ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-589 от 15.03.2012 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

                                                                                    Октябрьский районный суд города Мурманска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Октябрьский районный суд города Мурманска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2012 года

Дело № 2-589

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2012 года город Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего - судьи Кулдыкина А.В.,

при секретаре - Солдатовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1  к Администрации города Мурманска, Управлению капитального строительства администрации города Мурманска, Комитету градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска, Мурманскому муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» о возложении обязанности по производству капитального ремонта кровли многоквартирного жилого дома № ** по ....,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 в лице своего представителя по доверенности ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации города Мурманска о понуждении к проведению капитального ремонта кровли дома № ** по ....

В обоснование требований указала, что является совместно с  А. собственником квартиры № ** в доме № ** по ...., на основании договора приватизации от Дата. Год постройки дома Дата, число этажей ...., крупно-панельный, кровля - шифер по обрешетке, перекрытия ж/б плиты, оборудован холодным, горячим водоснабжением, канализацией, центральным отоплением, электроснабжением, газовыми плитами, капитальный ремонт дома не производился. Ее квартира расположена на .... этаже. Она неоднократно обращалась в управляющие компании ООО " ООО 1 ", ООО " ООО 2 ", Управление Администрации Октябрьского административного округа города Мурманска, Государственную жилищную инспекцию Мурманской области, Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска по вопросу капитального ремонта кровли, ветхость кровли приводит к проливам квартир жильцов дома, в том числе ее квартиры. Из-за сырости в квартире отслаиваются обои, сыреют потолки, что влечет к необоснованным затратам на ремонт жилплощади, что нарушает ее жилищные права. Она добросовестно исполняет свои обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе на содержание и ремонт общего имущества дома. Согласно ответу ООО " ООО 2 " от Дата за № **, латочный ремонт кровли над квартирой № ** нецелесообразен в связи с большим количеством квартир, заливаемых через кровлю, необходим капитальный ремонт кровли. Согласно независимой технической экспертизе ООО " ООО 3 " кровля требует капитального ремонта. Поскольку необходимость капитального ремонта кровли возникла задолго до принятия нового Жилищного кодекса РФ в марте 2005 года, просит суд обязать администрацию города Мурманска в срок до Дата организовать и проконтролировать выполнение капитального ремонта кровли многоквартирного жилого дома № ** по .... Просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель истицы ФИО2 уточнил исковые требования. Просил обязать Мурманское муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» сформировать и разместить муниципальный заказ на капитальный ремонт, произвести капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома № ** по .... в срок до Дата, а также обязать Администрацию города Мурманска, Комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска, Мурманское муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» внести дополнения в ведомственную целевую программу «Капитальный и текущий ремонт объектов муниципальной собственности города Мурманска» на 2012 - 2013 годы, включив в нее проведение капитального ремонта кровли многоквартирного дома № ** по ...., профинансировать данный капитальный ремонт.

Представитель ответчика Администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Из представленного письменного отзыва следует, что формирование и размещение муниципального заказа на капитальный ремонт жилищного фонда, контроль за исполнением муниципального заказа возложены на ММКУ УКС, что закреплено в разделах 3, 4 Устава Мурманского муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства». Администрация г. Мурманска является казенным муниципальным учреждением, образуемым для управленческих функций, расходы на обеспечение деятельности которой предусматриваются отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Полномочия администрации г. Мурманска в конкретных сферах управления, а также обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется территориальными, функциональными и иными структурными подразделениями администрации города, в соответствии со структурой, утверждаемой Советом депутатов города Мурманска. Надлежащим ответчиком по данному иску является ММКУ УКС. Просил в иске к администрации города Мурманска отказать.

Представитель привлеченного по делу в качестве соответчика Управление капитального строительства администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, из протокола судебного заседания от 02 марта 2012 года, а также из письменного отзыва УКС следует, что в силу распоряжения администрации города Мурманска от 21.06.2011 года № 86-р УКС ликвидируется, назначена ликвидационная комиссия. В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии учредителем решения о ликвидации, формировании ликвидационной комиссии, составлении промежуточного ликвидационного баланса. В соответствии с решением Совета депутатов города Мурманска от 21.12.2011 года № 43-581 «О бюджете муниципального образования город Мурманск на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годы» УКС исключено из участников бюджетного процесса. Функции УКС переданы в части расходных обязательств муниципального образования город Мурманск по капитальному ремонту Комитету градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска, в части размещения муниципального заказа на капитальный ремонт - Мурманскому муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства». Указал, что УКС администрации города Мурманска является ненадлежащим ответчиком по делу, по существу заявленных требований просил в удовлетворении исковых требований ФИО1 об обязании бывшего наймодателя произвести капитальный ремонт кровли дома № ** по .... отказать, поскольку истцом не представлено доказательств, что на момент приватизации ею квартиры кровля дома нуждалась в капитальном ремонте.

Представитель ответчика - Комитета градостроительства и территориального развития администрации г. Мурманска ФИО3 в судебном заседании иск не признал по следующим основаниям. Производство капитального ремонта жилого фонда, как и разработка целевых ведомственных программ, Положением о Комитете градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска не предусмотрена. Разработчиком ведомственной целевой программы «Капитальный и текущий ремонт объектов муниципальной собственности города Мурманска» на 2012 - 2013 годы является ММКУ «Управление капитального строительства». Указал, что ведомственная целевая программа «Капитальный и текущий ремонт объектов муниципальной собственности города Мурманска на 2012 - 2013 годы» утверждена Постановлением Администрации города Мурманска от 28.10.2011 года № 2068 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Капитальный и текущий ремонт объектов муниципальной собственности города Мурманска на 2012 - 2013 годы». Данное постановление является нормативным актом, вносить изменения в который вправе лишь сама администрация города Мурманска. Комитет градостроительства и территориального развития не наделен правом принятия самостоятельного юридически значимого решения по данному вопросу. Формирование и размещение муниципального заказа на капитальный ремонт жилищного фонда, контроль за исполнением муниципального заказа на капитальный ремонт жилищного фонда, контроль за исполнением муниципального заказа возложены на ММКУ УКС. У Комитета нет правовых оснований для формирования муниципального задания. Просил в иске к Комитету градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска отказать.

Представитель ответчика ММКУ «Управление капитального строительства» просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Из представленного письменного отзыва следует, что ММКУ УКС не согласно с заявленными требованиями. С момента принятия в управление жилого дома, именно управляющая компания, а не муниципальное образование город Мурманск, является лицом, на которое возложена обязанность обеспечить выполнение капитального ремонта. В связи с выбором собственниками приватизированных помещений в многоквартирном доме в порядке статьи 161 ЖК РФ способа управления - управление управляющей компанией, право требовать от бывшего наймодателя исполнения в натуре обязательства по проведению ремонта жилого дома, утрачено. Решение вопроса о капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома относится исключительно к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Для проведения капитального ремонта кровли дома недостаточно требования одного собственника, даже если он является бывшим нанимателем, имеющим право на возмещение расходов по капитальному ремонту от бывшего наймодателя. Истец вправе требовать от органа местного самоуправления нести расходы по капитальному ремонту за себя, как за бывшего нанимателя, перед которым бывший наймодатель не исполнил обязанность по капитальному ремонту на момент приватизации квартиры, при этом, истец должен доказать, что кровля дома на момент приватизации квартиры в Дата требовала капитального ремонта, данных доказательств истцом не представлено. Во - вторых, указал, что возмещение бывшему нанимателю расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома относится к расходным обязательствам бывшего наймодателя, в данном случае, муниципального образования город Мурманск. ММКУ УКС является казенным учреждением, созданным в целях организации работ по практической реализации муниципальной политики в области капитального строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонтов объектов, в том числе жилищно-коммунального хозяйства. ММКУ УКС, не являясь органом местного самоуправления и не наделенное полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, может нести ответственность по расходным обязательствам муниципального образования город Мурманск только в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Объем прав ММКУ УКС закреплены Ведомственной целевой программой «Капитальный и текущий ремонт объектов муниципальной собственности города Мурманска» на 2012 - 2013 года, утвержденной постановлением администрации .... от Дата № **. Капитальный ремонт кровли дома № ** по .... не включен в перечень объектов по которым ММКУ УКС вправе направить бюджетные средства на размещение муниципального заказа на капитальный ремонт. ММКУ УКС считает требования не подлежащими удовлетворению и просит в иске отказать.

Представитель 3-его лица Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска просил о рассмотрении дела в свое отсутствие в связи с тем, в соответствии с решением Совета депутатов города Мурманска от 091.04.2011 года № 35-430 «Об утверждении структуры администрации города Мурманска», Решением Совета депутатов города Мурманска от 31.05.2011 года № 37-484 «Об учреждении комитета по жилищной политике администрации города Мурманска» функции по предоставлению интересов администрации города Мурманска в сфере жилищно-коммунального хозяйства в органах государственной власти, правоохранительных органах, предприятиях и учреждениях осуществляет Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска. КРГХ администрации города Мурманска является структурным подразделением администрации города Мурманска, содержится за счет средств городского бюджета и осуществляет свою деятельность на основании Положения о Комитете, которым не предусмотрено осуществление функций по осуществлению капитального ремонта кровель жилых домов, технического надзора за содержанием объектов жилого фонда. Просил исключить КРГХ администрации города Мурманска из числа лиц, участвующих в данном деле.

Представитель Государственной жилищной инспекции Мурманской области просил дело рассмотреть в свое отсутствие, из представленного письменного сообщения следует, что ГЖИ Мурманской области проводилась проверка по обращению ФИО1 и Б. Дата на предмет залития жилых помещений через кровлю. На момент проверки в жилых помещениях квартир № **, № ** выявлены сухие следы залитий через кровлю. На кровле дома металлические свесы повреждены. По результатам проверки составлен акт и выдано предписание в адрес управляющей компании ООО " ООО 2 " на устранение выявленных нарушений в срок до Дата, по информации, предоставленной ММБУ ****, специалистами управляющей организации ООО " ООО 2 " приняты временные меры по предотвращению залития квартир последнего этажа дома № ** по ....

Третье лицо - Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска о месте и времени судебного заседания извещен судом надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, мнения по иску не представил.

Третье лицо - ООО " ООО 1 " о месте и времени судебного заседания извещался судом надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, мнения по иску не представил.

Третье лицо - ООО " ООО 2 " о месте и времени судебного заседания извещен судом надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, мнения по иску не представил. В ходе ранее проведенных судебных заседаний представитель данной управляющей компании согласился в полном объеме, пояснив, что данный дом передан им в управление с Дата, предыдущая управляющая компания дом по акту приема-передачи им не передавала. Технического паспорта дома в наличие не имеется, так как данный документ им также не передавался. Кровля данного дома нуждается в капитальном ремонте, а текущий ремонт кровли будет нецелесообразным вследствие ненадлежащего технического состояния всех элементов кровли. По техническому состоянию кровли ими, как управляющей компанией, проводились осмотры, акты которых представлены в судебное заседание.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в части.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации утверждено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.

Согласно статье 12 Конституции в России признается и гарантируется местное самоуправление, самостоятельное в пределах своих полномочий. Часть 2 статьи 40 Конституции устанавливает, что органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В судебном заседании установлено, что ФИО1  является собственником жилого помещения квартиры № **, расположенной в многоквартирном доме № ** по .... совместно с  А., на основании договора на бесплатную передачу квартир в собственность граждан от Дата (л.д. 9). Квартира расположена на .... этаже четырехэтажного многоквартирного дома Дата постройки. На протяжении многих лет квартира заливается через кровлю.

Согласно Протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: ...., от Дата, Управляющей организацией, осуществляющей управление данным многоквартирным домом, является ООО " ООО 2 ".

Судом установлено, что Дата ООО " ООО 2 " в составе комиссии - технического директора В., мастера Г., юриста Д. произвела обследование санитарно-технического состояния квартиры № ** дома № ** по ...., в связи с залитием квартиры через кровлю. Из акта следует, что дом построен в Дата, крупнопанельный, кровля - шифер по обрешетке, капитальный ремонт дома не производился, при обследовании выявлено, что на кровле отсутствуют свесы, имеются влажные следы по обрешетке, местами гниение деревянной доски, на шиферном покрытии наблюдаются щели и трещины. В квартире № ** в помещении кухни имеются сырые пятна залития на обоях улучшенного качества стен площадью 2,5 кв. м, на клеевом окрасочном слое потолка по всей площади около 8,5 кв. м, в помещении № ** жилой комнаты наблюдаются сырые следы залития стен на обоях улучшенного качества в районе всей длины оконного проема и стене смежной с лестничной клеткой площадью 10 кв. м, потолок - сырые следы залития на клеевом окрасочном слое по всей площади около 11,5 кв. м; в помещении № ** жилой комнаты наблюдаются сырые следы залития стен на обоях улучшенного качества в районе всей длины оконного проема и стен смежной с кухней и комнатой № ** около 10,5 кв. м, потолок - сырые следы залития по всей площади около 7,5 кв. м.

Согласно актам ООО " ООО 2 " от Дата, составленным по факту обследования технического состояния кровли дома № ** по ...., комиссией выявлено, что на кровле имеются повреждения шифера в виде сколов в прикарнизной зоне по периметру более 60%; частично повреждено металлическое покрытие конька; нарушена деревянная подшивка карниза по периметру, в том числе в районе разжелобка; гниение доски; деревянная обрешетка разрежена, наблюдается намокание более 70%; коррозия металла по обрешетке; свесы коррозированы 100%, наблюдаются отверстия, местами отсутствуют; во время урагана сорвано шиферное покрытие кровли в районе кв. № **, № **, лестничной клетки подъезда № ** (л.д. 14, 144).

Из материалов дела следует, что истица по факту залития квартиры через кровлю обращалась в различные инстанции на протяжении нескольких лет, о чем свидетельствует переписка с Комитетом по развитию городского хозяйства, ООО " ООО 1 ", Администрацией города Мурманска, Комитетом по жилищной политике города Мурманска.

Факт залития с кровли подтверждается актами обследования квартир, расположенных в доме № ** по ....: № ** от Дата, № ** от Дата, № ** от Дата, № ** от Дата, № ** от Дата, № ** от Дата, № ** от Дата (л.д. 139 - 147).

Дата Мурманским муниципальным бюджетным учреждением **** проведено обследование технического состояния кровли дома № ** по ...., в связи с нарушением кровельного покрытия, составлен акт, из которого следует, что в результате обследования технического состояния кровли в районе квартир № **, № ** и подъезда № ** (площадка) отсутствует кровельное покрытие - металлические свесы; металлическое ограждение по периметру в районе кв. № **, № **. При визуальном осмотре кровли с чердачного помещения отсутствует изоляционный слой по обрешетке, в районе конька имеются сквозные отверстия. ООО " ООО 2 " Дата выполнило работы по устройству изоляционного слоя: изопласт закреплен обрезной доской диаметром 25 мм в шахматном порядке для предотвращения залития квартир № ** и № ** и лестничной клетки подъезда № **. Указанные работы выполнены, как временные, до решения и выполнения ремонта кровли. Комиссия пришла к выводу, что ООО УК «Наш Дом» в летний период текущего года необходимо выполнить работы по ремонту кровельного покрытия кровли дома № ** в районе квартир № **, № ** и подъезда № ** до Дата (л.д. 153-154).

Дата Государственной жилищной инспекцией Мурманской области была проведена поверка в отношении ООО " ООО 2 ". В ходе проведения проверки установлено, что в квартире № ** в комнате на потолке наблюдаются сухие следы залития через кровлю, в квартире № ** на кухне на потолке и стенах наблюдаются сухие следы залития через кровлю, в подъезде № ** на потолке 4 этажа наблюдаются сухие следы залития через кровлю. На кровле наблюдается повреждение ограждения кровли, частично отсутствует. Металлические свесы повреждены. Над квартирами № ** и № ** произведена укладка рубероидного покрытия. На основании акта проверки ООО " ООО 2 " было выдано предписание для устранения выявленных нарушений на кровле в районе квартир № **, № ** и устранения залития квартир № **, № ** дома № ** по .... (л.д. 99-102).

Из ответа ООО " ООО 2 " от Дата, следует, что Обществом приняты привентивные меры по предупреждению залития через кровлю - по стропильным ногам, обрешетке на чердаке дома натянута пленка.

ООО " ООО 2 " направила в адрес истицы письмо от Дата, из которого следует, что выполнение латочного ремонта кровли дома нецелесообразно в связи с большим количеством квартир, заливаемых через кровлю (л.д. 16).

Согласно письму КРГХ администрации города Мурманска от Дата, которое является ответом на обращение ФИО1 по вопросу ремонта кровли над квартирой № ** дома № ** по ...., следует, что в результате комиссионного обследования, проведенного Дата, установлен факт залития квартиры № ** дома № ** по .... через кровлю, ООО " ООО 1 " предложено провести текущие ремонтные работы (л.д. 18).

Согласно заключению от Дата специалиста ООО " ООО 3 " Е. по результатам строительно-технической экспертизы состояния строительных конструкций кровли жилого дома № ** по ...., жилой дом расположен в среднеагрессивной среде и находится в стадии устранимого интенсивного износа. Деструкция древесины обрешетки. Общее состояние строительных конструкций кровли жилого дома расценивается как недопустимое. Дефект строительных конструкций критический. Полный физический износ конструкций кровли жилого дома. Требуется произвести капитальный ремонт кровельного покрытия.

Судом установлено, что многоквартирный дом № ** по .... построен в Дата, крупнопанельный, кровля покрыта шифером по обрешетке, капитальный ремонт в доме не производился, обратного по делу не доказано, сторонами по делу необходимые доказательства обратного не представлены, несмотря на направленные в их адрес запросы суда.

Согласно Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88(р), утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312, а именно - Приложению № 3, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации кровли из волнистого шифера до капитального ремонта (замены) составляет 30 лет.

Таким образом, срок эксплуатации кровли без капитального ремонта (замены) превысил допустимые пределы на .... лет, данный срок истек на момент приватизации истцом жилого помещения в данном многоквартирном доме.

По сообщению Мурманского муниципального унитарного предприятия «Единая дежурно-диспетчерская служба 051» жалобы, связанные с залитием с кровли, поступали от жителей дома № ** по .... регулярно, сведения предоставлены за период с Дата по Дата.

Как уже указывалось выше, с Дата ООО " ООО 2 " является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный дом № ** по ...., на основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома.

До управляющей компании ООО " ООО 2 " дом находился в управлении ООО " ООО 1 ".

По требованию суда, ответчиками и третьими лицами не представлены акты передачи дома из собственности муниципального образования города Мурманска ООО " ООО 1 ", от ООО " ООО 1 " к ООО " ООО 2 ", из которых бы следовало, что кровля дома № ** на момент передачи дома из муниципальной собственности не требовала капитального ремонта и была в исправном техническом состоянии, учитывая, что прошло более .... лет со дня постройки дома.

Таким образом, суд полагает, что ненадлежащее техническое состояние кровли дома № ** по ...., необходимость проведения ее капитального ремонта, возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ, то есть до 01 марта 2005 года, а также до выбора управляющих организаций, в том числе и ООО " ООО 2 ", обслуживавших (обслуживающей) многоквартирный дом № ** по ....

Согласно стать 18 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доказательств того, что кровля в период нахождения дома в собственности муниципального образования ремонтировалась, а также то, что кровля передана управляющей компании в исправном техническом состоянии, суду не представлено.

Согласно статье 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Анализируя действовавшее до принятия Жилищного кодекса РФ законодательство, суд приходит к следующему.

Согласно статье 6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов).

Согласно статье 149 Жилищного кодекса РСФСР финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществляется за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств - за счет государственного бюджета.

Согласно статье 141 Жилищного кодекса РСФСР наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», целями принятия которого являлось определение основных принципов реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, установление общих начал правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере, введено понятие муниципальный жилищный фонд, то есть фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

Согласно данному Закону в отношениях найма муниципального жилищного фонда уполномоченный орган местного самоуправления выступает наймодателем.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, в том числе и в редакции, действовавшей до принятия Жилищного кодекса РФ, к вопросам местного значения городского округа относятся организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Согласно требованиям статьи 87 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2006 года) было предусмотрено, что исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов: организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, действовавшее до принятия Жилищного кодекса РФ законодательство вопросы содержания муниципального жилищного фонда относило к исключительным расходным обязательствам муниципальных образований, не возлагая данные расходы на граждан, проживающих в данном жилищном фонде.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года указано, что согласно ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Как следует из представленных суду доказательств, собственники жилых помещений многоквартирного дома № ** по ...., в том числе ФИО1, приватизировала занимаемое ею жилое помещение по договору социального найма в период нахождения данного жилищного фонда в собственности муниципального образования город Мурманск. При этом собственник в лице уполномоченного им органа местного самоуправления - Комитета имущественных отношений города Мурманска, передав ей в собственность жилые помещения, не принял мер по приведению указанного жилищного фонда, в том числе общего имущества многоквартирного дома, в исправное техническое состояние.

Как установлено в судебном заседании, ненадлежащее техническое содержание кровли и не проведение ее капитального ремонта органами местного самоуправления в установленные ВСН 58-88(р) сроки привело к тому, что на протяжении нескольких лет происходит залитие квартир, расположенных на .... этаже дома № ** по ...., в том числе и квартиры истицы, чем существенно нарушаются жилищные права собственников указанного многоквартирного дома и иных проживающих там лиц.

Таким образом, судом установлено, что капитальный ремонт кровли дома № ** по .... в настоящее время является обязанностью органов местного самоуправления, а неисполнение данной обязанности влечет существенное нарушение прав граждан на комфортное проживание.

Согласно статье 45 Устава муниципального образования город Мурманск администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенных к ведению города, и реализует отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами Мурманской области. Администрация города: разрабатывает проект бюджета города, проекты планов и программ развития города и отчеты об их исполнении, проекты нормативных правовых актов по вопросам местного значения, отнесенных к ведению города; обеспечивает исполнение бюджета города, планов и программ развития города.

Согласно статье 47 Устава полномочия администрации города в конкретных сферах управления, а также обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляются территориальными, функциональными органами и иными структурными подразделениями администрации города (комитеты, управления, отделы, сектора).

ММКУ «Управление капитального строительства» является казенным учреждением, созданным в целях организации работ по практической реализации муниципальной политики в области капитального строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонтов объектов, в том числе жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с разделом 4 Уставом учреждения ММКУ УКС наделено функциями получателя средств бюджета муниципального образования город Мурманск, а также функциями муниципального заказчика на капитальный ремонт муниципального имущества и имущества, относящегося к общедолевой собственности в части муниципальной собственности, в том числе заключение муниципальных контрактов на капитальный ремонт, подготовку и направление документации, необходимой для размещения муниципальных заказов в уполномоченный орган по размещению заказов для муниципальных нужд.

Совместно со структурными подразделениями администрации города Мурманска принимает участие в разработке ведомственных программ в сфере капитального и текущего ремонта муниципального имущества, имущества, относящегося к общедолевой собственности в части определения стоимости работ.

В силу статьи 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии); формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Пунктом 5 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ определено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

ММКУ УКС находится в ведомственном подчинении Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска, осуществляющего полномочия главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования город Мурманск по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении; организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности; формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств; отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ) сводная бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с настоящим Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета; бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств; расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);

В соответствии со статьей 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.

В соответствии со статьей 215.1. БК РФ организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Согласно статье 217 БК РФ утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете: в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году; а также в других случаях, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с БК РФ, Уставом муниципального образования город Мурманск, решением Совета депутатов города Мурманска от 26.05.2008 года № 50-618 утверждено Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании город Мурманск, которое устанавливает основы бюджетного устройства и организации бюджетного процесса в муниципальном образовании город Мурманск и определяет порядок составления, рассмотрения проекта бюджета муниципального образования город Мурманск, утверждения и исполнения бюджета города, осуществления контроля за его исполнением, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Согласно статье 13 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании город Мурманск, утвержденным Решением Совета депутатов города Мурманска от 26.05.2008 года № 50-618 (далее по тексту Положение), во исполнение бюджетных полномочий администрация города Мурманска: обеспечивает составление проекта бюджета города; обеспечивает исполнение бюджета города и составление бюджетной отчетности.

Согласно статье 14 Положения во исполнение бюджетных полномочий Управление финансов администрации города Мурманска: составляет проект бюджета города, проекты решений Совета депутатов города Мурманска о внесении изменений в бюджет города, годовой и ежеквартальные отчеты об исполнении бюджета города; организует исполнение бюджета города на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана; утверждает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи, составляет и ведет сводную бюджетную роспись; утверждает лимиты бюджетных обязательств главных распорядителей средств бюджета города.

Согласно статье 30 Положения исполнение бюджета города обеспечивается администрацией города Мурманска. Организация исполнения бюджета города возлагается на управление финансов администрации города Мурманска. Исполнение бюджета города организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

В соответствии со статьей 31 Положения порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается управлением финансов администрации города Мурманска. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется начальником управления финансов администрации города Мурманска. В случае принятия решения о внесении изменений в решение Совета депутатов города Мурманска о бюджете города на текущий финансовый год и плановый период начальник управления финансов администрации города Мурманска утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В ходе исполнения бюджета города показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решением начальника управления финансов администрации города Мурманска без внесения изменений в решение Совета депутатов города Мурманска о бюджете города в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 33 Положения установлено, что порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета города, включая внесение изменений в них, устанавливается управлением финансов администрации города Мурманска. Бюджетные росписи главных распорядителей средств бюджета города составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью.

Согласно статья 8.1 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании город Мурманск, утвержденным решением Совета депутатов города Мурманска от 26 мая 2008 г. N 50-618, в бюджете города могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом администрации города Мурманска.

Согласно пункту 1.3. Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Мурманска, утвержденный постановлением администрации города Мурманска от 8 сентября 2011 г. N 1624 (далее - Порядок), субъект бюджетного планирования (СБП) - главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджета муниципального образования город Мурманск (в применении к данному Порядку - администрация города Мурманска и ее структурные подразделения).

Согласно пункту 1.9. Порядка предложения по объемам расходов, осуществляемых за счет средств бюджета муниципального образования город Мурманск, на реализацию Программ в целом и каждого из мероприятий на весь период реализации Программы и их обоснования формируются СБП в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.10. Порядка финансирование Программ осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до СБП в текущем финансовом году.

Исходя из пункта 1.12. Порядка бюджетные ассигнования на реализацию Программ подлежат корректировке в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования город Мурманск на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно пункту 2.1. Порядка решение о разработке Программы принимается СБП исходя из необходимости достижения одной из ведомственных целей СПБ, направленной на достижение соответствующей тактической цели социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск.

Согласно пункту 2.2. Порядка разработанный в соответствии с требованиями настоящего Порядка проект Программы, согласованный с курирующим СБП заместителем Главы администрации города Мурманска, направляется СБП в срок не позднее 1 октября года, предшествующего году начала действия Программы, на согласование в комитет по экономическому развитию администрации города Мурманска.

В соответствии с пунктом 2.4. Порядка согласованный комитетом по экономическому развитию администрации города Мурманска проект Программы направляется СБП на согласование в управление финансов администрации города Мурманска с приложением материалов, обосновывающих заявленную потребность в финансировании.

Исходя из пункта 2.6. Порядка согласованная управлением финансов администрации города Мурманска, а также комитетом по экономическому развитию администрации города Мурманска Программа утверждается постановлением администрации города Мурманска в срок не позднее 1 ноября года, предшествующего году начала действия Программы.

Судом установлено, что Постановлением Администрации города Мурманска от 28.10.2011 года № 2068 утверждена ведомственная целевая программа «Капитальный и текущий ремонт объектов муниципальной собственности города Мурманска на 2012 - 2013 года», постановлением № 2777 от 30.12.2011 года внесены изменения в указанную программу.

Капитальный ремонт кровли дома № ** по .... в данную программу не включен.

На основании изложенного, для выполнения капитального ремонта кровли дома № ** по ...., учитывая уточненные исковые требования, исходя из вышеперечисленных полномочий ответчиков, суд полагает необходимым обязать Администрацию города Мурманска, Комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска,ММКУ «Управление капитального строительства» внести изменения и дополнения в Ведомственную целевую программу «Капитальный и текущий ремонт объектов муниципальной собственности города Мурманска» на 2012-2013 годы, утвержденную Постановлением Администрации города Мурманска от 28.10.2011 года № 2068 (в редакции Постановления Администрации города Мурманска от 30.12.2011 года № 2777), которые предусматривают проведение капитального ремонта кровли многоквартирного жилого дома № ** по ....

Администрацию города Мурманска и Комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска суд также полагает необходимым обязать в текущем финансовом году принять предусмотренные бюджетным законодательством меры по внесению изменений и дополнений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств в части увеличения бюджетных ассигнований, направленных на исполнение расходных обязательств муниципального образования город Мурманск по проведению капитального ремонта кровли многоквартирного жилого дома № ** по ....

ММКУ «Управление капитального строительства» суд полагает необходимым обязать сформировать и разместить муниципальный заказ на капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома № ** по ...., организовать исполнение муниципального контракта по капитальному ремонту кровли многоквартирного жилого дома № ** по ....

Учитывая порядок и сроки проведения всех необходимых мероприятий и процедур размещения муниципального заказа и его исполнения, заявленные исковые требования, а также отсутствие в этой части иска возражений со стороны ответчиков, суд полагает необходимым установить срок исполнения исковых требований ответчиками до Дата.

Исковые требования к Управлению капитального строительства администрации города Мурманска о возложении обязанности по производству капитального ремонта кровли многоквартирного жилого дома № ** по .... не подлежат удовлетворению, поскольку Управление капитального строительства администрации города Мурманска в настоящее время на основании распоряжения администрации города Мурманска от 21.06.2011 года № 86-р ликвидируется, что подтверждено свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, его функции переданы Комитету градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска, а в части размещения муниципального заказа на капитальный ремонт - Мурманскому муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1  к Администрации города Мурманска, Управлению капитального строительства администрации города Мурманска, Комитету градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска, Мурманскому муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» о возложении обязанности по производству капитального ремонта кровли многоквартирного жилого дома № ** по ...., удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Мурманска, Комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска,Мурманское муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» внести изменения и дополнения в Ведомственную целевую программу «Капитальный и текущий ремонт объектов муниципальной собственности города Мурманска» на 2012-2013 годы, утвержденную Постановлением Администрации города Мурманска от 28.10.2011 года № 2068 (в редакции Постановления Администрации города Мурманска от 30.12.2011 года № 2777), которые предусматривают проведение капитального ремонта кровли многоквартирного жилого дома № ** по ....

Обязать Администрацию города Мурманска и Комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска в текущем финансовом году принять предусмотренные бюджетным законодательством меры по внесению изменений и дополнений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств в части увеличения бюджетных ассигнований, направленных на исполнение расходных обязательств муниципального образования город Мурманск по проведению капитального ремонта кровли многоквартирного жилого дома № ** по ....

Обязать Мурманское муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» сформировать и разместить муниципальный заказ на капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома № ** по ...., организовать исполнение муниципального контракта по капитальному ремонту кровли многоквартирного жилого дома № ** по .... в срок до Дата.

Исковое заявление ФИО1  к Управлению капитального строительства администрации города Мурманска о возложении обязанности по производству капитального ремонта кровли многоквартирного жилого дома № ** по ...., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий А.В. Кулдыкин