ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-587/2016 от 02.12.2016 Туринского районного суда (Свердловская область)

№ 2-587/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 декабря 2016 года г. Туринск

Туринский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Куликовой Г.А.,

при секретаре судебного заседания Коркиной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в суде гражданское дело по иску Саванниковой Е.П., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Саванниковой В.П., ******* рождения к Администрации Туринского городского округа о признании их и гражданского супруга К. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости,

У С Т А Н О В И Л:

Саванникова Е.П. обратилась в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Саванниковой В.П. в Туринский районный суд с заявлением к Администрации Туринского ГО о признании их и гражданского супруга Коркина Е.А. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Туринского ГО и возложении обязанности на Администрацию Туринского ГО включить их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.

В исковом заявлении указала, что она и её несовершеннолетняя дочь зарегистрированы по адресу: <адрес> с *******. Однако фактически с ******* по настоящее время проживают по адресу: <адрес>. В ******* в Туринском городском округе произошла чрезвычайная ситуация федерального характера, обусловленная резким подъемом уровня воды в реке Тура. В результате в зоне подтопления оказались придомовые территории и жилые дома, в том числе <адрес> - место моего (нашего) фактического проживания. Согласно постановлению Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства РФ выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, в том числе: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека). В результате паводка его имущество, находящееся по месту его фактического проживания (частично, полностью) утрачено.

Она обратилась с заявлением о выплате ей указанных средств в
Администрацию Туринского городского округа, однако во включении ей в списки
лиц на получение единовременных денежных выплат было отказано, так как у неё отсутствует документ, подтверждающий регистрацию по адресу: <адрес>, либо иной документ, подтверждающий постоянную регистрацию по указанному адресу.

Согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства гражданина признается место, где
гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В этой связи, просит суд признать её и членов её семьи – дочь Саванникову В.П., гражданского супруга – Коркина Е.А. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Туринского ГО и возложить обязанность на Администрацию Туринского ГО включить её, а также членов её семьи в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.

В ходе судебного заседания истец Саванникова Е.П. исковые требования уточнила, отказавшись от них в части, её гражданского супруга Коркина Е.А. С учетом их уточнения просит суд признать её и членов её семьи – дочь Саванникову В.П. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Туринского ГО и возложить обязанность на Администрацию Туринского ГО включить её, а также членов её семьи в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости. От требований признании её гражданского супруга - Коркина Е.А. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Туринского ГО и возложении обязанность на Администрацию Туринского ГО включить его в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости отказалась.

В указанной части отказ от иска был принят судом, и производство по делу в этой части было прекращено.

Суду дополнила, что она и её дочь зарегистрированы по адресу: <адрес> с *******. Однако, фактически с ******* по настоящее время они проживает по адресу: <адрес>. В ******* в Туринском городском округе произошла чрезвычайная ситуация федерального характера, обусловленная резким подъемом уровня воды в реке Тура. В результате наводнения пострадал их дом по адресу <адрес>, в этом доме проживает она, её дочь и гражданский супруг Коркин Е.А. В результате паводка вода зашла в дом, была утрачена часть имущества первой необходимости: 2 шкафа для одежды, 2 кровати, 1 стол, 2 кресла. На адрес их проживания приходила комиссия из администрации, были составлены соответствующие акты.

Представитель ответчика Администрации Туринского городского округа Неймышева О.А., действующая на основании доверенности от *******, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что действительно в период с ******* по ******* в связи с резким подъемом уровня воды в реке Тура на территории Туринского городского округа был введен режим чрезвычайной ситуации, который признан федеральным. В результате были затоплены жилые дома, в том числе и жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. По данному адресу выезжала комиссия, которая установила факт подтопления данного жилого дома, а также проводила обследование утраченного имущества первой необходимости. Саванникова Е.П. обращалась с заявлением о включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости, в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа. Во включении в указанные списки ей было отказано, в связи с тем, что не был подтвержден факт постоянного проживания по указанному адресу. Адрес регистрации истцов не соответствовал месту постоянного жительства. Считает, что в ходе судебного заседания данный факт был установлен.

Представитель Правительства Свердловской области - третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных исковых требований, относительно предмета спора, в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени проведения судебного заседания, о причинах не явки суд не уведомил. Ходатайств об отложении дела не заявлял.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя Правительства Свердловской области.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу абз. 7 ч.1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно ч.2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». В указанных Правилах установлен порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации).

Согласно подпунктов «г» и «д» п. 2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).

Порядок подготовки документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости при ликвидации чрезвычайных ситуаций установлен п. 7 Приказа МЧС России от 29.08.2014 года №470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Кроме того, Постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2014 года № 688-ПП утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Указанными актами установлено, что к документам, обосновывающими размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, относится список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и список граждан, нуждающихся в оказании финансовой в связи с утратой ими имущества первой необходимости.

Данные списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан, а также по результатам комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органом местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. При формировании списка граждан следует учесть, что в список должны быть включены граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, которые постоянно проживают и зарегистрированы по указанному адресу. То есть для занесения в список необходимо соблюдение этих условий.

При этом, к имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями (гл. 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (утв. МЧС России от 03.10.2014 №2-4-87-24-7)).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением главы Туринского городского округа от ******* «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа» на территории Туринского городского округа с 10 часов местного времени ******* введен режим чрезвычайной ситуации, в связи с резким и значительным подъемом воды в реке Тура, подтоплением жилых домов, придомовых территорий и объектов инфраструктуры, который был снят постановлением главы Туринского городского округа от ******* с 20 часов *******.

В соответствии с заключением Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области от ******* указанной чрезвычайной ситуации был присвоен характер – федерального значения.

На основании актов визуального обследования объекта, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации в Туринском городском округе, а также обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа от *******, составленных межведомственной комиссией по обследованию и определению степени утраты имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной весенним паводком на территории Туринского городского округа, жилой дом по адресу: <адрес>, оказался в зоне подтопления: вода в доме на уровне 30 см., пол деревянный – подмок, разбух, штукатурка на стенах и двух печах осыпается, в подполье вода, в сенях вода, пол дощатый, во дворе пол также дощатый и также подтоплен; хозяйственные постройки, огород и насаждения подтоплены. Кроме того, частично утрачено имущество первой необходимости: 2 шкафа для одежды, 2 кровати, 1 стол, и 2 кресла.

Распоряжением главы Туринского городского округа от ******* был утвержден реестр подтопленных жилых домов и придомовых территорий Туринского городского округа в период весеннего половодья *******. В указанном реестре (приложение 1) значится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

В ******* Саванникова Е.П. обратился в Администрацию Туринского городского округа с заявлением о включении её и членов её семьи в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа.

Постановлением главы Туринского городского округа от ******* во включении в указанные списки Саванниковой Е.П. было отказано, в связи с тем, что заявителем не был подтвержден факт постоянного проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации на момент ее возникновения.

На момент возникновения чрезвычайной ситуации, Саванникова Е.П., и её дочь Саванникова В.П. постоянно проживали в указанном жилом помещении, что подтверждается справкой Ленского сельского управления Администрации Туринского городского округа от *******, согласно которой с ******* и по настоящее время по адресу: <адрес> проживают Саванникова Е.П., Саванникова В.П. (л.д.). Кроме этого, указанный выше факт подтверждается справкой МАОУ Ленской средней образовательной школы от *******, квитанцией ОАО «Энергосбыт».

Помимо письменных доказательств по делу указанное обстоятельство подтверждается показаниями свидетелей.

Так свидетель Щ. суду пояснила, что она знает истца, как коллегу. В период весеннего наводнения Саванникова Е.П. и её дочь - Саванникова В.П. проживали у неё, так как их дом по <адрес> был подтоплен. Кроме этого, было утрачено некоторое имущество.

Свидетель К. суду пояснил, что она знает истца, как односельчанку. Саванникова Е.П. и её дочь - Саванникова В.П. постоянно проживают по <адрес>. В период наводнения их дом был подтоплен.

У суда нет оснований не доверять показаниям свидетеля, поскольку они согласуются друг с другом и письменными доказательствами по делу.

Таким образом, учитывая, что в судебном заседании был установлен факт возникновения в ******* чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа, обусловленной резким подъемом уровня воды в реке Тура, которая носит федеральный характер, а также факт подтопления жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в результате чего, было частично утрачено имущество первой необходимости, факт постоянного проживания Саванниковой Е.П., Саванниковой В.П. в жилом помещении по вышеуказанному адресу на момент возникновения чрезвычайной ситуации, то данные обстоятельства в своей совокупности позволяют суду удовлетворить исковые требования, возложив обязанность на Администрацию Туринского городского округа включить Саванникову Е.П., а также Саванникову В.П. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, а также список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости, в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Саванниковой Е.П., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Саванниковой В.П., ******* рождения к Администрации Туринского городского округа удовлетворить.

Признать Саванникову Е.П., ******* года рождения, уроженку <данные изъяты>, Саванникову В.П., ******* года рождения, уроженку <данные изъяты> пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа.

Обязать Администрацию Туринского городского округа включить Саванникову Е.П., ******* года рождения, уроженку <данные изъяты>, Саванникову В.П., ******* года рождения, уроженку <данные изъяты> в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа.

Обязать Администрацию Туринского городского округа включить Саванникову Е.П., ******* года рождения, уроженку <данные изъяты>, Саванникову В.П., ******* года рождения, уроженку <данные изъяты>, в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости, в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Туринского районного суда.

Решение не может быть обжаловано в кассационном порядке в том случае, если данное решение не было обжаловано в апелляционном порядке.

Председательствующий Г.А. Куликова