ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-589/2015 от 16.11.2015 Болотнинского районного суда (Новосибирская область)

Дело КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<данные изъяты> г. Болотное

Болотнинский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Каминского С.А.,

при секретаре судебного заседания Тяпкиной О.А.,

с участием помощника прокурора Болотнинского района Новосибирской области Полещук А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Болотнинского района Новосибирской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зудовского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области о понуждении проведения специальной оценки условий труда,

установил:

Прокурор Болотнинского района Новосибирской области обратился в суд с иском к администрации Зудовского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области о понуждении проведения специальной оценки условий труда, указав в исковом заявлении, что прокуратурой Болотнинского района Новосибирской области по обращению проведена проверка исполнения законодательства о труде и об охране труда администрацией Зудовского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что администрация имеет 8 рабочих мест: глава, заместитель главы, специалист 1 разряда, специалист 2 разряда, водитель, уборщик служебных помещений, рабочий 2 разряда, военно-учетный работник, в отношении которых не проведена оценка условий труда, чем нарушаются требования ст.212 ТК РФ и Федерального закона №426-ФЗ.

Также установлено, что ранее работодателем не проводилась аттестация упомянутых рабочих мест по условиям труда.

Указанные нарушения требований трудового законодательства со стороны ответчика ущемляют права неопределенного круга лиц.

Прокурор просит обязать администрацию Зудовского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области провести оценку условий труда: глава (1 единица), заместитель главы (1 единица), специалист 1 разряда (1 единица), специалист 2 разряда (1 единица), водитель (1 единица), уборщик служебных помещений (1 единица), рабочий 2 разряда (1 единица), военно-учетный работник (1 единица).

В судебном заседании помощник прокурора Полещук А.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Зудовского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, направил в суд заявление, указав в нем, что с исковыми требованиями согласен, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования прокурора Болотнинского района Новосибирской области обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель в том числе, обязан: реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Согласно ст.212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, и работодатель обязан в том числе, обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В силу статьи 6 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, порядок проведения оценки условий труда.

Кроме того, согласно статье 216 Трудового кодекса РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (оценки условий труда) и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Федеральным законом от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ) установлены правовые и организационные основы проведения специальной оценки условий труда. Федеральным законом от 28.12.2013г. № 426-ФЗ предусмотрено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Специальной оценке подлежат все рабочие места.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда).

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ если работодателем в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки.

Судом установлено, что администрация Зудовского сельсовета Болотнинского района имеет 8 рабочих мест: глава, заместитель главы, специалист 1 разряда, специалист 2 разряда, водитель, уборщик служебных помещений, рабочий 2 разряда, военно-учетный работник, в отношении которых не проведена оценка условий труда.

Ранее работодателем не проводилась аттестация упомянутых рабочих мест по условиям труда.

Таким образом, бездействием ответчика нарушаются требования ст.212 ТК РФ и Федерального закона №426-ФЗ.

Указанные нарушения требований трудового законодательства со стороны ответчика ущемляют права неопределенного круга лиц: граждан, работающих у ответчика в настоящее время, а также тех, кто будет работать в дальнейшем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку суд установил, что бездействием ответчика нарушаются охраняемые законом права неопределенного круга лиц, учитывая важность защиты охраняемых законом прав, суд полагает разумным и справедливым установить, что решение суда должно быть исполнено в срок до 01.09.2016г.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Иск прокурора Болотнинского района Новосибирской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зудовского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области о понуждении проведения специальной оценки условий труда удовлетворить.

Обязать администрацию Зудовского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ. провести оценку условий труда: глава (1 единица), заместитель главы (1 единица), специалист 1 разряда (1 единица), специалист 2 разряда (1 единица), водитель (1 единица), уборщик служебных помещений (1 единица), рабочий 2 разряда (1 единица), военно-учетный работник (1 единица).

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Болотнинский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья (подпись) С.А. Каминский

Копия верна. Подлинник решения находится в материалах гражданского дела Болотнинского районного суда Новосибирской области.

Судья С.А. Каминский

Секретарь О.А. Тяпкина