ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-589 от 05.10.2010 Тихорецкого районного суда (Краснодарский край)

                                                                                    Тихорецкий районный суд Краснодарского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Тихорецкий районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

делу № 2-589/10г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05.10.2010г. г. Тихорецк

Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего ЕРБУЛАТОВОЙ С.Р.,

при секретаре ДЕМЕНКО О.Н.,

с участием Тихорецкого межрайпрокурора ЛОГВИНОВА Б.Ю.,

представителя ответчика - администрации

Парковского сельского поселения ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах РФ к администрации Парковского сельского поселения о признании бездействия незаконным, понуждении произвести выкуп подлежащих изъятию у собственников жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в порядке, установленном ст. 32 ЖК РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Тихорецкий межрайонный прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Парковского сельского поселения, выразившееся не установлении выкупной цены при заключении соглашений с собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном ,   по предоставлению взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, и обязать установить выкупную цену подлежащих изъятию, понуждении произвести выкуп подлежащих изъятию у собственников жилых помещений в аварийном многоквартирном доме по вышеуказанному адресу. Мотивируя исковые требования прокурор указал, что в результате проверки, проведённой Тихорецкой межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ, выявлены нарушения жилищного законодательства, допущенные администрацией Парковского сельского поселения  выразившиеся в следующем: постановлением главы Парковского сельского поселения Тихорецкого района от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой , расположенный по адресу: ,  признан аварийным и подлежащим сносу и он включен в адресную программу Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год, утвержденную постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.02.2009 №110. Согласно п. 2 ч. 2 указанного постановления средства краевого бюджета, полученные за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) и предусмотренные в краевом бюджете на долевое финансирование, направляются на приобретение в собственность Краснодарского края свободных от обязательств перед третьими лицами жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено и строительная готовность которых составляет не менее чем 70% от предусмотренной проектной документацией готовности в многоквартирных домах, строящихся с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципальных образований, выполнивших условия, предусмотренные п.п. 5, 7 - 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в том числе Парковского сельского поселения Тихорецкого района. В рамках Программы, за счёт средств Фонда в размере 41 574 801 рублей, средств краевого бюджета - 22 605 273 рублей- были приобретены жилые помещения (квартиры) в строящихся многоквартирных домах, расположенных по адресу: А. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ между главой Парковского сельского поселения Тихорецкого района Чоп А.И. и собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном , ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО15 ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 заключены соглашения о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения. Указанным собственникам предоставлены жилые помещения в многоквартирных жилых домах №а по , № по . На приобретение жилых помещений (квартир) для переселения собственников помещений многоквартирного  из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств краевого бюджета было израсходовано 27 902 841 рублей 16 коп. При этом требования федерального законодательства, регламентирующего порядок предоставления жилых помещений взамен изымаемых жилых помещений, исполнены не были, в частичности, не были соблюдены положения главы 6 Программы, в соответствии с которой предоставление взамен подлежащего изъятию, собственнику такого помещения иного жилого помещения с зачётом его стоимости в выкупную цену является одним из способов переселения граждан, а кроме того, в нарушение ст. 32 Жилищного кодекса администрацией Парковского сельского поселения Тихорецкого района выкупная цена изымаемых жилых помещений, подлежащих сносу, не устанавливалась. В нарушение п.п.4, п.3 ч.3 главы 7 Программы администрацией Парковского сельского поселения Тихорецкого района не проведена работа с собственниками жилых помещений в указанном аварийном многоквартирном доме, направленная на достижение соглашений о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачётом его стоимости в выкупную цену в связи с чем, переселение собственников из аварийного жилищного фонда и предоставление им жилых помещений в собственность по договорам мены осуществлено только за счёт средств федерального и краевого бюджетов, без определения необходимости возложения части расходов по приобретению жилых помещений на самих собственников, что противоречит требованиям жилищного законодательства и повлекло существенные нарушения прав и интересов государства, выразившиеся в необоснованном предоставлении гражданам в собственность жилых помещений приобретенных за счёт бюджетных средств, выделенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В судебном заседании помощник прокурора Логвинов Б.Ю. поддержал исковые требования.

Представитель ответчика администрации Парковского сельского поселения ФИО2 иск не признал и пояснил, что действительно, постановлением администрации Парковского сельского поселения  от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой дом в поселке ,  признан аварийным и подлежащим сносу. На основании постановления главы администрации (губернатора Краснодарского края от 19 февраля 2009 года №110 «Об утверждении адресной программы Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья» Парковское сельское поселение Тихорецкого район было включено в адресную программу Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В рамках Программы департаментом жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края осуществлена государственная регистрация права государственной собственности Краснодарского края на приобретенные жилые помещения, предназначаемые для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, совместно с департаментом имущественных отношений Краснодарского края проведена в установленном порядке работа по передаче жилых помещений в многоквартирных домах, приобретенных в собственность Краснодарского края, из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность Парковского сельского поселения Тихорецкого района для предоставления, в соответствии с жилищным законодательством, гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда. Соглашением о сотрудничестве, заключенным с департаментом жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, предусматривалась обязанность администрации Парковского сельского поселения Тихорецкого района по организации и осуществлению работы с собственниками жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, включенном в Программу, направленной на достижение соглашений с собственниками о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачётом его стоимости в выкупную цену. Пунктом 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, или реконструкции, собственникам помещений в указанном доме, требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (ст. 32 ЖК РФ). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Во исполнение указанных норм законодательства и соглашения о сотрудничестве администрацией Парковского сельского поселения Тихорецкого района была проведена работа с собственниками жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, включенном в Программу. Между собственниками квартир ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО13, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО16 ФИО10 и администрацией Парковского сельского поселения Тихорецкого района были заключены соглашения о предоставлении жилых помещений взамен изымаемых жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 3 указанных соглашений определено, что собственникам квартир предоставляются квартиры взамен изымаемых без доплаты, то есть с зачетом их стоимости в выкупную цену, включающую в себя стоимость изымаемых квартир, а также всех убытков связанных с их изъятием. Администрацией Парковского сельского поселения Тихорецкого района и собственниками изымаемых квартир было достигнуто соглашение равнозначности стоимости предоставляемых квартир взамен изымаемых, что отражено в п. 3 соглашений. При таких обстоятельствах предоставление жилых помещений в собственность граждан, выселяемых из аварийного многоквартирного дома без определения необходимости возложения части расходов по приобретению жилых помещений на собственников изымаемых жилых помещений не может противоречить жилищному законодательству.

Представитель заинтересованного лица департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в судебное заседание не явился, однако направил в суд отзыв на исковое заявление прокурора, в котором пояснил, что с 2009 года на территории Краснодарского края реализуется адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в целях стимулирования развития рынка жилья, утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 февраля 2009 года. Адресная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», устанавливающего условия и порядок предоставления средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан посредством софинансирования мероприятий по их переселению из аварийного жилья.

В соответствии с законом № 185-ФЗ в случае приобретения субъектом Российской Федерации жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда по цене, превышающей цену приобретения жилых помещений, рассчитанную с учетом предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения, равно как и превышения разницы в площади предоставляемого жилого помещения в сторону ее увеличения осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный , расположенный по адресу: , включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, жильцы которых подлежат переселению в благоустроенные жилые помещения.

В рамках адресной программы в период с апреля по май 2010 года между администрацией Парковского сельского поселения Тихорецкого района и собственниками жилых помещений многоквартирного  в  были заключены соглашения о предоставлении жилых помещений взамен изымаемых. В соответствии с условиями адресной программы способом переселения граждан из аварийного жилья определена мена на другое жилое помещение, то есть, указанные выше соглашения подпадают по действие норм гражданского законодательства, регулирующих основные положения договора мены. Обязанность по оплате разницы обмениваемых товаров возникает лишь в случае, когда договором такие товары признаны неравноценными. Стоимость аварийного жилого помещения, подлежащего сносу, в силу его технических характеристик, не может быть равна, или выше стоимости жилого помещения, приобретаемого на первичном рынке жилья. Следовательно, нормы части 4 статьи 16 Закона № 185-ФЗ с учетом сложившихся цен на рынке строительства жилья, не ущемляют интересов собственников изымаемых жилых помещений. Администрацией Парковского сельского поселения Тихорецкого района при выполнении адресной программы обязанности по организации и осуществлению работы с собственниками жилых помещений в аварийном многоквартирном доме не была определена выкупная цена изымаемых жилых помещений, поскольку пунктом 3 заключенных соглашений с собственниками изымаемых жилых помещений оплата ими разницы в стоимости обмениваемых квартир не предусмотрена, в связи с чем, можно сделать вывод о том, что стороны соглашения признали обмениваемые жилые помещения равноценными. Определение выкупной цены в данной ситуации в соответствии с нормами Закона № 185-ФЗ и адресной программы не повлечет уменьшения объема бюджетных расходов.

В пределах бюджетного финансирования и с учетом указанных пропорций департаментом на основании заключенных государственных контрактов приобретались жилые помещения в строящихся домах на территории муниципального образования Парковское сельское поселение Тихорецкого района для переселения собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, расположенных на территории Парковского сельского поселения Тихорецкого района. В соответствии с действующим законодательством приобретенные жилые помещения были переданы в собственность муниципальному образованию Парковское сельское поселение для последующего их предоставления собственникам изымаемых жилых помещений. Необоснованности предоставления жилых помещений, приобретенных в рамках адресной программы, нарушающих права и интересы государства, не имеется.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.

В соответствии с п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке Правительством Российской Федерации многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, собственникам помещений в указанном доме, требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. Вместе с тем ч.8 ст.32 указанной статьи определено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В соответствии со статьёй 32 ЖК РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. ч.4 ст.16 Закона №185-ФЗ определено, что, в случае приобретения субъектом РФ жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда по цене, превышающей цену приобретения жилых помещений, рассчитанную с учетом указанной в п.5 ч.2 этой же нормы предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения, равно как и превышение разницы в площади предоставляемого жилого помещения в сторону ее увеличения осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июня 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» определено, что в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Парковского сельского поселения Тихорецкого района от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой дом в поселке ,  признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением главы администрации /губернатора/ Краснодарского края от19.02.2009года №«Об утверждении адресной программы Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья» указанный многоквартирный , в  включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, жильцы которых подлежат переселению в благоустроенные жилые помещения. В соответствии с этим Постановлением, в рамках адресной программы в период апрель-май 2010г. между администрацией Парковского сельского поселения Тихорецкого р-на и собственниками жилых помещений вышеуказанного многоквартирного дома были заключены соглашения о предоставлении жилых помещений взамен изымаемых. Способом переселения граждан адресная программа определила мену на другое жилое помещение. Состоялись такие соглашения и между собственниками квартир ФИО4, ФИО3, ФИО5 ФИО13, ФИО7, ФИО8, ФИО9ФИО17 ФИО10 и администрацией Парковского сельского поселения. Пунктом 3 указанных соглашений определено, что собственникам квартир предоставляются квартиры взамен изымаемых без доплаты, в соответствии с чем суд делает вывод о том, что, Администрацией Парковского сельского поселения Тихорецкого р-на проведена работа с собственниками жилых помещений, направленная на достижение соглашений о предоставлении взамен изымаемых жилых помещений с зачетом его стоимости в выкупную цену, включающую в себя стоимость изымаемых квартир, а также всех убытков связанных с их изъятием и стороны достигли соглашения о равнозначности стоимости предоставляемых квартир взамен изымаемых жилых помещений и между ними фактически заключен договор мены, а указанные выше соглашения подпадают под действие норм гражданского законодательства. В соответствии со ст. 568 ГК РФ если из договора мены не вытекает иное, товары подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности. Обязанность по оплате разницы обмениваемых товаров возникает лишь в том случае когда договором такие товары признаны неравноценными.

Несмотря на то, что законодатель в соответствие с ч.8 и 10 ст. 32 ЖК РФ с одной стороны устанавливает общую норму, регламентирующую изъятие у собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, либо в альтернативу изъятию- предоставление в собственности другого жилого помещения взамен изымаемого, а с другой стороны, устанавливает специальную норму, регламентирующую порядок финансирования мероприятий по переселению граждан в рамках адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда / ч.4 ст.16 Закона №185-ФЗ/ положения ч.8 и 10 ст. 32 ЖК РФ обеспечивают недопущение ущемления интересов собственников изымаемых жилых помещений. Следуя логике стоимость аварийного жилого помещения, подлежащего сносу, в силу его технических характеристик не может быть выше или ровна стоимости жилого помещения, приобретаемого на первичном рынке жилья из чего суд делает вывод о том, что положения ч.4 ст.16 Закона РФ №185-ФЗ с учетом сложившихся цен на рынке строительства жилья также не ущемляют интересов собственников изымаемых жилых помещений.

При таких обстоятельствах предоставление жилых помещений в собственность граждан, выселяемых из аварийного многоквартирного дома без определения необходимости возложения части расходов по приобретению жилых помещений на собственников изымаемых жилых помещений, не может противоречить жилищному законодательству.

Разделом 5 адресной программы определено, что для Краснодарского края на 2009 год минимальная доля софинансирования за счет средств краевого бюджета установлена в размере 7,89 процента от общего объема средств, направляемых на переселение граждан засчет средств Фонда и краевого бюджета. Соответственно средства Фонда составляют 92,11 процентов от общего объема средств.

Согласно изменениям, внесенным в адресную программу постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № общий объем финансирования мероприятий по приобретению жилых помещений в строящихся домах на территории муниципального образования Парковское сельское поселение  согласно таблице 2 адресной программы составлял , из них: средства Фонда - ; средства краевого бюджета -  (в том числе: обязательное софинансирование - ; дополнительное финансирование-  рублей).

Судом и из письма департамента жилищно-комунального хозяйства Краснодарского края установлено, что государственные контракты заключались на приобретение жилых помещений исходя из общей потребности конкретного муниципального образования в жилых помещениях, необходимых для переселения граждан, то есть идеальная доля софинансирования Фонда и краевого бюджета / в том числе дополнительные краевые средства/ рассчитывались в разрезе муниципальных образований относительно общего количества приобретаемых жилых помещений и их площади. При этом ни Закон №185-ФЗ, ни адресная программа требований о том, что указанные доли софинансирования должны быть идеальными в отношении каждого жилого помещения не содержат. Кроме того, обмер приобретенного жилья после ввода в эксплуатацию многоквартирных домов и установление реальной площади послужил основанием для внесения изменений в адресную программу в части уменьшения общего объема финансирования мероприятий на территории Парковского сельского поселения. постановлением главы администрации Краснодаского края от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно этим изменениям общий объем финансирования мероприятий по приобретению жилых помещений в строящихся домах на терипиитории муниципального образования Парковское сельское поселение составляет 64041000 руб., из них: средства фонда - 43897783 руб.; средства краевого бюджета - 20143217 руб. (в том числе, обязательное софинансирование - 3760217 руб.). Следовательно, и в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №, и в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № средства обязательного долевого финансирования Фонда и краевого бюджета, предусмотренные на оплату стоимости изымаемых квадратных метров, остались неизменными. Изменению в сторону уменьшения подверглась лишь сумма дополнительного финансирования за счет средств краевого бюджета. Отчет о расходовании бюджетных средств представлялся департаментом в Фонд. Нарушений долевого соотношения финансовых обязательств при приобретении жилых помещений в рамках адресной программы Фондом установлено не было.

Таким образом, администрация Парковского сельского поселения Тихорецкого района действовала в соответствии с положениями Закона № 185-ФЗ и адресной программы, и нарушений прав и интересов государства вышеуказанным муниципальным образованием суд не установил.

В результате переселения собственников жилых помещений из аварийного жилищного фонда посредством предоставления им в собственность жилых помещений по договорам мены осуществлено с соблюдением целевого использования средств адресной программы, то есть без возложения части расходов по приобретению жилых помещений на собственников изымаемых квартир. Стороны заключили сделку и обязательства по сделке ими выполнены. При вышеизложенных обстоятельствах суд не находит утверждение прокурора о том, что собственники изымаемых жилых помещений в многоквартирных аварийных домах обязаны участвовать в расходах по приобретению жилых помещений в рамках адресной программы необоснованными на законе.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах РФ к администрации Парковского сельского поселения о признании бездействия незаконным, понуждении произвести выкуп подлежащих изъятию у собственников жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в порядке, установленном ст. 32 ЖК РФ, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в срок 10 дней.

Председательствующий - Ербулатова С.Р.