ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-588/19 от 04.03.2019 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-588/2019

64RS0046-01-2017-007760-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 марта 2019г. г.Саратов

Ленинский районный суд г.Саратова в составе

председательствующего судьи Майковой Н.Н.

при секретаре Абасове Г.А.

с участием истца ФИО1

с участием представителя истца ФИО2

с участием представителя ответчика ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Пограничному Управлению ФСБ России по Саратовской и Самарской областям о признании права на присвоении ветерана боевых действий, о признании решения незаконным и отмене, обязании принятии решения об оформлении и выдачи удостоверении,

установил:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском Пограничному Управлению ФСБ России по Саратовской и Самарской областям о признании права на присвоении ветерана боевых действий, о признании решения незаконным и отмене, обязании принятии решения об оформлении и выдачи удостоверении.

Свои требования мотивирует тем, что 20 июля 2018 года за № 21/401/8-8934/Ш-95 в отношении истца со стороны Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России) пограничное управление по Саратовской и Самарской области было принято решение об отказе в
оформлении удостоверения ветерана боевых действий. Данный отказ мотивирован тем, что Постановлением Правительства российской Федерации от 26 декабря 2001г. № 896 «О зонах вооруженных конфликтов» отнесено выполнение задач военнослужащими на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.

Республика Ингушетия (в/ч 2094), где истец проходил стажировку не отнесена к зоне
вооруженного конфликта с декабря 1994г. по декабрь 1996г., в связи с чем, правовых
оснований для оформления истцу удостоверения ветерана боевых действий не имеется. Настоящий отказ затрагивает права и законные интересы истца, предоставленные как Конституцией Российской Федерации, так и ФЗ «О ветеранах», в частности на получение ряда социальных льгот (пенсионное обеспечение, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно ортопедической помощи, и т.д.). С принятым решением истец не согласен по следующим основаниям: 23 ноября 1990 года истец был призван на действительную срочную военную службу
пограничные войска в/ч 9816. Далее по роду своей деятельности в должности
прапорщика истец проходил службу в в/ч 2335. 25.01.1996г. приказом командира в/ч 2335 истец был направлен на боевую стажировку в Назрань Кавказского особого пограничного округа. Приказом № 68 истец был прикомандирован в в/ч 2094 расположенную в г. Назрань Республики Ингушетия на боевую стажировку. Приказом командира в/ч 2094 № 123 от 20.08.1996г. истец находился в служебной командировке в войсковой части № 2094 из которой с 29.01.1996г. по 20.08.1996г. в подразделении части, в населенном пункте станицы Нестеровская по обеспечению режима охраны государственной границы на территории республики Ингушетия, в условиях чрезвычайного положения и боевых действий, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 723 от 16.05.1996г., Приказом директора Федеральной Пограничной Службы Российской Федерации за № 0264 от 09.07.1996г. «Об утверждении перечня войсковых частей, привлекаемых для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и боевых действий». За настоящий период времени прохождения службы в подразделении части мотоманевренной группы в станице Нестеровская, истцу выплачивался двойной оклад по воинскому званию, тройной размер командировочных, а также осуществлялась исчисление выслуги лет исходя как один день за три.

Истцом предоставляется Архивная справка ФСБ России Федерального Государственного Казенного Учреждения «Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации» № 21/59/III-621/2 от 31.01.2012, где отражено выполнение обязанностей в зоне вооруженного конфликта.

В феврале 1997 года истец был демобилизован с воинской службы, однако удостоверение ветерана боевых действий до настоящего времени выдано не было, несмотря на неоднократные обращения в различные инстанции, в том числе и Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России) по Саратовской и Самарской области. Право на получение истцом удостоверения ветерана боевых действий регламентируется ФЗ «О ветеранах».

Просит суд признать за ФИО1 право на присвоение ветерана боевых действий, Просит решение Федерального государственного казенного учреждения Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России) по Саратовской и Самарской областям от 20.07.2018г. № 21/401/8-8934/Ш-95 об отказе в оформлении удостоверения ветерана боевых действий, признать незаконным и отменить.

Обязать Федеральное государственное казенное учреждение Пограничное управление Федеральной службу безопасности Российской Федерации (ФСБ России) по Саратовской и Самарской областям принять решение об оформлении и выдаче ФИО1 удостоверения ветерана боевых действий по месту нахождения ответчика.

Истец ФИО1 исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель истца ФИО2 также доводы искового заявления поддержал в полном объеме

Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признал в полном объеме, обращение истца было рассмотрено и вынесен обоснованный отказ.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела суд приходит к следующему выводу.

На основании ст.3 ГПК РФ ч.1- заинтересованное лицо в праве в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст.56 ч.1 ГПК РФ – каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Следовательно, при обращении в суд истец должны доказать, какие его права и охраняемые интересы нарушены действиями ответчика и будут восстановлены в случае удовлетворения его искового заявления.

Судом установлено, что 20 июля 2018 года за № 21/401/8-8934/Ш-95 в отношении истца со стороны Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России) пограничное управление по Саратовской и Самарской области было принято решение об отказе в оформлении удостоверения ветерана боевых действий.

Данный отказ мотивирован тем, что Постановлением Правительства российской Федерации от 26 декабря 2001г. № 896 «О зонах вооруженных конфликтов» отнесено выполнение задач военнослужащими на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.

Республика Ингушетия (в/ч 2094), где истец проходил стажировку не отнесена к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994г. по декабрь 1996г., в связи с чем, правовых оснований для оформления истцу удостоверения ветерана боевых действий не имеется.

С принятым решением истец не согласен по следующим основаниям: 23 ноября 1990 года истец был призван на действительную срочную военную службу
пограничные войска в/ч 9816. Далее по роду своей деятельности в должности
прапорщика истец проходил службу в в/ч 2335. 25.01.1996г. приказом командира в/ч 2335 истец был направлен на боевую стажировку в Назрань Кавказского особого пограничного округа. Приказом № 68 истец был прикомандирован в в/ч 2094 расположенную в г. Назрань Республики Ингушетия на боевую стажировку. Приказом командира в/ч 2094 № 123 от 20.08.1996г. истец находился в служебной командировке в войсковой части № 2094 из которой с 29.01.1996г. по 20.08.1996г. в подразделении части в населенном пункте станицы Нестеровская по обеспечению режима охраны государственной границы на территории республики Ингушетия, в условиях чрезвычайного положения и боевых действий, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 723 от 16.05.1996г., Приказом директора Федеральной Пограничной Службы Российской Федерации за № 0264 от 09.07.1996г. «Об утверждении перечня войсковых частей, привлекаемых для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и боевых действий».

За настоящий период времени прохождения службы в подразделении части мотоманевренной группы в станице Нестеровская, истцу выплачивался двойной оклад по воинскому званию, тройной размер командировочных, а также осуществлялась исчисление выслуги лет исходя как один день за три.

Истцом предоставляется Архивная справка ФСБ России Федерального Государственного Казенного Учреждения «Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации» № 21/59/III-621/2 от 31.01.2012, где отражено выполнение обязанностей в зоне вооруженного конфликта.

В феврале 1997 года истец был демобилизован с воинской службы, однако удостоверение ветерана боевых действий до настоящего времени выдано не было, несмотря на неоднократные обращения в различные инстанции, в том числе и Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России) по Саратовской и Самарской области. Право на получение истцом удостоверения ветерана боевых действий регламентируется ФЗ «О ветеранах».

Как следует из содержания подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях. Из раздела III Приложения к указанному закону "Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации" усматривается, что он относит к таковым лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 года N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа". Федеральной пограничной службе Российской Федерации предписывалось взять под охрану Государственную границу Российской Федерации на территории Чеченской Республики и обеспечить усиление режима охраны Государственной границы на территории сопредельных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации. Выполнение военнослужащими задач, предусмотренных данным Постановлением было отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах.

В соответствии с приведенным выше Постановлением Правительства Российской Федерации, Главнокомандующий Пограничными войсками Российской Федерации 17 декабря 1994 года издал приказ N 0377 "Об объявлении территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа зоной вооруженного конфликта и утверждении перечня воинских частей Пограничных войск Российской Федерации, привлекаемых для охраны Государственной границы Российской Федерации на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа". Как указывалось в этом приказе, "выполнение военнослужащими Пограничных войск Российской Федерации задач по охране Государственной границы Российской Федерации на территории Чеченской Республики и обеспечению усиления режима охраны Государственной границы на территории сопредельных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации" было отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах. Этим же приказом утверждался перечень воинских частей Пограничных войск, привлекаемых для охраны Государственной границы Российской Федерации на территории Чеченской Республики и обеспечения усиления режима охраны Государственной границы на территории сопредельных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации…»

Как Постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 года N 1360, так и приказ Главнокомандующего Пограничными войсками РФ от 17 декабря 1994 года N 0377 к выполнению задач при вооруженных конфликтах относили: выполнение военнослужащими Пограничных войск Российской Федерации задач по охране Государственной границы на территории Чеченской Республики; обеспечение усиления режима охраны Государственной границы на территории сопредельных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации.

ФИО1, как следует из представленных суду документов 23 ноября 1990 года был призван на действительную срочную военную службу
пограничные войска в/ч 9816. Далее по роду своей деятельности в должности
прапорщика истец проходил службу в в/ч 2335. 25.01.1996г. приказом командира в/ч 2335 истец был направлен на боевую стажировку в Назрань Кавказского особого пограничного округа. Приказом № 68 истец был прикомандирован в в/ч 2094 расположенную в г. Назрань Республики Ингушетия на боевую стажировку. Приказом командира в/ч 2094 № 123 от 20.08.1996г. истец находился в служебной командировке в войсковой части № 2094 из которой с 29.01.1996г. по 20.08.1996г. в подразделении части в населенном пункте станицы Нестеровская по обеспечению режима охраны государственной границы на территории республики Ингушетия.

Сам по себе факт выполнения заявителем указанной задачи в составе воинской части, входящей в перечень, утвержденный приказом Главнокомандующего Пограничными войсками Российской Федерации от 17 декабря 1994 года N 0377, как и предоставление ему в этот период дополнительных гарантий и компенсаций, не дают оснований для приобретения им статуса участника боевых действий, поскольку Главнокомандующий Пограничными войсками РФ правом объявления зон вооруженных конфликтов в 1994 году не обладал, а определенными преимуществами материального характера ФИО1 пользовался, как и многие другие военнослужащие, в силу действия Закона от 21 января 1993 года N 4328-1.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1995 г. N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" к зоне, на которую распространялось действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", была отнесена лишь территория Чеченской Республики.

Предоставленное п. 2 этого же Постановления предоставлено право Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной пограничной службе Российской Федерации с учетом предложений других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, относить совместными решениями к зоне, указанной в пункте 1 настоящего постановления, отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, при возникновении в этих местностях вооруженных конфликтов.

Закрепленное в п.2 право относить совместными решениями к зоне вооруженного конфликта отдельные местности, прилагающие к территории Чеченской Республики, осталось нереализованным.

В дальнейшем Постановлением Правительства от 26 декабря 2001 г. №896 «О зонах вооруженных конфликтов» вышеуказанное постановление признано утратившим силу. В целях упорядочения предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», Правительство Российской Федерации постановило отнести:

выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре-ноябре 1992 г. к выполнению задач при вооруженных конфликтах;

выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. но декабрь 1996 г. к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.

Таким образом, Республика Ингушетия ( отдельная территория республики) в которой проходил службы истец к зоне вооруженного конфликта не относилась.

Аналогичная позиция отражена в определении Военной коллегии Верховного Суда РФ от 30 мая 2006 г. N 6Н-51/06.

Ссылка истца на архивную справку от 11.01.2012 за № 21/401/8/68 о том, что в ней отражено выполнение истцом обязанностей в зоне вооруженного конфликта не может быть принята судом, поскольку в данной справке отражается информация, которая содержится в документах самого истца, т.е. указание на то, что истец ФИО1 осуществлял выполнение обязанностей в зоне вооруженного конфликта с 29.01.1996 года по 20.08.1996 года».

Данная информация не соответствует фактическим обстоятельствам дела, т.е. как изложено в правоустанавливающих документах прохождение службы истца в Республики Ингушетия не относится к прохождению службы в зоне вооруженного конфликта.

В связи с чем, решение Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России) пограничное управление по Саратовской и Самарской области от 20 июля 2018 года за № 21/401/8-8934/Ш-95 в отношении истца об отказе в оформлении удостоверения ветерана боевых действий является законным и обоснованным.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований истцу необходимо отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Пограничному Управлению ФСБ России по Саратовской и Самарской областям о признании за ФИО1 права на присвоение ветерана боевых действий, о признании незаконным и подлежащим отмене решение Федерального государственного казенного учреждения Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России) по Саратовской и Самарской областям от 20.07.2018г. № 21/401/8-8934/Ш-95 об отказе в оформлении удостоверения ветерана боевых действий, обязании Федерального государственного казенного учреждения Пограничное управление Федеральной службу безопасности Российской Федерации (ФСБ России) по Саратовской и Самарской областям принять решение об оформлении и выдаче ФИО1 удостоверения ветерана боевых действий по месту нахождения ответчика – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г.Саратова.

Судья Н.Н. Майкова