ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-589/2016 от 25.04.2016 Курганинского районного суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«25» апреля 2016 года город Курганинск

Курганинский районный суд Краснодарского края

в составе:

председательствующего судьи Ищенко А.Ю.,

при секретаре Просняковой С.Н.,

а также с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

представителя отдела по вопросам семьи и детства

администрации Курганинского района ФИО3,

помощника прокурора Курганинского района

Краснодарского края Басацкого А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1к администрации муниципального образования Курганинский район Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Курганинский район о признании права на обеспечение жилым помещением.

По утверждению истца в ходе судебного заседания, она родилась <...> года в г. Курганинске. Родителями являлись: мать - С.В. , отец - И.И. . Отец находился в местах лишения свободы на основании приговора суда от <...>. С семилетнего возраста воспитанием истца занималась её бабушка - Т.И. . Так как родители истца уклонялись от её воспитания, употребляли алкоголь и наркотики, неоднократно привлекались к уголовной ответственности, на основании постановления главы Курганинского района от 03.06.1997 года <...> бабушка назначена опекуном, на основании Постановления Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года «О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Приказа Министерства образования РФ № 50 от 16.02.1993 года истцу присвоен статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, бабушке назначено ежемесячное пособие на содержание истца. 14 июня 2001 года решением Курганинского районного суда мать истца лишена родительских прав. Все время истец проживала у бабушки в <...> в <...>, своего жилья не имела и не имеет. В конце 2015 года истцу стало известно, что ей положено жилье, она обратилась в отдел по вопросам семьи и детства, получила список необходимых документов для сбора. <...> с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, истец обратилась в администрацию муниципального образования <...>. От специалиста, принимавшего заявление с приложенными документами, узнала, что <...> внесены изменения в закон, истец не имеет право на получение жилья, так как установлена возрастная категория обращения с подобными заявлениями с 18 до 23 лет, а до этого никаких возрастных ограничений не было. В этот же день истцу вручено уведомление управления имущественных отношений администрации муниципального образования <...>, из которого следует, что для включения в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, необходимо предоставить решение суда о признании права на обеспечение жилым помещением. Указанное решение (уведомление) нарушает права истца на предоставление жилья, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, не обладая юридическими познаниями, истец не знала о существовании гарантий по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о сроках постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Ни органы опеки, ни глава администрации г. Курганинска не разъяснили опекуну истца необходимости обращения в администрацию с заявлением для постановки на учет на обеспечение истца жилым помещением.

Во время обучения в училище, в 2005 году, истцу не разъяснили законные права на обеспечение жилым помещением, ничего не говорили о необходимости обращения в администрацию для постановки на учет, на тот период времени истцу было 16 лет. По мнению истца, что органы опеки и попечительства должны были разъяснить истцу права на получение положенных льгот. Истец считает, что причина пропуска срока для обращения с заявлением о постановке на учет является уважительной. Истец полагала, что ей не положено жилье, так как имеется опекун, в доме у которого истец проживает. Закрепленного жилого помещения не имеет. До 23 лет истец относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, могла пользоваться льготами для этой категории лиц. В настоящее время истец достигла возраста 26 лет, ею пропущен срок для подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Право на обеспечение жилым помещением вне очереди у истца возникло после окончания обучения в профессиональном образовании, то есть с 2008 года. С этого года истец находилась в тяжелом материальном положении, была социально не защищена, не могла самостоятельно обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, о предоставлении жилья. Думала, что не положено жилье, раз оно есть у опекуна. Ненадлежащее исполнение обязанностей по защите прав и интересов истца, как ребенка, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства привело к нарушению жилищных прав истца. Следует обосновано признать причины пропуска срока подачи заявления уважительными и восстановить срок для подачи заявления о постановке истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признать за истцом право на обеспечение жилым помещением.

Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности, в ходе судебного заседания отнес разрешение вопроса по иску на усмотрение суда.

Представитель отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Курганинский район ФИО3 пояснила, что нарушений законодательства с их стороны в этом случае не имеется.

Помощник прокурора Курганинского района Басацкий А.В. пояснил, что истцом попущен срок для обращения с соответствующим заявлением по причинам, не являющимся уважительными.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и их представителей, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Применительно к реализации закрепленного ст. 40 (ч. 1) Конституции Российской Федерации права на жилище, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах), правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда должно обеспечивать каждому гарантированную стст. 45 (ч. 1), 46 Конституции Российской Федерации государственную, в том числе судебную, защиту данного конституционного права, которая должна быть полной и эффективной.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального Закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный Закон № 159-ФЗ) в редакции, действующей до 01.01.2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом, как следует из преамбулы и ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Из указанных положений следует, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста. По смыслу перечисленных выше правовых норм только до достижения возраста 23 лет указанные лица имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений во внеочередном порядке, поскольку после достижения 23 лет они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в вышеуказанном Федеральном законе.

При этом достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить такому лицу жилое помещение.

Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения в ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ и нормы Жилищного кодекса РФ.

Согласно внесенным изменениям, действующим с 01.01.2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа утратили право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Жилые помещения для лиц указанной категории отнесены законодателем к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (ст. 92 Жилищного кодекса РФ), предоставление которых осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ).

Статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2013 года, в частности предусмотрела, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, в приведенных изменениях норм права, вступивших в действие с 01.01.2013 года, на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии факта постановки их на учет в качестве нуждающегося в жилье в органе местного самоуправления, и отсутствия закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения. При этом вопрос о постановке на учет носит заявительный характер.

В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ и Жилищного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29.12.2012 № 15-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если лица указанной выше категории не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, в силу норм правового регулирования, вступивших в действие с 01.01.2013 гоа, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ с учетом внесенных в указанную статью изменений, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста. По достижении возраста 23 лет данные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения, как лицу, относившемуся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку истец не была поставлена уполномоченным органом на соответствующий учет до достижения ею возраста 23 лет, на дату обращения к ответчику с запросом о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, и на дату подачи настоящего иска в суд, ей исполнилось более 23 лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По мнению суда, истцом не представлено допустимых и относимых доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения с соответствующим заявлением в компетентные органы.

На основании вышеизложенного и руководствуясь стст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

отказать ФИО1 в удовлетворении иска к администрации муниципального образования Курганинский район Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением.

Копию решения в течение трех дней направить лицам, участвующим в деле, но не принимавшим участие в судебном заседании.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Курганинский районный суд Краснодарского края в течение одного месяца.

Председательствующий А.Ю. Ищенко