО2 о прекращении деятельности, удовлетворить.

Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН- 054701281743, осуществление деятельности по выполнению полетов по осуществлению авиационно-химических работ и передачу для эксплуатации третьим лицам с указанной целью воздушного судна АН-2 за регистрационным номером RA-71260, до устранения выявленных нарушений законодательства, а именно до получения сертификата эксплуатанта.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, через Кизлярский городской суд РД.

Судья Францева О.В.