ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-586/2021 от 25.10.2021 Хангаласского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2-586/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Покровск 25 октября 2021 года

Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Сыроватской О.И.,

с участием помощника прокурора Хангаласского района РС(Я) Луковцеволй А.Б.,

при секретаре судебного заседания Слепцовой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Хангаласского района РС(Я) ФИО1 в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Тумульский наслег» о возложении обязанности разместить на официальном сайте информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2020, 2021 годы в течение месяца после вступления решения суда в законную силу,

установил:

Заместитель прокурора Хангаласского района РС(Я) ФИО1 в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в Хангаласский районный суд РС(Я) с иском к администрации МО «Тумульский наслег» о возложении обязанности разместить на официальном сайте информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2020, 2021 годы в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

В обоснование своих исковых требований, заместитель прокурора Хангаласского района РС(Я) указал на то, что прокуратурой Хангаласского района РС(Я) проведена проверка исполнения администрацией МО «Тумульский наслег» требований законодательства о противодействии коррупции, о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Проведенной проверкой установлено, что администрация МО «Тумульский наслег» имеет официальный сайт https://tumul.sakha.gov.ru, размещенный на официальном портале органов власти РС(Я).

Согласно акту проверки от 16.12.2020г. установлено, что в нарушение п.п. «в» ч.2 ч.2 ст.13 ФЗ от 09.02.2009 №8-ФЗ на сайте https://tumul.sakha.gov.ru не размещена информация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2020, 2021 годы. Указанное обстоятельство нарушает права неопределенного круга лиц на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления и могут способствовать совершению коррупционных правонарушений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Просит обязать ответчика разместить на официальном сайте информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2020, 2021 годы, в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание, будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте рассмотрения дела не явился представитель ответчика администрации МО «Тумульский наслег», причину неявки не сообщили.

Выслушав мнение прокурора по вопросу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика, суд на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика –администрации МО «Тумульский наслег», поскольку должным образом о времени и месте рассмотрения дела извещены.

В судебном заседании помощник прокурор Луковцева А.Б. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, и ссылаясь на те же доводы просит иск удовлетворить.

Выслушав доводы прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.3 Федерального закон РФ от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции", одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Статьей 6 Федерального закона РФ от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» определены способы обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, одним из которых является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона РФ от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информации может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Согласно п.п. «в» п.2 ч.1 ст.13 Федерального закона РФ от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" единая информационная система в сфере закупок это совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Как следует из материалов дела, 29.09.2021г. прокуратурой Хангаласского района РС(Я) проведена проверка исполнения администрацией МО «Тумульский наслег» требований законодательства о противодействии коррупции, о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в ходе которой установлены нарушения требований п.п. «в» п.2 ч.2 ст.13 Федерального закона РФ от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и требований ч.3 ст.4 Федерального закона РФ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно:

-на официальном сайте администрации МО «Тумульский наслег» https://tumul.sakha.gov.ru,, размещенном в официальном портале органов власти РС(Я) не размещена информация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд администрации МО «Тумульский наслег» на 2020-2021гг.

Так, на сайте отсутствуют: 1) планы закупок; 2) планы-графики; 3) информация о реализации планов закупок и планов-графиков; 4) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми РФ заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима; 5) информация о закупках, предусмотренную настоящим Федеральным законом, об исполнении контрактов; 6) реестр контрактов, заключенных заказчиками; 6.1) единый реестр участников закупок; 7) реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 8) библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов; 9) реестр банковских гарантий; 10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний; 10.1) реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ; 11) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международных финансовых организаций, с которыми РФ заключила международные договоры; 12) результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок; 13) отчеты заказчиков, предусмотренные настоящим Федеральным законом; 14) каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 15) нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона; 16) информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками в соответствии с частью 5 ст.22 настоящего Федерального закона запросах цен товаров, работ, услуг.

Данное обстоятельство, подтверждается представленными скриншот страницами официального сайта администрации МО «Тумульский наслег», размещенном в официальном портале органов власти РС(Я) по адресу https://tumul.sakha.gov.ru, справкой о проверке помощник прокурора района и фактически ответчиком не оспаривается.

По состоянию на день рассмотрения дела, на официальном сайте администрации МО «Тумульский наслег» https://tumul.sakha.gov.ru,, размещенном в официальном портале органов власти РС(Я) информация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд администрации МО «Тумульский наслег» на 2020-2021гг. не размещена.

Таким образом, судом установлено, что у администрации МО «Тумульский наслег» имеется техническая и кадровая возможность размещения информации на официальном сайте в сети "Интернет". Однако, ответчиком в течение продолжительного времени своевременно и надлежащим образом возложенные на него законом обязанности не исполняются. Доказательств подтверждающих иное, стороной ответчика в нарушение ст.56 ГПК РФ суду не представлено. Должных мер к размещению на официальном сайте администрации МО «Тумульский наслег» размещенном в официальном портале органов власти РС(Я) информации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд администрации МО «Тумульский наслег» на 2020-2021гг. не предпринято. В результате указанного бездействия, ответчиком нарушены принципы открытости, доступности информации о деятельности органов местного самоуправления.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии ответчика и о формальном подходе должностных лиц администрации МО «Тумульский наслег» к исполнению возложенных на них обязанностей.

В результате не размещения ответчиком на своем официальном сайте на официальном информационном портале органов власти РС(Я) полной информации, подлежащей обязательному размещению в соответствии со ст.13 Федерального закона РФ от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» нарушаются права неопределенного круга лиц на получение информации о деятельности органа местного самоуправления МО «Тумульский наслег» и требования федерального законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При таких обстоятельствах, учитывая названные нормы права, в целях защиты интересов и соблюдения прав неопределенного круга лиц на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, суд признает, что заявленные исковые требования заместителя прокурора являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Принимая во внимание, что указанные действия могут быть произведены только ответчиком, в силу частей 1 и 2 ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда.

Учитывая, что исполнение решения может занять определенное количество времени в связи со значительным объемом работы, суд приходит к выводу об установлении разумного срока для исполнения решения суда в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. При этом, суд признает, что необоснованное увеличение срока исполнения решения суда приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, имеющих право получать достоверную информацию о деятельности органа местного самоуправления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования заместителя прокурора Хангаласского района РС(Я) ФИО1 в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Тумульский наслег» о возложении обязанности разместить на официальном сайте информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2020, 2021 годы в течение месяца после вступления решения суда в законную силу -удовлетворить.

Возложить на администрацию Муниципального образования «Тумульский наслег» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте информацию о закупках товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд администрации Муниципального образования «Тумульский наслег» на 2020-2021 года.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в решения окончательной форме.

Судья: Сыроватская О.И.

Решение в окончательной форме принято 25.10.2021г.