ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5887/18 от 11.12.2018 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 11 декабря 2018 года

УИД: 66RS0№ ******-28

Р Е Ш Е Н И ЕИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Барышниковой Н.В., при секретаре ФИО7, с участием представителя ответчика ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «ФИО5», действующей в интересах ФИО4, ФИО2, действующей также в интересах ФИО3 к открытому акционерному обществу «Авиакомпания «Уральские авиалинии» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

МООПЗПП «ФИО5» обратились в суд с иском в интересах ФИО4, ФИО9, которая также действует в интересах несовершеннолетнего ФИО3 к ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ на рейс U6-561 авиакомпании ОАО АК «Уральские авиалинии по маршруту «Москва, Домодедово - Уфа» ФИО4, ФИО2, ФИО3 были приобретены электронные авиабилеты. Время вылета, указанное в авиабилетах - ДД.ММ.ГГГГ в 22:40; посадка, указанная в посадочных талонах - до 22:15 час. Стоимость авиабилетов на три человека составила 12143 рубля 82 копейки. В аэропорт истцы прибыли заблаговременно, отстояли длинную и медленно двигающуюся очередь на регистрацию, стойки которой работали одновременно на все рейсы, прошли регистрацию на указанный рейс, сдали багаж. При взвешивании багажа был выявлен перевес, за который ФИО4 пошел доплачивать сразу же. Сотрудники двух стоек, осуществлявшие прием оплаты за перевес багажа, и к которым пассажиры были направлены с зоны регистрации, работали крайне медленно, около стоек скопилась очередь. На одной из стоек осуществлялся возврат авиабилета. Сотрудник на регистрации работала неспешно, периодически отлучаясь с рабочего места. На другой стойке одновременно обслуживались иностранец и иностранка. Из-за языкового барьера иностранцы никак не могли пояснить сотруднику на регистрации причину своего обращения, в связи с чем очередь не двигалась. Понимая, что если ждать и соблюдать очередь, то оплатить перевес багажа не опоздав на рейс, будет невозможно, ФИО4, оттеснив от стойки иностранцев, на повышенном тоне потребовал принять доплату за перевес багажа, поясняя при этом, что ждать обслуживания в порядке очереди не может ввиду ограничения по времени, оставшегося до вылета самолета, в связи с чем оплату у него все же приняли, согласно реквизитам чека, оплата произошла ДД.ММ.ГГГГ в 22:11:10. Получив чек оплаты багажа ФИО4 с семьей подбежали к стойке регистрации и, выждав пока примут багаж другого пассажира, передали сотруднику чек оплаты багажа. Получив в 22:26 посадочные талоны (время вылета рейса в 22:40), побежали к выходу на посадку, который находился в самом конце аэровокзала, где вынуждены были встать в очередь для проверки документов. При проверке документов истцов поставили перед фактом, что они опоздали, посадка на рейс U6-561 по маршруту «Москва, Домодедово - Уфа» закончена в 22:15 час. Получив возвращенный багаж ФИО4 с семьей отправились к стойке оплаты за багаж за возвратом денег, уплаченных ими за перевес. После того, как деньги за возвращенный багаж были получены, истцы обратились к администратору авиакомпании за помощью в приобретении билетов на ближайший из рейсов по необходимому пассажирам маршруту. Администратором не был предложен ни один из вариантов ближайшего рейса. Находясь в неуравновешенном моральном состоянии, вызванном нервным стрессом, ФИО4 сразу в аэропорту ДД.ММ.ГГГГ через мобильное приложение приобрел электронные авиабилеты на ДД.ММ.ГГГГ на время вылета 06:35 на необходимый маршрут перелета «Москва, Внуково - Уфа» (не обратив внимания на месяц) на рейс ПАО Авиакомпании ЮТЭЙР на 3 человека общей стоимостью 10211 рублей. При регистрации на указанный рейс выяснилось, что вместо необходимой даты вылета ДД.ММ.ГГГГ были куплены билеты на ДД.ММ.ГГГГ, что объясняется нахождением в нервно-стрессовом состоянии ФИО4 из-за случившейся ситуации и, в том числе, ночного времени суток. В связи с невозможностью вылета в запланированную дату истцы вынуждены были искать жилье для отдыха, находясь при этом в крайне напряженном нервном состоянии на фоне потери финансов и в связи с приобретенными «невозвратными» билетами, а также предстоящими денежными тратами на жилье. Поскольку при обращении к администратору ОАО АК «Уральские авиалинии» после несостоявшегося первичного запланированного вылета никакого решения возникшей проблемы со стороны сотрудника авиаперевозчика (помощь в подборе и приобретении авиабилетов на ближайший рейс этой же авиакомпании) предложено не было, истцы самостоятельно вынуждены были уже в третий раз приобрести дорогостоящие билеты на рейс S7 97 на ДД.ММ.ГГГГ на маршрут «Москва - Уфа», общей стоимостью 29 922 рубля. ДД.ММ.ГГГГ истцами была направлена претензия в адрес ответчика, согласно которой, они просили возместить стоимость убытков в виде стоимости приобретенных авиабилетов. ДД.ММ.ГГГГ ответчик направил ответ на претензию, в которой указал, что оснований для удовлетворения требований, заявленных в претензии, не имеется. На основании изложенного, просят взыскать с ОАО Авиакомпания «Уральские Авиалинии» в пользу ФИО4 стоимость авиабилетов в размере 18006 рублей 22 копейки, компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей, в пользу ФИО2 взыскать стоимость авиабилетов 34270 рублей 60 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 20000 рублей, также просят взыскать с ответчика штраф в размер 50% от присуждённой судом суммы в пользу потребителей и МООПЗПП «ФИО5».

В судебное заседание МООПЗПП «ФИО5», истцы ФИО4, ФИО2, ФИО3 не явились. Извещались о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствии, на удовлетворении исковых требованиях настывают по основаниям, указанных в иске.

Представитель ответчика ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» ФИО10 в судебном заседании заявленные требования не признала в полном объеме, просила отказать. Суду пояснила, что согласно технологической карты Агента контроля посадки пассажиров в воздушное судно, посадка пассажиров на рейс U6-561 за ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась с выхода № ******, посадка началась в 21 час 57 минут, время окончания контроля на посадку 22 часа 19 минут, что следует из представленных документов. Установлено, что пассажиры не полетели рейсом U6-561 от ДД.ММ.ГГГГ, так как опоздали на посадку, что подтверждается пассажирским манифестом, в котором зафиксированы не явившиеся пассажиры на посадку в воздушное судно, но зарегистрированные на рейс. В исковом заявлении причину не явки на посадку рейс обуславливают большой очередью при оплате перевеса багажа, прибыв к выходу на посадку позже установленного времени. Когда как по действующему законодательству и авиационным правилам перевозок пассажиров, пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна. Пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс. Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру. Если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата. Также согласно п. 93.2 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** при прекращении действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от перевозки и уведомлении пассажиром об этом перевозчика после окончания установленного в соответствии с пунктом 81 Общих правил воздушных перевозок времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс уплаченная за перевозку провозная плата пассажиру не возвращается. В своем исковом заявлении истцы просят взыскать стоимость за приобретённые билеты в сумме 34270 рублей 60 копеек. Договор воздушной перевозки носит возмездный характер, пассажиры авиаперевозкой на рейс S7-97 за ДД.ММ.ГГГГ воспользовались, как указано в исковом заявлении, в связи с чем должны нести расходы по ее оплате, на основании чего требование о возврате стоимости авиабилетов по рейсу S7-97 является необоснованным. Более того, истцы в исковом заявлении приобретение несколько раз авиабилетов на разные даты устанавливают причинно-следственную связь с опозданием на посадку на рейс U6-561 за ДД.ММ.ГГГГ, что является необоснованным. Таким образом, учитывая, опоздание пассажиров на посадку на рейс U6-561 от ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Москва (Домодедово)-Уфа, ввиду не выполнение обязанности прибыть заблаговременно для прохождение аэропортовых формальностей согласно п. 80 ФАП № ******, требование о взыскании в пользу истцов убытков является несостоятельным и необоснованным. Также является и необоснованными требования истцов о взыскании морального вреда и штрафа.

В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора московский аэропорт «Домодедово» не явилось. Было извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке.

Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку.

Согласно п. 1 ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в случае нарушения пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита.

Согласно п. 80 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 82 (далее-Правила), пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее - предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна.

Согласно п. 81 Правил, регистрация пассажиров и оформление багажа на рейс в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или плану чартерных рейсов.

Регистрация пассажиров и оформление багажа производится на основании билета и документа, удостоверяющего личность пассажира, по которому оформлялся билет в соответствии с п. 51 настоящих Правил, а также иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при необходимости (п. 82 Правил).

В п. 84 Правил указано, что при регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.

Пунктом 90 Правил предусмотрено, что пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс.

Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру (п. 91 Правил).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ у перевозчика ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», посредством информационной телекоммуникационной сети Интернет через сайт OneTwoTrip.COM истцами приобретено три авиабилета № ****** на имя ФИО4, № ****** на имя ФИО2 и № ****** на имя ФИО3 (несовершеннолетний), по маршруту «Москва (Домодедово)-Уфа» 10:40РМ, ДД.ММ.ГГГГ рейс U6-561, общей стоимостью 12143 рубля 82 копейки. Все билеты приобретены в экономический класс внутренних авиалиний.

Указанные авиабилеты являются невозвратными, не подлежащими обмену, о чем указано в авиабилетах и на сайте авиакомпании, также данная информация подтверждается копией выписки базы данных учета доходов ОАО АК «Уральские авиалинии».

По расписанию и информации на билете, вылет рейса U6-561 по маршруту Москва-Уфа ДД.ММ.ГГГГ в 22:40 час., посадка осуществляется до 22:15 час. Из записей технологической карты агента по авиарейсу U6-561 за ДД.ММ.ГГГГ, видно, что посадка пассажиров на указанный авиарейс начата ДД.ММ.ГГГГ в 21:57 часов (выход на посадку № ******) и окончена ДД.ММ.ГГГГ в 22-19 часа. Из материалов дела усматривается, а также указано и самими истцами, что на посадку они явились в 22:26 час., то есть за пределами установленного времени на посадку.

Из технологической карты агента, а также пассажирского манифеста следует, что пассажиры № ******, № ****** и № ****** (ФИО3, ФИО2 и ФИО4) на посадку не явились, в связи с чем и был составлен пассажирский манифест зарегистрированных на рейс, но не явившихся на посадку.

В соответствии с пунктами 90 - 92 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России N 82 от ДД.ММ.ГГГГ в действующей редакции (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 10186), пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс.

Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру.

Перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает пассажиров в аэропорту визуальной и акустической информацией: о времени отправления и прибытия воздушных судов; о месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, указанный в билете; о времени начала и окончания посадки пассажиров в воздушное судно.

Таким образом, применительно к приведенным законоположениям, а также п. 91 вышеназванных Правил, учитывая, что истцы заблаговременно до времени, указанного в билете на посадку не прибыли, в связи с чем, ответчиком было правомерно отказано истцу в перевозке данным рейсом, при этом, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств ненадлежащего оказания услуги, выразившейся в ненадлежащем информировании о рейсе и времени окончания регистрации истцами не представлено. Таким образом, истцы на посадку рейса опоздали лишь по своей вине, поскольку на регистрацию рейса пассажиры должны прибыть вовремя, с учетом времени на регистрацию не только пассажиров, но и багажа, а также времени прохода к выходу на посадку.

К тому же, никаких доказательств, свидетельствующих о том, что истцы своевременно прибыли для регистрации на рейс, представлено не было.

Также суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов о взыскании убытков в виде приобретенных авиабилетов у компании S7 и ЮТЭЙР, компенсации морального вреда и штрафа, поскольку вина ответчика ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» в опоздании на рейс истцов, причинно-следственная связь не установлена.

Также судом установлено, что с требованиями о возврате стоимости билетов, в связи с неверным указанием даты вылета (ДД.ММ.ГГГГ) в компанию S7 истцы не обращались.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «ФИО5», действующей в интересах ФИО4, ФИО2, действующей также в интересах ФИО3 к открытому акционерному обществу «Авиакомпания «Уральские авиалинии» о защите прав потребителей – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Председательствующий Н.В.Барышникова