Дело № 2-5894/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2016 года Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ласко О.Л.,
при секретаре Вишняковой Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калининградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области о наложении обязанности принять меры к проведению кадастровых работ по определению границ зоны с особыми условиями использования Государственный природный заказник регионального значения «Дюнный» и постановке на государственный кадастровый учет границ этой зоны с особыми условиями использования,
У С Т А Н О В И Л:
Калининградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области, в котором просит обязать ответчика принять меры к проведению кадастровых работ по определению границ зоны с особыми условиями использования Государственный заказник регионального значения «Дюнный» и постановке на государственный кадастровый учет границ зоны с особыми условиями использования Государственный природный заказник регионального значения «Дюнный» (далее – ГПЗ «Дюнный») в срок двенадцать месяцев со дня вступления в силу решения суда.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Калининградской межрайонной природоохранной прокуратурой в < Дата > года проведена проверка соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях, в результате которой установлено следующее. В Славском районе Калининградской области расположен ГПЗ «Дюнный», площадью 18600 га, территория которого отнесена к особо охраняемым природным территориям (далее – ООПТ) регионального значения, в отношении которой должен быть определен особый режим использования, установлены границы земельного участка. По информации Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области постановка ГПЗ «Дюнный» на учет в Государственном кадастре недвижимости не произведена, сведения о границах отсутствуют. Отсутствие в Государственном кадастре недвижимости сведений о ГПЗ «Дюнный» может привести к нарушениям требований законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с ограничениями осуществления хозяйственной и иной деятельности, установленными режимом особой охраны ГПЗ «Дюнный».
В судебном заседании помощник Калининградского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3, иск поддержал по изложенным основаниям, просил удовлетворить.
Представитель ответчика – Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Представитель третьего лица – ГКУ КО «Природный парк «Виштынецкий» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В силу ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.
Согласно п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится создание и обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В силу ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, в том числе природоохранного назначения.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу требований ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Согласно п. «г» ч. 2 ст. 2, ст.ст. 22-24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются определенные законом категории указанных территорий, в т.ч. государственные природные заказники.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий государственных природных заказников, находящихся в их ведении.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Калининградской области от 01.03.2016 № 513 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории регионального значения находятся в ведении органов исполнительной власти Калининградской области, а также в случаях, предусмотренных ст. 28 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территория», также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования. В настоящее время в соответствии с Указом Губернатора Калининградской области от 01.12.2015 № 164 «О реорганизации Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области и Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области, Постановлением Правительства Калининградской области от 18.02.2016 № 86 «О внесении изменений и дополнения в постановление Правительства Калининградской области от 23.11.2015 № 642 и признании утратившими силу отдельных постановлений (отдельных пунктов постановлений) Правительства Калининградской области» Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области и Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области реорганизованы в форме присоединения Агентства к Министерству. Министерство является правопреемником Агентства.
В соответствии со ст. 7 Закона Калининградской области от 01.03.2016 № 513 «Об особо охраняемых природных территориях» к полномочиям Правительства Калининградской области относится в том числе установление порядка охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Судом установлено, что в Славском районе Калининградской области расположен ГПЗ «Дюнный», площадью 18600 га, территория которого отнесена к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Постановлением Правительства Калининградской области Российской Федерации от 02.08.2012 № 587 «Об организации государственного природного заказника «Дюнный» утверждено положение о ГПЗ «Дюнный» (в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 19.11.2013 № 854).
В соответствии с Положением о ГПЗ «Дюнный» находится в собственности Калининградской области в ведении Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области.
Обеспечение функционирования ГПЗ «Дюнный» осуществляется находящимся в ведении Агентства ГКУ КО «Природный парк «Виштынецкий».
Главой 4 Положения установлен режим особой охраны ГПЗ «Дюнный», в соответствии с которым запрещаются виды деятельности, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их комплексов.
Таким образом, в отсутствие установленных границ зоны с особыми условиями использований территорий, осуществление надлежащей охраны указанных территорий, в том числе, путем недопущения проведения запрещенной законом деятельности на территории особой зоны, не представляется возможным.
Однако, как следует из материалов дела, до настоящего времени границы зоны с особыми условиями использований территорий ГПЗ «Дюнное» в установленном законом порядке на местности не определены, государственный кадастровый учет указанного земельного участка не производился.
В силу ст.ст. 68,69 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство включает в себя мероприятия помимо прочих по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.
Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Поскольку отсутствие в Государственном кадастре недвижимости сведений о ГПЗ «Дюнное» может повлечь нарушение требований законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанных с ограничениями осуществлении хозяйственной и иной деятельности, установленными режимом особой охранных ГПЗ «Дюнное», суд считает возможным исковые требования удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Калининградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к проведению кадастровых работ по определению границ зоны с особыми условиями использования Государственный природный заказник регионального значения «Дюнное» и постановке на государственный кадастровый учет границ зоны с особыми условиями использования Государственный природный заказник регионального значения «Дюнное».
Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение суда может быть также обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение принято 21 ноября 2016 года.
Судья