ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-588/2014 от 24.07.2014 Кызылского районного суда (Республика Тыва)

Дело №2-588/2014

РЕШЕНИЕ.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

пгт.Каа-Хем ДД.ММ.ГГГГ

Кызылский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Монгуш А.В.,

при секретаре Саая И.И.,

с участием старшего помощника Кызылского межрайонного прокурора Монгуш П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кызылского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к <адрес> устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции,

УСТАНОВИЛ:

Кызылский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации к <адрес> устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции, указывая, что Кызылской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере противодействия коррупции в части соблюдения организациями, осуществляющими деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства. <адрес> согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц образовалось как юридическое лицо ДД.ММ.ГГГГ имеет основной государственный регистрационный номер , учредителем является <адрес>. Согласно информации из учредительных документов <адрес> осуществляет деятельность в сфере коммунального хозяйства. В ходе проведенной проверки установлено, что в <адрес> не приняты меры по противодействию коррупции в части разработки соответствующих мероприятий и определения ответственных должностных лиц.

Согласно ст.13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Часть 1 ст.13.3 Федерального закона возлагает на организации обязанность принимать меры по предупреждению коррупции, а в части 2 данной статьи перечислены такие возможные меры. Как видно, речь идет о любых организациях (юридических лицах). Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ«О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее - Методические рекомендации), текст которых опубликован на официальном сайте http://www.rosmintrud.ru. Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Проверкой установлено, что со стороны <адрес> имеет место бездействия в части неисполнения остальных предписанных федеральным законодательством мер по профилактике и противодействию коррупции в учреждении, так как в течение месяца со дня внесения представления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не принято больше никаких мер. Таким образом, директором <адрес>В.В. в нарушение действующего антикоррупционного законодательства не прияты и не разработаны следующие меры по предупреждению коррупции согласно требованиям норм федерального законодательства и методическим рекомендациям, опубликованным на официальном сайте http://www.rosmintrud.ru: не определены должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; не предусмотрено сотрудничество организации с правоохранительными органами; не разработаны стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации; не разработан порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Понятие юридического лица определено в п.1 ст.48 части первой ГК РФ, согласно которой юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Единоличным исполнительным органом государственного и муниципального унитарного предприятия является его руководитель, назначаемый собственником и подотчетный ему. Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, он организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия. Руководитель должен действовать в интересах предприятия добросовестно и разумно. Правовой статус руководителя предприятия определяется ст.21 Закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и трудовым законодательством.

Пренебрежение установленными федеральным уровнем нормами законодательства о противодействии коррупции со стороны МУП «Чаян» влечет дискредитацию роли и значения Российской Федерации как федерального законодателя.

Частью 1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Просит обязать руководство Муниципального унитарного предприятия «Чаян» в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения федерального законодательства путем: определения должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; предусмотреть сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработать стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; разработать порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Директор Муниципального унитарного предприятия «Чаян», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, причины не известны, прокурор в суде не возражал против рассмотрения дела без участия представителя ответчика, в связи с чем суд в силу ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело без его участия.

Старший помощник Кызылского межрайонного прокурора Монгуш П.А. в судебном заседании полностью поддержала исковые требования и просила удовлетворить исковое заявление по указанным в нем основаниям.

Выслушав доводы прокурора и изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.1 ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Единоличным исполнительным органом государственного и муниципального унитарного предприятия является его руководитель, назначаемый собственником и подотчетный ему; руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, он организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия, должен действовать в интересах предприятия добросовестно и разумно. Правовой статус руководителя предприятия определяется ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и трудовым законодательством.

В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия, назначается собственником имущества унитарного предприятия, подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия, действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц <адрес> образовано как юридическое лицо ДД.ММ.ГГГГ года, основной государственный регистрационный номер учредителем является <адрес>

Согласно учредительных документов <адрес> осуществляет деятельность в сфере коммунального хозяйства, является коммерческой организацией без права собственности на закрепленное за ней имущество.

Согласно п.«а» ч.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Согласно ст.13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Часть 1 ст.13.3 Федерального закона возлагает на организации обязанность принимать меры по предупреждению коррупции, а в части 2 данной статьи перечислены такие возможные меры. Как видно, речь идет о любых организациях (юридических лицах). Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; - разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Согласно Методическим рекомендациям по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанным во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ«О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», опубликованным на сайте http://www.rosmintrud.ru., указанные рекомендации разработаны для формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Как следует из представленных материалов, проведенной Кызылской межрайонной прокуратурой проверкой выявлены нарушения <адрес> требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части исполнения организациями независимо от организационно-правовой формы обязанностей по разработке мер по противодействию коррупции, по результатам проверки Кызылской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации <адрес>, который является учредителем <адрес>», внесено представление об устранении нарушений законности, недопущению подобных нарушений впредь.

Доказательств устранения выявленных межрайонной прокуратурой нарушений законности в сфере законодательства о противодействии коррупции в суде не представлено, таким образом, нарушения требований указанного законодательства юридическим лицом не устранены.

Таким образом, <адрес> не приняты реальные меры, направленные на устранение нарушения федерального законодательства, направленные на определение должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, предусмотреть сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработать стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; разработать порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Указанное бездействие, по мнению прокурора, является незаконным, в связи с чем необходимо обязать ответчика устранить нарушение закона.

Анализируя выше изложенное, суд приходит к выводу, что доводы Кызылского межрайонного прокурора о том, что несоблюдение руководством <адрес> требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части принятия мер по предупреждению коррупции, предусмотренных ч.1 ст.13.3 указанного Закона, может привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, являются обоснованными, поскольку находят свое подтверждение исследованными в суде доказательствами, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению, надлежит обязать руководство <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путем определения должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, предусмотреть сотрудничество организации с правоохранительными органами, разработки стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, принятия кодекса этики и служебного поведения работников организации, разработки порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Прокурор и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 и 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кызылского межрайонного прокурора Монгуш С.Ш. в интересах Российской Федерации к <адрес> о понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции, удовлетворить полностью.

Обязать директора <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путем:

- определения должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

-предусмотреть сотрудничество организации с правоохранительными органами;

-разработать стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации;

-принять кодекс этики и служебного поведения работников организации;

-разработать порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме - 29 июля 2014 года.

Председательствующий подпись А.В. Монгуш

Копия верна: _________________ А.В. Монгуш