Гагаринский районный суд города Москвы Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Гагаринский районный суд города Москвы — ПРИНЯТЫЕ СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 февраля 2012 года Гагаринский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Долговой Т.Н., с участием адвоката Перадзе И.Г., при секретаре Коретине В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-589/8-12 по жалобе Автономной некоммерческой организации "Третейский суд строительных организаций города" о признании предупреждения Главного управления Министерства юстиции РФ по Москве незаконным,
УСТАНОВИЛ:
заявитель Автономная некоммерческая организация "Третейский суд строительных организаций города" обратился в суд, просит признать незаконным предупреждение Главного управления Минюста РФ по Москве от 12 августа 2011 года № 3/22192, обязать Главное управление Минюста РФ по Москве устранить допущенные нарушения закона: предупреждение от 12 августа 2011 года № 3/22192 отменить. Указывая, что Главным управлением Минюста РФ по Москве вынесло предупреждение 12 августа 2011 года № 3/22192 о нарушении Автономной некоммерческой организацией «Третейский суд строительных организаций города» законодательства Российской Федерации и предложении устранить указанные нарушения в срок до 15 сентября 2011 года.Заявитель с указанным предупреждением не согласен. Автономная некоммерческая организация «Третейский суд строительных организаций города» была создана 10 ноября 1999 года в соответствии с Постановлением Верховного Совета «Об утверждении временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров». Данное положение не содержит запрета на государственную регистрацию третейских судов в качестве юридического лица.22 октября 2002 года организация внесена в ЕГРЮЛ. Требования заявителя в судебном заседании поддержали его представители.
Представитель Главного управления Минюста РФ по Москве в суд явился, против предъявленных требований возражал. Пояснил, что предупреждение основано на законе.
Суд, выслушав представителей заявителя, представителя Главного управления Минюста РФ по Москве, исследовав материалы настоящего дела, не находит оснований для удовлетворения требований.
Согласно ст. 254 ГПК РФ1. гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
2. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.
3. Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.
4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Статья 4 Закона РФ « О некоммерческих организациях» предусматривает, что
1. Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип.
1.1. Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
2. Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации.
3. Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.
4. Включение в наименование некоммерческой организации, за исключением общественных объединений, имеющих статус общероссийских, и централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае отзыва разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, некоммерческая организация вносит соответствующие изменения в свои учредительные документы в течение трех месяцев.
Статья 32 Закона РФ «О некоммерческих организациях» предусматривает, что 5. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;
4) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами;
5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
Согласно ст.3 Закона РФ «О третейских судах в Российской федерации»
1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.
2. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об организованных торгах", общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.
Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.
Автономная некоммерческая организация "Третейский суд строительных организаций города" обратилась в Главное управление Минюста РФ по Москве с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, к которому был приложен пакет необходимых документов. 12 августа 2011 года вынесено предупреждение о нарушении законодательства и необходимости их устранения в срок до 15 сентября 2011 года № 3/22192 ( л.д. 15-16), где указано:
1.что третейские суды не подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц, так как :а) в Российской Федерации могут образовываться третейские суды для разрешения конкретных споров, которые действуют при организациях- юридических лицах, их создавших. Третейские суды считаются образованными, когда организация- юридическое лицо приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда, утвердила положение о нем и список третейских судей;
б). Закон РФ «О третейских судах в Российской Федерации» не содержит положений, определяющих третейские суды как самостоятельную форму некоммерческих организаций, либо относящих их к какой-либо форме некоммерческих организаций, предусмотренной федеральным законом;
2.что указание в наименовании организации словосочетания «третейский суд» не соответствует законодательству Российской Федерации.
Предупреждение об устранении нарушений законодательства Автономной некоммерческой организацией "Третейский суд строительных организаций города"от 12 августа 2011 года является законным, оснований для его отмены не имеется.
Предупреждение соответствует нормам действующего законодательства.
Автономная некоммерческая организация "Третейский суд строительных организаций города" осуществляет свою деятельность с нарушением требований Закона РФ от 24 июля 2002 года «О третейских судах в Российской Федерации» и Закона РФ «О некоммерческих организациях».
Третейские суды создаются организациями, являющимися юридическими лицами, но сами таковыми не являются, и не подлежат регистрации в качестве юридических лиц.
Заявитель был создан до принятия Закона РФ «О третейских судах в Российской Федерации», однако после его принятия не привел свою форму, наименование, документацию в соответствие с ним.
Ссылка заявителя на ч.1 ст. 54 Конституции РФ является некорректной. Принятие Закона РФ «О третейских судах в Российской Федерации» требует приведения всех ранее созданных третейских судов в соответствие с этим законом, чего заявитель не сделал.
На основании изложенного, ст. ст. 254-258 ГПК РФ, ст.ст.4,32 Закона РФ « О некоммерческих организациях», ст.3 Закона РФ « О третейских судах», руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении жалобы Автономной некоммерческой организации "Третейский суд строительных организаций города" о признании предупреждения Главного управления Министерства юстиции РФ по Москве незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мосгорсуд через Гагаринский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья Долгова Т.Н.
Решение изготовлено 16 марта 2012 года