ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-586/2014 от 07.10.2014 Шолоховского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-586/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 октября 2014 года ст. Вешенская

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Жаркова А.Л.,

при секретаре Остапущенко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белавина А.В. к муниципальному учреждению УСЗН по Шолоховскому району Ростовской области о признании права на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического проживания, признании предоставления Белавиным А.В. в органы УСЗН справки МСЭ об инвалидности достаточной для получения льгот в соответствии с ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и признании за ним всех положенных льгот, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

У С Т А Н О В И Л:

Белавин А.В. обратился в суд с исковым заявлением к МУ УСЗН по Шолоховскому району Ростовской области о признании права на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического проживания, признании предоставления Белавиным А.В. в органы УСЗН справки МСЭ об инвалидности достаточной для получения льгот в соответствии с ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и признании за ним всех положенных льгот, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В исковом заявлении указано, что его дом, расположенный по адресу: <адрес> полностью уничтожен в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ ему приходилось снимать жилье у частных лиц, так как муниципального жилья в Шолоховском районе не строится. Субсидии на приобретение жилья не предоставляется. Его родителям приходилось оплачивать проживание с пенсии инвалидов. В связи с отсутствием регистрации по месту аренды жилого помещения на протяжении 14 лет его права нарушены в предоставлении льгот по оплате жилого помещения и льготной оплаты за коммунальные услуги. В виду отсутствия регистрации по месту фактического проживания он воспользоваться льготами не может. 15 марта 2010 года на основании решения Шолоховского районного суда он, его родители и сестра были выселены.

Он просит суд признать за ним право на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического проживания, признать предоставление им в органы УСЗН справки МСЭ об инвалидности достаточной для получения льгот в соответствии с ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и признать за ним все положенные льготы, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В судебное заседание истец Белавин А.В., надлежащим образом уведомлённый о месте и времени рассмотрения дела не явился. От него получено заявление, в котором он просит суд рассмотреть дело без его участия.

В соответствии с ч. 5 статьи 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Представитель МУ УСЗН администрации Шолоховского района Ростовской области Сливинская Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования истца не признала и пояснила, что Белавин А.В., является инвалидом 3 группы и соответственно имеет право на меры социальной поддержки (льготы) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Данные льготы предусмотрены Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

На основании ст. 17 вышеуказанного закона, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг.

Согласно статьи 28.2 данного закона РФ передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Таким образом, порядок расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям, предусмотрен Постановлением Правительства Ростовской области от 09.12.2011 года № 212. Гражданин, обратившийся за предоставлением ежемесячных денежных выплат, должен предоставить необходимые документы.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Гражданин вправе по своей инициативе представить необходимые для предоставления мер социальной поддержки документы в полном объеме.

Ежемесячная денежная выплата рассчитывается по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения.

Постановлением Правительства Ростовской области от 23.07.2012 года № 666 «Об установлении региональных стандартов стоимости жилищных и коммунальных услуг для расчета компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» установлены региональные стандарты для домов с различным отоплением.

Гражданин несет ответственность за достоверность представленных документов. Представление в неполном объеме документов или недостоверных сведений является основанием для отказа гражданину в предоставлении мер социальной поддержки.

Предоставление одной лишь справки МСЭ об установлении инвалидности по изложенным выше основаниям не позволит предоставить истцу льготы, предусмотренные Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Требование Белавина А.В. о признании права на все положенные льготы, предусмотренные Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» она оставляет на усмотрении суда. УСЗН наделено полномочиями только на предоставление мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и оплате коммунальных услуг.

С заявлением о предоставлении льгот Белавин А.В. в МУ УСЗН Шолоховского района не обращался, а предоставление льгот носит заявительный характер в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901.

Вопросы обеспечения инвалидов жилыми помещениями и предоставление других льгот, предусмотренных вышеназванным законом к полномочиям УСЗН Шолоховского района не относится.

Суд, выслушав объяснения стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования Белавина А.В., подлежат частичному удовлетворению.

Судом установлено, что истец является инвалидом 3 группы с детства бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-и имеет право на меры социальной поддержки (льготы) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Данные льготы предусмотрены Федеральным законом РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в том числе, по оплате в размере 50 процентов жилищно-коммунальных услуг.

Как следует из материалов дела, истец не проживает по месту регистрации по <адрес> так как жилой дом по этому адресу уничтожен в связи с пожаром в 2000 году. Фактически проживает с семьей в ст. Вешенской в жилых помещениях частного жилищного фонда на основании заключаемых с собственниками этих помещений договоров найма (аренды).

МУ УСЗН Администрации Шолоховского района Ростовской области начисление ежемесячной денежной выплаты по таким коммунальным услугам как водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение истцу не производит в связи с отсутствием регистрации по месту фактического проживания.

В соответствии со ст. 17 Федеральным законом РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются такие меры социальной поддержки как скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с изменением полномочий субъектов Российской Федерации, а также переходом от натуральной формы предоставления льгот на денежную компенсацию внесены изменения в федеральное законодательство, регламентирующее вопросы предоставления мер социальной поддержки определенным категориям гражданам, включая категории граждан, на которых распространяется действие Федерального закона № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ».

Предусмотренные Федеральным законом № 181 меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 28.2 ФЗ № 181 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Из Положений о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального Фонда компенсаций на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых той категории граждан, к которой относится Белавин А.В. (утвержденные соответственно Постановлениями № 537 от 31 декабря 2004 г. Администрации Ростовской области и № 212 от 9 декабря 2011 г. Правительства Ростовской области) следует, что меры социальной поддержки инвалидам могут предоставляться как по месту их регистрации, так и по месту пребывания, подтвержденных соответствующими документами, но не следует возможность предоставления одних и тех же мер социальной поддержки одновременно как по месту регистрации, так и по месту пребывания

Таким образом, само право той категории граждан, к которой относится истец, на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно- коммунальных услуг было сохранено, и положения федерального законодательства, определяющие условия предоставления мер социальной поддержки, изменения не претерпели.

Передача Российской Федерацией своих полномочий по выплате названных мер социальной поддержки субъектам Российской Федерации не свидетельствует о правомерности установления иных, чем предусмотрено федеральным законодательством, условий их предоставления. Нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливающие меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг конкретным категориям гражданам, являются непосредственно действующими.

Из положений ст. ст. 2, 7, 39, пунктов «б», «ж» ст. 72 Конституции Российской Федерации следует, что предоставление мер социальной поддержки определенной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.

По смыслу Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в системном единстве с положениями гражданского и жилищного законодательства предполагается предоставление мер социальной поддержки соответствующим категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг по месту жительства гражданина, имеющего право на такие льготы.

Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 (в ред. от 18 июля 2006 г.) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» аналогично определяет место жительства как жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 2).

Ответчик не оспаривает, что проживание истца по месту регистрации в <адрес> невозможно по объективным причинам, а также не оспорен тот факт, что Белавин А.В. фактически проживает по адресу <адрес> и не опровергнут тот факт, что истец оплачивает соответствующие коммунальные услуги по месту фактического проживания.

Таким образом, исковые требования Белавина А.В. в части признания права на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического проживания подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования истца о признании предоставления Белавиным А.В. в УСЗН справки МСЭ об инвалидности достаточной для получения льгот в соответствии с ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» суд также считает, что данное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Ростовской области от 09.12.2011 года № 212, определяющим порядок предоставления определенным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно - коммунальных услуг, предусмотрен необходимый перечень документов для представления гражданами, обратившимися в УСЗН по вопросу предоставления им мер социальной поддержки.

При рассмотрении указанных требований суд принимает во внимание положения, содержащиеся в статье 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, на развитие системы социальных служб, установление пособий и иных гарантий социальной защиты.

Предоставление мер социальной поддержки такой категории граждан, как инвалиды, является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.

Поэтому правомерность установления региональным законодательством любых дополнительных условий, необходимых для реализации права на получение мер социальной поддержки в виде 50- процентной оплаты жилья и коммунальных услуг за счет федерального бюджета, в случае возникновения спора должна оцениваться судом с учетом положений ч. 2 ст. 11 ГПК Российской Федерации, устанавливающих требование о применении судами при разрешении гражданского дела норм правового акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Суд приходит к выводу об обоснованности и удовлетворении заявленного требования Белавина А.В. - инвалида 3 группы о признании предоставления истцом в органы УСЗН справки МСЭ об инвалидности достаточной для получения льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации ».

Право инвалидов на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является непосредственно действующим. Иных требований к составу документов, необходимых для реализации инвалидами права на получение мер социальной поддержки, кроме тех, которые обозначены в указанном выше акте Правительства Российской федерации федеральное законодательство не содержит.

Поскольку в соответствии с нормами Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и п. 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, истребование ответчиком иных документов, перечень которых установлен региональным законодательством и которые необходимо представить истцу - инвалиду, имеющему право на получение меры социальной поддержки в виде льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за счет федерального бюджета, является возложением на Белавина А.В., дополнительных обязанностей, не предусмотренных действующим федеральным законодательством, и фактически ставит получение названной меры социальной защиты в зависимость от исполнения истцом этих обязанностей.

Передача Российской Федерацией своих полномочий по выплате названных мер социальной поддержки субъектам РФ не свидетельствует о правомерности установления иных, чем предусмотрено федеральным законодательством, условий их предоставления.

Рассматривая требования истца о признании за ним всех положенных льгот, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» суд также считает, что данное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Данное исковое заявление подано в суд с указанием в качестве ответчика начальника МУ УСЗН Шолоховского района. Истцом не указано в предоставлении каких конкретно льгот ему отказано сотрудниками МУ УСЗН Шолоховского района.

В соответствии с действующим законодательством УСЗН наделено полномочиями только на предоставление мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и оплате коммунальных услуг.

Как пояснила представитель МУ УСЗН Шолоховского района, с заявлением о предоставлении льгот Белавин А.В. в МУ УСЗН Шолоховского района не обращался.

Предоставление льгот носит заявительный характер в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, так как получение льгот это право истца, а не его обязанность.

Вопросы обеспечения инвалидов жилыми помещениями и предоставление иных льгот, предусмотренных ФЗ № 181 законом, к полномочиям УСЗН Шолоховского района не относится.

В заявлении Белавин А.В. просит суд принять решение о возможности привлечения должностных лиц к уголовной или административной ответственности. Кого конкретно Белавин А.В. просит привлечь к ответственности в заявлении не указано.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела не установлено фактов неисполнения должностных обязанностей и нарушения прав Белавина А.В. сотрудниками МУ УСЗН администрации <адрес>. Кроме этого суд не правомочен привлекать к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности должностных лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Белавина А.В. к муниципальному учреждению УСЗН по Шолоховскому району Ростовской области о признании права на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического проживания, признании предоставления Белавиным А.В. в органы УСЗН справки МСЭ об инвалидности достаточной для получения льгот в соответствии с ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и признании за ним всех положенных льгот, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» удовлетворить частично.

Признать за Белавиным А.В. право на льготы, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предусмотренные Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по месту фактического проживания и признать предоставление Белавиным А.В. в органы УСЗН справки МСЭ об инвалидности достаточной для получения льгот в соответствии с ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца.

Судья: подпись А.Л. Жарков