ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-586/2016 от 05.07.2016 Бийского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-586/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июля 2016 года

Бийский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Фоменко Г.В.,

при секретаре: Орловой Н.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Куликовой ФИО9 к Администрации Бийского района, Межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, Стариковой ФИО10 об установлении факта владения на праве собственности жилым помещением, о признании решений межведомственной комиссии незаконным, о признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года,

У С Т А Н О В И Л:

Куликова О.А. обратилась в суд с иском к Администрации Бийского района, Межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года о признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года, об установлении факта владения на праве собственности жилым помещением, о признании решений межведомственной комиссии незаконным, о признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года.

В обоснование своих требований ссылается на то, что имеет на праве собственности жилое помещение по <адрес> и проживает в нем. В мае-июне 2014 года в Алтайском крае было наводнение. Жилое помещение попало в зону наводнения, в результате которого жилому помещению требуется капитальный ремонт. На обращение с просьбой произвести социальную выплату для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года межведомственная комиссия Администрации Бийского района решением №51 от 18 декабря 2015 года ей отказала, мотивировав тем, что не подтверждено право собственности на повреждённое жилое помещение на день объявления режима чрезвычайной ситуации. 05 мая 2016 года решением №63 ей вновь отказано по тому же основанию. С решениями комиссии не согласна, поскольку жилое помещение ею и Куликовым С.В. приобретено у Стариковой (Головановой) В.С.. 20 апреля 1999 года в подтверждение чего были составлены расписки. За ней право собственности зарегистрировано в ЕГРП 23 июля 2015 года, однако владеет на праве собственности с апреля 1999 года. Установление факта владения на праве собственности во внесудебном порядке не представляется возможным и является необходимым основанием для включения её в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения.

Просит установить факт владения на праве собственности поврежденным жилым помещением, расположенным по <адрес> на день объявления ежима чрезвычайной ситуации, признать решение межведомственной комиссии Администрации Бийского района №51 от 18 декабря 2015 года об отказе во включении в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года незаконным, решение межведомственной комиссии Администрации Бийского района №63 от 05 мая 2016 года об отказе во включении в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года незаконным, признать за ней право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года.

Старикова В.С. привлечена судом в качестве ответчика.

В судебном заседании Куликова О.А. исковые требования поддержала, пояснив, что имеет на праве собственности жилое помещение по <адрес> и проживает в нем. Жилое помещение приобретено у Стариковой В.С., о чем были составлены расписки. Оформить договор купли-продажи надлежащим образом времени не было. Заключили договор купли-продажи 23 июля 2015 года и зарегистрировали переход права собственности, однако владеет на праве собственности с момента приобретения с 1999 года. Зарегистрирована по месту жительства в данном жилом помещении с момента приобретения. Жилое помещение по <адрес> также повреждено в результате паводка и требует проведение капитального ремонта.

В судебном заседании представитель истца Куликовой О.А. - Казанин М.С. исковые требования поддержал, пояснив, что решения комиссии незаконны, поскольку жилое помещение приобретено истцом в 1999 году в подтверждение чего были составлены расписки. Полагает, что право собственности у истца на жилое помещние возникло при передаче денежных средств при написании расписки. Полагает, что решением ответчика нарушено её право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края.

Ответчик Старикова В.С. в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что продала жилое помещение Куликовой О.В. в 1999 году.

Третье лицо куликов С.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представители ответчиков Администрации Бийского района, Межведомственной комиссии по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Администрации Усятского сельсовета, Управления социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району, Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите (Главтрудсоцзащита), Главного управления Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю, МП УФМС России по Алтайскому краю в Бийском районе в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Администрации Алтайского края № 254 от 29 мая 2014 года в связи с обильными осадками, выпавшими в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края, значительным повышением уровня воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй, превышением критических отметок уровня воды в реках в Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и г.Бийске с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации.

Согласно ст. 18 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации №447 от 07 мая 2015 года утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.

Согласно п.п. «а» п.5 Постановления Правительства Российской Федерации №447 трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.

Постановлением Администрации Алтайского края N 234 от 17 июня 2015 года утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее по тексту - Порядок предоставления гражданам социальных выплат).

Согласно п.4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат (в редакции Постановления Администрации Алтайского края от 12.11.2015 N 457) право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:

соответствующие критериям, установленным подпунктом "а" пункта 5 Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2015 N 447;

включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.

Согласно справке Администрации Усятского сельсовета Бийского района Алтайского края жилое помещение по <адрес> находилось в зоне подтопления в период весенне-летнего наводнения 2014 года.

Куликова О.А. на момент возникновения чрезвычайной ситуации зарегистрирована по месту жительства по <адрес>.

Принадлежность жилого помещения по <адрес> на праве собственности Куликовой О.А. на основании договора купли-продажи от 23 июля 2015 года нашло свое подтверждение в судебном заседании. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23 июля 2015 года.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю Куликовой О.А. на момент возникновения чрезвычайной ситуации на праве общей долевой собственности принадлежит 1/5 доля жилого помещения по <адрес> на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 02 июня 1992 года, дополнения к договору передачи квартиры в собственность граждан от 02 июня 1992 года от 08 сентября 2003 года.

Согласно Акту обследования повреждённого индивидуального жилого дома в результате паводка от 27 сентября 2014 года жилому помещению по <адрес> необходим капитальный ремонт.

Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края определено уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края по организации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края.

Распоряжением Администрации Бийского района № 254-р от 01 июля 2015 года утвержден состав межведомственной комиссии по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года.

Согласно п.4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат при отсутствии гражданина в списке граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта и наличии оснований, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, гражданин вправе подать в администрацию городского округа или муниципального района Алтайского края (далее - "орган местного самоуправления") в срок не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего Порядка заявление по форме, установленной уполномоченным органом, о включении его в список граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта. К заявлению прилагается акт обследования поврежденного жилого помещения в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края.

Орган местного самоуправления принимает от граждан указанные заявления, документы и в течение 10 дней с даты их получения принимает решение о включении или об отказе во включении собственника(ов) в список по форме, установленной уполномоченным органом.

Решение об отказе во включении собственника(ов) в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, принимается при отсутствии оснований, предусмотренных абзацами вторым - четвертым настоящего пункта, а также в связи с пропуском срока, указанного в абзаце шестом настоящего пункта.

Согласно п.7 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для получения социальной выплаты граждане подают в орган местного самоуправления по месту нахождения поврежденного жилого помещения следующие документы:

а) заявление о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения по форме, установленной уполномоченным органом;

б) копии документов, удостоверяющих личность собственника(ов) поврежденного жилого помещения (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);

в) копии документов, подтверждающих проживание в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);

г) копии правоустанавливающих документов (договоры купли-продажи, мены, дарения, в том числе выписки из похозяйственной книги) на поврежденное жилое помещение, право собственности на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);

д) копии документов, содержащие сведения о размере общей площади поврежденного жилого помещения (копия технического паспорта либо кадастрового паспорта, либо кадастрового плана), - в случае отсутствия данных сведений в документах, указанных в подпункте «г» настоящего пункта (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены).

08 декабря 2015 года истец обратилась в Администрацию Бийского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по <адрес>

Решением межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года №51 от 18 декабря 2015 года истцу отказано во включении в вышеуказанный список как несоответствующей условиям предоставления социальной выплаты, установленной пунктом 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта, а именно: не подтверждено право собственности на поврежденное помещение на день объявления режима чрезвычайной ситуации.

27 апреля 2016 года истец повторно обратилась в Администрацию Бийского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по <адрес>.

Решением межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года №63 от 05 мая 2016 года истцу отказано во включении в вышеуказанный список как несоответствующей условиям предоставления социальной выплаты, установленной пунктом 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта, а именно: не подтверждено право собственности на поврежденное помещение на день объявления режима чрезвычайной ситуации.

С решениями комиссии истец не согласна.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Социальная выплата гражданам на проведение капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края, несет в себе в первую очередь социальную функцию, а именно по смыслу по смыслу п.5 Постановления Правительства Российской Федерации №447, п. 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат на ее получение имеют право только граждане - являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;

По общему правилу, установленному п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности у приобретателя недвижимого имущества по договору купли-продажи возникает с момента государственной регистрации.

Согласно п. 1 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, переход права собственности на недвижимость по договору купли-продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Право собственности Куликовой О.А. на жилое помещение по <адрес> зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23 июля 2015 года.

Как следует из материалов дела, на день объявления режима чрезвычайной ситуации правом собственности на жилое помещение по <адрес> в порядке наследования имущества умершего супруга обладала Старикова В.С..

Таким образом, на день объявления режима чрезвычайной ситуации Куликова О.А. не являлась собственником жилого помещения

Доводы истца о наличии права на получение социальной выплаты в связи с тем, что она владеет и пользуется спорным жилым помещением как своим собственным с 1999 года, являются ошибочными и не основаны на нормах материального права.

Таким образом, отсутствует совокупность необходимых условий, дающих право истцу на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения.

Поскольку данная выплата предоставляется гражданам не в связи с улучшением их жилищных условий, а гражданам, нуждающимся в оказании государственной поддержки, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, являющимся собственниками жилых помещений, то не имеет юридического значения для разрешения настоящего спора и факт проживания истца в жилом помещении, пострадавшем от наводнения.

Пунктом 9 Порядка предоставления гражданам социальных выплат установлено, что основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты является, в том числе несоответствие условиям предоставления социальной выплаты, установленным пунктом 4настоящего Порядка.

При таких обстоятельствах суд считает, что решение от 18 декабря 2015 года и от 05 мая 2016 года, принятые на заседаниях Межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года законно и обоснованно, поскольку принято в соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края N 234 от 17 июня 2015 года об утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края и не нарушает право истца на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Правовые основания для его отмены отсутствуют.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Куликовой ФИО11 в удовлетворении исковых требований к Администрации Бийского района, Межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, Стариковой ФИО12 об установлении факта владения на праве собственности жилым помещением, о признании решений межведомственной комиссии незаконным, о признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года, отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле вправе ознакомиться 08 июля 2016 года в помещении суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд с подачей жалобы через Бийский районный суд.

Судья Г.В.Фоменко