Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ростов-на-Дону 01 июля 2013 года
Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Пипник Е.В.
при секретаре Барлетовой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5853/13 по заявлению ФГКУ «Югрегионжилье», заинтересованное лицо Государственная инспекция труда по Ростовской области о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Ростовской области № 3.1.2-25/2 от 30 апреля 2013 года,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель ФГКУ «Югрегионжилье» в лице начальника ФИО1, обратилось в суд с требованиями, ссылаясь на то, что Государственная инспекция груда по Ростовской области, в лице заместителя начальника отдела правового надзора и контроля №1 ФИО2 вынесла предписание №3.1.2-25/2 от 30 апреля 2013 г., на основании акта проверки от 30.04.2013г. № 3.1.2-25/1. С указанными нарушениями в акте проверки сотрудником государственной инспекции труда в Ростовской области, заявитель не согласен, а именно: 1. В нарушении ст. 212 ТК РФ не проведена аттестация рабочих мест но условиям труда. В соответствии с Разделом X. ОХРАНА ТРУДА, Главой 33. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, статьей 212 ТК РФ - Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда - работодатель обязан обеспечить: проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере груда. В соответствии с приказом Министерств здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (в ред. Приказа Минтруда России от 12.12.2012 N590н), зарегистрированный в Минюсте России 9 июня 2011 г. N 20963, утвержден порядок проведения аттестации рабочих мест:
1. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест но условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации. Требования Порядка распространяются на работодателей юридических и физических лиц (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности.
2. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
Аттестации подлежат рабочие места работодателя, в том числе рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные но завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса, на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает: работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами; эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств; работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда; использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента; хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.
На основании вышеизложенного и ответа Директора Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации ФИО3 на запрос о выделении денежных средств на проведение аттестации рабочих мест, в котором сказано, что Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» бюджетные ассигнования на аттестацию рабочих мест, обучение лиц, ответственных за охрану труда, создание безопасных условий труда гражданского персонала Вооруженных Сил по отдельному коду бюджетной классификации расходов бюджетов не предусмотрены, ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ аттестации рабочих мест по условиям груда не подлежит.
В нарушении ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается один раз в месяц. Принимая решение о выплате заработной платы сотрудникам Управления с периодичностью один раз в месяц, ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации руководствовалось волеизъявлением работников, которые написали заявления о выплате им заработной платы в указанном порядке, по причине того, что часть заработной платы, причитающаяся работникам за первые полмесяца не покрывает их бытовые расходы, что является экономически невыгодными для семейного бюджета. Аванс это предварительная выплата определенной денежной суммы в счет предстоящих платежей за поставленные товары, выполняемые работы, услуги. Трудовым законодательством выплата аванса не предусмотрена, поскольку заработная плата согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
В нарушении п.4. ч.2 ст. 22 ТК РФ, ст.ст. 167, 168 ТК РФ п.10,11 «Положения об особенностях направления работников в служебные командировки». В ТК РФ отсутствует понятие выдача денежного аванса на оплату расходов по проезду, по найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), а прописана гарантия работнику, что ему будут возмещены расходы, связанные со служебной командировкой.
Так как ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны является военной структурой Вооруженных Сил РФ, то в повседневной жизнедеятельности руководствуется приказами Министра обороны РФ. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 250дсп «О финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в Вооруженных Силах Российской Федерации» (но заключению Министерства юстиции РФ от 23 июля 2008г. № 01/7383-ДСП-АС) раздел «Выдача денежных средств под отчет, порядок погашения подотчетны сумм» п. 253 Приказа гласит, что выдача наличных денежных средств военнослужащим (лицам гражданского персонала) под отчет производится по решению командира воинской части, п. 254 Приказа размеры сумм, выдаваемых под отчет, определяются: при командировках - из расчета причитающихся норм возмещения расходов по найму жилых помещений, проезду и суточных. Этим же пунктом установлено, что не допускается выдача средств под отчет на расходы, по которым у воинской части отсутствуют доведенные в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств. В учетной политике ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области» прописано, что выдача под отчет денежных средств на командировочные расходы производится на основании написанного заявления на выдачу под отчет аванса. Согласно п. 256 Приказа выдача наличных денежных средств под отчет производится военнослужащим (лицам гражданского персонала) только при условии представления ими полного отчета по ранее полученным авансам.
Таким образом, согласно приказа Министра обороны Российской Федерации № 250дсп, так как руководитель сам принимает решение о предоставлении или не о предоставлении денежных средств под отчет на командировочные расходы, в связи с тем, что имеются или отсутствуют доведенные в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на эти цели, а так же в связи с тем, что сотрудники Управления собственноручно писали заявления на имя начальника Управления, на убытие в служебную командировку, без предоставления аванса на командировочные расходы, на основании того, что имеются на руках свободные денежные средства, а по прибытии с служебной командировки, согласно ст. 167 ТК РФ, работнику гарантируется возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, то начальник Управления не допустил нарушение статей 167, 168 ТК РФ.
Заявитель просит суд признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в Ростовской области № 3.1.2-25/2 от 30 апреля 2013.
В судебное заседание представитель заявителя по доверенности ФИО4 явился, доводы и основания заявленных требований поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить, а предписание Государственной инспекции труда в Ростовской области № 3.1.2-25/2 от 30 апреля 2013 признать незаконным.
Представитель заинтересованного лица по доверенности ФИО2 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения требований, указав в представленном отзыве, что в соответствии с ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Ссылка на наличие заявлений от сотрудников с просьбой о выплате заработной плате один раз в месяц не состоятельна, поскольку действующим законодательством не предоставлено право работнику либо работодателю устанавливать сроки выплаты заработной платы реже, чем каждые полмесяца. С учетом того, что непосредственно перечисление денежных средств в качестве заработной платы осуществляет не ФГКУ «Югрегионжилье», а соответствующее финансовое управление, на основании поступающей от ФГКУ «Югрегионжилье» документации, в обязанности данного юридического лица входит своевременное предоставление документации, необходимой для перечисления первой части заработной паты сотрудникам. В соответствии с ч.9 ст. 136 ТК РФ оплату отпуска необходимо производить за три дня до его начала (своевременно предоставлять документацию необходимую для оплаты). Действующим законодательством не предоставлено право работодателю устанавливать иные сроки оплаты отпуска. В соответствии со ст. 212 ТК РФ провести (предпринять все необходимые меры) аттестацию рабочих мест по условиям труда. Необходимые меры ФГКУ «Югрегионжилье» обязано было предпринять до 01.10.2013г. Обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда возложена на работодателя, независимо от формы собственности и наличия денежных средств. Факт отсутствия/наличия необходимых денежных средств для проведении аттестации рабочих мест рассматривался при решении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении за допущенное нарушение. В соответствии со ст. 356, 357 ТК РФ при выявлении очевидных нарушений государственный инспектор труда обязан выдать работодателю предписание с требованием об устранении выявленных нарушений. Таким образом, госинспектор реализовал полномочия предусмотренные законом. Более того, предписание и было выдано с учетом того, что ФГКУ «Югрегионжилье» не имеет собственных средств для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В связи с чем по тексту предписания и указано, что ФГКУ «Югрегионжилье» обязано предпринять все необходимые меры, под которыми понималось направление запроса в вышестоящую организацию о необходимости выделения средств на данные цели, что неоднократно разъяснялось при проведении проверки руководителю ФГКУ «Югрегионжилье». В соответствии со ст. 123 ТК РФ график отпуск утверждается за две недели до наступления календарного года. Действующим законодательством не предоставлено право работнику либо работодателю устанавливать иные сроки утверждения графика отпусков. В соответствии с п.4.ч.2 ст.22 ТК РФ, ст.ст.167,168 ТК РФ п. 10,11 «Положения об особенностях направления работников в служебные командировки», утвержденного Постановлением правительства РФ №749 от 13.10.08г «Об особенностях направления работников в служебные командировки» обеспечивать (своевременно предоставлять документацию необходимую для оплаты) работников средствами, необходимыми для исполнения ими своих трудовых обязанностей, а именно денежного аванса на оплату расходов по проезду, по найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Ссылка на Приказ Министра обороны от 07.05.08г № 250дсп «О финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в Вооруженных силах Российской Федерации» не состоятельна, поскольку ФГКУ «Югрегионжилье» не является военной частью, денежные средства для оплаты командировочных расходов предусмотрены, что подтверждается оплатой данных расходов, но в более поздние сроки, случаи запроса выдачи денежных средств в качестве аванса для командировки лицами, не отчитавшимися за ранее выданные средства отсутствуют, заявки работодателем на выдачу сотрудникам необходимых авансов для командировок вообще не оформляются в соответствующий финансовый орган. Более того, на предприятии сложилась практика, противоречащая законодательству, при которой сотрудники выезжают в командировки без суточных, оплачивают жилье из собственных средств, а все понесенные расходы возмещаются работодателем только при возвращении сотрудников из командировки. Представитель считает, что предписание Государственной инспекции труда в Ростовской области № 3.1.2-25/2 от 30 апреля 2013, выданное ФГКУ «Югрегионжилье» законно, обосновано, выдано в пределах предоставленных полномочий, просит оставить данное предписание в силе, в удовлетворении жалобы ФГКУ «Югрегионжилье» об отмене предписания госинспекции отказать.
Суд, выслушав представителя заявителя, заинтересованной стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
В силу ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия либо бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) во-первых, нарушает права и свободы заявителя а во-вторых не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту.
По смыслу п. 4 ст. 258 ГПК РФ незаконность акта включает в себя не только его формальное противоречие закону или иному правовому акту, но и принятие оспариваемого акта с превышением полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления.
Исходя из постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении данной категории дел суд выясняет:
- имеет ли соответствующий орган полномочия на принятие решения или совершение действия;
- соблюден ли порядок принятия решения (при этом о незаконности оспариваемого решения или действия свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка);
- соответствует ли содержание оспариваемого решения (действия) требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения.
При этом в силу ст. 249 ГПК РФ по делам данной категории бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, а заявитель, в свою очередь, должен доказать нарушение его прав и свобод.
Судом установлено, что Государственная инспекция труда в Ростовской области предписанием № 3.1.2-25/2 от 30.04.2013 года, вынесенным на основании акта проверки № 3.1.2-25/1 от 30.04.2013 года, обязало ФГКУ «Югрегионжилье» устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: в соответствии с ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработную плату необходимо выплачивать не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Срок выполнения данного требования был установлен с момента вручения предписания. В соответствии с ч. 9 ст. 136 ТК РФ оплату отпуска производить за три дня до его начала (своевременно представлять документацию, необходимую для оплаты). Срок выполнения данного требования был установлен с момента вручения предписания. В соответствии со ст. 212 ТК РФ провести (предпринять все необходимые меры) аттестацию рабочих мест по условиям труда. Срок выполнения данного требования был установлен до 01.10.2013 года.
В соответствии со ст. 123 ТК РФ график отпуск утверждать за две недели до наступления календарного года. Срок выполнения данного требования был установлен с момента вручения предписания. В соответствии с п. 4 ч.2 ст. 22 ТК РФ, ст. ст. 167,168 ТК РФ, п. 10,11 «Положения об особенностях направления работников в служебные командировки», утвержденные Постановлением правительства РФ № 749 от 13.10.2008г. «Об особенностях направления работников в служебные командировки» обеспечивать (своевременно предоставлять документацию, необходимую для оплаты) работников средствами, необходимыми для исполнения ими своих трудовых обязанностей, а именно денежного аванса на оплату расходов по проезду, по найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Срок выполнения данного требования был установлен с момента вручения предписания.
Государственная инспекция труда в Ростовской области
в соответствии с ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. При этом, суд полагает обоснованными доводы ГИТ, что наличие заявлений от сотрудников с просьбой о выплате заработной плате один раз в месяц не свидетельствует об отсутствии указанного нарушения, поскольку действующим законодательством не предоставлено право работнику либо работодателю устанавливать сроки выплаты заработной платы реже, чем каждые полмесяца.
С учетом того, что непосредственно перечисление денежных средств в качестве заработной платы осуществляет не ФГКУ «Югрегионжилье», а соответствующее финансовое управление, на основании поступающей от ФГКУ «Югрегионжилье» документации, в обязанности данного юридического лица входит своевременное предоставление документации, необходимой для перечисления первой части заработной паты сотрудникам.
В соответствии со ст. 123 ТК РФ график отпуск утверждается за две недели до наступления календарного года. Действующим законодательством не предоставлено право работнику либо работодателю устанавливать иные сроки утверждения графика отпусков.
В соответствии с ч.9 ст. 136 ТК РФ оплату отпуска необходимо производить за три дня до его начала. Действующим законодательством не предоставлено право работодателю устанавливать иные сроки оплаты отпуска.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда возложена на работодателя, независимо от формы собственности и наличия денежных средств. В соответствии со ст. 356, 357 ТК РФ при выявлении очевидных нарушений государственный инспектор труда обязан выдать работодателю предписание с требованием об устранении выявленных нарушений. Таким образом, госинспектор реализовал полномочия предусмотренные законом. Более того, предписание было выдано с учетом того, что ФГКУ «Югрегионжилье» не имеет собственных средств для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, с предписания ФГКУ «Югрегионжилье» предпринять все необходимые меры, под которыми понималось направление запроса в вышестоящую организацию о необходимости выделения средств на данные цели.
В соответствии с п.4.ч.2 ст.22 ТК РФ, ст.ст.167,168 ТК РФ п. 10,11 «Положения об особенностях направления работников в служебные командировки», утвержденного Постановлением правительства РФ №749 от 13.10.08г «Об особенностях направления работников в служебные командировки» обеспечивать (своевременно предоставлять документацию необходимую для оплаты) работников средствами, необходимыми для исполнения ими своих трудовых обязанностей, а именно денежного аванса на оплату расходов по проезду, по найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Ссылка заявителя на Приказ Министра обороны от 07.05.08г № 250дсп «О финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в Вооруженных силах Российской Федерации» не состоятельна, поскольку ФГКУ «Югрегионжилье» не является военной частью, денежные средства для оплаты командировочных расходов предусмотрены, что подтверждается оплатой данных расходов, но в более поздние сроки, случаи запроса выдачи денежных средств в качестве аванса для командировки лицами, не отчитавшимися за ранее выданные средства отсутствуют, заявки работодателем на выдачу сотрудникам необходимых авансов для командировок вообще не оформляются в соответствующий финансовый орган.
Проверкой ГИТ было установлено, что на предприятии сложилась практика, противоречащая законодательству, при которой сотрудники выезжают в командировки без суточных, оплачивают жилье из собственных средств, а все понесенные расходы возмещаются работодателем только при возвращении сотрудников из командировки.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что предписание Государственной инспекции труда в Ростовской области № 3.1.2-25/2 от 30 апреля 2013, выдано ФГКУ «Югрегионжилье» в пределах предоставленных законом полномочий, обосновано, а доводы заявителя основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199, 254-257 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ФГКУ «Югрегионжилье» о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Ростовской области № 3.1.2-25/2 от 30 апреля 2013 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Текст мотивированного решения суда изготовлен 03 июля 2013 года.
СУДЬЯ: