ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5871/2021 от 09.08.2021 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-5871/2021

66RS0001-01-2021-005291-63

Мотивированное заочное решение изготовлено 09.08.2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе

председательствующего судьи Орловой М. Б.,

при секретаре Химченко В. В.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 об обязании приобрести жилое помещение, предоставить жилое помещение по договору найма, обеспечить подписание договора,

УСТАНОВИЛ:

истец обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указала нижеследующее.

Истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом начальника Управления социальной политики по г. Нижняя Тура от 01.03.2013 № истец принята на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Учетное дело истца находится в Управление социальной политики по г. Асбесту Свердловской области. В настоящее время проживает на территории Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, до настоящего времени истцу жилое помещение не предоставлено.

Указав вышеизложенные обстоятельства в исковом заявлении, истец просила обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета благоустроенное изолированное жилое помещение в виде отдельной квартиры не менее 16 кв. м. в пределах МО «г. Екатеринбург» для распределения истцу, обязать ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» заключить с истцом договор найма специализированного жилого помещения, обязать Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения истцом.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала исковые требования по предмету и основаниям, просила иск удовлетворить в полном объеме, не возражала против вынесения решения суда в порядке заочного судопроизводства.

В судебное заседание представители ответчиков Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26, Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» не явились, извещены надлежащим образом и в срок, причины неявки суду не сообщили, направили в суд отзывы на исковое заявление, в которых просили истцу в удовлетворении иска отказать (л.д. 32-38, 48, 50, 59-61, 68).

В судебное заседание представитель третьего лица Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 10 не явился, извещен надлежащим образом и в срок, причины неявки суду неизвестны (л.д. 49).

Суд, с учетом мнения истца, определил рассмотреть настоящее дело в порядке заочного производства.

Суд, заслушав истца, исследовав письменные доказательства по делу, пришел к следующему выводу.

Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Пунктом 8 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП утверждены Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области.

В соответствии с пп. 1 п. 1 постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определено Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Пунктом 2 вышеуказанного постановления установлено, что приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в установленном порядке.

Согласно пп. 3 п. 1 указанного постановления уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области; по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области является Министерство социальной политики Свердловской области.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

На территории муниципального образования «город Екатеринбург» такая норма составляет 16 кв. м общей площади жилого помещения на человека в соответствии с Постановлением Главы города Екатеринбурга от 31.08.2005 № 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования "город Екатеринбург».

В судебном заседании установлено, что 25.08.2013 решением Нижнетуринского городского суда Свердловской области, вступившим в законную силу, ФИО2 лишена родительских прав в отношении дочери ФИО1, сына ФИО3, дочери ФИО4 (л.д. 18).

26.05.2010 решением Нижнетуринского городского суда Свердловской области, вступившим в законную силу, ФИО5 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО1 (л.д. 19).

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., приказом Управления социальной политики по г. Нижняя Тура от 01.03.2013 № принята на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 57).

19.12.2008 постановлением Главы Нижнетуринского городского округа № ФИО1, ребенок оставшийся без попечения родителей, воспитанник Тавдинского детского дома-школы, в составе семьи 1 человек, постановлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 58).

28.08.2018 истец обратилась в Управление социальной политики по г. Нижняя Тура с извещением об изменении места жительства по адресу: г. <адрес> на место жительство по адресу: г<адрес>, представив свидетельство о регистрации по месту пребывания от 30.07.2018 № , согласно которой ФИО1 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д. 54, 56).

28.08.2018 приказом Управления социальной политики по г. Нижняя Тура № 288 учетное дело истца, состоящей на учете для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области по Нижнетуринскому городскому округу передано в Управление социальной политики по Верх-Исетскоу району г. Екатеринбурга (в настоящее время Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26), в связи с изменением места жительства; истец исключена из списка учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области по Нижнетуринскому городскому округу (л.д. 53).

24.12.2018 приказом Управления социальной политики по Верх-Исетскоу району г. Екатеринбурга № 2169/оп учетное дело истца передано в Управление социальной политики по г. Асбесту Свердловской области (в настоящее время Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 10), в связи с тем, что истец является общим долевым собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Свердловская область, <адрес> (в размере 1/4 доли), по адресу: <адрес> зарегистрирована по месту временного пребывания, членом семьи собственника или нанимателя указанного жилого помещения не является (л.д. 51).

Факт наличия в собственности истца 1/4 доли в праве общедолевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> подтверждается сведениями, представленными Управлением Росреестра по Свердловской области (л.д. 52).

Согласно выписке из поквартирной карточки по состоянию на 13.07.2021 истец с 03.03.2021 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 47).

Вышеуказанное жилое помещение принадлежит ФИО6 и ФИО7 на праве собственности на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от 01.06.1992 (л.д. 45).

Как следует из материалов дела, истец в настоящее время состоит в списке детей-сирот, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области по МО «ГО Рефтинский» под № 1.

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истец указывает на то, что, вопреки требованиям действующего законодательства, до настоящее времени, истец в списке детей-сирот, состоящих на учете для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области на территории МО «г. Екатеринбург» не числится, полагает, что жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения ей должно быть предоставлено на территории г. Екатеринбурга. По доводам истца суд отмечает нижеследующее.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.

Аналогичная позиция высказана в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020 (вопрос 9).

Ранее судом установлено, что также не оспорено стороной ответчиков в судебном заседании, местом жительства истца ФИО1 в настоящее время является квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая ФИО6 и ФИО7 на праве собственности на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от 01.06.1992, в которой она была зарегистрирована 03.03.2021.

Обращаясь с заявлением в Управление социальной политики по г. Нижняя Тура 28.08.2018 истец указала на изменением своего места жительства (переезд в г. Екатеринбург), в связи с чем, ее учетное дело было передано в Управления социальной политики по Верх-Исетскоу району г. Екатеринбурга, истец была исключена из списка учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области по Нижнетуринскому городскому округу.

В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Смена постоянного места жительства, а именно переезд из г. Нижняя Тура на постоянное место жительство в г. Екатеринбург (Верх-Исетский район), не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе, лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, доводы истца ФИО8 о том, что она имеет право на обеспечение жилым помещением именно на территории г. Екатеринбурга являются обоснованными.

На основании изложенного, принимая во внимание, что истец ФИО8 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент постановки ее на учет она не достигла возраста 23 лет, является нуждающейся в жилье и имеет право на внеочередное предоставление ей жилого помещения (данное право возникло у истца по достижению ею 18-летнего возраста, то есть с 30.05.2010), учитывая, что снятие истца с соответствующего учета в г. Нижняя Тура, в связи с переездом в г. Екатеринбург и постановка ее на соответствующий учет в г. Асбест не лишает ее права на обеспечение жилым помещением на льготных условиях по последнему месту жительства в соответствии с требованиями закона, факт проживания истца на территории г. Екатеринбурга, суд приходит к выводу, что заявленные требования истца подлежат удовлетворению.

Доводы ответчиков, изложенные в отзывах на иск, суд признает несостоятельными.

Иных требований, равно как и требований по иным основаниям на рассмотрение суда сторонами не заявлено.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 об обязании приобрести жилое помещение, предоставить жилое помещение по договору найма, обеспечить подписание договора, удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета благоустроенное изолированное жилое помещение в виде отдельной квартиры не менее 16 кв. м. в пределах МО «г. Екатеринбург» для распределения ФИО1.

Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» заключить с ФИО1 договор найма специализированного жилого помещения.

Обязать Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с ФИО1.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: