ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5889/18 от 21.06.2019 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-88/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 21 июня 2019 г.

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

Председательствующего судьи Л.Н. Главатских,

при секретаре Н.В. Кайль,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челябинского транспортного прокурор в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» о признании незаконной образовательной деятельности, решения итоговой аттестационной комиссии, дипломов о профессиональном образовании и переподготовке,

УСТАНОВИЛ

Челябинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с уточненным иском от ДД.ММ.ГГГГ. к ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) о признании незаконной образовательной деятельности, решения итоговой аттестационной комиссии, дипломов о профессиональном образовании и переподготовке.

В обосновании иска указал, что Челябинской транспортной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ года проводилась проверка исполнения ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) (далее-Университет, ЮУрГУ) законодательства об образовании и воздушного законодательства при подготовке специалистов авиационного персонала гражданской авиации. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства, допущенные Университетом при оказании образовательных услуг. Университет является унитарной коммерческой организацией, созданной для реализации образовательных, научных, социальных и культурных функций. Предметом деятельности Университета является в том числе реализация основных общеобразовательных программ, основных программ профессионального обучения, а также дополнительных профессиональных программ и дополнительных общеобразовательных программ. В период с ДД.ММ.ГГГГ год Университет осуществлял образовательную деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ. на право реализации программы среднего профессионального образования, в том числе по специальности ДД.ММ.ГГГГ «Летная эксплуатация летательных аппарато» с присвоением квалификации пилот, и программ профессиональной переподготовки по профилю основных профессиональных образовательных программ вуза. В период ДД.ММ.ГГГГ. Университетом реализовывались следующие учебные программы:: программа среднего профессионального образования «Летная эксплуатация летательных аппаратов», утвержденная ректором Университета ДД.ММ.ГГГГ., ее составная часть «Программа подготовки пилотов коммерческой авиации» ), утверждена Росавиацией ДД.ММ.ГГГГ., программа среднего профессионального образования «Летная эксплуатация летательных аппаратов, утвержденная ректором Университета ДД.ММ.ГГГГ. и директором ЧУДПО «УТЦ ЧелАвиа», ее составная часть «Программа комплексного курса подготовки пилотов коммерческой авиации на самолетах », учебная программа профессиональной переподготовки по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации» (теоретическая подготовка), утвержденная в ДД.ММ.ГГГГ году, программа подготовки пилотов коммерческой авиации из пилотов-любителей, утвержденной Росавиацией ДД.ММ.ГГГГ.

Университетом в период с ДД.ММ.ГГГГ. по программе среднего профессионального образования по специальности ДД.ММ.ГГГГ «Летная эксплуатация летательных аппаратов» проводилось обучение после ДД.ММ.ГГГГ курсантов. По программам дополнительного профессионального образования – программам профессиональной переподготовки в период с ДД.ММ.ГГГГ оказаны образовательные услуги слушателям.

В ч. 2 ст. 54 Воздушного кодекса РФ установлено, что требования к образовательным организациям и организациям,

Осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами (далее-ФАП).

Согласно п. 2 ФАП 289 настоящие правила устанавливают требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям ФАП (сертификат АУЦ). Данное требование предусматривали и ФАП 23, действовавшие до ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которыми право АУЦ на профессиональную подготовку по заявленным видам определяется по результатам сертификации, отсутствию объективных претензий и замечаний к АУЦ с момента получения сертификата.

Понятие авиационного персонала содержится в ч.1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ, где к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организация и обслуживание воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

Согласно Перечня авиационного персонала, в состав летного экипажа входит пилот.

Пунктом 5 ФАП 289 установлен запрет на осуществление обучения специалистов авиационного персонала без сертификата АУЦ.

Наличие у образовательной организации лицензии на осуществление образовательной деятельности является самостоятельным требованием. Осуществление данной образовательной деятельности допустимо при одновременном соответствии требованиям Воздушного кодекса РФ и Федерального закона «Об образовании». В результате оказания Университетом не соответствующих закону образовательных услуг, прошедшие обучения студенты и слушатели, в частности ФИО1 и ФИО2 получили право пилотировать воздушные суда коммерческой авиации, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, охраняемых законом интересов общества и государства в сфере безопасности полетов.

При отсутствии у ФИО2 и ФИО1 соответствующего уровня образования решения аттестационной и экзаменационной комиссий являются незаконными, а выданные на их основании дипломы недействительными.

Просит признать незаконными действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» с ДД.ММ.ГГГГ. по осуществлению обучения специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала с присвоением квалификации «пилот» по программе среднего профессионального образования по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов» в отсутствие сертификата авиационного учебного центра, в отсутствие полученной в установленном порядке всеми участвовавшими в образовательном процессе с применение сетевой формы обучения образовательными организациями государственной аккредитации с правом осуществления образовательной деятельности.

Признать незаконными действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» с ДД.ММ.ГГГГ. по осуществлению образовательной деятельности по подготовке специалистов соответствующего уровня по программе дополнительного профессионального образования «Подготовка пилотов коммерческой авиации».

Признать незаконным решение итоговой аттестационной комиссии «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» от ДД.ММ.ГГГГ., оформленное протоколом - о соответствии уровня подготовки ФИО2 требованиям программы профессиональной переподготовки «Подготовка пилотов коммерческой авиации».

Признать недействительным диплом о профессиональной переподготовке от ДД.ММ.ГГГГ., регистрационный , выданный «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» ФИО2.

Признать незаконным решение Государственной экзаменационной комиссии «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» от ДД.ММ.ГГГГ., оформленное протоколом в части присвоения ФИО1 квалификации «пилот» по специальности ДД.ММ.ГГГГ «Летная эксплуатация летательных аппаратов» и выдачи диплома о среднем профессиональном образовании.

Признать недействительным диплом о среднем профессиональном образовании от ДД.ММ.ГГГГ., регистрационный , выданный Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» ФИО1 об освоении образовательной программы среднего профессионального образования по специальности ДД.ММ.ГГГГ «Летная эксплуатация летательных аппаратов» с присвоением квалификации «пилот».

А также, в случае принятия судом решения об удовлетворении заявленных требований, копию вступившего в законную силу решения суда направить в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) для исполнения судебного постановления.

Представитель истца ФИО3, ФИО4 в судебном заседании на удовлетворении уточненного иска настаивали в полном объеме.

Представители ответчика ФИО5, ФИО6, ФИО7 в судебном заседании против удовлетворения уточненных исковых требований возражали по основаниям, изложенным в отзыве, заявили ходатайство о пропуске срока исковой давности к требованиям о признании незаконной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ. Полагали, что прокурор является ненадлежащим истцом, а также, что данный иск подлежит рассмотрению в рамках КАС РФ.

Представители третьих лиц ООО «Авиакомпания Победа» ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 ФИО12 полагала иск не обоснованным и не подлежащим удовлетвоению по основаниям, изложенным в отзыве, ходатайствовала о применении срока исковой давности.

Представитель третьего лица ФИО2 ФИО13 в судебном заседании полагал иск не обоснованным, ходатайствовал о применении срока исковой давности.

Представитель третьего лица ФИО14 ФИО15 в судебном заседании полагал исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, ходатайствовал о применении срока исковой давности.

Представитель третьего лица ЧПОУ «ЧЛУГА» ФИО16 в судебном заседании полагал иск не обоснованным, просил о применении срока исковой давности.

Представитель третьего лица Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ФИО17 в судебном заседании дал пояснения в пределах своей компетенции.

Представители третьего лица Уральского МТУ Росавиации ФИО18, ФИО19, ФИО20 в судебном заседании полагали иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица Федерального агентства воздушного транспорта ФИО19 в судебном заседании полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Третье лицо ФИО21 и ее представитель ФИО22 в судебном заседании полагали иск прокурора необоснованным.

Представитель третьего лица ФИО23 ФИО24 в судебном заседании полагал иск не обоснованным.

Представитель третьего лица Министерство просвещения РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск.

Представитель третьего лица ООО Авиакомпания «Челавиа» в судебное заседание не явился, извещен.

Третье лицо ФИО25 в судебном заседании полагал исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Третьи лица ФИО2, ФИО26, ФИО8, ФИО27, ФИО28, ФИО9, ФИО11, ФИО10, ФИО29, Ланге А.Ю., ФИО30, ФИО25, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО1, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО14, ФИО53,ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62 А,м., ФИО63, ФИО64, ФИО65, Сысков К..В., ФИО67, ФИО23, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76 ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО90, ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО96, ФИО97, ФИО98, ФИО99, ФИО100, ФИО101, ФИО102, ФИО103, ФИО104, ФИО105, ФИО106, ФИО107, ФИО108, ФИО109, ФИО110 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав представителей истца, ответчика, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что согласно уставу ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ. , является унитарной некоммерческой организацией, созданной для осуществления образовательных, научных, социальных и культурных функций. Предметом деятельности Университета является, в том числе, реализация основных общеобразовательных программ, основных программ профессионального обучения, а также дополнительных профессиональных программ и дополнительных общеобразовательных программ (п.2.1)(л.д. 23, 35 т. 1).

В период с ДД.ММ.ГГГГ. Университет осуществлял образовательную деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ. , выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на право реализации программы среднего профессионального образования по специальности ДД.ММ.ГГГГ «Летняя эксплуатация летательных аппаратов» с присвоением квалификации пилот, программ профессиональной переподготовки по профилю основных профессиональных образовательных программ вуза (л.д.85-105 т.1).

В период с ДД.ММ.ГГГГ. Университет осуществлял образовательную деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ. , выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на право реализации программы среднего профессионального образования, в том числе по специальности ДД.ММ.ГГГГ «Летная эксплуатация летательных аппаратов» с присвоением квалификации пилот, программ профессиональной переподготовки по профилю основных профессиональных образовательных программ вуза (л.д.108-127 т.1).

Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности ДД.ММ.ГГГГ Летная эксплуатация летательных аппаратов.

На основании распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от ДД.ММ.ГГГГ. , Приказа Рособрнадзора от ДД.ММ.ГГГГ. Университету была переоформлена лицензия от ДД.ММ.ГГГГ. в части приложения в связи с изменением адресов мест осуществления образовательной деятельности и перечня образовательных услуг (л.д.18-41 т.6). С учетом внесения указанных изменений подготовка по программе среднего профессионального образования по специальности ДД.ММ.ГГГГ «Летная эксплуатация летательных аппаратов» из приложения к лицензии исключена.

В период с ДД.ММ.ГГГГ. Университетом реализовывались следующие учебные программы: программа среднего профессионального образования «Летная эксплуатация летательных аппаратов», утвержденная ректором Университета ДД.ММ.ГГГГ ее составная часть «Программа подготовки пилотов коммерческой авиации» ), утверждена Росавиацией ДД.ММ.ГГГГ., программа среднего профессионального образования «Летная эксплуатация летательных аппаратов, утвержденная ректором Университета ДД.ММ.ГГГГ. и директором ЧУДПО «УТЦ ЧелАвиа», ее составная часть «Программа комплексного курса подготовки пилотов коммерческой авиации на самолетах », учебная программа профессиональной переподготовки по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации» (теоретическая подготовка), утвержденная ДД.ММ.ГГГГ, программа подготовки пилотов коммерческой авиации из пилотов-любителей, утвержденной Росавиацией ДД.ММ.ГГГГ.

Материалами дела установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. Университетом проводилось курсантов по образовательной программе среднего профессионального образования по специальности ДД.ММ.ГГГГ «Летная эксплуатация летательных аппаратов», из которых после ДД.ММ.ГГГГ курсантов. По результатам итоговой аттестации указанным курсантам выданы дипломы с присвоением квалификации «пилот». Согласно письму ректора Университета от ДД.ММ.ГГГГ. последний контингент обучающихся по данной программе отчислен из Университета ДД.ММ.ГГГГ. на основании приказа об отчислении студентов в связи с завершением обучения от ДД.ММ.ГГГГ. .

По программам дополнительного профессионального образования-программам профессиональной подготовки в период ДД.ММ.ГГГГ. Университетом оказаны образовательные услуги, выданы дипломы слушателям.

Согласно ст. 90 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» Государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований. Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя: лицензирование образовательной деятельности; государственную аккредитацию образовательной деятельности; государственный контроль (надзор) в сфере образования.

Частями 1,2,4,5 ст. 85 указанного Закона предусмотрено, что в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями.., реализуются следующие образовательные программы: основные программы профессионального обучения; образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования; дополнительные профессиональные программы.

Реализация образовательных программ среднего профессионального образования и образовательных программ высшего образования в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями…, осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями…, включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности в соответствии с программами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями должна обеспечить выполнение норм налета часов и стажа работы на судне в объеме не менее, чем объем, требуемый международными договорами Российской Федерации.

Понятие авиационного персонала содержится в ч.1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ.

Так, к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

Приказом Минтранса России ДД.ММ.ГГГГ. утвержден Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации РФ, согласно которому в состав летного экипажа гражданской авиации входит, в том числе, пилот.

Частью 2 ст. 54 Воздушного кодекса РФ установлено, что требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Такими правилами в период с ДД.ММ.ГГГГ. (период обучения по дополнительному профессиональному образованию) являлись ФАП «Сертификация авиационных учебных центров», утвержденные Федеральной авиационной службой России ДД.ММ.ГГГГ. и действовавшие до ДД.ММ.ГГГГ., согласно которых установлены требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов авиационного персонала.

Согласно указанных ФАП, к Авиационному учебному центру (АУЦ) относится образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Федеральными авиационными правилами.

Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ. утверждены Федеральные авиационные правила (ФАП) «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала.

Согласно п. 2 указанных ФАП настоящие Правила устанавливают требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала (далее - авиационный учебный центр (АУЦ)), а также порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил (далее - сертификат АУЦ).

В соответствии с п. 50 ФАП АУЦ не должен осуществлять обучение, в случае, если у него на момент проведения обучения отсутствуют необходимые персонал, помещения, документация, оборудование или условия, предусмотренные настоящими Правилами.

По смыслу раздела 2 ФАП и п. 60 ФАП в АУЦ ведется теоретическое обучение, обучение на тренажерном устройстве имитации полета, обучение на воздушном судне.

По окончании обучения АУЦ выдает документ, подтверждающий прохождение обучения (п. 61 ФАП и п. 3.2.3 ФАП ).

В ходе судебного заседания установлено, что в спорный период Университет осуществлял подготовку специалистов согласно перечням специалистов авиационного персонала в отсутствии сертификата АУЦ, данный сертификат АУЦ Университету не выдавался, что следует из материалов дела.

В силу ст. 54 Воздушного кодекса РФ подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются ФАП.

Из имеющихся в материалах дела программам подготовки пилотов коммерческой авиации, из общих условий следует, что указанные программы разработаны для профессиональной переподготовки до уровня, соответствующего свидетельству пилота коммерческой авиации, способного выполнять функции второго пилота на многодвигательных самолетах, сертифицированных для выполнения полетов по ПВП и ППП с экипажем в составе не менее двух пилотов. Программа состоит из двух частей: теоретического обучения в образовательных учреждениях РФ и программы учебно-летной подготовки пилота коммерческой авиации в образовательных учреждениях РФ. Согласно примечаний, под полным курсом обучения понимается прохождение обучаемым всех этапов обучения: теоретическое, тренажерной и летной подготовки.(л.д.1-7 т.15).

В нарушение требований ст. 54 Воздушного кодекса РФ Университет в период с ДД.ММ.ГГГГ. осуществлял обучение студентов по программе среднего профессионального образования «Летная эксплуатация летательных аппаратов» и по программе дополнительного профессионального образования «Подготовка пилотов коммерческой авиации» не утвержденными уполномоченным органом в области гражданской авиации.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО Авиакомпания «Челавиа» и Университетом заключен договор по организации и проведению учебных практик студентов (курсантов) на воздушных судах типов Из п. 2.2. договора следует, что теоретическое обучение слушателей производится по учебной программе Заказчика (ЮУрГУ), имеющего лицензию от ДД.ММ.ГГГГ. По окончании теоретического обучения Заказчик направляет студентов в распоряжение Исполнителя (ООО «Авиакомпания «Челавиа») для прохождения летной практики. Исполнитель осуществляет летную практику студентов по специальностям, определенным сертификатом АУЦ ООО «Авиакомпания «Челавиа» (п.2.3). Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что студенты направляются в распоряжение УТЦ «Челавиа» (переименованного в последствии в ЧПОУ «ЧЛУГА») после прохождения в Университете теоретической и тренажерной подготовки.

Из материалов дела следует, что в период ведения образовательной деятельности по программе дополнительного профессионального образования «Подготовка пилотов коммерческой авиации» ООО «Авиакомпания «Челавиа» имело сертификат АУЦ со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ., сертификат , выданный ЧУДПО «УТЦ «Челавиа» со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ., подтверждающий соответствие АУЦ требованиям Воздушного кодекса РФ и изданным в соответствии с ним нормативным актам и способность осуществлять ведение образовательной деятельности по направлениям (специальностям), приведенным в приложении к сертификату АУЦ (л.д.27-31 т. 2). Согласно приложения к сертификату АУЦ ООО «Авиакомпания «Челавиа» предоставлено право на дополнительное профессиональное образование по подготовке пилотов коммерческой авиации. Действие сертификата УТЦ «Челавиа» окончено ДД.ММ.ГГГГ., на новый срок сертификат АУЦ не выдавался, в связи с чем данный АУЦ исключен Росавиацией из реестра Авиационных учебных центров.

Однако лицензия на осуществление образовательной деятельности по указанным в приложении образовательным программам была выдана НОУ «УТЦ «Челавиа» ДД.ММ.ГГГГ. До указанной даты «Челавиа» не имело лицензии на осуществление образовательной деятельности (л.д.12-26 т. 2).

Согласно приложения к лицензии, НОУ «УТЦ «Челавиа» имеет право на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации» и «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота-любителя». Однако из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. Университетом реализовывалась программа профессиональной переподготовки по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации» (теоретическая подготовка), утвержденная в ДД.ММ.ГГГГ, программа подготовки пилотов коммерческой авиации из пилотов-любителей», утвержденная Росавиацией ДД.ММ.ГГГГ., что является несоответствием указанному приложению к лицензии.

ДД.ММ.ГГГГ. между Университетом и ЧУДПО УТЦ «Челавиа» (впоследствии переименованным в ЧПОУ «ЧЛУГА») был заключен договор о сетевой форме реализации образовательных программ (л.д.3-4 т3), согласно которого УТЦ Челавиа участвует в реализации программы в рамках проведения тренажерной и летной подготовок, а Университет по общим гуманитарным и социально-экономическим, математическим и общим естественнонаучным, общепрофессиональным дисциплинам и модулям.

Прохождение летной практики на самолетах в ЧПОУ «ЧЛУГА» подтверждается рабочими книжками слушателя (л.д.45-137 т. 19).

В соответствии с ч. 1,2 ст. 15 Законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

Согласно п. 40 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию. Каких-либо исключений для сетевой формы указанная норма не содержит.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 92 Закона № 273-ФЗ Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Из вышеизложенного следует, что наличие лицензии и государственной аккредитации должно быть у всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность по сетевой форме.

Из содержания п. 2 ФАП следует, что к АУЦ могут относиться в том числе образовательные учреждения всех организационно - правовых форм собственности - структурные подразделения дополнительного профессионального образования в высших и средних учебных заведениях.

Согласно п. 3.1.1 ФАП 23 основной задачей АУЦ в процессе подготовки и повышения квалификации авиационного персонала является создание и обеспечение условий непрерывного обучения по всем видам подготовки при соблюдении обязательной ответственности одного АУЦ за качество подготовки конкретного авиационного специалиста. При этом допускается использование возможностей любых сертифицированных по заявленным видам подготовки АУЦ по соответствующему договору.

Следовательно, заключенный Университетом с ЧУДПО «УТЦ «Челавиа» договор о сетевой форме реализации образовательных услуг в отсутствии государственной аккредитации у УТЦ «Челавиа», противоречит требованиям ФАП .

Разрешая доводы представителей ответчика и третьих лиц о том, что ФАП не регулирует правоотношения, связанные с образовательной деятельностью со ссылкой на ФЗ «Об образовании в РФ», а также о том, что Университет в спорный период не занимался обучением специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала по программам подготовки в соответствии с нормами Воздушного законодательства, а готовил специалистов авиационного персонала по образовательным программам, в том числе среднего профессионального образования и программам дополнительного профессионального образования в соответствии с законом «Об образовании в РФ» и федеральными государственными стандартами, а понятия «подготовка» и «обучение», «слушатель» и «обучающийся» имеют разное толкование, суд исходит из следующего.

Подготовка специалистов по указанным специальностям связана с большим объемом практической летной подготовки (налет часов и другие качественные показатели), поэтому образовательные программы в данной области реализуются образовательными учреждениями с применением требований, установленных Воздушным кодексом Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, утвержденными приказами Министерства транспорта России. Обязательным условием выбора организаций, осуществляющих образовательную деятельность в рассматриваемой сфере, является наличие у них необходимого по международным требованиям и соответствующим федеральным государственным стандартам количества транспортных средств и тренажеров для подготовки обучающихся, что в данном случае должно быть подтверждено действующим сертификатом АУЦ, одной из главных задач которого являются подготовка для предприятий гражданской авиации квалифицированных специалистов, имеющих необходимые теоретические и практические навыки.

ФАП и предъявляют требования к образовательным организациям (АУЦ), и устанавливают порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций требованиям федеральных авиационных правил.

При этом, ст. 8 Воздушного кодекса РФ в соответствии с которой разработаны ФАП , не содержит каких-либо исключений в отношении образовательных организаций, осуществляющих реализацию образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, которые в силу ст. 85 Закона «Об образовании в РФ» могут осуществлять основные программы профессионального обучения, образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования, дополнительные профессиональные программы

Кроме того, в силу требований п. 2 ст. 54 Воздушного кодекса РФ наличие у образовательной организации лицензии на осуществление образовательной деятельности является самостоятельным требованием и не исключает обязанности по соблюдению требований воздушного законодательства, которое состоит в том числе, из Воздушного кодекса РФ, постановлений Правительства РФ, федеральных авиационных правил.

Подготовка специалистов согласно Перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

К выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна допускаются лица, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.

Воздушный кодекс Российской Федерации, рассматривая профессиональную подготовку в качестве объективного критерия правового статуса лиц из числа летного экипажа согласно Перечню (пилот, внешний пилот, штурман, бортрадист, бортинженер (бортмеханик), летчик-наблюдатель), не раскрывает непосредственно содержание профессиональной подготовки.

Профессиональная подготовка как правовая категория, как объект правового регулирования, как образовательная функция урегулирована ранее действовавшим Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN 3266-I «Об образовании». Согласно этому закону она имеет целью ускоренного приобретения обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией (статья 21).

В Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГN 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» термин «профессиональная подготовка» заменен иным термином «профессиональное обучение».

В силу статьи 2 данного федерального закона профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимся знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий (пункт 13). Статья 73 данного федерального закона, определяя целевую направленность профессионального обучения, устанавливает, что оно направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, получение этими лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования (часть 1); под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевшим профессии рабочего или должности служащего (часть 2); под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности (часть 3); под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности без повышения образовательного уровня (часть 4); профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством в качестве структурных подразделений юридических лиц (часть 6); продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 8).

По смыслу статей 195.1, 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Установленные другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Применительно к профессиональной деятельности лиц из числа летного экипажа роль профессионального стандарта выполняют Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации», утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, разработанные в соответствии со статьей 53 Воздушного кодекса Российской Федерации, со статьями 32, 33 и 37 Конвенции о международной гражданской авиации и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации.

Следовательно, понятия «профессиональная подготовка» и «профессиональное обучение» тождественны.

В соответствии со ст. 76 Закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации имеющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Согласно п.п. «а»-«в» п. 49 ФАП АУЦ должен осуществлять обучение в соответствии с руководством по организации деятельности АУЦ по программам подготовки, разработанным и утвержденным в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил; может привлекать юридических лиц для осуществления обучения по заявленным программам в части проведения подготовки авиационных специалистов (далее - привлекаемое юридическое лицо) по отдельным частям (модулям) программ с выдачей документа, подтверждающего прохождение и усвоение обучаемым указанной части программы (модуля). Привлекаемое юридическое лицо должно иметь сертификат АУЦ, выданный в соответствии с настоящими Правилами, предусматривающий право проводить обучение в части, в которой оно привлекается к обучению; после успешного прохождения обучения выдать документ, подтверждающий прохождение обучения.

В силу п. 50 указанных ФАП АУЦ не должен осуществлять обучение, в случае, если у него на момент проведения обучения отсутствуют необходимые персонал, помещения, документация, оборудование или условия, предусмотренные настоящими Правилами.

Согласно п. 8 ч. 1 ст.33 Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ слушатели-это лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительное отделение образовательной организации высшего образования.

Обучающийся в силу п. 15 ст. 2 указанного закона-это физическое лицо, осваивающее образовательную программу

В письме Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ. «О дополнительном профессиональном образовании» (п.4) дается разъяснение, что в системе дополнительного профессионального образования могут использоваться оба понятия.

Из совокупности указанных норм следует, что деятельность организаций по обучению физических лиц и подготовке и профессиональной переподготовке пилотов с выдачей дипломов и свидетельств о профессиональной подготовке и переподготовке и повышении квалификации подразумевает получение организацией сертификата с учетом утвержденных программ подготовки. При этом профессиональная переподготовка может осуществляться только в отношении лиц, имеющих профессиональное образование специалиста авиационного персонала.

Материалами дела подтверждено, что ответчик осуществлял образовательную деятельность по обучению физических лиц в рамках программы среднего профессионального образования с 29.06.2016г. и по дополнительному профессиональному образованию по программам подготовки специалистов авиационного персонала, в данном случае, пилотов, с выдачей документов об окончании обучения, указывающих на то, что данные документы дают право на новый вид профессиональной деятельности в сфере гражданской авиации, без сертификата АУЦ.

Суд отклоняет ссылку представителей ответчика и третьих лиц, сославшихся в обоснование своей позиции на ответ Челябинского транспортного прокурора (л.д.139 т.6), разъяснившего, что для осуществления образовательной деятельности наличие сертификата АУЦ не требуется, поскольку указанное утверждение ответчика и третьих лиц противоречит общеправовым принципам регулирования гражданских правоотношений, поскольку нормы Воздушного кодекса РФ в силу регулирования особых специфических правоотношений являются специальными по сравнению с общими нормами законодательства об образовании, а сам по себе ответ прокурора какого-либо преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела не имеет и является позицией названного органа по вопросу толкования норм права.

Отклоняет суд ссылку представителя третьего лица ФИО14 на перечень образовательных организаций с указание срока прекращения действия сертификата АУЦ, поскольку указанные образовательные учреждения не являются предметом рассмотрения указанного спора.

Анализ приведенных норм ФАП и ФАП позволяет сделать вывод, что с момента вступления их в действие, документ, подтверждающий прохождение соответствующего обучения специалистом авиационного персонала, включая пилота, может быть выдан только АУЦ, который имеет соответствующий сертификат.

Поскольку в спорный период Университет не имел сертификата АУЦ, а сертификат АУЦ «УТЦ Челавиа», действовавший в период с ДД.ММ.ГГГГ. был выдан только для осуществления обучения по программам дополнительного профессионального образования, учитывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. АУЦ НОУ «УТЦ Челавиа» не имело лицензии на осуществление образовательной деятельности, а в период действия договора о сетевой форме от ДД.ММ.ГГГГ. у «УТЦ Челавиа» отсутствовала государственная аккредитация, требования прокурора в части признания незаконным с ДД.ММ.ГГГГ. деятельность Университета по осуществлению обучения специалистов по программе среднего профессионального образования и с ДД.ММ.ГГГГ по программе дополнительного профессионального образования, подлежат удовлетворению.

Разрешая требования истца о признании незаконным решения аттестационной комиссии Университета и признании недействительными дипломов ФИО2 и ФИО1, суд исходит из следующего.

Из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ. между Университетом и ООО «Авиакомпания «Челавиа» заключен договор на оказание платных образовательных услуг по программе дополнительного профессионального образования ФИО2. (л.д.14 -16 т. 7). Приказом ректора Университета ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 на основании личного заявления зачислен на Аэрокосмический факультет Университета для обучения по программе профессиональной переподготовки «Подготовка пилотов коммерческой авиации» объемом аудиторных часов с ДД.ММ.ГГГГ Приказом ректора Университета от ДД.ММ.ГГГГ. на основании решения итоговой аттестационной комиссии по оценке выполнения задания итоговой аттестации от ДД.ММ.ГГГГ., оформленного протоколом - был отчислен из Университета в связи с успешным окончанием курсов профессионаьной переподготовки по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации» объемом аудиторных часов, проходившего в период с ДД.ММ.ГГГГ. с выдачей диплома о профессиональной переподготовке, регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.17-23 т.7).

Из указанного диплома следует, что ФИО2 получил право на ведение профессиональной деятельности в сфере летной эксплуатации летательных аппаратов, а в приложении к диплому имеется информации о прохождении стажировки на в АУЦ ООО Авиакомпания «Челавиа».

В силу п. 3.2.3 ФАП после успешного окончания полного цикла обучения (в соответствии с утвержденной программой) в АУЦ обучающимся выдается документ в соответствии с ведомственными нормативными требованиями. Документ подписывается руководителем АУЦ и фиксируется в специальном журнале, хранящемся в АУЦ.

Согласно учебной программе, по которой проходил обучение ФИО2 под полным курсом обучения понимается прохождение обучаемым всех этапов обучения: теоретического, тренажерной и летной подготовки.

Поскольку из пояснений представителя ответчика следует, что обучающиеся по программам дополнительного профессионального образования в УТЦ «Челавиа» практические занятия не проходили, а проходили лишь стажировку, учитывая отсутствие у Университета объектов для проведения практических занятий, отсутствие сертификата АУЦ, суд полагает, что ФИО2 не в полном объеме освоил образовательную программу по подготовке пилотов коммерческой авиации.

Согласно протокола заседания Государственной экзаменационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 присвоена квалификация «Пилот» по специальности ДД.ММ.ГГГГ «Летная эксплуатация летательных аппаратов» с выдачей диплома о среднем профессиональном образовании.

Согласно диплома регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 присвоена квалификация «пилот» по специальности ДД.ММ.ГГГГ «Летная эксплуатация летательных аппаратов», в котором указан срок освоения образовательной программы по очной форме обучения ДД.ММ.ГГГГ, а в приложении к диплому имеется указание о прохождении учебной и производственной (летной) практик.

Из материалов дела следует, что в период обучения в Университете ФИО1 проходил практическое обучение в УТЦ «Челавиа», переименованного в последствии ЧПОУ «ЧЛУГА» в рамках договора о сетевой форме реализации образовательных программ от ДД.ММ.ГГГГ. .

Согласно п. 2.8 указанного договора после прохождения обучающимися полного курса обучения и успешной итоговой аттестации Университет выдает диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании.

Поскольку в период обучения ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. Университет не имел сертификата АУЦ, суд полагает, что ФИО1 не в полном объеме освоил образовательную программу «Подготовка пилотов коммерческой авиации».

В силу ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу п. 75 постановления Пленума Верховного Чуда РФ от ДД.ММ.ГГГГ. «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ» применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Учитывая, что пилот гражданской авиации, обладающий свидетельством, может быть не допущен к осуществлению функций, предусмотренных свидетельством, если он не соответствует определенным законом критериям, гарантирующим безопасность полетов, а именно: не имеет профессионального образования по соответствующей специальности, а выданное ему свидетельство может быть аннулировано в порядке реализации Росавиацией своих контрольных функций.

Представитель Минтранса России, допрошенный в ходе судебного заседания в качестве специалиста пояснил, что для получения свидетельства пилота необходимо представить документ, который поименован в Перечне. Этот Перечень не содержит ни одного документа, который бы выдавался образовательным учреждением.

Суд полагает, что, данный довод не противоречит требованиям истца, поскольку п. 4.3 ФАП от ДД.ММ.ГГГГ. предусмотрено, что кроме требований, установленных п. 4.1 и 4.2 настоящих правил, обладатель свидетельства коммерческого пилота должен иметь налет на самолете не менее в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в которой засчитывается не более 10ч. налета на тренажерах, должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в указанных областях.

Из данной нормы следует, что указанный налет обладатель свидетельства должен получить в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе пилота самолета.

В данном случае, таким документом, подтверждающим прохождение летной практики, является диплом, выданный ЮУрГУ.

При отсутствии у ФИО2 и ФИО1 уровня образования, соответствующего обязательным требованиям закона, указанные выше решения аттестационной и экзаменационной комиссий являются незаконными, а выданные на их основании дипломы недействительными.

Порядок и условия получения образования в Российской Федерации установлен государством. Данный порядок обязателен как для стороны, получающей образование, так и для стороны, предоставляющей возможность повысить образовательный уровень.

Нарушение данного порядка ставит под сомнение способность государства в данной сфере регулировать и контролировать образовательную деятельность, что влечет негативные последствия для государства.

При таких обстоятельствах, выдача дипломов лицам, окончивших обучение по несоответствующим закону образовательным программам, нарушает интересы Российской Федерации как правового государства, выражающееся в обязательном соблюдении установленного Законом порядка управления в различных сферах государственной деятельности, в том числе, в сфере образования.

При пилотировании студентами, не прошедшими образовательный процесс в организации, соответствующей предъявляемым законом требованиям, воздушных судов, может пострадать любой гражданин Российской Федерации, а также иностранный гражданин, лицо без гражданства, что влечет угрозу нарушения права неопределенного круга лиц на безопасность полетов и создает нагативные последствия для Российской Федерации, как правового государства, гарантирующего правовое регулирование в данной сфере и соблюдение обязательных норм и правил.

Решение суда об удовлетворении требований прокурора позволит уполномоченному органу (Росавиации) пресечь незаконные действия по пилотированию воздушным судном.

Разрешая требования ответчика и третьих лиц о том, что указанные требования прокурора не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, а подлежит рассмотрению в рамках КАС РФ, суд исходит из следующего.

Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

В данном случае требования прокурора о признании деятельности по осуществлению обучения специалистов соответствующего уровня основаны на положениях ч. 1 и 2 ст. 1065 ГК РФ, в соответствии с которыми опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В связи с чем, иск прокурора подан в суд в рамках гражданского судопроизводства обоснованно.

Доводы ответчика и третьих лиц о том, что прокурор является ненадлежащим истцом, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу ст. 45 ГПК РФ прокурор имеет право на обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку при получении образовательных услуг в Университете, не имеющем сертификат АУЦ, может пострадать любой гражданин РФ, а также иностранный гражданин, лицо без гражданства, такой круг лиц невозможно индивидуализировать, следовательно, прокурор имеет право на предъявление данного иска.

Разрешая требования ответчика и третьих лиц о пропуске прокурором срока исковой давности по требованию о признании незаконной образовательной деятельности по программе дополнительного профессионального образования в период с ДД.ММ.ГГГГ., суд исходит из следующего.

Согласно ст. 195,196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Уральскому транспортному прокурору из Генеральной прокуратуры РФ поступило указание о проведении проверки изложенных в обращении доводов работников Челябинского летного училища гражданской авиации о нарушениях должностными лицами требований воздушного законодательства при рассмотрении вопроса о выдаче свидетельств авиационного персонала (л.д.169 т. 12).

В ходе проверки в ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Челябинской транспортной прокуратурой были выявлены нарушения ЧПОУ «ЧЛУГА» по осуществлению образовательной деятельности в отсутствии сертификата АУЦ, что явилось основанием для обращения с иском в Копейский городской суд Челябинской области (л.д.81-82 т. 10).

Учитывая изложенное, суд полагает, что о нарушении права на осуществление незаконной образовательной деятельности по обучению пилотов транспортному прокурору стало известно в ДД.ММ.ГГГГ., с иском в суд по настоящему делу истец обратился ДД.ММ.ГГГГ., т.е. в пределах установленного ст. 200 ГК РФ срока.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Челябинского транспортного прокурор в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» о признании незаконной образовательной деятельности, решения итоговой аттестационной комиссии, дипломов о профессиональном образовании и переподготовке, удовлетворить.

Признать незаконными действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» с ДД.ММ.ГГГГ. по осуществлению обучения специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала с присвоением квалификации «пилот» по программе среднего профессионального образования по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов».

Признать незаконными действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» с ДД.ММ.ГГГГ. по осуществлению образовательной деятельности по подготовке специалистов соответствующего уровня по программе дополнительного профессионального образования «Подготовка пилотов коммерческой авиации».

Признать незаконным решение итоговой аттестационной комиссии «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» от ДД.ММ.ГГГГ., оформленное протоколом - о соответствии уровня подготовки ФИО2 требованиям программы профессиональной переподготовки «Подготовка пилотов коммерческой авиации».

Признать недействительным диплом о профессиональной переподготовке от ДД.ММ.ГГГГ., регистрационный , выданный «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» ФИО2.

Признать незаконным решение Государственной экзаменационной комиссии «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» от 30.06.2017г., оформленное протоколом в части присвоения ФИО1 квалификации «пилот» по специальности ДД.ММ.ГГГГ «Летная эксплуатация летательных аппаратов» и выдачи диплома о среднем профессиональном образовании.

Признать недействительным диплом о среднем профессиональном образовании от ДД.ММ.ГГГГ., регистрационный , выданный Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» ФИО1 об освоении образовательной программы среднего профессионального образования по специальности ДД.ММ.ГГГГ «Летная эксплуатация летательных аппаратов» с присвоением квалификации «пилот».

Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), расположенному по адресу 125993, ГСП-3, Москва, Ленинградский проспект, 37, корпус 2 для исполнения судебного постановления.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий Л.Н. Главатских

Мотивированное решение изготовлено 01.07.2019г.

74RS0002-01-2018-005510-75

2-88/2019

Центральный районный суд г. Челябинска

Копия верна.

Решение не вступило в законную силу.

Судья Л.Н.Главатских

Секретарь Н.В. Кайль