Дело №2-589/2020
48RS0009-01-2020-000740-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Данков 01 декабря 2020 года
Данковский городской суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Ермолаева А.А.,
при секретаре - помощнике судьи Душкиной С.И.,
с участием истца ФИО1,
третьего лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Данкове гражданское дело по иску ФИО1 о ликвидации некоммерческой организации (фонда),
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась с заявлением о ликвидации некоммерческой организации «Фонд развития и благоустройства Данковского района».
В обоснование исковых требований указано, что она является директором указанного Фонда с 2016 года. Фонд создавался для формирования пожертвований и их расходования на развитие и благоустройство Данковского муниципального района. Фонд являлся некоммерческой организацией и не преследовал цели извлечения прибыли. На протяжении 2016-2019 гг. в фонд поступали пожертвования юридических лиц и граждан и расходовались на цели Фонда.
На протяжении более 1 года в Фонд не поступают денежные средства и пожертвования. Своего имущества Фонд не имеет, в связи с чем, она полагает необходимым ликвидировать Фонд в связи с тем, что его имущества недостаточно для осуществления его задач, а вероятность получения имущества для достижения его целей нереальна.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям и пояснила, что в 2016 году создала некоммерческую организацию «Фонд развития и благоустройства Данковского района». Указанный фонд создавался для сбора пожертвований и направления расходования данных денежных средств на цели развития и благоустройства Данковского района. В соответствии с существующими программами и грантами при расходовании Данковским районом денежных средств на свое благоустройство администрацией Липецкой области выделялась определенная часть бюджетных денежных средств на эти же цели. Указать какое количество средств поступало из бюджета, она точно не может, но средств было достаточно для того, чтобы осуществить какой либо дорогостоящий проект, как, например, реконструкция уличного освещения в г.Данкове и др. За период действия Фонда в нем аккумулировались пожертвования юридических и физических лиц. Указанные денежные средства были направлены на реконструкцию системы уличного освещения, реставрацию церквей, создание сквера им.Ермакова и другие мероприятия.
С 2019 года в Фонд перестали поступать пожертвования. Своего имущества у Фонда не имеется, каких либо задолженностей перед кем - либо у Фонда также не имеется, как и задолженностей у кого - либо перед Фондом. Фонд зарегистрирован по месту ее жительства, иных учредителей Фонда не имеется (она единственный). В Правление Фонда также включена ФИО2 - директор музея.
Поскольку у Фонда отсутствие имущество, а на протяжении более года никаких средств не поступает, она полагает, что вероятность получения имущества нереальна и просит ликвидировать созданный ею Фонд и назначить ее ликвидатором Фонда.
Представитель ответчика Фонда развития и благоустройства Данковского района, представитель третьего лица - администрации Данковского района в судебное заседание не явились, будучи извещенными надлежащим образом. В письменном заявлении представитель третьего лица - администрации Данковского района ФИО3 просила рассмотреть дело в их отсутствие.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что в 2016 году ФИО1 был создан «Фонд развития и благоустройства Данковского района». По просьбе ФИО1 она вошла в Правление Фонда. За период с 2016 по 2019 годы Фонд получал пожертвования и расходовал их на цели его создания по согласованию с администрацией города Данкова и Данковского района. В настоящее время администрация города Данкова упразднена. Фонд с 2019 года фактически прекратил свою деятельность, перестали поступать пожертвования. Бухгалтерию Фонда вели сотрудники отдела культуры на добровольных началах. В настоящее время возглавить Фонд некому, а ФИО1 не желает им заниматься. Никаких долгов у Фонда не имеется, как и своего имущества. Поскольку возможность получения Фондом имущества нереальна, она также просит Фонд ликвидировать.
Выслушав участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подп.5 п.3 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.
В соответствии с п.2 ст.123.20 ГК РФ фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:
1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.
В силу ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом и другими федеральными законами. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован, в частности, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.
Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и указанным Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.
Материалами дела установлено, 08.07.2016 учредителем ФИО1 создана некоммерческая организация «Фонд развития и благоустройства Данковского района».
Сведения о Фонде внесены в ЕГРЮЛ, что подтверждается соответствующими свидетельствами и информационной выпиской из ЕГРЮЛ. Фонд имеет Устав, определяющий цели и задачи его создания и деятельности, порядок функционирования, органы управления.
В соответствии с представленными истцом сведениями Фонд имеет расчетный счет в ПАО Банк Зенит. На указанном счете денежные средства отсутствуют.
Сведений о наличии расчетных счетов в иных кредитных учреждениях суду не представлено. На запросы суда Банк ВТБ (ПАО) и Сбербанк сообщили о том, что данная некоммерческая организация не является их клиентом и расчетных счетов не имеет.
В соответствии с данными ЕГРН, в реестре отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости за Фондом развития и благоустройства.
Согласно сведениям РЭО ГИБДД М ОМВД России «Данковский» за Фондом развития и благоустройства транспортные средства не зарегистрированы.
Из сведений МИ ФНС России №4 по Липецкой области следует, что указанное учреждение не располагает сведениями о наличии сотрудников Фонда развития и благоустройства, наличии в собственности Фонда развития и благоустройства какого либо имущества, являющегося объектом налогообложения.
В соответствии с представленной МИФНС России №4 по Липецкой области справкой и копиями налоговых деклараций по состоянию на ноябрь 2020 года Фондом представлены декларации об отсутствии какого либо дохода и уплаты страховых взносов.
Таким образом, представленные материалы свидетельствуют об отсутствии у некоммерческой организации имущества, достаточного для осуществления ее целей. Отсутствие у Фонда имущества для осуществления его целей подтверждено также пояснениями его директора ФИО1 и члена Правления ФИО2
Как установлено судом ФИО1 является директором Фонда. Учитывая, что в настоящее время цели, указанные в уставе Фонда не могут быть достигнуты ввиду того, что в настоящее время Фонд фактически прекратил свою деятельность, имущества Фонда не достаточно для осуществления его целей, источники финансирования отсутствуют, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований и принятия решения о ликвидации некоммерческой организации.
Из п.1 ст.61 ГК РФ следует, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Ликвидация юридического лица является основанием для прекращения его как гражданско-правовых, так и налоговых обязательств по уплате налога на прибыль организаций (ст.419 ГК РФ, подп.4 п.3 ст.44, п.2 ст.266 НК РФ).
Разрешая требование истца о назначении его ликвидатором некоммерческой организации суд исходит из следующего.
В соответствии с п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Например, ликвидация фонда по заявлению его учредителя в связи с недостаточностью имущества для осуществления его целей, когда вероятность получения необходимого имущества нереальна (п.2 ст.18 Закона о некоммерческих организациях, ст.ст.61, 123.20 ГК РФ).
В силу п.37 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения исполнения решения о ликвидации в резолютивной части решения суд может возложить обязанность по осуществлению ликвидации объединения граждан на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию учредительным документом, установив срок проведения и завершения процедуры ликвидации (п.5 ст.61, п.2 ст.62 ГК РФ, п.2 ч.6 ст.180 КАС РФ).
Как следует из ст.19 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.
По смыслу закона, исключительный судебный порядок ликвидации некоммерческой организации не служит основанием для умаления имущественных прав кредиторов данной организации, претендующих на удовлетворение своих требований до прекращения должника юридического лица. В связи с чем, ст.19 Закона №7-ФЗ предусмотрен порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации, в течение которых ликвидационная комиссия публично и открыто распространяет сведения о ликвидации, выявляет кредиторов, составляет промежуточный ликвидационный баланс и осуществляет расчеты по обязательствам ликвидируемой некоммерческой организации.
В силу п.6 ст.22 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 о ликвидации некоммерческой организации (фонда) удовлетворить.
Ликвидировать некоммерческую организацию «Фонд развития и благоустройства Данковского района» юридический адрес: 399853 <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 480301001.
Назначить ликвидатором некоммерческой организации фонда - ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Липецкий областной суд через Данковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А.Ермолаев
Мотивированный текст решения изготовлен 08.12.2020