ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-589/20 от 26.08.2020 Левобережного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2-589/2020

36RS0003-01-2019-003284-03

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2020 года Левобережный районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Жарковской О.И.

при секретаре Окуневой К.А.

с участием:

представителя истца Горового С.В.

представителя ответчика ПАО «ТНС энерго Воронеж» Коржовой О.Г.

представителя третьего лица АО «УК <адрес>» Лазаренко Е.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Белозерова Т.С., Белозеров М.Н. к Публичному акционерному обществу «ТНС энерго Воронеж» в порядке требований ФЗ «О защите прав потребителя», о признании незаконным начисление и взимание платы за коммунальную услугу по электроснабжению, взыскании компенсации морального вреда

у с т а н о в и л:

Истцы Белозерова Т.С., Белозеров М.Н. обратились в суд с иском к ответчику Публичному акционерному обществу «ТНС энерго Воронеж» (далее по тексту – ПАО «ТНС энерго Воронеж») о признании незаконным начисление и взимание платы за коммунальную услугу по электрической энергии за период с ноября 2016 года по декабрь 2016 года.

Свои требования мотивировали тем, что им на праве собственности принадлежит квартира, расположенная в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

В период с ноября 2016 года по декабрь 2016 года ответчик ПАО «ТНС энерго Воронеж» выставлял и предъявлял счета на оплату за коммунальную услугу по электроснабжению, как потребленные на индивидуальные нужды, так и на общедомовые нужды.

Полагают, что указанные действия ответчика ПАО «ТНС энерго Воронеж» противоречат действующему законодательству Российской Федерации и грубо нарушают их права и законные интересы исходя из следующего.

В спорный период времени обслуживание указанного многоквартирного дома осуществляло АО «УК <адрес>» на основании заключенного договора управления.

Таким образом, АО «УК <адрес>» являлось исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, в том числе на общедомовые нужды, предоставляло коммунальные услуги, следовательно, вправе требовать их оплаты.

- 2 -

В связи с этим, управляющей организацией заключались соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями на приобретение всего объеме коммунальных ресурсов для нужд конкретного дома. При этом возможность заключения отдельных договоров собственниками помещений дома непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, при условии выбора собственниками способа управления, действующим законодательством не предусмотрена.

Следовательно, с момента заключения договора с управляющей компанией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией, а ранее заключенные между собственником и ресурсоснабжающей организацией договоры утрачивают юридическую силу.

Управляющая компания не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно отказать в предоставлении таких коммунальных услуг (пункт 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354).

Положения статьи 155 Жилищного кодекса РФ, обязывающие собственников жилых помещений производить оплату за коммунальные услуги непосредственно управляющей организации содержат условие о возможности производить оплату за коммунальные услуги в адрес ресурсоснабжающей организации только при наличии соответствующего решения общего собрания собственников жилых помещений.

Иной возможности обеспечения предоставления коммунальной услуги по электроснабжению ресурсоснабжающей организацией в данном случае законом не предусмотрено.

Аналогичные положения установлены Правилами №124 и пунктами 3, 25, 27 Правил № 354.

В соответствии с требованиями статьи 162 Жилищного кодекса РФ, пункта 64 Правил № 354, исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация), является кредитором в обязательстве внесения платы за потребленные коммунальные услуги и одновременно должником в обязательстве предоставления коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений.

Таким образом, действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, и следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

- 3 -

Истцы Белозерова Т.С., Белозеров М.Н. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещена надлежащим образом. Истец Белозеров М.Н. просил рассмотреть дело в его отсутствие ( л.д. 89).

Представитель истца Белозерова М.Н. по доверенности Горовой С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить. В дополнении пояснил, что плата за коммунальную услугу по электрической энергии на общедомовые нужды за ноябрь 2016 составила 46,58 руб., за декабрь 2016 - 106,17 руб.

Представитель ответчика по доверенности Коржова О.Г. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям изложенным в письменных возражениях на иск ( л.д. 90-94), указав, что согласно приказу Управления по государственному регулированию тарифов <адрес> от 25.12.2009 № 48/12 и информации УРТ <адрес> от 29.12.2009 ПАО «ТНС энерго Воронеж» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории <адрес>. В связи с ненадлежащим исполнением ОАО «УК <адрес>» обязательств по оплате электроэнергии поставляемой в том числе в МКД №35 расположенного по <адрес> ПАО «ТНС энерго Воронеж», руководствуясь п.53 Основных положений №442 с 01.10.2014 отказалось от исполнения договора энергоснабжения №08817 от 08.08.2012, предварительно уведомив об этом ОАО «УК <адрес>» и соответствующие компетентные органы. 23.09.2014 УРТ ВО уведомило всех заинтересованных лиц, в том числе потребителей в домах обслуживаемых ОАО «УК <адрес>» о невозможности осуществлять дальнейшее снабжение потребителей электрической энергией и переходе потребителей на обслуживание к гарантирующему поставщику ПАО «ТНС энерго Воронеж» (на тот момент ОАО «ВЭСК») и о запрете ОАО «УК <адрес>» взимать с потребителей оплату за потребленную электрическую энергию и переходе потребителей на прямые расчеты с ПАО «ТНС энерго Воронеж». Договорные отношения по снабжению электрической энергией жителей МКД №35 между ОАО «УК <адрес>» и ПАО «ТНС энерго Воронеж» в спорный период отсутствовали, исполнителем названной услуги управляющая организация не являлась. В этой связи ответчик (ресурсоснабжающая организация) вправе начислять плату за поставленную энергию на общедомовые нужды непосредственно жителям дома <адрес> и как следствие взимать оплату. Истцами подано заявление в порядке защиты прав потребителей, при этом они не указывают какие именно негативные последствия наступили или могли наступить для них в результате оспариваемых действий ответчика. Истцы не оспаривают качество, количество, стоимость оказанных ответчиком в спорный период услуг энергоснабжения на общедомовые нужды. На протяжении всего периода предоставления услуг энергоснабжения на общедомовые нужды потребители (в том числе и истцы) никаких претензий ответчику не предъявляли. Доводы о нарушении ответчиком прав истцов в качестве потребителей не подтверждены. В связи с чем считает претензии истцов безосновательными. Какие-либо права истцов, ПАО «ТНС энерго Воронеж» не нарушало.

- 4 -

Представитель третьего лица АО «УК <адрес>», привлеченного судом к участию в деле, по доверенности Лазаренко Е.Н., поддержала позицию ответчика, просила в иске отказать.

Представитель третьего лица, Управление по государственному регулированию тарифов <адрес>, в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие ( л.д. 85).

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 7, 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до июля 2016 года) собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

С июля 2016 редакция части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации изменена, Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" слова "(за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме)" исключены.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего

- 5 -

им на праве собственности", согласно которой плата за коммунальные услуги, в том числе коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится нанимателями (собственниками) напрямую ресурсоснабжающим организациям при осуществлении собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управления таким домом, а также, если собственниками не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован (часть 5 статьи 154 и часть 8 статьи 155 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях согласно пунктам 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Таким образом, по общим правилам, предусмотренным вышеназванными нормативными положениями, порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за коммунальные услуги, предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и

жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 6 мая 2011 года (далее - Правила), электроснабжение является коммунальной услугой.

Согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управлениямногоквартирным домом, прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса,

- 6 -

заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Исходя из положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период), правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (п. 13 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах | и жилых домов).

В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии (далее по тексту Основные положения).

Пунктом 14 Основных положений предписано, что в случае расторжения договора на основании пункта 53 Основных положений -гарантирующий поставщик обязан совершать действия по принятию на обслуживание потребителей, энергопринимающие устройства которые

- 7 -

расположены в границах зоны его деятельности, в отсутствие их обращений.

В силу пункта 15 названных Основных положений (в редакции, действовавшей в спорный период), принятие организацией, имеющей статус гарантирующего поставщика, на обслуживание потребителей, энергопринимающие устройства которых расположены в границах ее зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, в отсутствие обращений указанных потребителей осуществляется в следующих случаях:

- неисполнение или ненадлежащее исполнение энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на розничном рынке и (или) услуг по передаче электрической энергии, если такое неисполнение или ненадлежащее исполнение влечет в соответствии с условиями договора отказ в одностороннем порядке гарантирующего поставщика и (или) сетевой организации от исполнения договора полностью. Организация, перед которой не исполнены или ненадлежащим образом исполнены обязательства, уведомляет уполномоченный орган субъекта Российской Федерации о наступлении указанного события путем направления документов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии (акты сверки взаиморасчетов и (или) вступившие в законную силу решения суда), способом, позволяющим подтвердить получение указанного уведомления;

- отказ гарантирующего поставщика в соответствии с пунктами 53 и 106 настоящего документа от исполнения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией. В этом случае гарантирующий поставщик уведомляет об этом уполномоченный орган субъекта Российской Федерации способом, позволяющим подтвердить получение указанного уведомления, не позднее 2 рабочих дней со дня направления им энергосбытовой (энергоснабжающей) организации уведомления в соответствии с пунктом 53 настоящего документа.

В пункте 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии предусмотрено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем коммунальных услуг обязательств по оплате электрической энергии Гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора. При этом для обеспечени бесперебойного энергоснабжения потребителей исполнителя коммунальныхуслуг гарантирующий поставщик обязан обеспечить принятие их наобслуживание, организованное в установленном разделом II Основных положений порядке.

Следовательно, в соответствии с изложенными нормативными положениями, в том числе пунктом 14 Основных положений в случае расторжения договора гарантирующий поставщик обязан совершать действия по принятию на обслуживание потребителей,

- 8 -

энергопринимающие устройства которые расположены в границах зоны его деятельности, в отсутствие их обращений.

Подпункт «а» п.30 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства РФ №124 от 14.02.2012, (далее - Правила№124) предусматривает право ресурсоснабжающей организации на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения с исполнителем в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома при наличии у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца). Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями.

Таким образом, из приведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 6 мая 2011 года, Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 4 мая 2012 года, следует, что если между управляющей организацией или иным исполнителем коммунальных услуг отсутствует договор с ресурсоснабжающей организацией, то последняя обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Из материалов дела судом установлено, что истцам Белозерова Т.С., Белозеров М.Н. принадлежит на праве общей долевой собственности <адрес>, расположенная в многоквартирном <адрес> (л.д. 12-14).

Согласно сводного счета за ноябрь 2016 года, лицевой счет открыт на имя Конькову О.Н. ( л.д. 17-18). На октябрь 2014 года лицевой счет был открыт на имя Белозерову О.Н. ( л.д. 104).

Управление указанным многоквартирным домом в спорный период, т.е. с февраля 2016 по декабрь 2016, осуществляло ОАО «УК <адрес>».

Согласно приказу Управления по государственному регулированию тарифов <адрес> от 25.12.2009 г. № 48/12 и информации УРТ <адрес> от 29.12.2009 ПАО «ТНС энерго Воронеж» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории г. Воронежа с 01.01.2010 года ( л.д. 95).

- 9 -

В связи с ненадлежащим исполнением ОАО «УК <адрес>» обязательств по оплате электроэнергии ПАО «ТНС энерго Воронеж», руководствуясь п. 53 Основных положений №442 с 01.10.2014 отказалось от исполнения договора энергоснабжения №08817 от 08.08.2012, заключенного с ОАО «Управляющая компания <адрес>», предварительно уведомив об этом управляющую организацию и компетентные органы ( л.д. 97-98).

23.09.2014 Управление по государственному регулированию <адрес> уведомило всех заинтересованных лиц, в том числе потребителей коммунальной услуги по энергоснабжению в домах, обслуживаемых ОАО «УК <адрес>», о невозможности последним осуществлять дальнейшее снабжение потребителей электрической энергией и переходе потребителей на обслуживание к гарантирующему поставщику - ОАО «ВЭСК» ( в настоящее время ПАО «ТНС энерго Воронеж»), о запрете ОАО «УК <адрес>» взимать с потребителей плату за потребленную электрическую энергию и переходе потребителей на прямые расчеты за потребленные услуги с ОАО «ВЭСК» (л.д. 100, 101, 102,103).

Таким образом, ответчик принял на себя обязательства по обслуживанию потребителей электрической энергии жилого <адрес> на основании вышеназванных нормативных положений, руководствуясь при этом уведомлением управления по государственному регулированию тарифов <адрес> № 56-01-07/2719 от 22.09.2014, направленным в адрес ответчика, разделом II Основных положений.

При таких обстоятельствах утверждение стороны истцов об отсутствии у ответчика правовых оснований для начисления потребителям платы за поставленную электроэнергию и направления соответствующих платежных документов, по мнению суда, не основано на установленных судом обстоятельствах.

Исходя из ч. 3 ст. 450 ГК РФ, п. 4 ст. 539 ГК РФ, п.4 ст. 3 ГК РФ, ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» отказ от исполнения договора энергоснабжения влечет за собой расторжение договора с исполнителем коммунальных услуг в соответствии с пунктом 53 Основных положений.

Правила предоставления коммунальных услуг № 354 в целях защиты прав потребителей предусматривают случаи, когда договор о предоставлении коммунальных услуг может быть заключен непосредственно между потребителями и ресурсоснабжающей организацией в письменной форме либо путем совершения конклюдентных действий.

В соответствии с п.6 Правил оказания коммунальных услуг №354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора.

Договор возмездного оказания коммунальных услуг регулируется как общими положениями договора о возмездном оказании услуг - глава 39 ГК РФ, так и положениями Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и может быть заключен путем совершения потребителем

- 10 -

действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.

Как было установлено судом и не оспорено стороной истцов, на основании первого платежного документа для оплаты электроэнергии за октябрь 2014 года была произведена оплата потребленной услуги - 10.11.2014 в размере 349,16 руб. ( л.д. 104,105). В спорный период с ноября 2016 по декабрь 2016 года оплата электроэнергии также была произведена, в том числе на общедомовые нужды. При этом претензий относительно качества, объема предоставленных услуг по энергоснабжению, их стоимости, а также уведомление об отказе от договора, истцами ответчику не предъявлялось, что подтверждается справками ( л.д. 106,107).

Следовательно, истцы потребляли коммунальный ресурс поставляемый ответчиком за который производили оплату.

Напротив, договорные отношения по снабжению электрической энергией жителей <адрес> между ответчиком и ОАО «УК <адрес>» в спорный период отсутствовали, исполнителем названной услуги в силу вышеизложенного управляющая организация не являлась.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в случаях,предусмотренных названными нормативными положениями, ресурсоснабжающая организация вправе начислять плату за поставленную электроэнергию непосредственно истцам и, как следствие, получать от них денежные средства за оказанную услугу.

Кроме того, в силу положений части 1 статьи 3 и части 1 статьи 4 ГПК РФ обязательным условием реализации права на судебную защиту является указание на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.

Истцами подано заявление в порядке защиты прав потребителей, при этом как в исковом заявлении, так и в судебном заседании стороной истцов не указано, какие негативные последствия наступили для них или могли наступить в результате оспариваемых действий ответчика.

Как указывалось выше, истцы в рамках настоящего дела не оспаривают качество, количество, стоимость оказанных ответчиком в спорный период услуг энергоснабжения на обще домовые нужды <адрес>.

На протяжении длительного времени истцы никаких претензий к ответчику как потребители не предъявляли, что не оспаривалось представителем истца в судебном заседании.

Доводы истцов о нарушении ответчиком их прав как потребителей в ходе судебного разбирательства объективного подтверждения не нашли.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.

Таким образом, оценивая имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд не усматривает оснований для признания незаконными оспариваемых действий ответчика, в связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.

- 11 -

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Белозерова Т.С., Белозеров М.Н. к Публичному акционерному обществу «ТНС энерго Воронеж» в порядке требований ФЗ «О защите прав потребителя», о признании незаконным начисление и взимание платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с ноября 2016 года по декабрь 2016 года, взыскании компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 04 сентября 2020 года.

Судья: О.И. Жарковская

Дело №2-589/2020

36RS0003-01-2019-003284-03

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2020 года Левобережный районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Жарковской О.И.

при секретаре Окуневой К.А.

с участием:

представителя истца Горового С.В.

представителя ответчика ПАО «ТНС энерго Воронеж» Коржовой О.Г.

представителя третьего лица АО «УК <адрес>» Лазаренко Е.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Белозерова Т.С., Белозеров М.Н. к Публичному акционерному обществу «ТНС энерго Воронеж» в порядке требований ФЗ «О защите прав потребителя», о признании незаконным начисление и взимание платы за коммунальную услугу по электроснабжению, взыскании компенсации морального вреда

у с т а н о в и л:

Истцы Белозерова Т.С., Белозеров М.Н. обратились в суд с иском к ответчику Публичному акционерному обществу «ТНС энерго Воронеж» (далее по тексту – ПАО «ТНС энерго Воронеж») о признании незаконным начисление и взимание платы за коммунальную услугу по электрической энергии за период с ноября 2016 года по декабрь 2016 года.

Свои требования мотивировали тем, что им на праве собственности принадлежит квартира, расположенная в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

В период с ноября 2016 года по декабрь 2016 года ответчик ПАО «ТНС энерго Воронеж» выставлял и предъявлял счета на оплату за коммунальную услугу по электроснабжению, как потребленные на индивидуальные нужды, так и на общедомовые нужды.

Полагают, что указанные действия ответчика ПАО «ТНС энерго Воронеж» противоречат действующему законодательству Российской Федерации и грубо нарушают их права и законные интересы исходя из следующего.

В спорный период времени обслуживание указанного многоквартирного дома осуществляло АО «УК <адрес>» на основании заключенного договора управления.

Таким образом, АО «УК <адрес>» являлось исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, в том числе на общедомовые нужды, предоставляло коммунальные услуги, следовательно, вправе требовать их оплаты.

- 2 -

В связи с этим, управляющей организацией заключались соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями на приобретение всего объеме коммунальных ресурсов для нужд конкретного дома. При этом возможность заключения отдельных договоров собственниками помещений дома непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, при условии выбора собственниками способа управления, действующим законодательством не предусмотрена.

Следовательно, с момента заключения договора с управляющей компанией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией, а ранее заключенные между собственником и ресурсоснабжающей организацией договоры утрачивают юридическую силу.

Управляющая компания не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно отказать в предоставлении таких коммунальных услуг (пункт 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354).

Положения статьи 155 Жилищного кодекса РФ, обязывающие собственников жилых помещений производить оплату за коммунальные услуги непосредственно управляющей организации содержат условие о возможности производить оплату за коммунальные услуги в адрес ресурсоснабжающей организации только при наличии соответствующего решения общего собрания собственников жилых помещений.

Иной возможности обеспечения предоставления коммунальной услуги по электроснабжению ресурсоснабжающей организацией в данном случае законом не предусмотрено.

Аналогичные положения установлены Правилами №124 и пунктами 3, 25, 27 Правил № 354.

В соответствии с требованиями статьи 162 Жилищного кодекса РФ, пункта 64 Правил № 354, исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация), является кредитором в обязательстве внесения платы за потребленные коммунальные услуги и одновременно должником в обязательстве предоставления коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений.

Таким образом, действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, и следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

- 3 -

Истцы Белозерова Т.С., Белозеров М.Н. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещена надлежащим образом. Истец Белозеров М.Н. просил рассмотреть дело в его отсутствие ( л.д. 89).

Представитель истца Белозерова М.Н. по доверенности Горовой С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить. В дополнении пояснил, что плата за коммунальную услугу по электрической энергии на общедомовые нужды за ноябрь 2016 составила 46,58 руб., за декабрь 2016 - 106,17 руб.

Представитель ответчика по доверенности Коржова О.Г. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям изложенным в письменных возражениях на иск ( л.д. 90-94), указав, что согласно приказу Управления по государственному регулированию тарифов <адрес> от 25.12.2009 № 48/12 и информации УРТ <адрес> от 29.12.2009 ПАО «ТНС энерго Воронеж» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории <адрес>. В связи с ненадлежащим исполнением ОАО «УК <адрес>» обязательств по оплате электроэнергии поставляемой в том числе в МКД №35 расположенного по <адрес> ПАО «ТНС энерго Воронеж», руководствуясь п.53 Основных положений №442 с 01.10.2014 отказалось от исполнения договора энергоснабжения №08817 от 08.08.2012, предварительно уведомив об этом ОАО «УК <адрес>» и соответствующие компетентные органы. 23.09.2014 УРТ ВО уведомило всех заинтересованных лиц, в том числе потребителей в домах обслуживаемых ОАО «УК <адрес>» о невозможности осуществлять дальнейшее снабжение потребителей электрической энергией и переходе потребителей на обслуживание к гарантирующему поставщику ПАО «ТНС энерго Воронеж» (на тот момент ОАО «ВЭСК») и о запрете ОАО «УК <адрес>» взимать с потребителей оплату за потребленную электрическую энергию и переходе потребителей на прямые расчеты с ПАО «ТНС энерго Воронеж». Договорные отношения по снабжению электрической энергией жителей МКД №35 между ОАО «УК <адрес>» и ПАО «ТНС энерго Воронеж» в спорный период отсутствовали, исполнителем названной услуги управляющая организация не являлась. В этой связи ответчик (ресурсоснабжающая организация) вправе начислять плату за поставленную энергию на общедомовые нужды непосредственно жителям дома <адрес> и как следствие взимать оплату. Истцами подано заявление в порядке защиты прав потребителей, при этом они не указывают какие именно негативные последствия наступили или могли наступить для них в результате оспариваемых действий ответчика. Истцы не оспаривают качество, количество, стоимость оказанных ответчиком в спорный период услуг энергоснабжения на общедомовые нужды. На протяжении всего периода предоставления услуг энергоснабжения на общедомовые нужды потребители (в том числе и истцы) никаких претензий ответчику не предъявляли. Доводы о нарушении ответчиком прав истцов в качестве потребителей не подтверждены. В связи с чем считает претензии истцов безосновательными. Какие-либо права истцов, ПАО «ТНС энерго Воронеж» не нарушало.

- 4 -

Представитель третьего лица АО «УК <адрес>», привлеченного судом к участию в деле, по доверенности Лазаренко Е.Н., поддержала позицию ответчика, просила в иске отказать.

Представитель третьего лица, Управление по государственному регулированию тарифов <адрес>, в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие ( л.д. 85).

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 7, 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до июля 2016 года) собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

С июля 2016 редакция части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации изменена, Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" слова "(за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме)" исключены.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего

- 5 -

им на праве собственности", согласно которой плата за коммунальные услуги, в том числе коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится нанимателями (собственниками) напрямую ресурсоснабжающим организациям при осуществлении собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управления таким домом, а также, если собственниками не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован (часть 5 статьи 154 и часть 8 статьи 155 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях согласно пунктам 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Таким образом, по общим правилам, предусмотренным вышеназванными нормативными положениями, порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за коммунальные услуги, предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и

жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 6 мая 2011 года (далее - Правила), электроснабжение является коммунальной услугой.

Согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управлениямногоквартирным домом, прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса,

- 6 -

заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Исходя из положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период), правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (п. 13 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах | и жилых домов).

В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии (далее по тексту Основные положения).

Пунктом 14 Основных положений предписано, что в случае расторжения договора на основании пункта 53 Основных положений -гарантирующий поставщик обязан совершать действия по принятию на обслуживание потребителей, энергопринимающие устройства которые

- 7 -

расположены в границах зоны его деятельности, в отсутствие их обращений.

В силу пункта 15 названных Основных положений (в редакции, действовавшей в спорный период), принятие организацией, имеющей статус гарантирующего поставщика, на обслуживание потребителей, энергопринимающие устройства которых расположены в границах ее зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, в отсутствие обращений указанных потребителей осуществляется в следующих случаях:

- неисполнение или ненадлежащее исполнение энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на розничном рынке и (или) услуг по передаче электрической энергии, если такое неисполнение или ненадлежащее исполнение влечет в соответствии с условиями договора отказ в одностороннем порядке гарантирующего поставщика и (или) сетевой организации от исполнения договора полностью. Организация, перед которой не исполнены или ненадлежащим образом исполнены обязательства, уведомляет уполномоченный орган субъекта Российской Федерации о наступлении указанного события путем направления документов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии (акты сверки взаиморасчетов и (или) вступившие в законную силу решения суда), способом, позволяющим подтвердить получение указанного уведомления;

- отказ гарантирующего поставщика в соответствии с пунктами 53 и 106 настоящего документа от исполнения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией. В этом случае гарантирующий поставщик уведомляет об этом уполномоченный орган субъекта Российской Федерации способом, позволяющим подтвердить получение указанного уведомления, не позднее 2 рабочих дней со дня направления им энергосбытовой (энергоснабжающей) организации уведомления в соответствии с пунктом 53 настоящего документа.

В пункте 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии предусмотрено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем коммунальных услуг обязательств по оплате электрической энергии Гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора. При этом для обеспечени бесперебойного энергоснабжения потребителей исполнителя коммунальныхуслуг гарантирующий поставщик обязан обеспечить принятие их наобслуживание, организованное в установленном разделом II Основных положений порядке.

Следовательно, в соответствии с изложенными нормативными положениями, в том числе пунктом 14 Основных положений в случае расторжения договора гарантирующий поставщик обязан совершать действия по принятию на обслуживание потребителей,

- 8 -

энергопринимающие устройства которые расположены в границах зоны его деятельности, в отсутствие их обращений.

Подпункт «а» п.30 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства РФ №124 от 14.02.2012, (далее - Правила№124) предусматривает право ресурсоснабжающей организации на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения с исполнителем в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома при наличии у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца). Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями.

Таким образом, из приведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 6 мая 2011 года, Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 4 мая 2012 года, следует, что если между управляющей организацией или иным исполнителем коммунальных услуг отсутствует договор с ресурсоснабжающей организацией, то последняя обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Из материалов дела судом установлено, что истцам Белозерова Т.С., Белозеров М.Н. принадлежит на праве общей долевой собственности <адрес>, расположенная в многоквартирном <адрес> (л.д. 12-14).

Согласно сводного счета за ноябрь 2016 года, лицевой счет открыт на имя Конькову О.Н. ( л.д. 17-18). На октябрь 2014 года лицевой счет был открыт на имя Белозерову О.Н. ( л.д. 104).

Управление указанным многоквартирным домом в спорный период, т.е. с февраля 2016 по декабрь 2016, осуществляло ОАО «УК <адрес>».

Согласно приказу Управления по государственному регулированию тарифов <адрес> от 25.12.2009 г. № 48/12 и информации УРТ <адрес> от 29.12.2009 ПАО «ТНС энерго Воронеж» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории г. Воронежа с 01.01.2010 года ( л.д. 95).

- 9 -

В связи с ненадлежащим исполнением ОАО «УК <адрес>» обязательств по оплате электроэнергии ПАО «ТНС энерго Воронеж», руководствуясь п. 53 Основных положений №442 с 01.10.2014 отказалось от исполнения договора энергоснабжения №08817 от 08.08.2012, заключенного с ОАО «Управляющая компания <адрес>», предварительно уведомив об этом управляющую организацию и компетентные органы ( л.д. 97-98).

23.09.2014 Управление по государственному регулированию <адрес> уведомило всех заинтересованных лиц, в том числе потребителей коммунальной услуги по энергоснабжению в домах, обслуживаемых ОАО «УК <адрес>», о невозможности последним осуществлять дальнейшее снабжение потребителей электрической энергией и переходе потребителей на обслуживание к гарантирующему поставщику - ОАО «ВЭСК» ( в настоящее время ПАО «ТНС энерго Воронеж»), о запрете ОАО «УК <адрес>» взимать с потребителей плату за потребленную электрическую энергию и переходе потребителей на прямые расчеты за потребленные услуги с ОАО «ВЭСК» (л.д. 100, 101, 102,103).

Таким образом, ответчик принял на себя обязательства по обслуживанию потребителей электрической энергии жилого <адрес> на основании вышеназванных нормативных положений, руководствуясь при этом уведомлением управления по государственному регулированию тарифов <адрес> № 56-01-07/2719 от 22.09.2014, направленным в адрес ответчика, разделом II Основных положений.

При таких обстоятельствах утверждение стороны истцов об отсутствии у ответчика правовых оснований для начисления потребителям платы за поставленную электроэнергию и направления соответствующих платежных документов, по мнению суда, не основано на установленных судом обстоятельствах.

Исходя из ч. 3 ст. 450 ГК РФ, п. 4 ст. 539 ГК РФ, п.4 ст. 3 ГК РФ, ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» отказ от исполнения договора энергоснабжения влечет за собой расторжение договора с исполнителем коммунальных услуг в соответствии с пунктом 53 Основных положений.

Правила предоставления коммунальных услуг № 354 в целях защиты прав потребителей предусматривают случаи, когда договор о предоставлении коммунальных услуг может быть заключен непосредственно между потребителями и ресурсоснабжающей организацией в письменной форме либо путем совершения конклюдентных действий.

В соответствии с п.6 Правил оказания коммунальных услуг №354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора.

Договор возмездного оказания коммунальных услуг регулируется как общими положениями договора о возмездном оказании услуг - глава 39 ГК РФ, так и положениями Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и может быть заключен путем совершения потребителем

- 10 -

действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.

Как было установлено судом и не оспорено стороной истцов, на основании первого платежного документа для оплаты электроэнергии за октябрь 2014 года была произведена оплата потребленной услуги - 10.11.2014 в размере 349,16 руб. ( л.д. 104,105). В спорный период с ноября 2016 по декабрь 2016 года оплата электроэнергии также была произведена, в том числе на общедомовые нужды. При этом претензий относительно качества, объема предоставленных услуг по энергоснабжению, их стоимости, а также уведомление об отказе от договора, истцами ответчику не предъявлялось, что подтверждается справками ( л.д. 106,107).

Следовательно, истцы потребляли коммунальный ресурс поставляемый ответчиком за который производили оплату.

Напротив, договорные отношения по снабжению электрической энергией жителей <адрес> между ответчиком и ОАО «УК <адрес>» в спорный период отсутствовали, исполнителем названной услуги в силу вышеизложенного управляющая организация не являлась.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в случаях,предусмотренных названными нормативными положениями, ресурсоснабжающая организация вправе начислять плату за поставленную электроэнергию непосредственно истцам и, как следствие, получать от них денежные средства за оказанную услугу.

Кроме того, в силу положений части 1 статьи 3 и части 1 статьи 4 ГПК РФ обязательным условием реализации права на судебную защиту является указание на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.

Истцами подано заявление в порядке защиты прав потребителей, при этом как в исковом заявлении, так и в судебном заседании стороной истцов не указано, какие негативные последствия наступили для них или могли наступить в результате оспариваемых действий ответчика.

Как указывалось выше, истцы в рамках настоящего дела не оспаривают качество, количество, стоимость оказанных ответчиком в спорный период услуг энергоснабжения на обще домовые нужды <адрес>.

На протяжении длительного времени истцы никаких претензий к ответчику как потребители не предъявляли, что не оспаривалось представителем истца в судебном заседании.

Доводы истцов о нарушении ответчиком их прав как потребителей в ходе судебного разбирательства объективного подтверждения не нашли.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.

Таким образом, оценивая имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд не усматривает оснований для признания незаконными оспариваемых действий ответчика, в связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.

- 11 -

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Белозерова Т.С., Белозеров М.Н. к Публичному акционерному обществу «ТНС энерго Воронеж» в порядке требований ФЗ «О защите прав потребителя», о признании незаконным начисление и взимание платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с ноября 2016 года по декабрь 2016 года, взыскании компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 04 сентября 2020 года.

Судья: О.И. Жарковская

1версия для печатиДело № 2-589/2020 ~ 9-24/2020 (Решение)