Дело №2-587/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2018 года г.Кинешма
Кинешемский городской суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Мяновской Н.К.,
при секретаре Беловой Е.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя третьего лица ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области по доверенности ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области 18 апреля 2018 года гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» (далее – ФГУП «Почта России») о взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ им из ФКУ ИК-4, расположенного по адресу: <адрес>, через администрацию учреждения в открытом виде было направлено обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации за исх. №. Обращение было передано начальнику специального отдела Свидетель №1, адрес на конверте истец подписал сам лично, так как неоднократно обращался в Генеральную прокуратуру РФ по адресу: <адрес> В личном деле имеются ответы из Генеральной прокуратуры РФ. Направленное истцом обращение в Генеральную прокуратуру РФ не поступило. Истцу причинены нравственные страдания, а именно: переживания, безысходность, чувства апатии, никчемности и полного беззакония в органах государственной власти, он был вынужден обратиться в суд. Просит взыскать с ФГУП «Почта России» компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГУП «Почта России» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен правильно и своевременно, направил отзыв, в котором просит дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования не признал, указывает, что обращение истца было направлено простым письмом и передано в отделение почтовой связи без реестра и без выдачи квитанции, документальные доказательства того, что письмо истца передавалось в отделение почтовой связи для отправки, отсутствуют. Простая письменная корреспонденция не имеет идентификационного номера, принимается и сортируется без реестра, не имеется технической возможности отследить путь движения письма. Довод истца об оказании ответчиком услуги ненадлежащего качества, неисполнения надлежащим образом обязанности по доставке почтовой корреспонденции, считает несостоятельным. Факт нарушения прав истца, как потребителя, и вина предприятия почтовой связи, не подтверждены. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области по доверенности ФИО2 считает исковые требования необоснованными, пояснила, что направленное истцом в Генеральную прокуратуру РФ обращение от ДД.ММ.ГГГГ было оформлено как простое отправление. Обращение было передано начальнику отдела специального учета Свидетель №1, который составил сопроводительное письмо, зарегистрировал обращение в журнале, вложил в конверт, адрес на котором написал сам ФИО1, и передал в канцелярию для отправки через отделение почтовой связи. Администрация учреждения правильность указания адреса не проверяет.
Суд, с учетом мнения истца, представителя третьего лица, положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), считает возможным дело рассмотреть при данной явке.
Выслушав истца, представителя третьего лица, выяснив позицию ответчика, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон о защите прав потребителей) отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 19 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее – Федеральный закон «О почтовой связи») права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статей 16, 20 Федерального закона «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений.
Статьей 37 Федерального закона «О почтовой связи» предусмотрено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств. Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.
Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее – Правила оказания услуг почтовой связи), регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
Согласно пункта 10 Правил оказания услуг почтовой связи, по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории:
а) простые - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения;
б) регистрируемые (заказные, обыкновенные, с объявленной ценностью) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения.
Согласно пункта 21 Правил оказания услуг почтовой связи, почтовый адрес включает описание места нахождения пользователя услугами почтовой связи с обязательным указанием почтового индекса и (или) обозначение с помощью символов адреса пользователя услугами почтовой связи в информационной системе организации федеральной почтовой связи.
Согласно пункта 28 Правил оказания услуг почтовой связи, почтовые отправления принимаются в объектах почтовой связи, в том числе в автоматизированных пунктах почтовой связи. Простая письменная корреспонденция, оплата услуг по пересылке которой подтверждена почтовыми марками, может опускаться в почтовые ящики.
Обязанности операторов почтовой связи закреплены в пункте 46 Правил оказания услуг почтовой связи, они обязаны, в том числе, пересылать почтовые отправления в установленные сроки; обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений; обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Судом установлено, что ФИО1 по приговору суда отбывает наказание в учреждении ФКУ ИК-4.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 передал <данные изъяты> ФКУ ИК-4 Свидетель №1 обращение в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которое было зарегистрировано в Журнале № за номером № (л.д.35-36).
К обращению <данные изъяты>Свидетель №1 было составлено сопроводительное письмо за исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что в адрес Генеральной прокуратуры РФ направляется обращение осужденного ФИО1, осужденный настаивает на отправке данного обращения в открытом виде, приложение на двух листах. При этом в сопроводительном письме не указан почтовый адрес, по которому надлежит доставить почтовое отправление (л.д.37).
Согласно справки, составленной <данные изъяты> ФКУ ИК-4 Свидетель №2, заявление осужденного ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ отправлено канцелярией учреждения через почтовое отделение <адрес> простым письмом (л.д.49). Данные обстоятельства подтвердили в судебном заседании свидетели Свидетель №1, Свидетель №2
Из ответа и.о.заместителя начальника управления по рассмотрению обращений и приему граждан Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что по данным автоматизированного информационного комплекса «<данные изъяты>» обращение от ДД.ММ.ГГГГ№ в Генеральную прокуратуру Российской Федерации не поступало (л.д.8).
В ходе проверки, проведенной Ивановской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области, установлено, что поданное ФИО1 обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за исх.№ направлено простым почтовым отправлением через почтовое отделение <адрес> (л.д.5).
УФПС Ивановской области – Филиал ФГУП «Почта России» в ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ на претензию ФИО1 сообщило, что при отсутствии данных о номере регистрируемого почтового отправления мероприятия в отношении отправлений не проводятся, в обращении истца не были указаны конкретные ШПИ регистрируемых почтовых отправлений, объективно рассмотреть данный вопрос и организовать проверку не представляется возможным. Гарантировано проведение служебной проверки при указании номеров почтовых отправлений (л.д.6).
После получения ответа на претензию истец к ответчику за розыском почтового отправления от ДД.ММ.ГГГГ№ повторно не обращался. Шестимесячный срок со дня отправления почтового отправления для проведения проверки по претензии истек.
Согласно ст.15 Закона о защите прав потребителей, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Судом установлено, что обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации было направлено ФИО1 простым почтовым отправлением, в конверте, на котором адрес получателя был указан самим ФИО1, сотрудниками ФКУ ИК-4 адрес не проверялся. В настоящее время установить с достоверностью правильность указания истцом адреса получателя не представляется возможным. Судом в ходе рассмотрения дела не установлено, что оператор почтовой связи нарушил права ФИО1 как потребителя на пересылку и сохранность почтового отправления. Простое почтовое отправление принимается и вручается адресату без расписок в его получении.
Таким образом, поскольку нарушений прав ФИО1 как потребителя со стороны ФГУП «Почта России» не установлено, отсутствуют основания для взыскания с ответчика компенсации морального вреда. В удовлетворении исковых требований ФИО1 следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.К.Мяновская
Мотивированное решение составлено 23 апреля 2018 года.