ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5861/19 от 02.03.2020 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2-770/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи: Петрушенко Ю.В.,

при секретаре: Даниловой А.А.,

2 марта 2020 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищное Эксплуатационное Управление» к Сергеева А.А., Лисенюк О.А. о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищное Эксплуатационное Управление» (далее – ООО «УК «ЖЭУ») обратилось с исковым заявлением к Сергеева А.А., Лисенюк О.А. о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, проведенного в очно-заочной форме с 10 по 19 ноября 2019 года.

В обоснование требований указано, что ООО «УК «ЖЭУ» осуществляет управление жилым домом №... по <адрес> в <адрес>. В ноябре 2019 года собственниками помещений указанного дома проведено общее собрание, на котором собственниками помещений многоквартирного дома принято решение об уменьшении тарифа платы за содержание жилого помещения до 13, 93 рублей за кв.м общей площади в месяц; утверждено расторжение дополнительного соглашения №... к договору управления №... от "."..г.; утверждено расторжение договора с организацией, осуществлявшей деятельность по обслуживанию внутридомового оборудования МКД на аренду нежилого помещения; рассмотрены иные вопросы, касающиеся уборки нежилых помещений и подъездов.

ООО «УК «ЖЭУ» считает, что допущены существенные нарушения порядка проведения общего собрания собственников, выраженные в следующем: ООО «УК «ЖЭУ» не уведомлялось о месте проведения и повестке дня общего собрания; в нарушение действующего законодательства дата составления протокола не соответствует дате подведения итогов голосования, отсутствует номер протокола, сведения об инициаторе проведения собрания, список лиц, принявших участие в общем собрании; содержание вопросов 1, 2, 7, 8, 9, 10 не соответствуют повестке дня; отсутствует обязательное, установленное законом приложение к протоколу общего собрания (отсутствуют реестр собственников помещений, копия текста сообщения о проведении общего собрания, документы. подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении собрания собственникам МКД, списки присутствующих, документы, рассмотренные общим собранием); незаконно исключены из договора управления расходы на уборку подъездов, так как они являются обязательными видами работ, выполняемым УК; установленный на общем собрании размер платы 13,93 рубля за 1 кв.м общей площади в месяц и перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД приняты без учета технических характеристик дома, придомовой территории, наличия договорных отношений со специализированными организациями.

Представитель истца ООО «УК «ЖЭУ» Костылева А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнила, что установленный на общем собрании размер платы 13,93 рубля за 1 кв.м общей площади в месяц и перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД является экономически необоснованным, не содержит перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД.

Ответчики Сергеева А.А. и Лисенюк О.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указав, что управляющая компания не оказала им содействия в проведении собрания, а они являются юридически неграмотными, в связи с чем полагают, что все допущенные нарушения являются несущественными и не влияют на волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме. Не отрицали, что о проведении собрания и повестке дня сообщили собственникам МКД путем размещения объявления на подъездах дома и в общей группе в социальных сетях, ООО «УК «ЖЭУ» о проведении общего собрания не уведомляли. Полагая тариф, установленный за содержания общего имущества МКД завышенным, на общем собрании приняли решения о его снижении до 13,93 рублей, при этом перечень работ, входящих в указанную стоимость, общим собранием не утверждался. Полагают, что повестка дня общего собрания не противоречит рассмотренным на собрании вопросам.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в судебное заседании не явился, о рассмотрении дела извещен. О причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства не просил.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В силу положений ст. 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование); заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со ст. 47.1 ЖК РФ) и очно-заочного голосования.

На основании ч. 3 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

Собственник, иное лицо, указанное в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее, чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ).

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания (ч. 2 ст. 46 ЖК РФ).

Согласно части 6 статьи 46 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

В силу подп. 1 ч. 1 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания.

Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица (п. 4 ст. 181.4 ГК РФ).

Статьей 181.5. ГК РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не включенному в повестку дня, а также противоречит основам правопорядка или нравственности (п. 1, 4).

В судебном заседании установлено, что ООО «УК «ЖХ» на основании договора управления от "."..г., осуществляет управление многоквартирным домом №... по <адрес> (т. л.д.55-63).

По инициативе собственников жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, Сергеева А.А. и Лисенюк О.А. в период с 10 по "."..г. проводилось общее собрание собственников в очно-заочной форме.

Сообщение о проведении общего собрания было размещено на информационных стендах, расположенных при входе в подъезды многоквартирного дома в виде повестки дня общего собрания (т.1 л.д.14-15), что сторонами в судебном заседании не оспаривалось и подтверждено показаниями допрошенных в судебном заседании "."..г. свидетелей ---, --- (т.2 л.д.131-136).

Указанное собрание состоялось, оформлено протоколом без номера от "."..г. (т.1 л.д.11-13).

В соответствие с протоколом в голосовании приняли участие собственники 1 124,40 кв. м или 95, 12% от общего числа собственников (1 182,10 кв. м).

В ходе судебного разбирательства правомочность собрания и наличие кворума сторонами не оспаривались, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что кворум при проведении собрания имелся.

Между тем, в соответствии с Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2019 N 53863) (далее – Требования к оформлению протоколов), протокол общего собрания должен содержать следующие сведения: а) наименование документа; б) дата и номер протокола общего собрания; в) дата и место проведения общего собрания; г) заголовок к содержательной части протокола общего собрания; д) содержательная часть протокола общего собрания; е) информация о месте (адресе) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование (п.4).

Датой протокола общего собрания является дата подведения итогов общего собрания (окончания подсчета голосов собственников помещений в многоквартирном доме) (п.6).

Номер протокола общего собрания должен соответствовать порядковому номеру общего собрания в течение календарного года (п.7).

В качестве места проведения общего собрания должен указываться адрес, по которому проводилось общее собрание в очной форме, или адрес, по которому осуществлялся сбор оформленных в письменной форме решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в очно-заочной и заочной форме (п.8).

В качестве даты проведения общего собрания в случае, если оно продолжалось несколько дней, указывается дата начала и дата окончания общего собрания. Место и дата проведения общего собрания, указанные в протоколе, должны соответствовать адресу и дате, указанным в сообщении о проведении общего собрания, направленном собственникам помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и соответствующем требованиям части 5 статьи 45 или части 4 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - сообщение о проведении общего собрания) (п.9).

Заголовок к содержательной части протокола общего собрания должен содержать информацию об адресе многоквартирного дома, виде общего собрания (годовое, внеочередное) и форме его проведения (очное, заочное, очно-заочное голосование) (п.10).

Согласно пунктам 11, 13, 14, 15 Требований к оформлению протоколов, вводная часть содержательной части протокола общего собрания должна включать, в том числе, список лиц, принявших участие в общем собрании (далее - присутствующие лица) и приглашенных для участия в нем (далее - приглашенные лица): указываются сведения, предусмотренные пунктами 13 - 15 настоящих Требований.

В соответствии с положениями п.17 Требований к оформлению протоколов, формулировки вопросов повестки дня общего собрания должны отражать суть обсуждаемых на общем собрании вопросов и исключать возможность их неоднозначного толкования. В случае, если формулировка вопроса повестки дня общего собрания установлена законодательством Российской Федерации, в протоколе общего собрания указывается соответствующая формулировка. Не допускается включение в повестку дня общего собрания вопросов с формулировками "Разное", "Другие вопросы" или иными аналогичными по смысловому содержанию формулировками, а также объединение в одной формулировке разных по смысловому содержанию вопросов. В случае, если вопрос повестки дня общего собрания касается рассмотрения общим собранием какого-либо документа и принятия решения относительно него, формулировка такого вопроса должна содержать полное название и реквизиты данного документа.

Обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:

а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;

б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;

в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;

г) списки присутствующих и приглашенных лиц;

д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;

е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;

ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.

Ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме является инициатор общего собрания.

Реквизиты подписи протокола общего собрания включают в себя сведения о фамилии и инициалах лица, проставившего подпись, подпись и дату ее проставления (п.20-22).

Однако из представленных сторонами доказательству усматривается, что сообщение о проведении собрания не содержит указаний на дату и место его проведения, сведений об инициаторе собрания, отсутствуют доказательства, подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме.

Протокол общего собрания не имеет номера и указания на то, является ли оно годовым или внеочередным, является ли оно очным или заочным, или очно-заочным, отсутствует дата подписания протокола. В протоколе отсутствует список лиц, принявших участие в общем собрании, к протоколу не приложен реестр собственником помещений в МКД, список лиц, присутствующих на собрании.

Из протокола усматривается, что он составлен "."..г., однако из решений собственников, усматривается, что часть из них голосовали за пределами указанной даты (т.1 л.д.20- 22, 31-39, 43, 44).

Кроме того, из протокола общего собрания усматривается несоответствие повестки дня общего собрания собственников помещений, тому решению, которое было принято собственниками.

Как установлено в ходе судебного разбирательства согласно объявлению о проведении общего собрания, на повестку дня были вынесены следующие вопросы:

1. 1.1.Утверждение расторжения дополнительного соглашения №... к договору управления №... от "."..г. многоквартирным домом №... по <адрес>, принятое сторонами "."..г..

1.2. Пересмотр перечня и стоимости работ, с учетом выполненных ремонтных работ в 2019 году по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.

2. Утвердить расторжение договора с организацией, осуществляющей деятельность по обслуживанию внутридомового оборудования МКД на аренду нежилого помещения (технический подвал) общей площадью 35,1 кв.м, от "."..г. и запретить управляющей организации заключать от имени собственников помещений договор об использовании этого имущества (договор аренды).

3. Закрепить право подписи всех представляемых актов о проделанных работах в МКД Дружбы 88 и на территории принадлежащей МКД Дружбы 88 за председателем МКД Дружбы 88 Сергеева А.А.

4. Решить вопрос с уборкой помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а так же содержание земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (придомовая территория).

Однако как следует из протокола общего собрания собственников МКД по <адрес> от "."..г., оно содержит решение по 10-ти вопросам, а бюллетени заочного голосования были дополнены иными вопросами повестки дня.

Так, по вопросу № 1.2 повестки дня (т.1 л.д.14) вместо указанного в объявлении вопроса о пересмотре перечня и стоимости работ, с учетом выполненных ремонтных работ в 2019 году, по содержанию и ремонту общего имущества МКД, собственники голосовали по вопросу уменьшения тарифа до 13, 91 рубля за 1 кв.м общей площади в месяц (т.1 л.д.16-54). Общим собранием собственников помещений одновременно с утверждением тарифа не утвержден перечень работ и услуг по содержанию общего имущества и фактически не являлся предметом рассмотрения общего собрания.

Вместе с тем собственник помещения многоквартирного жилого дома, получая сообщение о проведении общего собрания, имеет право на получение достоверной и полной информации относительно тех вопросов, которые будут рассматриваться на собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома.

Кроме того, решение общего собрания является актом, порождающими определенные правовые последствия в сфере жилищных прав собственников жилых помещений в многоквартирном доме, что прямо закреплено в ч.5 ст.46 ЖК РФ.

Как усматривается из протокола общего собрания, оно единогласно проголосовало за расторжение дополнительного соглашения №... к договору управления №... от "."..г., принятое сторонами "."..г..

Сведений о том, что указанное дополнительное соглашение являлось предметом изучения общего собрания, оспариваемый протокол не содержит. Приложение к протоколу, оформленное в соответствии с Требованиями к оформлению протоколов, отсутствует.

Как следует из пояснений ответчиков в судебном заседании, решение о расторжении указанного дополнительного соглашения было вызвано необходимостью изменения тарифа на содержание общего имущества.

Между тем, в судебном заседании установлено, что приложение № 2 к договору управления МКД №... по <адрес> заключено между сторонами "."..г.. Предметом соглашения, помимо изменений перечня и стоимости услуг за содержание общего имущества, указанным дополнительным соглашением в договор управления внесены изменения в порядок заключения собственниками договоров с ресурсоснабжающими организациями (п.1), изменен порядок внесения платы поставщикам указанных ресурсов (п.2) (т.1 л.д.81-84).

Расторжение дополнительного соглашения №2 от "."..г. влечет аннулирование внесенных в договор управления изменений в части порядка оплаты коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающим организациям, при этом не учтено, какие последствия влечет за собой их аннулирование.

Помимо этого, утвержденное решением общего собрания место хранения протокола у председателя МКД Дружбы 88 Сергеева А.А. противоречит Порядку, утвержденному Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор», в соответствии с которым подлинники решений и протоколов в течение пяти рабочих дней лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, направляются в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором провели общее собрание.

Руководствуясь положениями ч. 2 ст. 46 ЖК РФ о недопустимости принятия решений по вопросам, не включенным в повестку дня, а также недопустимости внесения изменений в повестку дня собрания, и принятии решений, прямо противоречащих требованиям закона, суд приходит к выводу о допущенных нарушениях при проведении общего собрания, которые в силу положений п. 1 ст. 181.5 ГК РФ, свидетельствует о ничтожности принятого на собрании решения.

Приводимые ответчиками доводы о том, что принятое собственниками решение не повлекло никаких негативных последствий для истца, судом отклоняются. Принятым решением внесены изменения в договор управления (путем отмены дополнительного соглашения № 2 к договору управления), решены иные вопросы, связанные с изменением размера платы за содержание общего имущества без утверждения перечня работ. Допущенные при проведении собрания нарушения процедуры судом признаются существенными; решение по ряду вопросов, не включенным в повестку дня, является ничтожным.

Истец просит возместить ему понесенные по делу судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска в сумме 6 000,00 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом документально подтверждены платежным поручением №... от "."..г. понесенные по делу судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000,00 рублей (т.1 л.д.4), которые подлежат взысканию с ответчиков в пользу истца в равных долях, т.е. по 3 000,00 рублей с каждой.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищное Эксплуатационное Управление» к Сергеева А.А., Лисенюк О.А. о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома – удовлетворить.

Признать недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес>, проведенное в очно-заочной форме в период с "."..г. по "."..г..

Взыскать с Сергеева А.А. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищное Эксплуатационное Управление» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000,00 рублей.

Взыскать с Лисенюк О.А. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищное Эксплуатационное Управление» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья - Ю.В. Петрушенко

Справка: в окончательной форме решение изготовлено 10 марта 2020 года.

Судья - Ю.В. Петрушенко