Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 августа 2018 года
08 августа 2018 года мотивированное решение
Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Неграмотнова А.А., при секретаре Наследниковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Люберецкая<адрес> больница №» к Люберецкому<адрес>ному отделу судебных приставов УФСП по Московской области, У. Федеральной Службы Судебных Приставов по Московской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Люберецкая<адрес> больница №» (далее ГБУЗ МО ЛРБ №) обратилось в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указало, что судебным приставом-исполнителем Г. Г.А. ФИО1ДД.ММ.ГГ возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа Люберецкого городского суда Московской области № от ДД.ММ.ГГ по делу № о взыскании с ГБУЗ МО ЛРБ № денежных средств в пользу ФИО2 в размере 1142300 руб.
ДД.ММ.ГГ судебным приставом-исполнителем ФИО1 Г. Г.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в размере <...>% от суммы долга - 79961 рублей за неисполнение в срок добровольно требований исполнительного документа.
Требования данного исполнительного листа больница не могла исполнить, поскольку, исполнение судебных актов бюджетными учреждениями должно осуществляться в порядке, установленном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, путем предъявления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет получателя бюджетных средств.
Взыскание средств с бюджетного учреждения возможно только на основании исполнительного листа, направленного для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в территориальный орган Федерального казначейства, который, в свою очередь, организует его исполнение. Территориальный орган Федерального казначейства не позднее 5 рабочих дней после получения исполнительного листа направляет уведомление о поступлении исполнительного документа бюджетному учреждению - должнику.
Бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного листа представляет в территориальный орган Федерального казначейств, платежный документ на перечисление средств для исполнения исполнительного листа.
У больницы (должника) отсутствуют счета в ЦБ и банках. Есть один счет в Министерстве финансов Московской области предусмотренный бюджетным законодательством.
Больница не имела правовых и фактических возможностей по исполнению данного исполнительного листа путем перечисления денежных средств на депозитный счет ФИО1.
Долг перед <...> полностью погашен ДД.ММ.ГГ путем оплаты через Министерство экономики и финансов Московской области с лицевого счета больницы.
Истец просит освободить его от уплаты исполнительского сбора в размере 79961 рублей, установленного постановлением от ДД.ММ.ГГ№ судебного пристава-исполнителя ФИО1 УФССП России по Московской области ФИО3
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен.
Судебный пристав-исполнитель ФИО1 В. Е.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указала, что должник после получения постановления о возбуждении исполнительного производства никаких мер не принял по исполнению требования исполнительного документа. Долг погашен через федеральное казначейства, после предъявления исполнительного листа взыскателем в указанный орган.
Представитель У. Ф. по Московской области в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика, считает, что требования ГБУЗ МО ЛРБ № подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч. 6 ст. 112 названного Федерального закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ решением Люберецкого городского суда Московской области с ГБУЗ МО ЛРБ № в пользу ФИО2 взыскано1142300 рублей.
На основании выданного Люберецким городским судом Московской области исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГ возбуждено исполнительное производство №, которое было вручено руководителю учреждения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГ с должника ГБУЗ МО ЛРБ № взыскан исполнительский сбор в размере 79961 рублей.
В силу положений ч. 7 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с п. 2 ст. 401 ГК РФ, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Оспариваемое постановление является законным, так как судебному приставу-исполнителю перед его принятием должник не представлял доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения в срок, указанный судебным приставом –исполнителем вследствие непреодолимой силы и чрезвычайных обстоятельств.
Вместе с тем, согласно положениям п. 75 постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
В соответствии с пунктом вторым статьи 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве", условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Соответственно, исполнение таких судебных актов должно осуществляться в порядке, установленном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, путем предъявления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет получателя бюджетных средств.
Должник согласно пункту 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса РФ должен в течение десяти дней с момента получения им уведомления о поступлении исполнительного документа предоставить платежный документ для исполнения судебного акта и информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должно быть произведено перечисление денежных средств.
В силу п. 2 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
Пунктом 13 статьи 242.3 Бюджетного кодекса РФ установлено, что в случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
В соответствии с пунктом 8 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
П. 20 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" установлен порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений.
Так, взыскание средств с бюджетного учреждения возможно только на основании исполнительного листа, направленного для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в территориальный орган Федерального казначейства, который, в свою очередь, организует его исполнение. Территориальный орган Федерального казначейства не позднее 5 рабочих дней после получения исполнительного листа направляет уведомление о поступлении исполнительного документа бюджетному учреждению - должнику.
Бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного листа представляет в территориальный орган Федерального казначейств, платежный документ на перечисление средств для исполнения исполнительного листа.
Согласно пп. 11 п. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ и п. 3 Приказа Ф. России N 308, Казначейства России N 218 от ДД.ММ.ГГ "Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений" в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более трех месяцев территориальный орган Федерального казначейства информирует взыскателя о возможности отзыва исполнительного документа и предъявления его в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов для организации принудительного исполнения в соответствии с требованиями законодательства об исполнительном производстве.
У больницы (должника) отсутствуют счета в ЦБ и банках. Есть один счет в Министерстве финансов Московской области предусмотренный бюджетным законодательством.
Больница не имела правовых и фактических возможностей по исполнению данного исполнительного листа путем перечисления денежных средств на депозитный счет ФИО1.
Долг перед <...> полностью погашен ДД.ММ.ГГ путем оплаты через Министерство экономики и финансов Московской области с лицевого счета больницы.
Исходя из установленных обстоятельств, с учетом приведенных выше норм права, суд приходит к выводу, что ГБУЗ МО ЛРБ № может быть освобождена от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Освободить Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Люберецкая<адрес> больница №» от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО1 УФССП России по Московской области от ДД.ММ.ГГ по исполнительному производству №
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в месячный срок со дня его составления в окончательной форме.
Судья А.А. Неграмотнов