ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-585/19 от 13.08.2019 Увинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело №2-585/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 августа 2019 года пос.Ува УР

Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Лобанова Е.В.,

при секретаре судебного заседания Шишкиной Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ОНВ к ООО «Спецавтохозяйство» о признании договора *** на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 18.03.2019 года заключенным в редакции истца,

У С Т А Н О В И Л :

ОНВ обратился в суд с иском к ООО «Спецавтохозяйство» о признании договора *** на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 18.03.2019 года заключенным в редакции истца, мотивируя свои требования следующим.

21.03.2019 года ответчик передал истцу проект договора *** на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 18.03.2019 года.

По итогам рассмотрения указанной оферты истцом в адрес ответчика направлен протокол разногласий от 27.03.2019 года к проекту договора *** на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 18.03.2019 года в связи с невозможностью принятия отдельных условий договора в предложенный ответчиком редакции.

Истец частично принял согласованную ответчиком редакцию договора.

Не согласованы с ответчиком следующие пункты протокола разногласий:

- абзац 3,4 пункта 6 раздела 2 – дополнения внесены истцом из-за правовой неопределенности получателя оплаты за оказываемые региональным оператором услуги по обращению с ТКО. В заявке на заключение договора, направленной региональному оператору, истец указал на необходимость отражения в проекте договора получателя денежных средств. В проекте договора и протоколе урегулирования разногласий ответчик умолчал о наличии агентского договора с АО «Энергосбыт Плюс», не раскрыл какие полномочия и в каком объеме ответчик передал агенту АО «Энергосбыт Плюс», которые в силу характера договора должны быть доведены до истца как потребителя коммунальной услуги по обращению в ТКО;

- пункт 26 раздела 9 – внесено дополнение, уточняющее срок действия договора в соответствии с пунктом 8 (19) постановления Правительства РФ от 12.11.2016 года №1156.

Согласно статье 445 ГК РФ при отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В судебном заседании истец ОНВ свои требования поддержал в полном объеме, привел следующие пояснения.

В январе 2019 года в платежном документе АО «Энергосбыт Плюс» появилась новая строка – стоимость новой коммунальной услуги за вывоз ТКО, исполнителем которой является ответчик. При оплате услуг за потребленную электроэнергию он уведомлял работников АО «Энергосбыт Плюс» о том, что он заключает договор с ответчиком. При попытке оплаты стоимости потребленной электроэнергии работником АО «Энергосбыт Плюс» было отказано в приеме, т.к. за ним числилась задолженность по услуги по обращению с ТКО. Он отказался, чтобы деньги переводили за данную услугу. После чего он обратился с заявлением в АО «Энергосбыт Плюс» о незаконном отказе в принятии денежных средств за потребленную электроэнергию, а также уведомил, что о проходящей процедуре заключения договора с ответчиком. Передача ответчиком в АО «Энергосбыт Плюс» полномочий по подготовке и доставке платежных документов, начисление платы за обращение с ТКО не делает АО «Энергосбыт Плюс» исполнителем данной коммунальной услуги и не предоставляет права на перераспределение денежных средств по коммунальным услугам. Истец оплачивает коммунальную услугу по обращению с ТКО непосредственно ответчику на расчетный счет, указанный в проекте договора на основании выставленных ответчиком счетов. Включение в договор текста абзацев 3,4 пункта 6 раздела 2 проекта договора в редакции истца позволит вести реальный учет поступающих денежных средств по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО непосредственно исполнителем данной услуги. Абзац 3 пункта 118 Правил оказания коммунальных услуг на истца не распространяется. Истец вправе платить за оказанную ему коммунальную услугу непосредственно исполнителю этой услуги. В настоящее время до подписание договора по обращению с ТКО оплата оказываемых услуг производится истцом в пользу ответчика путем совершения конклюдентных действий и задолженности перед ответчиком по оплате услуги истец не имеет.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Спецавтохозяйство» Носкова Е.В. исковые требования не признала, сославшись на письменные возражения следующего содержания.

На основании поступившей от истца заявки на заключение договора последнему был направлен проект договора *** от 18.03.2019 года. 01.04.2019 года ответчику поступил протокол разногласий к данному договору, на который ответчик направил протокол урегулирования разногласий.

Порядок заключения договора на обращение с ТКО предусмотрен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года №1156 (далее – Правила №1156).

В соответствии с Правилами №1156 договор по обращению с ТКО является публичным и при отсутствии заявки потребителя считается заключенным на условиях типового договора.
Законодательством РФ не предусмотрено право потребителя требовать заключения договора на условиях, отличных от условий типового договора.

Порядок заключения договора на основании заявки потребителя также не свидетельствует о праве потребителя требовать от регионального оператора заключить договор на условиях потребителя.

Такой порядок предусмотрен пунктами 8 (5) – 8 (16) Правил №1156. Из толкования указанных норм Правил №1156 следует, что по неурегулированным условиям договора, направленного региональным оператором, должны применяться условия типового договора.

Типовым договором условие, изложенное в абзацах 3,4 пункта 6 раздела 2 договора, ни в редакции ответчика, ни в редакции истца не предусмотрено.

Условие, которое требует истец, противоречит пункту 6 типового договора, статьям 153 и 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пунктам 148 (23), 148 (39) и 148 (41) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 (далее – Правила №354).

Типовым договором условие, изложенное в пункте 26 раздела 9 договора, ни в редакции регионального оператора, ни в редакции потребителя не предусмотрено.

Независимо от срока, указанного в пункте 26 раздела 9 договора, не нарушается право потребителя состоять в договорных отношениях с региональным оператором лишь в определенный период, поскольку соответствующее условие типового договора указывает на срок действия договора в соответствии с пунктом 8 (19) Правил №1156.

При заключении договора по обращению с ТКО, являющегося публичным, стороны ограничены в свободном определении условий договора, поскольку эти условия определены нормативными правовыми актами.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6 Закона №89-ФЗ).

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.6 Закона №89-ФЗ).

Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 5 статьи 24.6 Закона №89-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договора предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Согласно статье 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Согласно пункту 8 (11) Правил №1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий (абзац 1 пункта 8 (14) Правил №1156).

В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта (абзац 3 пункта 8 (14) Правил №1156).

В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил (пункта 8 (15) Правил №1156).

В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики, заключенным 28.04.2018 года между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики и ООО «Спецавтохозяйство», последнему присвоен статус Регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики.

На основании заявки истца о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО ответчиком в адрес истца направлен проект договора *** на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами от 18.03.2019 года (далее – Договор ***).

27.03.2019 года истцом подготовлен протокол разногласий к вышеуказанному договору, в котором истец предлагал исключить из договора абзац 2 пункта 6 раздела 2, пункты 8, 9, 10 раздела 3, подпункты «з, к, л» пункта 13 раздела 4, абзац 2 пункта 24 раздела 8, а также принять в его редакции абзацы 3, 4 пункта 6 раздела 2 и пункт 26 раздела 9.

10.04.2019 года ответчиком подготовлен протокол урегулирования разногласий к вышеуказанному договору, в котором ответчик указал следующее:

- абзац 2 пункта 6 раздела 2 – принять в редакции Регионального оператора;

- абзацы 3, 4 пункта 6 раздела 2 – принять в редакции Регионального оператора;

- пункты 8, 9, 10 раздела 3 – принять в редакции Регионального оператора;

- подпункты «з, к, л» пункта 13 раздела 4 – принять в редакции Потребителя;

- абзац 2 пункта 24 раздела 8 – принять в редакции Потребителя;

- пункт 26 раздела 9 – принять в следующей редакции: «Настоящий договор заключается по 28.04.2028 года».

Из содержания иска следует, что несогласованными между сторонами остались абзацы 3, 4 пункта 6 раздела 2 и пункт 26 раздела 9 Договора ***

Согласно проекту Договора *** содержание абзацев 3, 4 пункта 6 раздела 2 выглядит следующим образом:

«Региональный оператор до 05 (пятого) числа месяца, следующего за отчетным, направляет Потребителю Акт оказанных услуг. Потребитель обязан до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным, направить подписанный Акт оказанных услуг Региональному оператору либо предоставить мотивированный письменный отказ от его подписания. При просрочке Региональным оператором срока направления Акта оказанных услуг, Потребитель обязан направить подписанный Акт оказанных услуг Региональному оператору в течение 5 (пяти) календарных дней с момента его получения.

В случае, если в установленные настоящим пунктом сроки Потребитель не направит Региональному оператору подписанный Акт оказанных услуг или не представит письменный мотивированный отказ от его подписания, услуги считаются оказанными и подлежат оплате Потребителем в полном объеме».

Согласно протоколу разногласий истец предлагает изложить содержание абзацев 3, 4 пункта 6 раздела 2 следующим образом:

«Региональный оператор до 05 (пятого) числа месяца, следующего за отчетным, направляет Потребителю платежные документы и Акт оказанных услуг. Потребитель обязан до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным, направить подписанный Акт оказанных услуг Региональному оператору. Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО на расчетный счет, указанный в платежных документах Регионального оператора в срок до 10 (десятого) числа, месяца, следующего за отчетным. При просрочке Региональным оператором срока направления платежных документов Потребителю последний оплачивает оказанные услуги Региональному оператору в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения платежных документов от Регионального оператора. Факт оплаты оказанных услуг является подтверждением приемки выполненных услуг по обращению с ТКО и освобождает Потребителя от направления Акта оказанных услуг Региональному оператору».

В Типовом договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года №1156 (далее – Типовой договор), содержание пункта 6 раздела 2 выглядит следующим образом:

«Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации».

Согласно проекту Договора *** содержание пункта 26 раздела 9 выглядит следующим образом:

«Настоящий договор заключается по 31.12.2028 года включительно».

Согласно протоколу разногласий истец предлагает изложить содержание пункта 26 раздела 9 следующим образом:

«Настоящий договор заключается по 31 декабря 2028 года включительно и не может превышать срок, на который ООО «Спецавтохозяйство» присвоен статус регионального оператора».

Протоколом урегулирования разногласий к Договору *** пункт 26 раздела 9 предложен ответчиком в следующей редакции:

«Настоящий договор заключается по 28.04.2028 года включительно».

В Типовом договоре содержание пункта 26 раздела 9 выглядит следующим образом:

«Настоящий договор заключается на срок (указывается срок)».

По мнению суда, содержание абзацев 3, 4 пункта 6 раздела 2 проекта Договора *** и пункта 26 раздела 9 проекта Договора *** и протокола урегулирования разногласий к Договору *** не противоречит содержанию Типового договора и положениям действующего законодательства, в частности статьям 153 и 155 ЖК РФ, Правилам №1156 и Правилам №354.

Истцом не доказано, что положения вышеуказанных условий Договора ***, в редакции предложенной ответчиком, нарушают права истца.

Как следует из представленного в материалы дела платежного документа (счета за июль 2019 года), истцу оказываются две коммунальные услуги: электроснабжение и обращение с ТКО, при этом до истца доведена информация об исполнителе коммунальной услуги по обращению с ТКО (ООО «Спецавтохозяйство»), реквизитах для перечисления денежных средств данному исполнителю.

Тем самым истец не лишен права оплачивать оказанную ему коммунальную услугу по обращению с ТКО непосредственно исполнителю ООО «Спецавтохозяйство», и истец это право успешно реализует.

Отсутствие в пункте 26 раздела 9 Договора *** конечной даты срока полномочий ООО «Спецавтохозяйство», как регионального оператора, прав истца не нарушает, поскольку в силу пункта 8 (19) Правил №1156 срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в любом случае не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.

Принимая во внимание, что содержание абзацев 3, 4 пункта 6 раздела 2 и пункта 26 раздела 9 проекта Договора *** не противоречит положениям действующего законодательства, оснований для возложения на ответчика обязанности заключить договор в редакции истца не имеется, поскольку согласование содержания указанных условий договора возможно только соглашением сторон.

В силу пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 этого кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

По смыслу приведенных выше норм права разрешение судом спора о наличии разногласий по конкретным условиям подлежащего заключению договора сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и определению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Установление судом или изменение при рассмотрении такого спора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора об условиях договора и не должны приводить к отказу суда в их определении, поскольку последствием такого отказа является необходимость предъявления нового иска, что может привести к нарушению прав на судопроизводство в разумный срок.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ОНВ к ООО «Спецавтохозяйство» о признании договора *** на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 18.03.2019 года заключенным в редакции истца отказать в полном объеме.

Определить содержание абзацев 3, 4 пункта 6 раздела 2 и пункта 26 раздела 9 договора *** на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 18.03.2019 года в соответствии с протоколом урегулирования разногласий от 10.04.2019 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Дата изготовления решения в окончательной форме 19.08.2019 года.

Судья Е.В. Лобанов