ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-587/2021 от 25.10.2021 Прионежского районного суда (Республика Карелия)

дело № 2-587/2021

10RS0013-01-2021-000968-22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Н.В.,

при ведении протокола помощником судьи Савкиной Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Прионежского муниципального района о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с иском по тем основаниям, что хх.хх.хх г. между ним и администрацией Прионежского муниципального района (далее - администрая района) заключен договор социального найма жилого помещения квартиры №1, общей площадью 64,3 кв.м., по адресу: ..., истец проживает и зарегистрирован в указанной квартире. Жилые помещения № 1, № 2, № 3 в жилом доме по адресу: ... переданы в муниципальную собственность Прионежского муниципального района. На основании постановления администрации Ладвинского сельского поселения от хх.хх.хх г. «О признании помещения непригодным для проживания» квартира 2 была демонтирована, квартира 3 уничтожена пожаром. В 2020 г. истец обратился в ГУП РК РГЦ «Недвижимость» с целью приватизации квартиры №1. Письмом от хх.хх.хх г. ему сообщено, что работы по приватизации приостановлены в связи с выявлением несоответствия площади, планировки и конфигурации дома данным технического паспорта инв., а именно, вследствие пожара сгорела квартира №3, квартира №2 была демонтирована, таким образом конструктивное решение объекта недвижимости позволяет считать его индивидуальным жилым домом. Истец обратился в ГУП РК РГЦ «Недвижимость» с заявлением о предоставлении услуги «Изготовление технического плана» в отношении жилого дома по адресу: ..., проведено обследование жилого дома, определены координаты характерных точек, площадь жилого дома составила 86,6 кв.м., (с учетом площади веранды- 16,33 кв.м.), площадь квартиры № 1 составляет 64,3 кв.м. (без учета пристройки - веранды), в настоящее время объект реконструирован, представляет собой одноэтажный жилой дом, состоящий из одной жилой комнаты и помещений бытового назначения, общей площадью 86,6 кв.м., предназначен для проживания одной семьи. Администрация района указала, что квартиры №2 и №3 снять с кадастрового учета не представляется возможным. хх.хх.хх г. письмом администрация района отказала внести изменения в единый государственный реестр недвижимости и договор социального найма, указав, что приватизация жилого помещения, расположенного по адресу: ... кв.1 возможна, несмотря на реконструкцию данного объекта. Указывая, что в результате недобросовестных действий со стороны администрации Прионежского муниципального района он лишен возможности реализовать предоставленное законом право на однократную бесплатную приватизацию, истец просит признать отказ администрации района в заключении договора социального найма жилого дома площадью 86,6 кв.м., расположенного по адресу: ... незаконным; обязать администрацию района снять с кадастрового учета объект недвижимости с кадастровым (квартира 1), (квартира № 2), (квартира № 3) и (многоквартирный жилой дом) на основании акта обследования, подтверждающего прекращение существования данных объектов недвижимости; обязать администрацию района поставить на государственный кадастровый учет индивидуальный жилой дом, площадью 86,6 кв.м., по адресу: ...; обязать администрацию расторгнуть договор социального найма жилого помещения и заключить договор социального найма индивидуального жилого дома площадью 86,6 кв.м.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, ранее возражали против удовлетворения исковых требований.

Третьи лица ФИО2, ФИО3, представители третьих лиц Управления Росреестра по РК, администрации Ладвинского сельского поселения, ГУП РК РГЦ «Недвижимость» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Суд, заслушав истца, изучив материалы дела, материалы гражданского дела приходит к следующим выводам.

Установлено, что постановлением Правительства Республики Карелия от хх.хх.хх г.-П «О разграничении имущества между Прионежским муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе» квартиры №№ 1, 2 дома ..., находящиеся в муниципальной собственности Ладвинского сельского поселения, переданы в муниципальную собственность Прионежского муниципального района.

Постановлением Правительства Республики Карелия от хх.хх.хх г.-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Ладвинского и Нововилговского сельских поселений» квартира №3 дома ..., находящаяся в муниципальной собственности Ладвинского сельского поселения, передана в муниципальную собственность Прионежского муниципального района.

хх.хх.хх г. между администрацией Прионежского муниципального района и ФИО1 заключен договор социального найма жилого помещения , состоящего из 1 комнаты в квартире, общей площадью 64,3 кв.м., в том числе жилой - 13,7 кв.м., расположенной по адресу: ..., кв.1.

Из технического паспорта на домовладение инв., составленного по состоянию на хх.хх.хх г., усматривается, что дом , общей площадью 195,4 кв.м., жилой - 56,5 кв.м., состоит из трех квартир, площадью 64,3 кв.м., 66,4 кв.м. и 64.7 кв.м.

В Едином государственном реестре содержатся сведения о многоквартирном доме с кадастровым номером , который состоит из 3-х квартир с кадастровыми номерами (квартира №1, общей площадью 64,3 кв.м.); (квартира №2, общей площадью 66,4 кв.м.); (квартира №3, общей площадью 64,7 кв.м.).

Сведения об объекте недвижимости - индивидуальном жилом доме, площадью 86,6 кв.м., расположенном по адресу: ... Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Документов, направленных на осуществление государственного кадастрового учета указанного объекта недвижимости в орган регистрации прав не поступало.

В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о помещении с кадастровым - квартира № 3 в доме ..., площадь 64,7 кв.м., с кадастровым - квартира № 2 в ..., площадь 66,4 кв.м., с кадастровым - квартира № 1 в доме ..., площадь 64,3 кв.м.

Сведения о зарегистрированных правах в отношении вышеуказанных объектов недвижимости отсутствуют.

Согласно справке отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Прионежскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по РК от хх.хх.хх г., отдел подтверждает факт пожара, произошедшего хх.хх.хх г. в жилом доме по адресу: ... кв.3.

Согласно акту обследования, проведенного ГУП РК РГЦ «Недвижимость», установлено изменение конфигурации, планировки, общей площади 3 (трех) квартирного жилого дома, вследствие пожара в квартире № 3 и демонтажа квартиры № 2: в квартира № 3 стены, крыша, печное отопление отсутствуют, фундамент разрушен в следствии пожара, демонтирован; в квартире № 2 стены, крыша, фундамент, печное отопление отсутствуют; в квартире № 1 стены, крыша, печное отопление, фундамент имеются, в удовлетворительном состоянии. Квартира № 1 фактически является отдельно стоящим объектом.

Квартира №2 ... признана непригодной для проживания на основании постановления администрации Ладвинского сельского поселения от хх.хх.хх г., семья ФИО4, зарегистрированная в данной квартире, поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

По информации администрации Ладвинского сельского поселения в квартире № 2 ... района постоянно зарегистрированы ФИО2 с хх.хх.хх г., ФИО6 с хх.хх.хх г. В квартире № 3 зарегистрированных лиц нет.

По сведениям миграционного пункта ОМВД России по Прионежскому району РК ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: ... кв.1 с хх.хх.хх г. по настоящее время.

ФИО1 хх.хх.хх г. обратился в ГУП РК РГЦ Недвижимость» с заявлением о безвозмездной передаче в собственность в порядке приватизации квартиры по адресу: ... кв.1. Письмом от хх.хх.хх г. ГУП РК РГЦ «Недвижимость» сообщило ФИО1 о приостановлении работ по приватизации квартиры, ФИО1 предложено внести соответствующие изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, о регистрационном учете по месту пребывания/проживания, договор социального найма жилого помещения от хх.хх.хх г.

Вступившим в законную силу решением Прионежского районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. иск ФИО1 к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о признании произведенной реконструкции объекта недвижимого имущества законной, многоквартирного жилого дома индивидуальным жилым домом в реконструированном виде, признании права собственности в порядке приватизации, исключении из Единого государственного реестра недвижимости объектов недвижимого имущества, прекращении права муниципальной собственности, оставлен без удовлетворения.

В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статьей 7 указанного закона предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» разъяснено, что, исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Закономусловиях, если они обратились с таким требованием.

Согласно ст. 8 Российской Федерации от 04 июля 1991 г. № 1541-1 решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

На основании ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч.1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ст.62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В силу ч.1 ст.83 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. Исходя из ч.2 указанной статьи наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи в любое время вправе расторгнуть договор социального найма.

Из материалов дела усматривается, что письмом от хх.хх.хх г. администрация района уведомила истца о возможности приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: ... кв.1, ответчиком не принималось о решение об отказе в приватизации жилого дома , такой объект как дом в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует, в собственности Прионежского муниципального района индивидуального жилого дома не имеется.

При таких обстоятельства требования истца о признании незаконным отказа администрации района в заключении договора социального найма индивидуального жилого дома, возложении обязанности заключить договор социального найма удовлетворению не подлежат. Учитывая, что истец является нанимателем квартиры, он в любое время имеет право расторгнуть договор социального найма, судебный порядок расторжения договора социального найма предусмотрен только по требованию наймодателя.

Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности по снятию жилых помещений с кадастрового учета, суд принимает во внимание, что собственнику в силу ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В силу приведенной нормы Закона уничтожение имущества, в том числе и снос строения, является основанием для прекращения права собственности на него.

Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется в том числе по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с ч. 4 указанной статьи государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона № 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

При этом, учитывая положения гражданского и жилищного законодательства, многоквартирный дом в целом не является объектом регистрируемых вещных и иных имущественных прав (самостоятельным объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом № 218-ФЗ); государственной регистрации подлежат права на помещения, машино-места, расположенные в многоквартирном доме, а также право общей долевой собственности на являющееся недвижимостью общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, в частности, на земельный участок, на котором расположен такой дом.

В силу ч. 7 ст. 40 Закона № 218-ФЗ при снятии с государственного кадастрового учета здания, сооружения в связи с прекращением их существования одновременно осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на все помещения и машино-места в таких здании, сооружении.

Соответственно, при снятии с государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно должно быть осуществлено снятие с государственного кадастрового учета всех помещений в таком многоквартирном доме и государственная регистрация прекращения прав на них.

С учетом изложенного, с заявлением о снятии с кадастрового учета здания и помещений в нем вправе обратиться администрация района как собственник имущества.

Суд учитывает, что разрушение квартир многоквартирного дома достаточным основанием для утраты права собственности на объекты недвижимого имущества не является, поскольку земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, и только собственники помещений в многоквартирном доме вправе распоряжаться этим имуществом.

Согласно ч. 6 указанной статьи, в случае разрушения, в том числе случайной гибели, сноса многоквартирного дома собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором располагался данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и на иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме на момент разрушения такого дома. Указанные собственники владеют, пользуются и распоряжаются предусмотренным настоящей частью имуществом в соответствии с гражданским законодательством.

Поскольку администрация района является собственником помещений в многоквартирном доме и земельного участка под этим домом, учитывая заявительный порядок обращения в регистрирующий орган с заявлением о снятии с кадастрового учета, суд не усматривает основания для возложения на администрацию района обязанности по снятию с кадастрового учета принадлежащего ей на праве собственности имущества по требованию истца, не наделенного правом по распоряжению муниципальным имуществом.

Соответственно, не подлежит удовлетворению и требование истца о возложении на администрацию района обязанности поставить на государственный кадастровый учет индивидуальный жилом дом, поскольку осуществление кадастрового учета изменений помещения на основании технического плана в отсутствие документов, подтверждающих законность реконструкции, создавало бы возможность внесения неподтвержденных сведений об объекте недвижимости в реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования ФИО1 к администрации Прионежского муниципального района о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В.Панасенко

мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2021 г.