ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5881/2017 от 03.07.2018 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-783/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июля 2018 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

судьи Шуваловой И.В.,

при секретаре Беляковой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, Х.Т.Н., К.Г.В., К.Л.Г., Б.М.Н., М.А.В., С.Е.М., К.Ю.А., С.Н.А., Г.А.В., М.М.В., Б.О.В. к Администрации Костромской области, Администрации города Костромы, Департаменту топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, Департаменту строительства Костромской области о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, Х.Т.Н., К.Г.В., К.Л.Г., Б.М.Н., М.А.В., С.Е.М., К.Ю.А., С.Н.А., Г.А.В., М.М.В., Б.О.В. обратились в суд с указанным иском, в обоснование указав, что истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в доме <адрес>. Истцы на протяжении длительного времени проживали по указанному адресу в доме, который по данным технической инвентаризации (действовавшей до момента вступления в силу ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») всегда значился именно как многоквартирный, что подтверждается данными технической инвентаризации по состоянию на <дата>, и отвечает всем требованиям, предъявляемым к многоквартирным домам, который существуют в действующем в настоящее время законодательстве. В <дата> указанный дом признан аварийным, согласно данных, указанных в акте обследования жилого дома, он также значится как многоквартирный. До <дата> жильцы дома обладали правом собственности на доли в праве в жилом доме. Указанные обстоятельства послужили основанием для включения данного жилого дома в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы», из которой впоследствии указанный дом был исключен. Х.И.В. обратилась с исковым заявлением к Администрации Костромской области, в котором просила суд признать действия Администрации Костромской области об исключении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> из региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы» незаконными, обязать администрацию Костромской области восстановить многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, ул, Пастуховская, <адрес> региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы». Решением суда от 06 мая 2016 года исковые требования Х.И.В. были удовлетворены в полном объеме. На основании вступившего в законную силу судебного акта было возбуждено исполнительное производство. Администрация Костромской области во исполнении судебного решения вынесла распоряжение от 21 ноября 2016 года №229-ра «О восстановлении многоквартирного дома в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области», чем фактически исполнила решение суда. Срок действия программы истекает в августе 2017 года. Из переписки между истцами и различными органами власти следует, что до срока окончания программы истцы не будут переселены из аварийного жилого дома, который не пригоден для проживания, конкретные сроки переселения до настоящего времени не известны, что существенным образом нарушает права истцов, установленные Конституцией РФ. В соответствии с документами региональной адресной программы, ее исполнителями являются ответчики по делу, которые до настоящего времени не осуществили мероприятия по реализации данной программы в отношении указанного жилого дома (переселение лиц из аварийного жилья). Исходя из требований ГК РФ обязательства возникают в том числе из решений органов государственной власти и местного самоуправления, а в соответствии с требованиями статей 309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и односторонний отказ от их исполнения не допускается.

На основании изложенного, просили суд обязать ответчиков исполнить требования региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 года» в части переселения истцов из аварийного жилого <адрес>, путем предоставления истцам в собственность жилых помещений, в соответствии с условиями указанной региональной программы.

В ходе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования, просили суд обязать надлежащего ответчика исполнить требования региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 года» в части переселения в соответствии с условиями указанной региональной программы истцов из аварийного жилого <адрес>, путем предоставления в собственность равнозначного жилого помещения: ФИО1, площадью 19,8 кв.м.; в общую долевую собственность Х.Т.Н. (доля в праве ...), К.Г.В. (доля в праве ...), К.Л.Г. (доля в праве ...), Б.М.Н. (доля в праве ...), площадью ... кв.м; М.А.В., площадью ... кв.м; С.Е.М., площадью ... кв.м.; К.Ю.А., площадью, ... кв.м.; С.Н.А., площадью ... кв.м.; Г.А.В., площадью ... кв.м.; М.М.В., площадью ... кв.м.; Б.О.В., площадью 36,6 кв. м.

В судебном заседании ФИО1, М.А.В., С.Е.М., Г.А.В., их представитель по устному ходатайству ФИО2 исковые требования с учетом уточнения поддержали в полном объеме.

Истцы Х.Т.Н., К.Г.В., К.Л.Г., Б.М.Н.,., К.Ю.А., С.Н.А., М.М.В., Б.О.В. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель Администрации Костромской области на основании доверенности ФИО3 исковые требования не признала.

Представитель Администрации города Костромы на основании доверенности ФИО4 исковые требования не признала.

Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области для участия в деле своего представителя не направил, ранее направил отзыв на исковое заявление, согласно которому Администрацией города Костромы принято решение о расселении жителей <адрес> в порядке, установленном ст. 32 ЖК РФ. Постановлением Администрации города Костромы от 18.02.2015 г. №368 «О дальнейшем использовании многоквартирного дома №8 по ул. Пастуховской в городе Костроме» установлен срок расселения граждан до 30 июня 2018 года. Реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы», утв. Постановлением администрации Костромской области от 02.05.2013 №200-а «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы» осуществляется органами местного самоуправления. Департамент ТЭК и ЖКХ Костромской области в соответствии с п. 63, 69-70 Положения о департаменте топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 31.07.2012 №168 «о переименовании департамента жилищно-коммунального хозяйства Костромской области»: осуществляет подготовку документов для получения финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ Костромской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда; осуществляет мониторинг выполнения предусмотренных федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» условий предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях Костромской области.

Департамент строительства Костромской области, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» для участия в деле своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены судом надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована и проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире , общей площадью ... кв.м по <адрес> квартира принадлежит ей на праве собственности на основании договора мены от <дата>, соглашения об определении долей от <дата>.

Собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> являются Х.Т.Н. (... доли в праве), К.Г.В. (... доли в праве), К.Л.Г. (... доли в праве), С.Б.М.Н. (... доли в праве). Указанная квартира принадлежит им на основании свидетельств о праве на наследство по закону от <дата>, от <дата>, от <дата>, соглашения об определении долей от <дата>.

Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью ... кв. м., является М.А.В. Указанная комната принадлежит ей на праве собственности на основании договора дарения от <дата>, свидетельства о праве на наследство от <дата>, соглашения об определении <дата>, соглашения от <дата>.

Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью ... кв. м является С.Е.М. Указанная комната принадлежит ей на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>.

Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> 3, общей площадью ... кв. м. является К.Ю.И. Указанная комната принадлежит ей на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>, договора дарения от <дата>, соглашения об определении долей от <дата>, соглашения от <дата>.

С.Н.А. зарегистрирована и проживает в принадлежащей ей на праве собственности комнате , общей площадью ... кв.м. <адрес>. Указанная комната принадлежит ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство от <дата>, соглашения об определении долей от <дата>, соглашения от <дата>.

Г.А.В. зарегистрирован и проживает в принадлежащей ему на праве собственности комнате , общей площадью ... кв.м. <адрес>. Указанная комната принадлежит ему на праве собственности на основании договора дарения от <дата>, соглашения об определении долей от <дата>, соглашения от <дата>.

Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью ... кв. м. является М.М.В. Указанная квартира принадлежит ей на основании договора дарения от <дата>, соглашения об определении долей от <дата>.

Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью ... кв. м. является Б.О.В.. Указанная квартира принадлежит ей на основании договора купли-продажи от <дата>, соглашения об определении долей от <дата>.

Согласно заключению межведомственной комиссии от <дата> жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции, квартиры № непригодными для проживания (л.д.146).

Постановлением Администрации Костромской области от 02.05.2013 г. №200-а ( в ред. постановления Администрации от 17.07.2014 г. №294-а) жилой <адрес> включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы» (л.д.147).

<дата> Департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в целях формирования региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2015 годы был направлен запрос Главам муниципальных образований о предоставлении дополнительных сведений об аварийном жилищном фонде (л.д.62).

22.10.2013 года первый заместитель главы Администрации города Костромы направил в Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области информацию о том, что дом по адресу: <...> не может участвовать в программе по переселению из аварийного жилищного фонда на 2014 год и последующие годы по причине того, что указанный дом является многоквартирным, принадлежит гражданам на праве общей долевой собственности, право собственности на отдельные жилые помещения в доме не зарегистрированы (л.д.64).

Постановлением администрации Костромской области от 29 марта 2015 года № 126-а <адрес> из указанной региональной адресной программы был исключен. Причиной исключения дома из региональной адресной программы послужило то, что на момент признания дома аварийным он не являлся многоквартирным, так как находился в общей долевой собственности граждан (л.д.149).

Вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г. Костромы от 06 мая 2016 года исковые требования Х.И.В. были удовлетворены. Решением суда на Администрацию Костромской области возложена обязанность восстановить многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы»

Во исполнение указанного решения суда <дата> Администрацией Костромской области издано распоряжение №229-ра «О восстановлении многоквартирного дома в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы» на основании которого многоквартирный дом по адресу: <адрес> восстановлен в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы».

Департаменту строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области дано распоряжение подготовить предложения по внесению изменений в областной бюджет на 2017 год, предусматривающих выделение финансовых средств на реализацию настоящего распоряжения. Администрации города Костромы рекомендовано: 1) восстановить многоквартирный дом по адресу: <адрес> муниципальной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома»; 2) предусмотреть в городском бюджете бюджетные средства на реализацию муниципальной адресной программы «Переселение граждан аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома» (л.д. 14).

На общем собрании <дата>. собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> принято единогласное решение о выборе способа переселения из аварийного дома в соответствии с решением Свердловского районного суда г.Костромы от 06.05.2016г. (л.д.155).

Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы», утвержденная постановлением Администрации Костромской области от 02.05.2013г. № 200-а, была разработана и принята в целях получения финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и проведение капитального ремонта многоквартирных домов, находящихся на территории Костромской области, в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ от 21.07.2007г. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В силу указанного Федерального закона названная программа реализовалась в отношении жителей многоквартирных домов, признанных аварийными в установленном порядке межведомственными комиссиями муниципальных образований до 1 января 2012 года и реализовалась в четыре этапа: 1) первый этап: 1 января 2013 года-31 декабря 2014 года; 2) второй этап: 1 января 2014 года-31 декабря 2015 года; 3) третий этап: 1 января 2015 года-31 декабря 2016 года; 4) четвертый этап: 1 января 2016 года-31 августа 2017 года.

Таким образом, многоквартирный дом по адресу: <адрес> решением суда восстановлен в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы». Однако срок действия вышеуказанной региональной программы истек.

Поскольку мероприятия по переселению истцов из аварийного жилого помещения не произведены, право на предоставление другого жилого помещения взамен аварийного у истцов имеется.

В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014г., собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Таким образом, в силу приведенных выше положений действующего законодательства собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав в случае включения дома в региональную адресную программу.

Поскольку многоквартирный жилой дом, в котором проживают истцы, восстановлен в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы» решением суда, суд приходит к выводу, что истцы вправе требовать предоставления им другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Рассматривая вопрос о надлежащем ответчике, суд исходит из следующих обстоятельств.

В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации в равной мере.

Как следует из положения п. 10 ст. 32 ЖК РФ вопросы принятия решений и проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда отнесены к компетенции органа, принявшего решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Законодатель также указывает на то, что земельный участок, на котором расположен аварийный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность предоставить жилое помещение подлежит возложению на муниципальное образование городской округ город Кострома.

Частью 3 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Пункт 2 статьи 15 ЖК РФ определяет, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Таким образом, предоставляемые истцам жилые помещение должны отвечать требованиям жилищного законодательства, быть благоустроенными, равнозначными ранее занимаемым жилым помещениям, находиться в черте города Костромы, отвечать санитарно-техническим требованиям.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, Х.Т.Н., К.Г.В., К.Л.Г., Б.М.Н., М.А.В., С.Е.М., К.Ю.А., С.Н.А., Г.А.В., М.М.В., Б.О.В. удовлетворить частично.

Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы предоставить ФИО1 на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.

Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы предоставить Х.Т.Н., К.Г.В., К.Л.Г., Б.М.Н. на праве общей долевой собственности благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.

Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы предоставить М.А.В. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.

Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы предоставить С.Е.М. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.

Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы предоставить К.Ю.А. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.

Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы предоставить С.Н.А. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.

Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы предоставить Г.А.В. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.

Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы предоставить М.М.В. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.

Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы предоставить Б.О.В. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления полного текста решения в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья (подпись) И.В. Шувалова