ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5898/17 от 15.01.2018 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-623/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 января 2018 года г. Новосибирск

Центральный районный суд города Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Стебиховой М.В.

при секретаре Краснощековой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению В, Г, Г, В к ГКУ Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области» о признании приказа незаконным,

у с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с исковым заявлением, в котором просили признать незаконным приказ ответчика №667 от 09.10.2017 и отменить его.

В обоснование исковых требований истцы указали, что являются работниками ответчика, согласно заключенных трудовых договоров время начала и окончания рабочего дня, перерыва для отдыха и питания, определяется Правилами внутреннего трудового распорядка. ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области» является самостоятельным юридическим лицом. Согласно приказу ГУ МЧС России по Новосибирской области от 13.06.2017 №477 приказано организовать оперативное дежурство по новому регламенту служебного времени личного состава оперативных дежурных смен с 17 час. 15 мин. с суточным дежурством. На основании оспариваемого приказа ответчика работники дежурных смен с 15.12.2017 переходят на новый распорядок дня. ГУ МЧС России по Новосибирской области не является работодателем истцов, вследствие чего, не может инициировать внесение изменений в трудовые отношения с работниками ответчика. Основания для изменения условий труда работников отсутствуют, в связи с чем, считают оспариваемый приказ ответчика незаконным (л.д. 1-2).

Определением суда от 13.12.2017 к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика привлечено ГУ МЧС России по Новосибирской области.

В судебном заседании истец и представитель истца Г. А.К. - В А.С. заявленные требования поддержал, дал пояснения.

Истцы Г Л.В., Г. А.К. и В О.Л. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика А О.А. в судебном заседании возражала против иска.

Представитель третьего лица С А.А. в судебном заседании возражал против иска, предоставил письменные возражения.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 11.06.2013 между В А.С. и ответчиком был заключен трудовой договор, согласно которому истец принят на работу на должность специалиста ГО 1 категории отдела технического мониторинга, график работы сменный (л.д. 4-8). Согласно п. 4.1. указанного трудового договора, время начала и окончания рабочего дня, перерыва для отдыха и питания, определяется Правилами внутреннего трудового распорядка.

01.07.2015 между Г Л.В. и ответчиком был заключен трудовой договор, согласно которому истец принята на работу на должность специалиста ГО 1 категории, график работы скользящий. (л.д. 9-13).

23.11.2009 между Г. А.К. и ответчиком был заключен трудовой договор, согласно которому истец принят на работу на должность помощника оперативного дежурного в отдел оперативного реагирования ОСОДУ, график работы сменный (л.д. 14-17). Согласно п. 4.1. указанного трудового договора, время начала и окончания рабочего дня, перерыва для отдыха и питания, определяется Правилами внутреннего трудового распорядка. Дополнительным соглашением от 01.01.2011 истец переведен на должность специалиста ГО 1 категории отдела технического мониторинга (л.д. 18).

15.10.2009 между В О.Л. и ответчиком был заключен трудовой договор, согласно которому истец принята на работу на должность помощника оперативного дежурного по ГПС, график работы сменный (л.д. 14-17). Согласно п. 4.1. указанного трудового договора, время начала и окончания рабочего дня, перерыва для отдыха и питания, определяется Правилами внутреннего трудового распорядка. Дополнительным соглашением от 03.03.2014 В О.Л. переведена на должность специалиста ГО 1 категории (л.д. 23-24).

Исходя из положений ст. 57 Трудового кодекса РФ, режим рабочего времени является существенным условием трудового договора.

Согласно ч. 1 ст. 74 Трудового кодекса РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

В указанной статье и в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" содержится примерный перечень причин, позволяющих работодателю принять соответствующее решение об изменении условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация, совершенствование рабочих мест на основе их аттестации). Данный перечень является открытым и носит оценочный характер.

09.10.2017 ГКУ НСО «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области» был издан приказ №667, согласно которому в соответствии с приказом начальника ГУ МЧС России по Новосибирской области от 13.06.2017 №477 «О внесении изменений в приказ ГУ от 23.12.2016 №962 «Об организации оперативного дежурства в ГУ МЧС России по Новосибирской области и ГКУ НСО «Центр…» на 2017 год», во исполнение распоряжения МЧС России от 05.06.2017 №268 «О совершенствовании работы органов повседневного управления, спасательных воинских формирований, спасательных формирований, организаций и учреждений МЧС России», а также в целях установления единого времени совместной работы филиала ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области» - «Областной центр управления в кризисных ситуациях Новосибирской области» и ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Новосибирской области», внесены изменения в Правила внутреннего трудового распорядка ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области» - «Областной центр управления в кризисных ситуациях Новосибирской области» (кроме дежурной смены группы оперативных дежурных и отделения 3D моделирования), который изложен в следующей редакции: начало рабочего дня – 17-15, выполнение служебных обязанностей: 1 смена – 17-15-20 - 00, 2 смена – 17-15 - 20-30, перерыв на ужин: 1 смена – 20-00 - 20-30, 2 смена – 20-30 - 21-00, выполнение служебных обязанностей: 1 смена – 20-30 - 22-00, 2 смена – 21-00 - 02-00, отдых (при стабильной оперативной обстановке): 1 смена – 22-00 - 02-00, 2 смена – 02-00 - 06-00, выполнение служебных обязанностей: 1 смена – 02-00 - 06-00, 2 смена – 06-00 - 06-30, перерыв на завтрак: 06-00 - 06-30, 2 смена – 06-30 - 07-00, выполнение служебных обязанностей: 1 смена – 06-30 - 12-30, 2 смена – 07-00 - 13-00, перерыв на обед: 1 смена – 12-30 - 13-00, 2 смена: 13-00 - 13-30, выполнение служебных обязанностей: 1 смена – 13-00 - 18-15, 2 смена: 13-30 - 18-15, конец рабочего дня – 18-15 (л.д. 3).

Обращаясь в суд с иском истцы указали, что не согласны с оспариваемым приказом, поскольку ГУ МЧС России по Новосибирской области не является их работодателем, вследствие чего не может инициировать изменение в Правила внутреннего трудового распорядка, основания для перевода работников на новый график работы отсутствуют, заступление на суточное дежурство в 17-15 неудобно для взаимодействия с диспетчерскими службами в федеральных и территориальных учреждениях, образующих функциональную и территориальную подсистему РСЧС, с поскольку у них заступление на дежурство осуществляется с утра.

Оценив все представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, их достаточность и взаимную связь в совокупности, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, исходя из следующего.

Согласно ст. 100 Трудового кодекса РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 189 Трудового кодекса РФ трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Из буквального толкования оспариваемого приказа следует, что основанием для его принятия явился приказ ГУ МЧС по Новосибирской области от 13.06.2017 №477 и распоряжение МЧС России от 05.06.2017 №268. Кроме того, данный приказ издан, как в нем указано, с целью установления единого рабочего времени совместной работы филиала ответчика и ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Новосибирской области».

Согласно приказу ГУ МЧС России по Новосибирской области от 13.06.2017 за №477, он издан также во исполнение распоряжения МЧС России от 05.06.2017 №268. Данным приказом внесены изменения в приказ ГУ МЧС России по Новосибирской области от 23.12.2016 №962 «Об организации оперативного дежурства в ГУ МЧС России по Новосибирской области и ГКУ НСО «Центр…» на 2017 год», приложения №5,6,7,8 изложены в новой редакции, а именно: согласно Приложению №1 (приложение №5) утвержден новый регламент служебного времени личного состава ОДС, закрепленных за автоматизированными рабочими местами, согласно которому время начала работы – 17-15, окончание – 18-15 следующих суток (л.д. 25-30).

Распоряжения МЧС России являются распорядительными документами, подлежащими исполнению территориальными органами и организациями МЧС России.

Таким образом, и оспариваемый приказ ответчика, и приказ от 13.06.2017 №477 ГУ МЧС России по Новосибирской области, изданы в том числе на основании распоряжения МЧС России №268 от 05.06.2017.

Как следует из преамбулы распоряжения МЧС России от 05.06.2017 №268данное распоряжение принято в целях совершенствования системы управления МЧС России при решении задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при родного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также выработки единого подхода в организации работы органов повседневного управления.

Из приказа №477 от 13.06.2017 ГУ МЧС России по Новосибирской области также следует, что он содержит в себе указание начальнику ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области» об организации оперативного дежурства в соответствии с положениями данного приказа ГУ с соблюдением требований законодательства.

Судом также установлено, что между МЧС России и Правительством Новосибирской области заключено Соглашение (л.д. 47-53), о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуницинальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах (далее Соглашение).

В соответствии с п. 3 ст. 2 Соглашения Правительство Новосибирской области передает в управление Главного управления силы и средства государственных учреждений Новосибирской области, обеспечивающих осуществление части полномочий, передаваемых МЧС России.

Во исполнение п. 3 ст.2 Соглашения Правительство Новосибирской области своим распоряжением от 10.05.2012 N2 117-рп предало в управление Главному управлению силы и средства государственных учреждений Новосибирской области, в том числе силы и средства ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС, и ПБ Новосибирской области».

Согласно п. 2 распоряжения Правительства Новосибирской области от 10.05.2012 №117-рп ГУ МЧС по Новосибирской области предоставлено право осуществления управления силами и средствами ГКУ НСО «Центр…».

Таким образом, ГУ МЧС по Новосибирской области в соответствии с полномочиями, установленными Соглашением и распоряжением Правительства от 10.05.2012 №117-рп уполномочено на издание приказов, определяющих организацию деятельности ответчика в целях реализации полномочий, переданных Правительством Новосибирской области МЧС России Соглашением.

Как следует из п. 10 и 11 Устава ГКУ НСО «Центр…» Учреждение создано для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Новосибирской области (государственных органов) в сфере гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий, пожарной безопасности, в том числе, организации пожаротушения, обеспечения безопасности людей на водных объектах на территории Новосибирской области.

Для достижения целей, указанных в п. 10 настоящего Устава, Учреждение осуществляет в установленном законодательством РФ порядке под оперативным руководством ГУ МЧС России по Новосибирской области виды деятельности, указанной в 11.1-11.27 Устава.

Как следует из содержания Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ (О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст.ст. 4,4.1) при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны осуществляют:

а) на федеральном уровне - орган повседневного управления (Национальный Центр управления в кризисных ситуациях), находящийся в ведении федерального органа исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

б) на межрегиональном и региональном уровнях - органы повседневного управления (центры управления в кризисных ситуациях), находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794 (Положение о РСЧС) определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 11 Положения о РСЧС определено, что органами повседневного управления единой системы на региональном уровне являются центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, а также центры управления, информационные центры, дежурно=диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, органами повседневного управления РСЧС в Новосибирской области является ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Новосибирской области», "Областной центр управления в кризисных ситуациях Новосибирской области» - филиал ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС, и ПБ Новосибирской области», а также дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Новосибирской области.

При чем координация (в том числе управление силами и средствами территориальной подсистемы РСЧС) деятельности органов повседневного управления РСЧС в Новосибирской области возложена на ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Новосибирской области».

Таким образом, оспариваемым приказом также установлено единое время заступления на суточное дежурство специалистов ФКУ «ЦКС ГУ МЧС России по Новосибирской области» и «Областной центр управления в кризисных ситуациях Новосибирской области» - филиал ГКУ НСО «Центр …», поскольку данные службы управляются оперативными центрами ГУ МЧС России по Новосибирской области.

Ссылка истцов на п. 3.1.1 Положения об организации оперативной дежурной службы судом не принимается.

Согласно п. 3.1.1 указанной Положения, смена оперативных дежурных смен и заступление на оперативное дежурство осуществляется ежесуточно, как правило, с утра.

Из буквального толкования данной нормы следует, что заступление на суточное дежурство утра не является императивным, а предполагает возможность установления иного времени заступления на дежурство.

При этом, судом также не установлено нарушений прав работников оспариваемым приказом.

В силу ч. 2 ст. 74 Трудового кодекса РФ о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из представленных в материалы дела документов, истцы были в установленном порядке уведомлены об изменении правил внутреннего трудового распорядка, выразили свое письменное согласие работать по новому графику, ознакомлены и с оспариваемым приказом и с Правилами внутреннего трудового распорядка.

Доводы истцов о нецелесообразности изменения начала и окончания рабочего времени отдельных работников организации не может служить основанием для признания незаконным приказа работодателя, изданного в соответствии с нормами действующего законодательства.

Поскольку работодатель вправе изменять организационные или технологические условия труда, учитывая, что трудовая функция истцов не изменялась, изменение в Правила внутреннего трудового распорядка осуществлено в соответствии со ст. 74 Трудового кодекса РФ, суд отказывает в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований В, Г, Г., В – отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший настоящее решение.

Судья М.В. Стебихова