Дело № 2-586/2021
УИД 79RS0006-01-2021-001488-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Смидович 24 сентября 2021 года
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Бересневой О.Р.
при секретаре Филатовой Т.А.
с участием прокурора Плющевой Н.С.
представителя ответчика ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Смидовичского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Камышовка», администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Смидовичского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Камышовка», администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Смидовичского района ЕАО на основании поручения прокуратуры ЕАО проведены проверочные мероприятия в сфере исполнения законодательства по противодействию терроризму в образовательных учреждениях, охране жизни и здоровья несовершеннолетних. По результатам проведенной проверки в деятельности образовательной организации МБОУ «СОШ № 5 с. Камышовка» выявлено, что домофон на входной двери, для контроля пропуска лиц, не установлен. Выявленные нарушения требований антитеррористической защищенности здания (территории) образовательной организации негативным образом отражается на создаваемых условиях безопасности несовершеннолетних, обучающихся в образовательной организации. 25.05.2021 руководителю образовательной организации по выявленным в ходе проверки нарушениям вынесено представлено об устранении нарушений, которое 10.06.2021 рассмотрено. Как установлено из ответа образовательной организации на представление, администрацией МБОУ «СОШ № 5 с. Камышовка» установить домофон на входную дверь не предоставляется возможным, в связи с отсутствием финансирования. В адрес администрации Смидовичского муниципального района направлено письмо о выделении бюджетных средств на приобретение и установку домофона для школы. До настоящего времени, вышеуказанные нарушения не устранены, что недопустимо, ввиду угрозы жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся и работников учреждения. При таких обстоятельствах, отсутствие двери с домофоном отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждениях, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение чрезвычайных ситуаций в зданиях данных образовательных учреждений. Осуществление деятельности образовательных учреждений при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью обучающихся, работников образовательной организации, а также ущерб имуществу. Просит обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Камышовка», расположенное по адресу: ЕАО, <...>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать входную дверь в здание образовательного учреждения домофоном; обязать администрацию муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО профинансировать мероприятие по оборудованию здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Камышовка», расположенного по адресу: ЕАО, <...>, входной дверью с домофоном.
В судебном заседании помощник прокурора Смидовичского района ЕАО Плющева Н.С. исковые требования уточнила, просила суд обязать МБОУ «СОШ № 5 с. Камышовка» в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу, оборудовать здание данного образовательного учреждения пропускным и внутриобъектовым режимом с осуществлением контроля за их функционированием, а также средствами системы контроля и управления доступом. Обязать администрацию Мо «Смидовичский муниципальный район» ЕАО профинансировать мероприятие по оборудованию здания муниципального бюджетного образовательного учреждения «СОШ № 5 с. Камышовка» пропускным и внутриобъектовым режимом с осуществлением контроля за их функционированием, а также средствами системы контроля и управления доступом.
В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ФИО1 с уточненными исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что в МБОУ «СОШ № 5 с. Камышовка» обеспечен пропускной и внутриобъектовой режим с осуществлением контроля за их функционированием. Кроме того, наличие средств системы контроля и управления доступом предусмотрено для образовательных учреждений второго класса опасности, МБОУ «СОШ № 5 с. Камышовка» относится к образовательным учреждениям третьего класса опасности.
В судебное заседание представитель ответчика МБОУ «СОШ № 5 с. Камышовка» не явился, о времени, дне и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, о чем имеется телефонограмма.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: приоритет мер предупреждения терроризма (п. 7); противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п. 4).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями (п. 25).. Выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении с использованием почтовых отправлений, достигается посредством: ) организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств (п. 23).
В материалах дела имеется решение о проведении проверки № в отношении МБОУ «СОШ № 5 с. Камышовка», установлен срок проведения проверки с 25.05.2021г. по 21.06.2021г.
Согласно акту прокурорской проверки от 25.05.2021г. по адресу МБОУ «СОШ № 5 с. Камышовка» табличка Брайля, тактильно-контрольные указатели, домофон на двери отсутствуют.
Согласно представлению об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности от 25.05.2021г. указано, что по результатам проведенной проверки в деятельности образовательной организации МБОУ «СОШ № 5 с. Камышовка» выявлено отсутствие домофона для контроля пропуска в здание образовательного учреждения лиц, журнал въезда и выезда транспортных средств не ведется. Выявленные нарушения требований антитеррористической защищенности здания (территории) образовательной организации, негативным образом отражается на создаваемых условиях безопасности несовершеннолетних, обучающихся в образовательной организации.
В соответствии с ГОСТ Р 51241-2008. «Национальный стандарт Российской Федерации. Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 17.12.2008 № 430-ст контроль и управление доступом (КУД): комплекс мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного доступа (п. 3.13). Система контроля и управления доступом (СКУД): совокупность средств контроля и управления доступом, обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью (п. 3.28). Средства контроля и управления доступом (средства КУД): механические, электромеханические устройства и конструкции, электрические, электронные, электронные программируемые устройства, программные средства, обеспечивающие реализацию контроля и управления доступом (п. 3.30).
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»
в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями (п. 25).
В отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; б) оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении (п. 26).
В материалы дела стороной ответчика предоставлен приказ № от 20июля 2021 года «Об ужесточении пропускного режима в образовательное учреждение и правилах поведения посетителей в здании образовательного учреждения», подписанного директором МБОУ «СОШ № 5 с. Камышовка» ФИО5, согласно которого определено, что контрольно-пропускной режим в здание школы обеспечивается собственными силами: гардеробщик, дежурный администратор, дежурный технический персонал, сторожи по графику (п. 2). Контроль за соблюдением контрольно-пропускного режима участниками образовательного процесса в школе возлагается на дежурного администратора (п. 4).
Согласно договору об экстренном вызове наряда полиции с помощью мобильной тревожной кнопки от 01.01.2021г.№, заключенного между ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по ЕАО» (исполнитель) и отделом образования администрации МО «Смидовичский муниципальный район» (заказчик) исполнитель обязуется осуществлять контроль за поступлением тревожного сообщения из зданий, помещений заказчика, указанных в Перечне объектов и обеспечить незамедлительную передачу информации о поступлении тревожного извещения в дежурную часть территориального ОМВД для организации оперативного реагирования нарядами полиции на поступление сигнала «Тревога» (п. 1.1). Подача сигнала «Тревога» заказчиком осуществляется при помощи мобильной тревожной кнопки посредством мобильной связи с использованием системы «Приток- GSM» путем дозвона на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны (п. 1.2).
С учетом представленных в материалы дела документов суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Смидовичского района ЕАО в части оборудования здания МБОУ «СОШ № 5 с. Камышовка» пропускным и внутриобъектовым режимом с осуществлением контроля за их функционированием, поскольку образовательным учреждением предприняты комплекс мер для соблюдения данных требований.
Согласно справке от 17.09.2021г., выданной отделом образования МО «Смидовичский муниципальный район» ЕАО, в соответствии с паспортом безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденным в декабре 2019 года начальником УФСБ России по ЕАО, начальником отдела Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ЕАО, начальником отделения надзорной деятельности по Смидовичскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по ЕАО, начальником отдела образования администрации муниципального района, МБОУ «СОШ № 5 с. Камышовка» относится к объектам, подлежащим антитеррористической защищенности и имеет третью категорию опасности.
Вместе с тем, действующим законодательством только в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно предусмотрено осуществление мероприятий по оборудованию объектов (территорий) системой контроля и управления доступом. В связи с чем, суд не находит основания для удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности на МБОУ «СОШ № 5 с. Камышовка» в части оборудования здания данного образовательного учреждения средствами системы контроля и управления доступом и возложении обязанности на администрацию МО «Смидовичский муниципальный район» ЕАО профинансировать мероприятие по оборудованию здания муниципального бюджетного образовательного учреждения «СОШ № 5 с. Камышовка» средствами системы контроля и управления доступом.
С учетом изложенного, суд не находит основания для удовлетворения исковых требований прокурора Смидовичского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Камышовка», администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Смидовичского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Камышовка», администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Р. Береснева