№ 2-588/2023
32RS0014-01-2023-000613-31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2023 года рп. Климово
Климовский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Ермоленко Т.Е.,
при секретаре судебного заседания Седых Н.С.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области, ФИО2, действующей на основании доверенности от ____/____/_____,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области, Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям о признании права на получение мер социальной поддержки в полном объеме,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ОСФР по Брянской области, Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил признать за ним право на предоставление в полном объеме мер социальной поддержки: ежемесячной денежной компенсации в зависимости от времени проживания в зоне с правом на отселение и ежемесячной денежной компенсации работающим в указанной зоне - с 01.08.2023 года, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в той же зоне - с 01.01.2024 года, возложить на ответчиков обязанность с заявленных дат предоставлять ему названные меры социальной поддержки в полном объеме.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с ____/____/_____ по ____/____/_____ и с ____/____/_____ по ____/____/_____ проживал в отнесенном к зоне с правом на отселение .......................
С ____/____/_____ по настоящее время постоянно проживает в зоне с правом на отселение – в .......................
С ____/____/_____ работает в отнесенном к зоне с правом на отселение ......................, в .......................
В связи с наличием перерыва в проживании в зоне радиоактивного загрязнения меры социальной поддержки за проживание и работу в зоне с правом на отселение ответчиком ему предоставляются в объеме, предусмотренном для вновь прибывших в эту зону.
Полагает, что названные меры социальной поддержки ему должны предоставляться в полном объеме с учетом его проживания в зоне с правом на отселение с 26.04.1986 года.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал уточненные требования по изложенным в иске доводам и просил их удовлетворить. Пояснил, что с ____/____/_____ обучался по очной форме обучения в ...................... в ...................... и на период обучения выезжал из отнесенного к зоне с правом на отселение ......................, в связи с этим имеет перерыв в регистрации в указанной зоне. В связи с изменением места жительства и перерегистрацией в пределах зоны с правом на отселение из ...................... в ...................... имеет перерыв в регистрации в этой зоне с ____/____/_____ по ____/____/_____. Вместе с тем, с ____/____/_____ работает ......................, отнесенном к зоне с правом на отселение ....................... Полагает, что оспариваемые меры социальной поддержки должны предоставляться ему с учетом первоначального периода его проживания в зоне с правом на отселение.
Представитель ответчика, ОСФР по Брянской области, ФИО2 исковые требования не признала, указав, что указанные меры социальной поддержки истцу необходимо предоставлять в объеме, предусмотренном для вновь прибывших в зону с правом на отселение, поскольку его проживание в указанной зоне прерывалось.
Представитель ответчика, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
ФИО1 с ____/____/_____ по ____/____/_____ и с ____/____/_____ по ____/____/_____ постоянно проживал в .......................
С ____/____/_____ по настоящее время ФИО1 зарегистрирован по месту постоянного проживания в .......................
С ____/____/_____ истец работает в ...................... в .......................
В соответствии с Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р и Постановлениями Правительства РФ от 18 декабря 1997 года № 1582 и от 08 октября 2015 года № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения», ......................, ...................... и ...................... с момента аварии на Чернобыльской АЭС по настоящее время отнесены к зоне с правом на отселение.
Периоды проживания ФИО1 в зоне радиоактивного загрязнения с правом на отселение подтверждаются сведениями, содержащимися в паспорте на имя истца, выданном ему удостоверении о праве на меры социальной поддержки установленного образца, справках ............................................№ _______ от ____/____/_____ и МБУ «МФЦ ПГ и МУ в ......................» № _______ от ____/____/_____.
Сведений о наличии у ФИО1 регистрации по месту жительства в периоды с ____/____/_____ по ____/____/_____ и с ____/____/_____ по ____/____/_____ материалы дела не содержат.
Согласно выданному истцу диплому, с ____/____/_____ года он обучался по очной форме обучения в ...................... в .......................
По сведениям, представленным Департаментом строительства Брянской области, Департаментом социальной политики и занятости населения Брянской области, ОСФР по Брянской области, выплата единовременной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ФИО1 не производилась.
Период работы ФИО1 в указанной зоне радиоактивного загрязнения подтверждается справками, представленными работодателем.
Из справки Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям, и приказа о предоставлении отпуска следует, что работодателем в 2023 году ФИО1 был предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в зоне с правом на отселение продолжительностью 7 календарных дней (за полный календарный год работы).
Согласно сведениям, представленным ОСФР по Брянской области, на основании принятых ответчиком решений ФИО1 с ____/____/_____ назначены и выплачиваются ежемесячные денежные компенсации за проживание и работу в зоне с правом на отселение в размере, предусмотренном для прибывших в названную зону с 02.12.1995 года.
Статьей 18 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусмотрены меры социальной поддержки граждан в связи с их проживанием и работой на территории зоны проживания с правом на отселение. При этом объем предоставляемых указанным гражданам мер социальной поддержки определяется в зависимости от времени их проживания (работы) в данной зоне: с 26.04.1986 года или с 02.12.1995 года.
Пунктами 1, 3 части 1 статьи 18 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 гарантировано право на ежемесячную денежную компенсацию в зависимости от времени проживания в зоне с правом на отселение и ежемесячную денежную компенсацию работающим в зоне с правом на отселение в объеме, установленном в зависимости от времени проживания (работы) в данной зоне с 26.04.1986 года или с 02.12.1995 года.
Пунктом 2 части 1 статьи 18 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 гарантировано право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск гражданам, работающим в зоне с правом на отселение, с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в размере, установленном пунктом 3 настоящей части, в зависимости от времени проживания (работы) в данной зоне: с 26.04.1986 года - 14 календарных дней, с 02.12.1995 года - 7 календарных дней.
При этом в соответствии с примечанием к разделу III Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», гражданам, постоянно проживавшим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение в период после 26 апреля 1986 года до 1 января 1991 года, выехавшим из них, а затем вернувшимся в указанные зоны для постоянного проживания, меры социальной поддержки предоставляются исходя из времени проживания или работы в соответствующей зоне, исчисленного с начала проживания в этой зоне до выезда из нее, при условии, что указанные граждане не получали жилое помещение в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 17 или со статьей 22 настоящего Закона, а также в случае возврата органам исполнительной власти жилья, построенного за счет средств, направленных на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС (абз. 2).
Предусматривая дифференцированные размеры мер социальной поддержки для граждан, которые постоянно проживали (работали) в зоне отселения или зоне проживания с правом на отселение в период с 26 апреля 1986 года до 1 января 1991 года, затем выехали из этих зон, но впоследствии вернулись туда, федеральный законодатель исходил из того, что эти граждане, находились на загрязненной радионуклидами территории в период максимального уровня радиационного риска.
Судом установлено, что ФИО1 с ____/____/_____ по ____/____/_____ проживал в отнесенном к зоне с правом на отселение ....................... Затем выехал из зоны с правом на отселение в связи с обучением по очной форме в другом населенном пункте, территориально удаленном от места проживания. После окончания обучения ____/____/_____ истец вернулся для проживания в зону с правом на отселение.
При выезде из зоны радиоактивного загрязнения ФИО1 не пользовался мерами социальной поддержки, предусмотренными для граждан, добровольно выехавших из указанной зоны.
Таким образом, выезд истца из зоны с правом на отселение в период с ____/____/_____ по ____/____/_____ носил временный и вынужденный характер и не был связан с изменением истцом места постоянного проживания.
Перерыв в регистрации истца в зоне с правом на отселение с ____/____/_____ по ____/____/_____ связан с изменением места жительства и перерегистрацией в пределах данной зоны - из ...................... в ....................... Кроме того, в указанный период ФИО1 продолжал работать на территории зоны с правом на отселение в .......................
В настоящее время ФИО1 постоянно проживает и работает на территории зоны с правом на отселение.
В таком случае истец имеет право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как лицу, постоянно проживающему (работающему) в зоне проживания с правом на отселение с 26.04.1986 года.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО1 о признании за ним права на предоставление в полном объеме указанных мер социальной поддержки: ежемесячной денежной компенсации в зависимости от времени проживания в зоне с правом на отселение и ежемесячной денежной компенсации работающим в указанной зоне - с 01.08.2023 года, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в той же зоне - с 01.01.2024 года; возложении на ответчиков обязанности с заявленных дат предоставлять ему названные меры социальной поддержки в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 (СНИЛС № _______) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (ИНН <***>), Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям (ИНН <***>) о признании права на получение мер социальной поддержки в полном объеме, удовлетворить.
Признать, начиная с 01 августа 2023 года, право ФИО1 на предоставление ему предусмотренных пунктами 1, 3 части 1 статьи 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячной денежной компенсации в зависимости от времени проживания в зоне проживания с правом на отселение и ежемесячной денежной компенсации работающим в зоне проживания с правом на отселение, в полном объёме, предусмотренном для проживающих (работающих) в зоне проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года, с последующей индексацией в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации.
Признать, начиная с 01 января 2024 года, право ФИО1 на предоставление ему предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работающим в зоне проживания с правом на отселение в количестве 14 календарных дней, с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в соответствующем размере.
Обязать Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям предоставлять ФИО1 предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне проживания с правом на отселение в количестве 14 календарных дней, с 01 января 2024 года.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области предоставлять ФИО1 предусмотренные пунктами 1, 3 части 1 статьи 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячную денежную компенсацию в зависимости от времени проживания в зоне проживания с правом на отселение и ежемесячную денежную компенсацию работающим в зоне проживания с правом на отселение, в полном объёме, предусмотренном для проживающих (работающих) в зоне проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года, с последующей индексацией в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации, с 01 августа 2023 года; производить оплату предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работающим в зоне проживания с правом на отселение в количестве 14 календарных дней, с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в соответствующем размере, с 01 января 2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Климовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Дата изготовления решения в окончательной форме – 11 января 2024 года.
Судья Т.Е. Ермоленко