Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 ноября 2015 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Марченко Е.С. при секретаре судебного заседания Ушаковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству образования Омской области о включении в список лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения, предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском о предоставлении жилого помещения. В обоснование исковых требований указала, что она относится к категории лиц из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, так как мать С.О.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец воспитанием не занимался. На основании приказа Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу был назначен опекун КТА Считает, что она осталась без попечения родителей, относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на гарантии по социальной поддержке. Просит обязать Министерство образования Омской области включить ее в список лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Истец участия в судебном заседании не принимала, о слушании делав уведомлена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал. Пояснил, что отец ФИО1 воспитанием дочери никогда не занимался, ее судьбой не интересовался, где он находится истцу не известно. После смерти матери девочке был назначен опекун. Полагает, что ФИО1 относится к категории детей оставшихся без попечения родителей, мать умерла, а отец уклонился от воспитания дочери. До достижения истцом 23 лет она обратилась в Министерство образования Омской области о включении ее в список лиц, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения, но ей было отказано. Полагает, что отказ незаконен, просит требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства образования Омской области ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал ввиду того, что отец истца не признан по решению суда безвестно отсутствующим, в связи с этим истец не может подпадать под категорию лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, проанализировав собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Судебным разбирательством установлено и подтверждается материалами дела, что истец ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать истца КСОМ, отец СЛА (л.д. 7).
Согласно свидетельству родители истца расторгли брак ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
Мать истца С.О.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).
В связи с тем, что мать истца С.О.М. умерла, а отец СЛА содержанием и воспитанием дочери не занимался приказом управления образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, № од, КТА назначена опекуном над несовершеннолетней ФИО1 (л.д. 17).
Согласно данным Росреестра и БТИ по Омской области ФИО1 в собственности жилого помещения не имеет (л.д. 33 – 37).
В возрасте до 23 лет ФИО1 обратилась в Министерство образования Омской области с заявлением о включении ее в список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилым помещением.
Заявление ФИО1 было рассмотрено Министерством образования Омской области и ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ с указанием перечня документов необходимых для постановки на учет. (л.д. 31).
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает следующие понятия:
- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из указанных положений следует, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся, в том числе и лица, чьи родители уклонялись от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов.
Из материалов личного дела ФИО1 следует, что опека над несовершеннолетней ФИО1, установлена на основании заявления кандидата в опекуны КТА в связи с тем, что мать С.О.М. умерла, отец СЛА содержанием и воспитанием ребенка не занимался, находился в розыске, в ходе которого установлено, что СЛА уехал в <адрес>. (л.д.52 -62 ).
Таким образом, ФИО1 в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей, - мать умерла, а отец уклонился от воспитания своей дочери и от защиты ее прав и интересов, фактически отказался взять ребенка на воспитание после смерти матери.
Доказательств обратного в судебное заседание не представлено.
Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п, в редакции Постановления Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п», уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений Омской области (п. 2).
Министерство образования Омской области ежегодно не позднее 20 января текущего года направляет в Министерство имущества сведения о детях-сиротах, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникает в текущем году, по данным на 1 января текущего года по каждому муниципальному району Омской области и муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в отдельности (п. 3), сведения о детях-сиротах, на основании которых заключается договоры найма (п. 9). Таким образом, в том числе, от исполнения Министерством образования Омской области обязанностей, предусмотренных постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п, зависит предоставление истцу жилого помещения.
Поскольку судом установлено, что истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения не имеет, ФИО1 подлежит включению ответчиком в список детей – сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Министерство образования Омской области включить ФИО1 в список лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд посредством подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С.Марченко