ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5854/2021 от 09.11.2021 Череповецкого городского суда (Вологодская область)

Дело № 2-5854/2021

УИД 35RS 0001-02-2021-006212-62

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 ноября 2021 года город Череповец

Череповецкий городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Беляевой Т.Д.,

при секретаре Купцовой К.В.,

с участием истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к мэрии <адрес> о признании права на единоличное обращение с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета,

у с т а н о в и л:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с вышеуказанным иском к мэрии <адрес> о признании права на единоличное обращение с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета жилого дома, в обоснование которого указали о том, что истцам на праве долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 1175 кв.м., расположенный <адрес> на основании свидетельства по закону от ДД.ММ.ГГГГ после смерти Б., умершего ДД.ММ.ГГГГ. На земельном участке ранее располагался жилой дом с кадастровым номером , принадлежащий Б. расположенный <адрес>, и помещения, расположенные в данном доме, с кадастровыми номерами и

Ввиду ветхости дом был снесен при жизни Б. С целью снятия несуществующего дома с кадастрового учета истцы обратились с заявлением в Управление Росреестра. ДД.ММ.ГГГГ вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета.

Истцы не могут являться правообладателями жилого дома, так как на дату вступления в наследство на земельный участок дом не существовал. В настоящее время истцы также не могут распорядиться земельным участком, поскольку дом, ранее расположенный на указанном земельном участке, стоит на кадастровом учете.

Просят признать за ФИО1 право на единоличное обращение в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета жилого дома с кадастровым номером , принадлежащий Б., расположенный <адрес>, и помещения, расположенные в данном доме, с кадастровыми номерами и

В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание ответчик мэрия <адрес> представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Третье лицо – Управление Росреестра по <адрес> представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассмотрел дело при состоявшейся явке.

Суд, выслушав истиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ умер Б. Наследство после его смерти приняли ФИО1, ФИО2, ФИО3 Наследственное имущество состояло из земельного участка площадью 1175 кв.м. с кадастровым номером , находящегося <адрес>, на землях населенных пунктов, находящихся в ведении администрации <адрес>, предоставленного для эксплуатации индивидуального жилого дома.

ДД.ММ.ГГГГ истцам выданы свидетельства о праве на наследство по закону в отношении указанного земельного участка, в ? доле ФИО1, по ? доле ФИО2 и ФИО3

За истцами в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок.

Кроме того, наследодателю на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ и договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежал жилой бревенчатый одноэтажный дом с надворными постройками и сараями площадью 44,5 кв.м., жилой площадью 25,9 кв.м., расположенный <адрес>.

Указанный индивидуальный жилой дом поставлен на государственный кадастровый учет, кадастровый , а также помещения, расположенные в данном доме: <адрес> кадастровым номером и <адрес> кадастровым номером , право собственности на указанные объекты не зарегистрировано.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета жилого дома с кадастровым номером принадлежащего Б., расположенного <адрес>, и помещений, расположенных в данном доме, с кадастровыми номерами и

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ приостановлены до ДД.ММ.ГГГГ действия по государственному кадастровому учету в отношении указанного объекта недвижимости, поскольку не представлены документы, подтверждающие, что объект, в отношении которого ФИО1 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о снятии с кадастрового учета, входит в состав наследственного имущества. Не представлены документы, подтверждающие, что на дату принятия наследства здание не существовало, как на это указано в заключении кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ. Решение собственника о сносе объекта, а также уведомление об окончании сноса с отметкой о его направлении в орган местного самоуправления, не представлены. Не представлено заявление всех собственников объекта с приложением вышеуказанных документов.

Согласно акту обследования, выполненного кадастровым инженером З., по результатам визуального осмотра ДД.ММ.ГГГГ места нахождения здания выявлено, что объект недвижимости – здание с кадастровым номером расположенный <адрес>, полностью демонтирован, то есть, прекратил свое существование.

Снятие объекта недвижимости с кадастрового учета возможно с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).

Так, в рамках действующего законодательства предусмотрено проведение государственного кадастрового учета объектов недвижимости, который осуществляется в порядке, установленном Закона о государственной регистрации недвижимости и подтверждает существование объекта с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенного недвижимой вещи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости Единый государственный реестр недвижимости - это свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости, под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В силу подпункта 7 пункта 4 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.

Частью 3 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы).

Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Снятие объекта недвижимости с кадастрового учета возможно с соблюдением порядка, установленного Законом о государственной регистрации недвижимости.

В соответствии со статьей 23 Закона о государственной регистрации недвижимости, акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения помещения с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.

В соответствии с пунктом 3 приложения N 2 к Приказу N 861, акт обследования кадастрового инженера подготавливается инженером на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.

Таким образом, снятие объекта с кадастрового учета в связи с прекращением существования объекта недвижимости представляет собой строго регламентированную законодательством процедуру, для проведения которой необходимо обращение надлежащего лица, представление, в том числе, акта обследования, подтверждающего прекращение его существования до момента снятия с кадастрового учета, и принятие регистрирующим органом соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Процедура снятие объекта с кадастрового учета установлена Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 7.06.2017 N 278.

В случае отказа регистратора совершить действия по снятию объекта с кадастрового учета лицо вправе обжаловать его по правилам КАС Российской Федерации. Такой подход следует из пункта 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". Как указано в приведенном пункте, судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части; суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.

Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с абзацами вторым и третьим п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

Отказ регистратора совершить действия по снятию объекта с кадастрового учета в установленном законом порядке истцами обжалован не был.

В рамках настоящего спора истцами заявлены исковые требования к мэрии <адрес> о признании за ФИО1 права на единоличное обращение с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета жилого дома.

Признание за ФИО1 права на единоличное обращение с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета жилого дома, существование которого истцы полагают прекратившим, не восстановит прав истцов.

Мэрия <адрес> в данных материально-правовых отношениях собственником спорного имущества не является, не оспаривает прав истцов на указанное имущество, а решение об отказе в совершении действий по снятию объекта с кадастрового учета вынесено в связи с непредставлением ФИО1 полного пакета документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, какое-либо действие или бездействие ответчика предметом спора не является, представленное в материалы дела уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке не обжаловано, требований об установлении отсутствия существования объектов, состоящих на государственном кадастровом учете, истцами не заявлено.

С учетом изложенного, основания для удовлетворения заявленных исковых требований у суда отсутствуют, поскольку истцами избран ненадлежащий способ защиты права.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 к мэрии <адрес> о признании права на единоличное обращение с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Беляева Т.Д.

Мотивированное решение принято 15 ноября 2021.

< >