ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-588/20 от 23.03.2020 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело № 2-588/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2020 года г. Симферополь

Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,

при секретаре Малобирам Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Симферопольский колледж сферы обслуживания дизайна» к Администрации города Симферополя, третьи лица не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент по делам детей Администрации города Симферополя, Ефанова Валентина Петровна, Бесштеннова Мария Константиновна, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления,

у с т а н о в и л :

ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна», в суд с настоящим иском.

В обоснование требований в исковом заявлении указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> было издано Постановление «Об освобождении ФИО2 от обязанностей попечителя над несовершеннолетней ФИО3 и помещении под надзор в образовательную организацию на полное государственное обеспечение».

Указанное постановление истец считает незаконным. На администрацию учреждения возлагаются обязанности законного представителя несовершеннолетней, что не может быть применимо к образовательным учреждениям профессионального образования. Указывает, что в соответствии с действующим законодательством к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нельзя отнести государственные, муниципальные и негосударственные образовательные организации, в том числе образовательные учреждения любого типа, кроме образовательных организаций на которые в соответствие законодательством возложены полномочия по содержанию, воспитанию и (или) образованию детей, оставшихся без попечения родителей. Учредитель ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна», Министерство образования науки молодежи Республики Крым не принимал решения о возможности осуществления образовательным учреждением полномочий по исполнению обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетней, что предусмотрено письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Просит признать незаконным и отменить п. 3.,п. 5 Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об освобождении ФИО2 от обязанностей попечителя над несовершеннолетней ФИО3 и помещении ее под надзор в образовательную организацию на полное государственное обеспечение».

Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечен Глава Администрации <адрес>, в качестве заинтересованного лица Департамент по делам детей Администрации <адрес>.

Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих требований относительно предмета спора привлечены ФИО2, ФИО3, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.

В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

В материалы дела представителем ответчика Администрации <адрес> представлены письменные возражения в соответствии с которыми полагает исковые заявление не подлежащим удовлетворению.

Судом дело рассмотрено в соответствии со ст.167 ГПК РФ без участия сторон и лиц, участвующих в деле.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно постановлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об освобождении ФИО2 от обязанностей попечителя над несовершеннолетней ФИО3 и помещении ее под надзор в образовательную организацию на полное государственное обеспечение», в Администрацию <адрес> Республики Крым обратилась ФИО2 с заявлением об освобождении ее от обязанностей попечителя над несовершеннолетней ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшейся без попечения родителей, обучающейся в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Крым «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна», в связи с возникновением противоречий между интересами подопечной и интересами попечителя.

Постановлено освободить ФИО2 от обязанностей попечителя над несовершеннолетней ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшейся без попечения родителей. (пункт1).

Поместить несовершеннолетнюю ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения под надзор в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» на полное государственное обеспечение до устройства на воспитание в семью. (пункт3).

Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Крым «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» ежегодно не позднее 1 февраля текущего года предоставлять в департамент по делам детей администрации города отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечной и об управлении имуществом подопечной с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм других платежных документов). (пункт 5).

Согласно ответа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос образовательного учреждения о разъяснении кто является законным представителем для детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении, обучающихся в колледже, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законными представителями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей являются: физические лица, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы опеки и попечительства. В сфере управления министерства таковыми организациями являются две: ГБУ РК для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Чернышевский детский дом» и ГБОУ РК «Джанкойская санаторная школа-интернат». Таким образом, законным представителем детей статусной категории, обучающихся в ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна», является орган опеки и попечительства администрации <адрес>.

Согласно ч. 1 ст.121 СК РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

В силу ч. 1 ст.123 СК РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

Согласно ст.155.1 СК РФ, под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.

Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации.

В силу положений Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК 2014 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым наделены государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О деятельности организаций для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст.155.1 Семейного кодекса Российской Федерации постановлено утвердить Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей оставшихся без помещения родителей и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 1 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей оставшихся без помещения родителей и об устройстве в них детей, оставшихся без помещения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, настоящее Положение устанавливает перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - организации для детей-сирот, дети), порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот.

Согласно п. 3 Положения, к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.

Согласно п. 6 Положения, дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот, принимаемого органом опеки и попечительства в течение одного месяца со дня выявления детей.

В силу п. 11 Положения, в целях обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе права жить и воспитываться в семье, организацией для детей-сирот составляется индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка, который утверждается соответствующим актом органа опеки и попечительства и пересматривается не реже одного раза в полгода.

Пунктами 30, 33,34,35 Положения предусмотрены условия пребывания детей-сирот, в том числе, организацией для детей-сирот обеспечивается обучение детей по дополнительным общеразвивающим программам, в том числе посещение детьми клубов, секций, кружков, студий и объединений по интересам, действующих в иных организациях, а также участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях для детей с учетом их возраста и состояния здоровья, физического и психического развития, в том числе путем обеспечения участия в таких мероприятиях работников организации для детей-сирот и добровольцев (волонтеров).(п. 30);

Проживание детей организовывается по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу.(п. 33)

Воспитательные группы формируются преимущественно по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и состояния здоровья, прежде всего полнородных и неполнородных братьев и сестер, детей - членов одной семьи или детей, находящихся в родственных отношениях, которые ранее вместе воспитывались в одной семье. Дети разного пола старше 4 лет могут совместно проживать и пребывать в группе в дневное время.(п.34)

Численность детей в воспитательной группе не должна превышать 8 человек, а в возрасте до 4 лет - 6 человек.(п.35).

Согласно раздела II Устава ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» утвержденного приказом Министерства образования науки и молодежи Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, предметом деятельности Учреждения является выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым полномочий Республики Крым в сфере образования.

2.2. Основной целью деятельности, для реализации которой создано Учреждение, является образовательная деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.

2.3. Иными целями и задачами деятельности Учреждения являются:

- удовлетворение потребностей обучающихся в получении образования;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;

- выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

- социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры обучающихся.

Согласно п. 2.6 Устава в соответствии со своими уставными целями и задачами Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

- образовательная деятельность по реализации образовательных

программ, указанных в пункте 2.5. настоящего Устава:

- реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, в том числе, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена (базовой и углубленной), в том числе, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- реализация основной программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, в том числе, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- реализация основной программы профессионального обучения;

- программы переподготовки рабочих, служащих, в том числе, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- реализация основной программы профессионального обучения;

- программы повышения квалификации рабочих, служащих, в том числе, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, в том числе, адаптированных для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья;

- реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки, в том числе, адаптированных для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- организация, сопровождение и проведение выставок, конференций, конкурсов, семинаров и прочих массовых мероприятий;

- реализация дополнительных общеобразовательных программ;

- реализация дополнительных общеразвивающих программ;

- оказание населению, предприятиям, учреждениям и организациям образовательных услуг, в том числе платных, за пределами основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования на договорной основе;

- обучение на подготовительных курсах: английского языка, русского языка и литературы, математики, физики, химии, истории.

В силу изложенного ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» не отвечает требованиям, к организации для детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей, куда в соответствии со ст.155.1 СК РФ помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без помещения родителей.

Таким образом, доказательств, что ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна» является образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и что в учреждении ведется обслуживание детей-сирот и детей оставшихся без помещения родителей, ответчиком не предоставлено.

Согласно п. 9 письма Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», в соответствии с пунктом 1 статьи 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

Для помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органу опеки и попечительства необходимо издать соответствующий акт (постановление, распоряжение или приказ). При этом в акте должны быть указаны реквизиты организации, в которую ребенок помещается под надзор. В связи с изложенным вопрос о том, в какую организацию будет помещен ребенок, должен решаться до издания акта о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 155.1 СК РФ под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона при помещении подопечного под надзор в одну из вышеназванных организаций орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного (пункт 1 статьи 39 ГК РФ).

Следует отметить, что термин "помещение под надзор" в Федеральном законе N 48-ФЗ и СК РФ используется исключительно для целей законодательства об опеке и попечительстве и означает возложение на вышеперечисленные организации функций по представительству и защите прав подопечных на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также возложение на эти организации ответственности за вред, причиненный подопечным, в порядке, предусмотренном ГК РФ.

В связи с этим к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:

а) образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) (детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

б) медицинские организации, осуществляющие деятельность по содержанию, воспитанию и (или) образованию и оказанию медицинской помощи детям раннего возраста (дома ребенка);

в) стационарные учреждения социального обслуживания (детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей) нельзя отнести к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нельзя отнести государственные, муниципальные и негосударственные образовательные организации, в том числе образовательные учреждения любого типа, кроме образовательных организаций, на которые в соответствии с законодательством возложены полномочия по содержанию, воспитанию и (или) образованию детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно письма Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под надзор в образовательные учреждения профессионального образования», применяемый в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и Семейном кодексе Российской Федерации термин "помещение под надзор" используется исключительно для целей законодательства об опеке и попечительстве, и означает возложение на вышеперечисленные организации функций по представительству и защите прав подопечных на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также возложение на эти организации ответственности за вред, причиненный подопечным, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

В связи с этим к организациям для детей-сирот относятся:а) образовательные организации для детей-сирот (законных представителей) (детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты для детей-сирот);б) медицинские организации, осуществляющие деятельность по содержанию, воспитанию и (или) образованию и оказанию медицинской помощи детям раннего возраста (дома ребенка);в) стационарные учреждения социального обслуживания (детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).

Исходя из изложенного, образовательные учреждения профессионального образования нельзя отнести к организациям для детей-сирот.

В то же время, учитывая практическую сложность реализации данного положения СК РФ, органам опеки и попечительства рекомендуется решать вопрос о назначении таким детям попечителей, в том числе на возмездной основе. Также необходимо осуществлять программы постинтернатной адаптации таких детей, используя практику создания центров постинтернатной адаптации, социальных гостиниц и прочих подобных организаций.

Согласно пункту 4 статьи 155_1 СК РФ по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.

Таким образом, при поступлении выпускника организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до восемнадцати лет в образовательное учреждение профессионального образования, функции его законного представителя выполняет орган опеки и попечительства по месту его обучения в указанных образовательных учреждениях.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что в соответствии с законодательством на ГБПОУ РК «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна», не возложены полномочия по содержанию, воспитанию и (или) образованию детей, оставшихся без попечения родителей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Симферопольский колледж сферы обслуживания дизайна», удовлетворить.

Признать незаконным и отменить пункт 3, пункт 5 Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об освобождении ФИО2 от обязанностей попечителя над несовершеннолетней ФИО3 и помещении ее под надзор в образовательную организацию на полное государственное обеспечение».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: З.Ю. Каралаш

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.