ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5881/2017 от 05.03.2018 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2- 942 /2018 Изготовлено 05.03.2018 г.

РЕШЕНИЕ

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

27 февраля 2018 г. г.Ярославль

Кировский районный суд г.Ярославля в составе председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,

при секретаре Юрьевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Губернатору Ярославской области о возложении обязанности рассмотреть обращение и о компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском к Губернатору Ярославской области о компенсации морального вреда в сумме 150 000 рублей, мотивируя требования тем, что 16.11.2017 г. он обратился к Губернатору Ярославской области с обращением о ряде недостатков и неправовых действий должностных лиц города в сложившейся системе управления по ЖКУ. На день обращения с иском- 26.12.2017 г. его обращение по существу не рассмотрено, а направлено для рассмотрения в ДГЖН по Ярославской области. Губернатор Ярославской области и его окружение в нарушение Федерального закона № 59-ФЗ не обеспечили рассмотрение его обращения по существу, ограничившись отпиской. Истец просит обязать Губернатора Ярославской области рассмотреть его обращение от 16.11.2017 г., взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 150 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены департамент финансов Ярославской области, департамент государственного жилищного надзора Ярославской области (ДГЖН Ярославской области).

В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

От представителя Губернатора Ярославской области ФИО2 поступили объяснения по исковому заявлению (л.д. 14), согласно которым обращение ФИО1 по вопросу установления платы за содержание малых архитектурных форм, входящей в состав платы за содержание жилого помещения, было направлено для рассмотрения заместителю Председателя Правительства области. В соответствии с резолюцией заместителя Председателя Правительства рассмотрение обращения ФИО1 по указанному вопросу было поручено ДГЖН Ярославской области. По результатам рассмотрения обращения ФИО1 был направлен ответ от 14.12.2017 г. № ОГ.12-13550/17, в котором разъяснен вопрос о составе платы за содержание жилого помещения, размер которой установлен постановлением мэрии г.Ярославля от 31.10.2017 № 1494 «Об установлении размера платы за содержание жилых помещений в г.Ярославле». Также ФИО1 дано разъяснение об отсутствии полномочий органов исполнительной власти Ярославской области по оценке правомерности принятых органами местного самоуправления решений, поскольку в силу статей 12 и 130 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельны в пределах своих полномочий и не входят в систему органов исполнительной власти Ярославской области. Таким образом, обращение ФИО1 рассмотрено надлежащим образом, в соответствии с нормативными требованиями. Просит в иске ФИО1 отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя Губернатора Ярославской области.

Согласно отзыву на иск ДГЖН Ярославской области департамент является государственным органом исполнительной власти Ярославской области и осуществляет лицензионный контроль в рамках полномочий, установленных ЖК РФ и Положением о департаменте государственного жилищного надзора Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.2014 № 1030-п. Нарушений порядка рассмотрения обращения ФИО1 не имелось. ФИО1 не представлено никаких доказательств, подтверждающих его позицию. Нарушений прав истца при рассмотрении его обращения не усматривается, как следствие, иск не подлежит удовлетворению. Департамент просит рассмотреть дело по иску ФИО1 в отсутствие своего представителя.

Суд на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.

Правоотношения сторон регулируются нормами Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее-Федеральный закон № 59-ФЗ).

На основании ч.1 ст.2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно ч.3 ст.5 Федерального закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу ч.3 ст.8 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

На основании ч.1 ст.10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В силу ст.15 Федерального закона № 59-ФЗ лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. В частности, на основании ч.1 ст. 16 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Судом установлено, что 16.11.2017 г. в Правительство Ярославской области поступило обращение ФИО1, адресованное Губернатору Ярославской области, в котором ФИО1 ссылался на то, что ему стало известно из средств массовой информации о принятии мэром г.Ярославля постановления, которым на население города Ярославля возложена обязанность оплачивать содержание малых архитектурных сооружений. ФИО1 в обращении выразил несогласие с правомерностью постановления, указал на некомпетентность мэра и его окружения.

Данное обращение 17.11.2017 г. направлено на рассмотрение заместителю Председателя Правительства области ФИО3, которым поручено рассмотрение обращения в срок до 15.12.2017 г. ФИО4 (руководителю ДГЖН Ярославской области).

ДГЖН Ярославской области 14.12.2017 г. направил в адрес ФИО1 ответ № ОГ.12-13550/17, в котором сообщил, что департаментом рассмотрено обращение ФИО1 по поручению Правительства Ярославской области. ФИО1 поставлен в известность о том, что 31.10.2017 г. мэрией города Ярославля принято постановление № 1494 «Об установлении размера платы за содержание жилых помещений в городе Ярославле», которым утвержден размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений многоквартирных домов, не принявших решение об утверждении размера платы за содержание жилого помещения. Указанным постановлением в состав платы за содержание жилого помещения включена плата за содержание и ремонт малых архитектурных форм в размере 0,26 руб. за 1 кв.м. Собственникам помещений многоквартирных домов, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, либо приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения в соответствии с решением органа местного самоуправления, будет выставляться плата за содержание и ремонт не только детских городков, но и других искусственных элементов садово-парковой композиции, определенных Сводом правил СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий». Необходимым условием для выставления платы за содержание и ремонт малых архитектурных форм является нахождение данных объектов на территории земельного участка, оформленного в установленном порядке и относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии со статьями 12 и 130 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельны в пределах своих полномочий и не входят в систему органов исполнительной государственной власти. Оценка правомерности принятия мэрией города Ярославля вышеуказанного решения, в том числе, в части экономической обоснованности установленного размера платы за содержание жилого помещения, не входит в компетенцию департамента. Кроме того, ФИО1 разъяснено, что такая оценка может быть дана судебными органами в случае обжалования указанного нормативного акта.

Истец считает, что поручение Губернатором Ярославской области рассмотрения его обращения иному лицу не основано на законе.

Суд находит мнение истца не состоятельным.

Исходя из буквального толкования заявления ФИО1 от 16.11.2017 г., данное заявление содержит критику деятельности мэра г.Ярославля ФИО5 (без ссылок на конкретные факты и обстоятельства) и требование воспрепятствовать действию постановления мэрии города Ярославля, которым вводится плата за содержание малых архитектурных форм.

В соответствии со ст.6 Закона Ярославской области от 01.10.2010 № 30-з «Устав Ярославской области» государственную власть в Ярославской области осуществляют: Ярославская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Ярославской области; Губернатор Ярославской области - высшее должностное лицо Ярославской области; Правительство Ярославской области - высший исполнительный орган государственной власти Ярославской области; иные органы исполнительной власти Ярославской области.

Компетенция Губернатора Ярославской области определена статьей 40 Закона Ярославской области № 30-з. Вопросы, поставленные в обращении ФИО1, к компетенции Губернатора Ярославской области не относятся. Обязанность Губернатора Ярославской области лично дать ответ на адресованное ему обращение ФИО1 нормами федерального законодательства и законодательства Ярославской области не предусмотрена.

Согласно ч.1 ст.1 Закона Ярославской области от 24.11.2008 № 55-з «О системе органов исполнительной власти Ярославской области» систему органов исполнительной власти Ярославской области образуют: Правительство Ярославской области; департаменты Ярославской области; агентства Ярославской области; инспекции Ярославской области.

В силу ч.1 ст.2 данного Закона Правительство Ярославской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ярославской области.

В соответствии с ч.1 ст.5 данного Закона департаменты Ярославской области являются органами исполнительной власти Ярославской области, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию; осуществляют функции по управлению государственным имуществом, по оказанию государственных услуг, а также по государственному контролю (надзору) в соответствии с положениями о соответствующих департаментах Ярославской области.

Компетенция Правительства Ярославской области, Губернатора Ярославской области, ДГЖН Ярославской области и иных департаментов разграничена указанным Законом, Уставом Ярославской области и соответствующими постановлениями Правительства Ярославской области. Департаменты являются самостоятельными юридическими лицами, которые наделены полномочиями в установленной сфере деятельности и несут самостоятельную ответственность за ненадлежащее осуществление своих полномочий.

На основании п.1.1 «Положения о департаменте государственного жилищного надзора Ярославской области» (далее-Положение), утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.2014 № 1030-п, ДГЖН Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного жилищного надзора, по государственному жилищному надзору, лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно п.2.2 Положения к полномочиям департамента относится осуществление регионального государственного жилищного надзора.

В связи с изложенным, рассмотрение обращения ФИО1, в котором имеются ссылки на нарушение жилищного законодательства, правомерно направлено для рассмотрения по компетенции в ДГЖН Ярославской области, в соответствии с положениями ч.3 ст.8 Федерального закона № 59-ФЗ.

Обращение ФИО1 рассмотрено ДГЖН Ярославской области в установленный Федеральным законом № 59-ФЗ срок; ДГЖН Ярославской области дан исчерпывающий ответ, в котором истцу доступно разъяснены положения действующего законодательства, касающиеся поставленных им вопросов. Доводы истца о нарушении его прав непредставлением ответа по существу являются несостоятельными. Нарушений прав ФИО1 со стороны Губернатора Ярославской области и ДГЖН Ярославской области судом не установлено.

То есть, какие-либо основания для предъявления требований к Губернатору Ярославской области о компенсации морального вреда у истца отсутствуют.

Ввиду не установления факта нарушения прав ФИО1 при рассмотрении его обращения в удовлетворении требования о возложении на Губернатора Ярославской области обязанности дать ответ на обращение и о компенсации морального вреда суд истцу отказывает.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья И.Н.Бабикова