ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5860/2020КОПИ от 10.11.2020 Ленинскогого районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-5860/2020 К О П И Я

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года г. Новосибирск

Ленинский районный суд г.Новосибирска в лице судьи Монастырной Н.В. при секретаре судебного заседания Бендюковой Р.А.,

с участием представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области к ФИО2 о признании права собственности Новосибирской области на объект недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области обратился в суд с иском к ФИО2 о признании права собственности Новосибирской области на объект недвижимости, указав в обоснование своих требований, что департаментом осуществляются мероприятия по изъятию для государственных нужд земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках в целях строительства объекта регионального значения в целях размещения (строительства) объекта регионального значения - мостовой переход через р. <данные изъяты> в створе <адрес>.

В соответствии со ст.49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в том числе, со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты транспорта регионального значения.

Размещение (строительство) объекта регионального значения - мостовой переход через р.<данные изъяты> в створе <адрес> предусмотрено постановлением Правительства Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы территориального планирования Новосибирской агломерации Новосибирской области», а также приказом Министерства строительства Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории в его составе для размещения объекта регионального значения - продолжение автомобильной дороги <данные изъяты> по <адрес> с мостовым переходом через р. <данные изъяты> в створе <адрес> от <адрес> до транспортной развязки <данные изъяты>, ул. <данные изъяты> и ул. <данные изъяты>, в границах города <данные изъяты>

В случае если в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.56.2 Земельного кодекса РФ, осуществляет выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, в порядке, установленном ст. 56.5 Земельного кодекса РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Мост» в порядке ст.56.4 Земельного кодекса РФ обратилось в департамент с ходатайством об изъятии в отношении земельного участка, площадью 9 251,06 кв.м., в соответствии с документацией по планировке территории подлежащий образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером , а также объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, в том числе нежилого здания с кадастровым номером (вн. ).

Согласно техническому паспорту здания (строения), подготовленного <данные изъяты>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, здание с кадастровым номером состоит из 11 боксов.

На момент поступления в департамент ходатайства в ЕГРН были учтены 7 помещений (боксов), расположенных в нежилом здании с кадастровым номером , информация о правообладателях оставшихся 12 помещений (боксов) в ЕГРН отсутствовала, в связи с чем департамент перешел к процедуре выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд.

Было размещено сообщение о планируемом изъятии в отношении земельного участка, площадью 9 251,06 кв.м., в соответствии с документацией по планировке территории подлежащий образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером , для государственных нужд Новосибирской области на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (<адрес>).

ДД.ММ.ГГГГ сообщение о планируемом изъятии в отношении земельного участка, площадью 9 251,06 кв.м., в соответствии с документацией по планировке территории, подлежащий образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером , для государственных нужд Новосибирской области размещено на официальном сайте <данные изъяты> (<адрес>/) и в выпуске от ДД.ММ.ГГГГ периодического печатного издания «Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска».

Согласно письму главы администрации Ленинского района г.Новосибирска (исх. от ДД.ММ.ГГГГ «О размещении сообщения»), ДД.ММ.ГГГГ сообщение о планируемом изъятии земельных участков для государственных нужд Новосибирской области в целях размещения (строительства) объекта регионального значения - мостового перехода через р.<данные изъяты> в створе ул. <адрес> размещено на информационном стенде в здании <данные изъяты> (<адрес>), возле кабинетов № .

Департаментом запрошены сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд и расположенных на таких земельных участках объектах недвижимого имущества у <данные изъяты> (от ДД.ММ.ГГГГ исх. <данные изъяты>» (от ДД.ММ.ГГГГ исх. ), <данные изъяты> (от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ), <данные изъяты>» (от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ департаментом издан приказ «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Новосибирской области» в отношении земельного участка, площадью 9 251,06 кв.м., подлежащего образованию в соответствии с проектом планировки территории и проектом межевания в его составе, утвержденным приказом Министерства строительства Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ из земельного участка с кадастровым номером , а также расположенных на нем объектов недвижимости, в том числе помещений, находящихся в нежилом здании .

ДД.ММ.ГГГГ осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым но (вновь образованному земельному участку присвоен кадастровый номер , на котором расположен спорный объект - нежилое помещение (бокс № ), площадью 21,2 кв.м., находящееся в нежилом здании , что подтверждается выписками из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером и нежилого здания с кадастровым номером .

В результате мероприятий выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, которые подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, в отношении нежилого помещения (бокс № ) площадью 22,2 кв.м., расположенное на первом этаже нежилого здания с кадастровым номером , номер на поэтажном плане технического паспорта здания (строения) (гараж на 11 боксов), составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, находящемся на земельном участке, подлежащем изъятию, в департамент была представлена справка <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой владельцем спорного объекта недвижимости является ФИО2

Указанная справка не является правоустанавливающим либо документом в смысле п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, поскольку не содержит сведений о выплате гражданином (членом ГСК) паевого взноса в полном объеме.

ГКУ НСО «Мост» в адрес ФИО2 направлено письмо (от ДД.ММ.ГГГГ исх. ) с просьбой предоставить полный пакет правоустанавливающих и технических документов в отношении гаражного бокса , а также обеспечить доступ представителей ГКУ НСО «Мост» и оценщика в указанный бокс для проведения осмотра и оценки с целью учета законных интересов ответчика в полном объеме при осуществлении оценки изымаемых земельных участков и (или) расположенных объектов недвижимости. Этим письмом ответчик также был уведомлен об обращении департамента в суд с требованием о признании права государственной собственности на спорный объект недвижимости в случае отсутствия правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов в отношении данного объекта.

Правоустанавливающие либо правоудостоверяющие документы на спорный земельный участок в департамент на момент обращения с исковым заявлением представлены не были.

В соответствии с п.10 ст.56.5 Земельного кодекса РФ, в случае, если в порядке, установленном настоящей статьей, правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.56.2 Земельного кодекса РФ, обращаются в суд с заявлением о признании права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, независимо от того, были ли такие объекты недвижимого имущества поставлены на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. Признание права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на такие объекты недвижимости не является препятствием для предъявления требований, предусмотренных п.11 настоящей статьи.

Просили признать право собственности Новосибирской области на нежилое помещение (бокс ), площадью 22,2 кв.м., расположенное на первом этаже нежилого здания с кадастровым номером , номер на поэтажном плане технического паспорта здания (строения) (гараж на 11 боксов), составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, приобщенных к материалам дела (л.д. ), указал, что ФИО2 является членом <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается членской книжкой выданной <данные изъяты>».

С этого времени в его пользовании находится гаражный бокс № , общей площадью 22,2 кв.м. по адресу: г<адрес>).

Паевые взносы в отношении данного гаражного бокса ФИО2 оплачены в полном объеме, что подтверждается справкой <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Право собственности на гаражный бокс зарегистрировано в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Нежилому помещению - бокс присвоен кадастровый номер .

Письма ГКУ НСО «Мост» ФИО2 не получал и поэтому не мог своевременно заявить о своих правах на спорный объект недвижимости.

В <данные изъяты>» никакой информации по поводу изъятия земельного участка, на котором расположены гаражные боксы <данные изъяты>» и, в частности, бокс ФИО2 предоставлено не было.

В силу того, что в настоящий момент спорный объект недвижимости принадлежит на праве собственности ФИО2, он не может быть признано бесхозяйной вещью и на него не может признано право собственности Новосибирской области.

Просил в удовлетворении исковых требований Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области отказать.

Представитель третьего лица – ГКУ НСО «Мост» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.49 Земельного кодекса РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в том числе, со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты транспорта регионального значения.

Согласно п.1 ст.56.2 Земельного кодекса РФ, изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта РФ - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта РФ (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.

Согласно ст.56.3 Земельного кодекса РФ, определены условия изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Так, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); 2) утвержденными проектами планировки территории.

Согласно п.4 ст.56.3 Земельного кодекса РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 56.2 Земельного кодекса РФ, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в п. 1 ст.56.4 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 56.2 Земельного кодекса РФ, вправе обратиться, в том числе, организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, для обеспечения которой в соответствии со ст. 49 Земельного кодекса РФ осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст.3 Закона Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области», принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Новосибирской области, в том числе для размещения объектов регионального значения, относится к полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере управления и распоряжения земельными участками, в сфере земельных отношений, которым является департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области в соответствии с п.1 Положения о департаменте имущества и земельных отношений Новосибирской области, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Размещение (строительство) объекта регионального значения - мостовой переход через р.<данные изъяты> в створе <адрес> предусмотрено Постановлением Правительства Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы территориального планирования Новосибирской агломерации Новосибирской области», а также приказом Министерства строительства Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории в его составе для размещения объекта регионального значения - продолжение автомобильной дороги <данные изъяты>» по ул. <данные изъяты> с мостовым переходом через р. <данные изъяты> в створе ул. <данные изъяты> от ул. <данные изъяты> до транспортной развязки <данные изъяты>, ул. <данные изъяты> и ул. <данные изъяты> в границах города <данные изъяты>».

Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Мост» в порядке ст. 56.4 Земельного кодекса РФ обратилось в Департамент с ходатайством об изъятии от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка площадью 9 251,06 кв.м., который в соответствии с документацией по планировке территории подлежит образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером , а также объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, в том числе нежилого здания с кадастровым номером .

Согласно техническому паспорту здания (строения), подготовленного <данные изъяты> филиал по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, здание с кадастровым номером состоит из 25 боксов, в ЕГРН были учтены 13 помещений (боксов) из 25, расположенных в нежилом здании с кадастровым номером , информация о правообладателях оставшихся 12 помещений (боксов), расположенных в ЕГРН отсутствовала.

П.1 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ определены действия уполномоченного органа, совершаемые в случае, если в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества. Такие действия направлены на выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, которые подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 8 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ, правообладатели земельных участков, подлежащих изъятию, правообладатели расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, права которых на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в ЕГРН, в течение шестидесяти дней со дня опубликования сообщения, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ, подают заявления в уполномоченный орган об учете их прав (обременений прав) на земельные участки и (или) объекты недвижимости с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав).

ДД.ММ.ГГГГ осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером (вновь образованному земельному участку присвоен кадастровый номер , на котором расположен спорный объект – нежилое помещение (бокс №) площадью 22,2 кв.м., находящийся в нежилом здании с кадастровым номером .

В результате мероприятий выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, которые подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, в отношении нежилого помещения (бокс ), площадью 22,2 кв.м., расположенного на первом этаже нежилого здания с кадастровым номером , номер на поэтажном плане технического паспорта здания (строения) (гараж на 11 боксов), составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, находящемся на земельном участке, подлежащем изъятию, была предоставлен справка <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой владелец спорного объекта недвижимости является ФИО2

В соответствии с п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ, в случае, если в порядке, установленном указанной статьей, правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 56.2 Земельного кодекса РФ, обращаются в суд с заявлением о признании права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, независимо от того, были ли такие объекты недвижимого имущества поставлены на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.

Однако, как следует из представленных ответчиком в материалы дела документов, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ года является членом <данные изъяты>», имеет в своем пользовании гаражный бокс , общей площадью 22,2 кв.м., паевые взносы за указанной гараж выплачены им в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ право собственности ФИО2 на указанный объект зарегистрировано в установленном порядке.

При таких обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения исковых требований департамента земельных и имущественных отношений Новосибирской области отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено судом ДД.ММ.ГГГГ.

Судья (подпись) Н.В.Монастырная

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-5860/2020 54RS0006-01-2020-009417-23Ленинского районного суда г.Новосибирска