№ 2- 586/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Урень 09 сентября 2016 года
Уренский районный суд Нижегородской области
в составе председательствующего судьи Зорина А.П.,
с участием старшего помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обуховой Т.В.
При секретаре Дудиной Н.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунсервис» о возложении обязанности по получению лицензии на право пользования недрами,
УСТАНОВИЛ:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунсервис» о возложении обязанности по получению лицензии на право пользования недрами, указав, что Нижегородской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при осуществлении добычи подземных вод на территории Уренского муниципального района Нижегородской области.
Прокурорской проверкой установлено, что в настоящее время ООО «Коммунсервис», согласно уставу предприятия осуществляет хозяйственную деятельность по распределению воды на территории Уренского района Нижегородской области.
ООО «Коммунсервис» осуществляет забор воды из 9 артезианских скважин, расположенных в р.<адрес>, переданных предприятию в аренду согласно договору аренды муниципального имущества, заключенному предприятием с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес>.
Однако, у ООО «Коммунсервис» отсутствует лицензия на право пользования недрами, что является нарушением п.3 ст. 10.1, ст. 11 Закона «О недрах», согласно которым представление недр в пользование для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, оформляются специальным разрешением в виде лицензии.
Пользование недрами – подземными водами осуществляется как для целей питьевого и хозяйственного - бытового водоснабжения, так и для целей технического водоснабжения в отсутствие лицензии на право пользования недрами.
Данное обстоятельство является прямым нарушением ст. 11 и ст. 23 Закона РФ «О недрах», так как не соблюдается порядок и основные требования по рациональному использованию недр.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах», предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением –лицензией, соответственно, отсутствие лицензии означает отсутствие государственного разрешения на пользование недрами, что является несоблюдением законодательства Российской Федерации.
Процедура выдачи лицензии на получение права добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой регламентируется Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, утвержденной приказом Минприроды РФ от 29.11.2004 г. №710, которым определен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявке.
Осуществление забора подземных вод без действующей разрешительной документации, и, соответственно, без учета экологического, санитарно -эпидемиологического состояния окружающей среды может привести к истощению водных ресурсов, загрязнению водных объектов, иным негативным изменениям окружающей среды, что свидетельствует о нарушении интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Отсутствие лицензии на право пользования недрами (подземными водами) влечет за собой самовольное и неконтролируемое пользование недрами, может повлечь их не рациональное использование и истощение.
В связи с допущенным нарушением 22.06.2016 г. в ООО «Коммунсервис» направлено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. Однако, до настоящего времени предприятием должных мер по устранению нарушений законодательства не принято.
Согласно ст. 15 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Аналогичные по содержанию нормы содержатся и в Уставе Уренского муниципального района Нижегородской области.
Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага согласно ч. 2 ст. 2 ГК РФ защищаются гражданским законодательством. Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. К способам защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, относится присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Нормы экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства в силу обязанности их исполнения всеми юридическими лицами не могут оказывать влияние на экономическую, предпринимательскую деятельность, так как выполнение требований законности данной деятельности невозможно без исполнения требований норм экологического права.
То есть спор, связанный с нарушением предприятием действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, не является экономическим, а возник в сфере экологических правоотношений.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают иски по спорам, вытекающим из экологических и иных правоотношений. В соответствии с общим правилом подсудности иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации ( ст. 28 ГПК РФ).
Иск, заявленный прокурором в защиту неопределенного круга лиц, вытекающий из экологических правоотношений, согласно ст. 45 ГПК РФ подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, а не в арбитражном суде.
Прокурор вынужден реализовать предусмотренные законом гражданско-процессуальные полномочия, т.к. в адрес ответчика 01.10.2015 вносилось представление об устранении нарушения закона. Вместе с тем, по принятым мерам прокурорского реагирования нарушение законодательства не устранено.
На основании изложенного, Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать ООО «Коммунсервис» направить в уполномоченный орган все предусмотренные законом документы для получения лицензии на право пользования недрами (подземными водами) из 9 артезианских скважин, расположенных на территории р.<адрес>, переданных предприятию на праве временного владения и пользования согласно договору, заключенного предприятием и комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Уренского муниципального района Нижегородской области.
В судебном заседании старший помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ООО «Коммунсервис» в судебное заседание не явился, с исковыми требованиями согласен, просит установить срок для исполнения суда до ДД.ММ.ГГГГ
Представитель третьего лица – Администрации Уренского муниципального района Нижегородского области ФИО3, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями согласна.
Представитель третьего лица – Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ФИО4, действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями согласен.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводам об удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах», предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением –лицензией, соответственно, отсутствие лицензии означает отсутствие государственного разрешения на пользование недрами, что является несоблюдением законодательства Российской Федерации.
Процедура выдачи лицензии на получение права добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой регламентируется Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, утвержденной приказом Минприроды РФ от 29.11.2004 г. №710, которым определен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявке.
Осуществление забора подземных вод без действующей разрешительной документации, и, соответственно, без учета экологического, санитарно -эпидемиологического состояния окружающей среды может привести к истощению водных ресурсов, загрязнению водных объектов, иным негативным изменениям окружающей среды, что свидетельствует о нарушении интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Отсутствие лицензии на право пользования недрами (подземными водами) влечет за собой самовольное и неконтролируемое пользование недрами, может повлечь их не рациональное использование и истощение.
В связи с допущенным нарушением 22.06.2016 г. в ООО «Водоканал» направлено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. Однако, до настоящего времени предприятием должных мер по устранению нарушений законодательства не принято.
Согласно ст. 15 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага согласно ч.2 ст.2 ГК РФ защищаются гражданским законодательством. Согласно ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. К способам защиты гражданских прав, предусмотренных ст.12 ГК РФ, относится присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Нормы экологического и санитарно - эпидемиологического законодательства в силу обязательности их исполнения всеми юридическими лицами не могут оказывать влияние на экономическую, предпринимательскую деятельность, так как выполнение требований законности данной деятельности невозможно без исполнения требований норм экологического права.
Из материалов дела следует, что в настоящее время ООО «Коммунсервис», согласно уставу предприятия осуществляет хозяйственную деятельность по распределению воды на территории Уренского района Нижегородской области.
ООО «Коммунсервис» осуществляет забор воды из 9 артезианских скважин, расположенных в р.<адрес>, переданных предприятию в аренду согласно договору аренды муниципального имущества, заключенному предприятием с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес>.
Однако, у ООО «Коммунсервис» отсутствует лицензия на право пользования недрами, что является нарушением п.3 ст. 10.1, ст. 11 Закона «О недрах», согласно которым представление недр в пользование для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, оформляются специальным разрешением в виде лицензии.
Пользование недрами – подземными водами осуществляется как для целей питьевого и хозяйственного - бытового водоснабжения, так и для целей технического водоснабжения в отсутствие лицензии на право пользования недрами.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора законны и обоснованны и подлежат удовлетворению.
Кроме того, ответчик исковые требования признал, в связи с чем, в соответствии со ст. 173 ГПК РФ, данное обстоятельство также является основанием для удовлетворения требований истца.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, судом устанавливается в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом этого суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда со дня вступления решения суда в законную силу до 13.05.2018 года.
Руководствуясь ст.ст. 173, 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунсервис» о возложении обязанности по получению лицензии на право пользования недрами удовлетворить.
Обязать ООО «Коммунсервис» направить в уполномоченный орган все предусмотренные законом документы для получения лицензии на право пользования недрами (подземными водами) из 9 артезианских скважин, расположенных на территории р. <адрес>, переданных предприятию на праве временного владения и пользования согласно договору аренды муниципального имущества, заключенного предприятием и комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Уренского муниципального района Нижегородской области.
Установить для исполнения решения суда в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» с даты вступления решения суда в законную силу до 13.05.2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месячного срока с подачей жалобы через Уренский районный суд Нижегородской области.
Судья: А.П. Зорин