ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5875/2021 от 15.12.2021 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-5875/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Хабаровск 15 декабря 2021 года

Центральный районный суд города Хабаровска в составе председательствующего судьи Мальцевой Л.П.,

при секретаре судебного заседания Бутакове Д.К.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителей ответчика ФИО2 – ФИО3, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края к ФИО2 о понуждении к исполнению обязательства в области охраны объекта культурного наследия в виде получения задания на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, разработки научно-проектной документации по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия, выполнении работ по реставрации объекта культурного наследия «Дом жилой Колышкиных до 1912 г.», расположенного по ул. Комсомольской 72 «А» в г.Хабаровске,

установил:

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края обратилось в суд с иском к Даниловскому А.М о понуждении к исполнению обязательства в области охраны объекта культурного наследия. В обоснование иска указав, что здание по <адрес> «А»в <адрес> принято на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой Колышкиных, до 1912 г.» на основании Решения Малого Совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка памятников истории и культуры краевого значения, подлежащих государственной охране», Постановления Хабаровской краевой Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Списка памятников архитектуры краевого значения, подлежащих государственной охране». ОКН зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия на основании приказа министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р. ФИО6 является собственником здания по <адрес> (литер А) в <адрес>. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером общей площадью 861 кв.м, под многоквартирный жилой дом зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю. Собственность ФИО6 на объект недвижимости подтверждается также выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО6 как собственнику указанного объекта культурного наследия направлено охранное обязательство на здание-памятник утверждённое распоряжением управления от ДД.ММ.ГГГГ для исполнения требований и условий, содержащихся в нём. Охранное обязательство собственника (иного законного владельца) направлено ответчику в соответствии с требованиями ст. 47.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)». В соответствии с данным охранным обязательством собственник объекта культурного наследия обязан обеспечить содержание объекта культурного наследия и всего связанного с ним имущества в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом состоянии, не допускать ухудшения и порчи предметов охраны объекта культурного наследия, содержать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии, а также безотлагательно принимать меры для предотвращения дальнейшего разрушения и обеспечить восстановление объекта культурного наследия в случае нанесения ущерба. Согласно охранному обязательству объекта культурного наследия «Дом жилой Колышкиных, до 1912 г.» постройки передан ответчику для обеспечения сохранности, проведения реставрационных работ либо приспособления его для современного использования. Производить ремонтно-реставрационные работы за свой счет или иных источников финансирования на основании задания на производство работ в соответствии с согласованной документацией и разрешениями, выданными органом уполномоченным в сфере охраны объектов культурного наследия. В случае отсутствия охранных документов, предусмотренных ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, обязан выполнять требования в отношении объекта культурного наследия предусмотренного п.п. 1-3 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ. В результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, объект культурного наследия пришёл в неудовлетворительное, практически руинированное состояние, что подтверждается актами проверки выполнения условий содержания, использования и технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и материалами фотофиксации. Ответчиком с момента приобретения объекта культурного наследия не принималось никаких мер по предотвращению дальнейшего разрушения, восстановлению объекта культурного наследия в прежнем облике: так с 2011 года по настоящее время ФИО6 не обращался в органы по охране объектов культурного наследия за получением задания на выполнение работ по сохранению (воссозданию) объекта культурного наследия, согласованию научно-проектной документации на проведение работ по сохранению и получением разрешений на проведение данных работ. Вместо того чтобы направить имеющиеся силы и средства на воссоздание объекта культурного наследия путём его реставрации, ответчик предпринял ряд безуспешных попыток, направленных на подготовку к выводу объекта культурного наследия (исключения его из единого государственного реестра объектов культурного наследия), ссылаясь на то, что здание-памятник не представляет историко-культурной ценности и подлежит сносу. Таким образом, ответчиком на протяжении всего периода нахождения в собственности ОКН не выполняются требования по сохранению и использованию ОКН, предусмотренные ст. 47.3 Федерального закона - ФЗ и принятым охранным обязательством. На основании письма краевого государственного бюджетного учреждения «<адрес>вой центр охраны памятников истории и культуры» о воссоздании объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>А можно сделать вывод о том, что объём сохранившейся информации достаточен для выполнения на их основе проекта воссоздания объекта культурного наследия. Имеется научно-проектная документация «Проект реставрации памятника архитектуры «Дом жилой Колышкиных, до 1912 г.», составленная ИП ФИО7 Кроме того, сохранились оригиналы строительных материалов, фрагменты декора, которые могут быть использованы для дальнейшего применения, после проведения соответствующей их обработки и защиты. Все это свидетельствует о том, что наличие научных данных, необходимых для воссоздания объекта культурного наследия при их технической доработке вполне достаточно. Истец просит: обязать ФИО6 в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда по данному делу получить в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> задание на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой Колышкиных, до 1912 г.», расположенного по <адрес>. Обязать ФИО6 в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда по данному делу разработать научно-проектную документацию по сохранению (воссозданию) объекта культурного наследия «Дом жилой Колышкиных, до 1912 г.», расположенного по <адрес>. Обязать ФИО6 в течении двух лет со дня вступления в законную силу решения суда на основании согласованной Управлением государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> научно-проектной документации выполнить работы по сохранению (воссозданию) объекта культурного наследия «Дом жилой Колышкиных до 1912 г.», расположенного по адресу: <адрес>.

Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ возобновлено производство по настоящему делу по вновь открывшимся обстоятельствам.

В судебном заседании представитель истца исковые требования к ФИО2 поддержал, пояснив, что на сегодняшний день объект культурного наследия не исключен из единого государственного реестра объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации. Считает, что ответчиком преждевременно сделан вывод о полной утрате объекта культурного наследия. Считает, что ответчиком не представлено бесспорных доказательств о возможности исключения объекта культурного наследия и реестра. Процедура исключения объекта культурного наследия из реестра памятников предусмотрена специальными положениями. В настоящее время ответчик не обращался с заявлением о принятии и рассмотрении Акта ГИКЭ, в связи с чем считает, что заявление ответчиком о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам преждевременно. Представил письменные возражения на ходатайство ответчика. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме, так как положительное заключение ГИКЭ может являться основанием только для пересмотра срока исполнения ранее принятого решения о воссоздания объекта культурного наследия.

Представитель ответчика ФИО8 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что на сегодняшний день объект культурного наследия «Дом жилой Колышкиных до 1912 г.» полностью разрушен, ответчиком во исполнение ранее принятого решения было получено в Управлении Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия Специализированной организацией по заданию собственника здания была разработана научно-проектная документация. Выводы, изложенные в результате проведенного исследования при подготовке научно-проектной документации, стали основанием для инициирования проведения повторной государственной историко-культурной экспертизы документов по объекту культурного наследия регионального значения «Дом жилой Колышкиных до 1912 г.». Считает, что на сегодняшний день объект культурного наследия полностью утратил свое существование, в связи с чем исковые требования должны быть оставлены бей удовлетворения.

Представитель ответчика ФИО9 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы представителя ФИО8, представила письменные возражения по делу. Просила в иске отказать.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, был извещен своевременно, надлежащим образом, обратился с заявлением о рассмотрении дела без его участия, ранее представил письменные возражения на исковые требования, приобщенные к материалам дела.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц извещенных своевременно.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В преамбуле к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия) отмечено, что объекты культурного наследия народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу ст. 3 Закона об объектах культурного наследия к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

К объектам культурного наследия относят в том числе, объекты культурного наследия регионального значения, которые обладают историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации (пункт 4 вышеназванного закона).

Согласно статье 6 названного Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с данным Законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона № 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

В силу статьи 33 Закона объектов культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных воздействий.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела здание по <адрес>А в <адрес> принято на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой Колышкиных, до 1912 г.» (далее ОКН) на основании Решения Малого Совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка памятников истории и культуры краевого значения, подлежащих государственной охране», а также Постановления Хабаровской краевой Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Списка памятников архитектуры краевого значения, подлежащих государственной охране».

Здание имеет паспорт, выданный на основании Решения Малого Совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка памятников истории и культуры краевого значения, подлежащих государственной охране» и учетную карточку.

ОКН зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия на основании приказа министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р и принадлежит на праве собственности ФИО2 (ранее ОКН на праве собственности принадлежал ФИО6).

Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края к ФИО4 о понуждении к исполнению обязательства в области охраны объекта культурного наследия удовлетворены. Решением постановлено: обязать ФИО4 в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу получить в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края задание на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой Колышкиных до 1912 г.», расположенного по <адрес> «А» в <адрес>. Обязать ФИО4 в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать научно-проектную документацию по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия «Дом жилой Колышкиных до 1912 г.», расположенного по <адрес> «А» в <адрес>. Обязать ФИО4 в течении трех лет с момента вступления решения суда в законную силу получить на основании согласованной Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края научно-проектной документации выполнить работы по реставрации объекта культурного наследия «Дом жилой Колышкиных до 1912 г.», расположенного по <адрес> «А» в <адрес>. С ФИО4 в доход муниципального образования <адрес> «<адрес>» взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 900 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ответчика ФИО2 без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменения, кассационная жалоба ответчика ФИО2 без удовлетворения.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО2 обратился в суд с заявлением о пересмотре решения Центрального районного суда <адрес> по вновь открывшимся обстоятельствам, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении.

Материалами дела также подтверждается, что на данный ОКН распоряжением начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца ОКН регионального значения «Дом жилой Колышкиных до 1912 г.» от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1 ст. 47.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» охрана объектов культурного наследия обеспечивается в том числе заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния. Приведенная статья устанавливает также не только требования к форме охранного обязательства, порядок его утверждения, мероприятия, подлежащие включению в охранное обязательство, а также предусматривает круг лиц, на который оформлением охранного обязательства должны быть возложены соответствующие обязанности. При этом обязанным лицом по исполнению предусмотренных в охранном обязательстве мероприятий является лицо, обладающее определенными полномочиями в отношении такого объекта.

Так, в соответствии с п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ, если иное не установлено данным пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

При этом п. 13 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что в случае, если к моменту перехода права владения в отношении объекта культурного наследия оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения объектом. Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным законом (п. 3 ст. 2 Закона № 73-ФЗ).

ФИО2 был ознакомлен, что объект имеет статус памятника истории и архитектуры (пункт 8 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ). Как следует из пункта 9 вышеназванного договора, таким образом, принял на себя обязанность по сохранению данного объекта.

В 2003 году ИП ФИО7 (имеющим лицензию на данные виды работ и исследований и зарегистрированным в Госстрое России, лицензия <адрес>) был разработан проект реставрации памятника архитектуры «Дом жилой Колышкиных, до 1912 г.».

Как следует из письма Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное депутату Законодательной Думы Хабаровского края ФИО10, ГУК «НПЦ по ОПИК Хабаровского края» подготовил материалы для оказания помощи в реставрации памятника деревянного зодчества в <адрес>А.

По результатам проверки Мэру <адрес> направлено письмо с предложением выставить здание на торги с условием для будущего собственника по воссозданию и реставрации памятника.

В 2013 году в отношении ОКН «Дом жилой Колышкиных до 1912 г.» была проведена государственная историко-культурная экспертиза, с целью обоснования исключения объекта культурного наследия регионального значения из реестра памятников, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>).

Выводами экспертов установлено, что необходимо исключить объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой Колышкиных до 1912 г.», расположенный в <адрес>А из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

В силу ст. 23 Закона № 73-ФЗ исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации: 1) в отношении объекта культурного наследия федерального значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы; 2) в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления).

Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.

Материалами дела также подтверждается, что на основании вступившего в законную силу решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края было получено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Во исполнение второго пункта резолютивной части решения суда от ДД.ММ.ГГГГ о разработке научно-проектной документации по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия «Дом жилой Колышкиных до 1912 г.», ответчиком ФИО11 был заключен договор с ООО «Градостроительство, архитектура, реконструкция, Дизайн» (далее ООО «ГарД») на разработку научно-проектной документации для воссоздания объекта культурного наследия «Дом жилой Колышкиных до 1912 г.».

В рамках заключенного договора специалисты ООО «ГарД» обязались выполнить работы по комплексным научным исследованиям, подготовить проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия, разработать рабочую проектно-сметную документацию.

Комплексными исследованиями, проведенными специалистами проектной организации ООО «ГарД» при разработке научно-проектной документации определено, что в настоящее время основные элементы ОКН «Дом жилой Колышкиных до 1912 г.» полностью утрачены. Оставшиеся части фундамента, цоколя, стен 1 этажа находятся в крайне аварийном, руинированном состоянии и подлежат демонтажу. ОКН утратил критерии объекта капитального строительства и в настоящий момент не является зданием. Местоположение объекта, в современной застройке не обеспечивает соблюдение норм противопожарных разрывов между стеной объекта с северной стороны и стеной 12-ти этажного жилого дома по адресу: <адрес>. С западной стороны территория, для устройства отмостки (1 метр) относится к придомовой территории 12-ти этажного жилого дома по адресу: <адрес>. За подпорной стенкой находится перекресток внутриквартальных проездов, с выездом в подземные гаражи 12-ти этажного жилого дома по адресу: <адрес>. С южной стороны территория для устройства отмостки (1 метр), входа в <адрес> через утраченные веранду с лестницей – застроена подпорными стенками (правая и левая) для въезда спецтранспорта в проходной канал с теплоцентралью. С восточной стороны территория для устройства отмостки (1 метр), утраченного входа в цокольный этаж – застроена автодорожным проездом, с подземными инженерными сетями: теплосеть и ливневая канализация. С северной стороны территория для устройства отмостки (1 метр), утраченного входа в <адрес> – застроена автодорожным проездом с подземными инженерными сетями: электросеть высокого напряжения. Историческая среда с территорией исторического домовладения утрачена в полном объеме и восстановлению не подлежит. В целом территория не отвечает требованиям режимов использования земель в границах территории ОКН «Дом жилой Колышкиных до 1912 г.». Существующая организация рельефа не позволяет воссоздать здание в первоначальном виде.

Специалисты проектной организации ООО «ГарД» пришли к выводу, что воссоздание объекта культурного наследия (памятник архитектуры) регионального значения «Дом жилой Колышкиных до 1912 г.», расположенный по адресу: <адрес> на отведенной территории (в границах территории ОКН и в границах земельного участка с кадастровым номером ), в сложившийся ситуации, в первоначальном виде, не представляется возможным.

В соответствии со ст.ст. 28, 30, 31, 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (в ред. От ДД.ММ.ГГГГ) и Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» по заказу ФИО2 была проведена государственная историко-культурная экспертиза документов, обосновывающих исключение из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Колышкиных (дер.)», до 1912 г., расположенного по адресу: <адрес> «А».

На основании акта государственной историко-культурной экспертизы документов, обосновывающих исключение из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Колышкиных (дер.)», до 1912 г., расположенного по адресу: <адрес> «А», экспертная комиссия государственной историко-культурной экспертизы (в составе аттестованных экспертов) считает обоснованным (положительное заключение) исключение из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Колышкиных (дер.)», до 1912 г., расположенного по адресу: <адрес> «А», в связи с его полной физической утратой и утратой им историко-культурного значения.

Государственной комиссией сделаны выводы, что воссоздание объекта культурного наследия не представляется возможным. Все перечисленные в исследовании обстоятельства констатируют полную физическую утрату объекта культурного наследия, а также утрату последним историко-культурного значения. Также комиссия пришла к выводу, что объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой Колышкиных (дер.)», до 1912 г., расположенный по адресу: <адрес> «А», подлежит исключению из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 47 Закона - ФЗ воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком исполнено решение суда в части получения в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края задания на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой Колышкиных до 1912 г.», расположенного по <адрес> «А» в <адрес>. А также разработана научно-проектная документация по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия «Дом жилой Колышкиных до 1912 г.», расположенного по <адрес> «А» в <адрес>. Однако, при разработке научно-проектной документации по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия «Дом жилой Колышкиных до 1912 г.», расположенного по <адрес> «А» в <адрес> были установлены факты невозможности воссоздания объекта культурного наследия «Дом жилой Колышкиных до 1912 г.», расположенного по <адрес> «А» в <адрес>.

Анализируя все представленные сторонами доказательства, исходя из действующего законодательства, суд приходит к выводу, что исковые требования по возложению на ответчика обязанности по воссозданию объекта культурного наследия не подлежат удовлетворению, поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается отсутствие технической возможности воссоздания спорного объекта культурного наследия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края к ФИО4 о понуждении к исполнению обязательства в области охраны объекта культурного наследия в виде получения задания на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, разработки научно-проектной документации по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия, выполнении работ по реставрации объекта культурного наследия «Дом жилой Колышкиных до 1912 г.», расположенного по <адрес> «А» в <адрес> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Хабаровска путём подачи апелляционной жалобы.

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Л.П. Мальцева

Копия верна

Судья:_____________________

(Л.П. Мальцева)

Секретарь судебного заседания

_______________(ФИО13)

«____»_____________2021 г.

Уникальный идентификатор дела 27RS0-78

Решение не вступило в законную силу.

Подлинник решения подшит в дело и хранится в Центральном районном суде <адрес>