ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5859/2013 от 10.12.2013 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Решение

Именем Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по заявлению Усачевой Н.А. об оспаривании действий государственного должностного лица,

у с т а н о в и л:

Усачева Н.А. обратилась в суд с указанным заявлением, просит признать незаконными действия первого заместителя председателя правительства <адрес> Соболева А.К. по передаче жалобы Усачевой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ на действия государственной жилищной инспекции <адрес> для рассмотрения в государственную жилищную инспекцию <адрес>.

В обоснование заявленных требований в заявлении указано, что в августе 2013 года Усачевой Н.А. стало известно о том, что ее жалоба на действия государственной жилищной инспекции, адресованная председателю правительства <адрес>, перенаправлена первым заместителем председателя правительства <адрес> Соболевым А.К. в государственную жилищную инспекцию в нарушение пункта 6 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации», а именно жалоба направлена должностному лицу, решение или действие которого обжалуется. При этом заявителя о направлении жалобы указанному лицу не уведомили. Как указала заявитель, в результате неправомерных действий первого заместителя председателя правительства <адрес> нарушено ее право, предусмотренное статьей 45 Конституции Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона Российской Федерации «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации» на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ при подготовке дела к судебному разбирательству определением судьи к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено правительство <адрес> (л.д.14).

Заявитель Усачева Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

С учетом надлежащего извещения суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя в соответствии с частью 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заинтересованных лиц первого заместителя председателя правительства <адрес> Соболева А.К. и правительства <адрес> Попова С.Н., действующая на основании соответствующих доверенностей, возражала относительно удовлетворения заявленных требований, дала пояснения в соответствии с доводами письменного отзыва, представленного в материалы дела (л.д.17).

Выслушав пояснения представителя заинтересованных лиц, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Судебным разбирательством установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Усачева Н.А. обратилась с письменным обращением на имя губернатора <адрес> Юрченко В.А., в котором содержится просьба оценить стремления ответственных лиц государственной жилищной инспекции <адрес> по исполнению возложенных на них задач (л.д.73).

В упомянутом обращении заявитель указала период времени, с которого работает государственная жилищная инспекция и сообщила о возложенных на инспекцию задач. Одновременно к письменному обращению заявитель приложила свою переписку с государственной жилищной инспекцией <адрес> по проделанной инспекцией работе с товариществом собственников жилья «Красный проспект,».

Обращение Усачевой Н.А. на имя губернатора <адрес> рассмотрено первым заместителем губернатора <адрес> Соболевым А.К. исполняющим на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №609-рк обязанности губернатора <адрес> (л.д.78).

ДД.ММ.ГГГГ обращение Усачевой Н.А. адресовано исполняющим обязанности губернатора <адрес> Соболевым А.К. начальнику государственной жилищной инспекции <адрес> Лобареву И.В. для принятия мер и дачи ответа (л.д.20).

ДД.ММ.ГГГГ государственной жилищной инспекцией <адрес> по результатам рассмотрения указанного обращения Усачевой Н.А. сообщено, что деятельность государственной жилищной инспекцией <адрес> осуществляется в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в части жилищного надзора и муниципального контроля.

В части оценки действий должностных лиц государственной жилищной инспекцией <адрес> по исполнению возложенных на них функций установлено их соответствие закону, а также, что инспекторским составом инспекции при проверке деятельности товарищества собственников жилья «Красный проспект, 157» принята единственно возможная мера по направлению материалов внеплановой проверки в прокуратуру для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В действиях должностных лиц бездействия по исполнению возложенных на них задач по предупреждению, выявлению, пресечению нарушений обязательных требований, установленных жилищным законодательством, не усмотрено.

В подтверждение приведенных доводов государственная жилищная инспекция сослалась на решение Заельцовского районного суда <адрес>, которым дана правовая оценка деятельности должностных лиц государственной жилищной инспекции <адрес> по вопросам, отнесенным к их компетенции и отказано в удовлетворении соответствующих требований Усачевой Н.А. (л.д.26).

Полагая действия первого заместителя губернатора <адрес> Соболева А.К. по направлению жалобы должностному лицу, решение или действие которого обжалуется, заявитель обратилась в суд.

В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 того же кодекса).

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным, являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, обязанность доказывания факта нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии со статьей 2 упомянутого закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Согласно положениям статьи 8 названного закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 федерального закона.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлены виды обращений граждан, подлежащие рассмотрению в порядке, установленном упомянутым законом, а именно:

обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Аналогичные положения содержит Инструкция о порядке организации работы с обращениями граждан, утвержденная постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 275.

Пунктом 6 инструкции предусмотрено, что работу с письменными обращениями граждан, поступившими губернатору <адрес> и в правительство <адрес>, организует администрация губернатора <адрес> и правительства <адрес>. Прием, учет и первичную обработку поступивших в администрацию письменных обращений граждан осуществляет управление по работе с обращениями граждан - общественная приемная губернатора области администрации губернатора <адрес> и правительства <адрес>.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в администрацию (управление - общественную приемную). Регистрация производится в специализированной компьютерной сетевой системе учета обращений "Lotus" (пункт 23 инструкции).

При регистрации письменных обращений граждан определяется их тематическая принадлежность. Начальник управления - общественной приемной определяет исполнителей, к компетенции которых относится решение поставленных в обращении вопросов, и направляет письменное обращение:

1) губернатору <адрес>;

2) первому заместителю <адрес>;

3) заместителям <адрес>;

4) руководителям структурных подразделений администрации;

5) руководителям областных исполнительных органов государственной власти <адрес>, органов местного самоуправления <адрес>, а при необходимости - руководителям организаций <адрес>.

Оценив установленные по делу обстоятельства, а также доводы заявителя в контексте приведенных правовых норм суд приходит к выводу о том, что указанные заявителем нарушения не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Поскольку обращение Усачевой Н.А. не содержит просьбы о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц, в его тексте отсутствуют рекомендации по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества, а также отсутствуют указания на нарушения со стороны государственной жилищной инспекции <адрес>, указанное обращение правомерно квалифицировано как заявление и на законном основании передано на рассмотрение по существу в орган, к компетенции которого относятся вопросы, указанные в обращении.

Государственной жилищной инспекцией <адрес> совершены необходимые действия по рассмотрению жалобы Усачевой Н.А. в сроки, установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», по существу поставленных вопросов и доводам обращения дан мотивированный ответ.

С учетом изложенного, соответствующие доводы заявителя о незаконности действий первого заместителя губернатора <адрес> в части передачи жалобы на рассмотрение государственному органу, чьи действия обжалуются, основаны на неверном понимании норм материального права и судом отклоняются как несостоятельные.

Приведенные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

При этом суд не усматривает нарушения прав и законных интересов заявителя, иные доводы заявителя выводы суда не опровергают, поскольку в нарушение положений статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не содержат фактов, подтвержденных допустимыми и достоверными доказательствами, в связи с чем судом отклоняются как несостоятельные.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

В удовлетворении требований Усачевой Н.А. о признании незаконными действий первого заместителя председателя правительства <адрес> Соболева А.К. по передаче жалобы Усачевой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ на действия государственной жилищной инспекции <адрес> для рассмотрения в государственную жилищную инспекцию <адрес> – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Судья                                         Ю.В. Близняк