ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-586/20 от 09.06.2020 Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область)

№ 2-586/2020

56RS0019-01-2020-000847-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2020 года город Орск

Ленинский районный суд города Орска Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Кравцовой Е. А.,

при секретаре Алышове С.Ф.

с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Ленинского района г. Орска Дергович В.П.,

представителя ответчика МДОАУ «Детский сад № 103 «Алёнушка» г. Орска - ФИО1,

представителя третьего лица управления образования администрации г.Орска - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-586/2020 по иску прокурора Ленинского района города Орска Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному дошкольному образовательному автономному учреждению «Детский сад № 103 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников «Алёнушка» г. Орска» об обязании обеспечить доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Орска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному дошкольному образовательному автономному учреждению «Детский сад № 103 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников г. Орска» (далее – МДОАУ «Детский сад № 103 г. Орска»), в котором просил обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем установки информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля здания МДОАУ «Детский сад № 103 г. Орска», расположенного по адресу: <...>.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения МДОАУ «Детский сад № 103 г. Орска» законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями по зрению к информации о деятельности учреждения. В ходе проверки установлено, что не в полном объеме выполняются требования закона, а именно: около входа в здание МДОАУ «Детский сад № 103 г. Орска», расположенного по адресу: <...>, отсутствует информационное табло (тактильная табличка) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля, что свидетельствует о нарушении ответчиком требований законодательства о социальной защите инвалидов, что влечет за собой нарушение права на беспрепятственный доступ инвалидов к информации, нарушение права неопределенного круга лиц на получение гарантированной законом информации.

Прокуратурой района в целях устранения выявленных нарушений 30.03.2020 года вносилось представление.

Вместе с тем, согласно ответу МДОАУ «Детский сад № 103 г. Орска» вывески (тактильные таблички) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля будут установлены в 2021 году.

Данное исковое заявление подано прокурором в интересах защиты прав инвалидов, вытекающих из социальных правоотношений, регламентирующих обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов по зрению, и восстановление прав слабовидящих граждан на получение информации о здании, его помещениях и на беспрепятственный доступ к предоставляемым услугам.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Орска Дергович В.П. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МДОАУ «Детский сад № 103 «Алёнушка» г.Орска» ФИО1, действующая на основании приказа начальника управления образования администрации г. Орска от 11.04.1995 года, чьи полномочия проверены судом, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, подтвердила наличие выявленных нарушений, пояснила, что тактильная табличка будет установлена согласно разработанному и утвержденному плану, то есть в 2021 году. Ранее представила письменные возражения на исковое заявление, в котором указала, что истец обращается с исковыми требованиями к несуществующей дошкольной образовательной организации МДОАУ «Детский сад № 103 г. Орска», т.к. их учреждение называется МДОАУ «Детский сад № 103 «Алёнушка» г. Орска». Также в исковом заявлении имеется ссылка на представление от 30.03.2020 года, однако в адрес МДОАУ «Детский сад № 103 «Алёнушка» г. Орска» с прокуратуры Ленинского района г. Орска поступало представление от 31.03.2020 года, в котором были отражены результаты проверки деятельности дошкольного образовательного учреждения. Требования установки на здании дошкольной образовательной организации информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля, в вышеуказанном представлении отсутствовали. Утверждение истца о том, что обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, не может быть поставлена в зависимость от поступления финансирования, не соответствует принципам, определяемым государством в данном направлении. Согласно пункту 2 Плана мероприятий («дорожной карты»), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 02.12.2015 года № 1399, целью «дорожной карты» является поэтапное повышение с учетом финансовых возможностей уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования. Никакими нормативными правовыми актами РФ до 2030 года не определены конкретные сроки выполнения тех или иных мероприятий по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования. По срокам, обозначенным МДОАУ «Детский сад № 103 «Алёнушка» г. Орска» в Паспорте доступности и Плане мероприятий, установка информационного табло (тактильной таблички) запланирована на 2021 год, что не противоречит нормам действующего законодательства РФ. Также представитель ответчика в отзыве просила учесть, что в ходе проверки, нарушений законодательства по форме, содержанию и срокам проведения (выполнения) иных мероприятий (работ) по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, обозначенных в Паспорте доступности и Плане мероприятий МДОАУ «Детский сад № 103 «Алёнушка» г. Орска», прокуратурой не установлено.

Представитель третьего лица управления образования администрации г.Орска ФИО2, действующая на основании доверенности, чьи полномочия проверены судом, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Ранее представила письменные возражения на исковое заявление, в котором изложены пояснения, аналогичные пояснениям представителя МДОАУ «Детский сад № 103 «Алёнушка» г. Орска».

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 14 вышеуказанного Федерального закона государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

В частности, в силу п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Требования к самим объектам социальной инфраструктуры содержатся в принятом во исполнение Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605. В данных правилах использование для изложения информации шрифта Брайля - специального рельефного шрифта для лиц с полной потерей зрения (незрячих) и слабовидящих, - названо одним из основных средств адаптации среды для соответствующей категории маломобильных лиц.

В силу пп. «а» п. 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

Судом установлено, что первым заместителем прокурора Ленинского района г. Орска для проверки соблюдений требований законодательства о дошкольном образовании было принято решение провести проверку с 12.03.2020 года по 10.04.2020 года в отношении МДОАУ «Детский сад № 103 г. Орска».

Как следует из представления заместителя прокурора Ленинского района г.Орска от 31.03.2020 года , в ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства о дошкольном образовании. Помимо прочего установлено, что в нарушение требований Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года, Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 при входе в МДОАУ «Детский сад № 103 г. Орска» для инвалидов по зрению не установлены информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения), отображающие информацию о помещениях в здании.

В ходе рассмотрения дела представитель истца представил акт обследования объекта социальной инфраструктуры № 1 от 19.08.2018 года, из которого следует, что при входе в МДОАУ «Детский сад № 103 «Алёнушка» г.Орска» отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (п. 8).

Представитель ответчика в судебном заседании подтвердила вышеуказанные обстоятельства.

На основании ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о доказанности факта отсутствия на входе в МДОАУ «Детский сад № 103 «Алёнушка» г. Орска» вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Возражая против исковых требований, представители ответчика и третьего лица указали, что действующим законодательством не определены конкретные сроки выполнения тех или иных мероприятий по обеспечению условий доступности для инвалидов и предоставляемых на них услуг в сфере образования.

Судом отклоняется указанный довод.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2015 № 1399 утвержден План мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования.

План мероприятий («дорожная карта») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования направлен на обеспечение условий доступности для инвалидов объектов Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) и находящихся в его ведении образовательных организаций (далее - объекты) (п. 1).

Целью «дорожной карты» является поэтапное повышение с учетом финансовых возможностей уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования (п. 2).

В соответствии с «дорожной картой» (таблица 2 п.5) установлено, что удельный вес объектов сферы образования с надлежащим размещением оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги, к 2018 году составит 100%.

Таким образом, указанной дорожной картой предусмотрено обеспечение 100% объектов сферы образования носителями информации, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

При этом, согласно указанного приказа, он был издан с учетом ФЗ «О федеральном бюджете».

Суд приходит к выводу, что установление иных (более поздних сроков) в паспорте доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, утвержденному 31.05.2018 года заведующим МДОАУ «Детский сад № 103 «Алёнушка» г. Орска», а также в Плане мероприятий по обеспечению доступности не соответствует требованиям федерального законодательства и не может служить основанием для переноса срока обеспечения здания детского сада тактильной табличкой.

Кроме того, в указанных документах содержатся разные сроки исполнения данного требования.

По срокам, обозначенным МДОАУ «Детский сад № 103 «Алёнушка» г. Орска» в Паспорте доступности и Плане мероприятий, установка информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля, запланирована на 2021 год.

Вместе с тем, согласно паспорту доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, утвержденному 31.05.2018 года заведующим МДОАУ «Детский сад № 103 «Алёнушка» г. Орска», обеспечение дублирования необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации – звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации – знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне запланировано на 2025 год (п. 7 раздела IV).

В соответствии с планом мероприятий («дорожная карта») МДОАУ «Детский сад № 103 «Алёнушка» г. Орска» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, утвержденным 26.09.2018 года, ожидается, что удельный вес объектов с надлежащим размещением оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги, с 2020 года составит 100% (п. 5 таблицы).

Таким образом, план мероприятий по повышению значений показателей доступности, разработанный ответчиком предусматривает оснащение детского сада тактильной табличкой в 2020 году и противоречит его же паспорту доступности.

Учитывая, что срок оснащения МДОАУ «Детский сад № 103 «Алёнушка» г. Орска» вывеской с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, предусмотренный дорожной картой, установленной министерством образования, истек в 2018 году, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.

Суд считает возможным установить срок для устранения нарушений, предложенный истцом: в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы представителя МДОАУ «Детский сад № 103 «Алёнушка» г. Орска» и управления образования администрации г. Орска о том, что в исковом заявлении неверно указано сокращенное наименование истца и дата представления прокурора, не имеют юридического значения при рассмотрении данного дела. Указанные ошибки являются техническими и не влияют на юридически значимые обстоятельства.

Учитывая вышеизложенное, исковые требования прокурора Ленинского района г. Орска об обязании об обязании МДОАУ «Детский сад № 103 «Алёнушка» г. Орска» обеспечить доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 45,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района города Орска Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному дошкольному образовательному автономному учреждению «Детский сад № 103 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников «Алёнушка» г. Орска» об обязании обеспечить доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению – удовлетворить.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 103 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников «Алёнушка» г.Орска» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем установки информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля на входе в здание муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 103 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников «Алёнушка» г. Орска», расположенного по адресу: <...>.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Орска Оренбургской области путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е. А. Кравцова

Мотивированный текст решения изготовлен 17.06.2020 года

Судья Е. А. Кравцова