Дело №2-589/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 августа 2017 года г.Чебаркуль Челябинской области Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Тимонцева В.И., при секретаре Перепечиной В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием прокурора Зыкиной И.С., ответчика Малеванного В.П., представителя ответчиков администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области и главы Чебаркульского городского округа Челябинской области – ФИО1, гражданское дело по иску Чебаркульского горпрокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц к главе Чебаркульского городского округа Челябинской области, администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области, ФИО2 о возложении обязанности прекратить трудовые отношения, УСТАНОВИЛ: Чебаркульский горпрокурор в интересах Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к главе Чебаркульского городского округа Челябинской области, администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области, Малеванному В.П. о возложении на администрацию Чебаркульского городского округа Челябинской области в лице главы Чебаркульского городского округа Челябинской области обязанности прекратить трудовые отношения с Малеванным В.П. по должности <данные изъяты> в соответствии с п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ. В обоснование иска указал, что распоряжением главы Чебаркульского городского округа <адрес>№-к от ---ФИО2 назначен на должность <данные изъяты> с ---. --- между администрацией Чебаркульского городского округа в лице главы Чебаркульского городского округа (работодателем) и Малеванным В.П. (работником) заключен трудовой договор №, по которому работодатель предоставляет работнику работу по должности <данные изъяты> Пунктами 1.1 и 1.2 трудового договора установлено, что работа по указанной должности является муниципальной службой и основным местом работы. В ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции установлено, что Малеванным В.П. при трудоустройстве предоставлены неполные и недостоверные сведения в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и свою супругу. Так в разделе 3 справок на себя и супругу Малеванным В.П. не указаны лица, с которыми в совместной собственности находятся <данные изъяты> квартиры <адрес> В разделе 1 справки на себя указан доход от вкладов в банке в размере <данные изъяты> рубля, что явно не соответствует количеству банковских счетов, имеющихся и имевшихся в <данные изъяты> году у Малеванного В.П. Аналогичные нарушения допущены в разделе 1 справки на супругу, где указан доход от банковских вкладов в размере <данные изъяты>. Кроме того, в разделе 1 справки на супругу Малеванным В.П. указан доход супруги в виде пенсии в размере <данные изъяты> рублей, в то время как по сообщению Пенсионного фонда РФ сумма полученной супругой Малеванного В.П. пенсии за <данные изъяты> год составила <данные изъяты>. Также в разделе 5.1 справки на супругу Малеванным В.П. указано участие супруги в <данные изъяты>», при этом данный раздел не содержит сведений о месте нахождения данной организации, уставном капитале, доле и основании участия в организации. В разделе 5.1 справки на себя Малеванным В.П. указано участие в <данные изъяты>», при этом данный раздел не содержит сведений об уставном капитале, доле и основании участия в организации. Также в ходе проведенной проверки установлено, что ФИО2, занимает должность, которая является высшей должностью, при этом он не имеет стажа муниципальной службы (государственной службы) не менее 3 лет или стажа работы по специальности не менее 3 лет. По итогам прокурорской проверки на имя главы городского округа внесено представление с требованием привлечения Малеванного В.П. к дисциплинарной ответственности, установленной законодательством о муниципальной службе. По результатам рассмотрения представления из администрации Чебаркульского городского округа поступил ответ о предоставлении Малеванному В.П. возможности в течение 30 дней предоставить необходимые документы. --- состоялось повторное заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Чебаркульского городского округа, в ходе которой прокурору в удовлетворении требования о привлечении Малеванного В.П. к дисциплинарной ответственности было отказано. Также указал, что Малеванным В.П. справка на супругу в установленном законодательством порядке работодателю при трудоустройстве не представлена, поскольку подписана не самим Малеванным В.П., а его супругой. Указанные обстоятельства в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» являются основанием для прекращения с Малеванным В.П. трудовых отношений по п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ (л.д.2-5, 182-185, 235-236). В судебном заседании прокурор Зыкина И.С. исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям, суду пояснила, что выявленные в ходе проведенной прокурорской проверки нарушения требований законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции являются основанием для увольнения Малеванного В.П. с должности заместителя главы городского округа по городскому хозяйству. Полагала, что срок обращения в суд прокурором не пропущен, поскольку при предоставлении --- справок ФИО2 муниципальным служащим не являлся, в трудовых отношениях с администрацией Чебаркульского городского не состоял, а выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения в соответствии с законодательством должны были являться основанием для отказа в заключении трудового договора. Ответчик ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, суду пояснил, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения в заполнении справок являются формальными и несущественными, у него отсутствовал умысел на предоставление заведомо неполных и недостоверных сведений. В связи с установлением коротких сроков предоставления справок он не смог получить полные сведения о своем участии и участии своей супруги в <данные изъяты>» и <данные изъяты>». Указание большего размера полученного супругой дохода в виде пенсии объяснил тем, что на банковский счет его супруги их сыном в <данные изъяты> году перечислялись денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, которые он ранее брал у них в займы. Указанные в справках сведения о доходах от вкладах в банках являются достоверными, что подтверждается информацией, предоставленной банками. При сопоставлении справки на него и на супругу очевидно следует, что собственниками квартир является только он и его супруга. Также указал, что на момент поступления на муниципальную службу у него имелся соответствующий стаж, в который подлежит включению служба в армии. Не отрицал, что при предоставлении справок он не обращался к работодателю с заявлением о невозможности по объективным причинам предоставления сведений, а также того, что справка на супругу подписана не им, а его женой – ФИО6 Представитель ответчиков администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области и главы Чебаркульского городского округа Челябинской области – ФИО1 по доверенности № от --- (л.д.51) в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, суду пояснил, что допущенные Малеванным В.П. неточности при заполнении справок свидетельствуют об отсутствии с его стороны умышленных действий, направленных на сокрытие сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и, как следствие, состава дисциплинарного проступка. Также указал, что применение к муниципальному служащему дисциплинарного взыскания в виде увольнения является крайней мерой ответственности, при этом действующее законодательство возлагает на работодателя при наложении дисциплинарного взыскания учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также наличие вины работника. Заявил о пропуске срока привлечения Малеванного В.П. к дисциплинарной ответственности, поскольку указанные прокурором в иске нарушения были выявлены в ходе проведенной еще в декабре 2016 года проверки. Полагал, что ФИО2 соответствует квалификационным требованиям, поскольку в стаж муниципальной службы подлежит включению период прохождения им военной службы по призыву, а также работа в должностях директора <данные изъяты> и директора <данные изъяты>». Заслушав объяснения прокурора Зыкиной И.С., ответчика Малеванного В.П., представителя ответчиков администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области и главы Чебаркульского городского округа Челябинской области – ФИО1, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.2 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Согласно п.п.8, 9 ч.1 ст.13 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу; а также непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу. В силу ч.1 ст.16 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой. Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации. Аналогичная норма права закреплена в п.10 ч3 ст.16 указанного Закона. В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.6 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Законом Челябинской области от 28 июня 2007 года №153-ЗО «О Реестре должностей муниципальной службы в Челябинской области» утвержден Реестр должностей муниципальной службы в Челябинской области, в соответствии с которым должность <данные изъяты> (муниципального района), внутригородского района, городского поселения отнесена к высшей должности.В судебном заседании установлено следующее. Постановлением главы администрации Чебаркульского городского округа №67 от 03 февраля 2016 года утвержден Перечень коррупционно-опасных должностей муниципальной службы МО «Чебаркульский городской округ», в который включена должность заместителя <данные изъяты>, отнесенная к высшей должности муниципальной службы МО «Чебаркульский городской округ» (л.д.229-230, 231-233). Решением Собрания депутатов Чебаркульского городского округа №220/168 от 08 ноября 2016 года согласована представленная главой Чебаркульского городского округа кандидатура Малеванного В.П. на должность <данные изъяты> (л.д.89). --- между администрацией Чебаркульского городского округа в лице главы Чебаркульского городского округа (Работодателем) и Малеванным В.П. (Работником) заключен трудовой договор №, по которому ФИО2 принимается на работу в администрацию Чебаркульского городского округа на высшую должность муниципальной службы – заместитель <данные изъяты> (л.д.7-11). Пунктами 1.2, 1.4 и 1.5 трудового договора установлено, что работа для муниципального служащего является основным местом работы, к которой он должен приступить с ---. Трудовой договор заключен на неопределенный срок. --- исполняющим обязанности главы Чебаркульского городского округа издано распоряжение №-к о назначении Малеванного В.П. на должность заместителя <данные изъяты> с --- (л.д.6, 90). ---Малеванным В.П. в отдел организационной, контрольной и кадровой работы администрации Чебаркульского городского округа поданы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и супругу - ФИО6, в которых в разделе 3.1 «Сведения о недвижимом имуществе» указано о наличии в совместной собственности квартир № и № в <адрес>, однако отсутствует информация о лицах, в совместной собственности которых находятся указанные жилые помещения. В разделе 5.1 «Сведения об акциях и ином участии в коммерческих организациях и фондах» на себя Малеванным В.П. не указаны сведения об уставном капитале, доли и основании участия в <данные изъяты> В разделе 5.1 «Сведения об акциях и ином участии в коммерческих организациях и фондах» справки на супругу также отсутствуют сведения об уставном капитале, доли и основании участия в <данные изъяты>». В разделе 1 «Сведения о доходах» справки на супругу указан полученный ФИО6 доход в <данные изъяты> году в виде пенсии по старости в размере <данные изъяты> рублей, а также доход по процентам от вкладов в банках в размере <данные изъяты>. В разделе 1 «Сведения о доходах» справки на себя Малеванным В.П. указан доход по процентам от вкладов в банках в размере <данные изъяты> (л.д.12-17, 18-23). По результатам проведенной Чебаркульской горпрокуратурой проверки соблюдения требований законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции --- главе администрации Чебаркульского городского округа вынесено представление о привлечении муниципальных служащий, в том числе Малеванного В.П., к дисциплинарной ответственности за предоставление при трудоустройстве неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и свою супругу (л.д.28-31). --- Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Чебаркульского городского округа на заседании рассмотрено представление прокурора, по итогам принято решение повторно рассмотреть представление прокурора, предоставив Малеванному В.П. возможность в течении 30 календарных дней предоставить необходимые документы (л.д.32, 34-35, 91-93). --- на повторном заседании Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Чебаркульского городского округа принято решение о не привлечении Малеванного В.П. к дисциплинарной ответственности, в связи с отсутствием в его действиях состава дисциплинарного проступка (л.д.36, 94-95). Вместе с тем, как следует из справки ГУ-УПФР в <адрес> и <адрес>№ от --- сумма полученной ФИО6 в <данные изъяты> году страховой пенсии по старости составила <данные изъяты>, что на <данные изъяты> меньше, дохода от полученной страховой пенсии по старости, указанной в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на ФИО6 (л.д.26-27). Согласно выписке из ЕГРЮЛ от --- ЗАО <данные изъяты> сведения об участии в котором указаны в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на ФИО6, --- прекратило деятельность в связи с ликвидацией по решению суда (л.д.143, 144-148). В соответствии с п.3 ст.49 ГК РФ правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Таким образом, ФИО6 в <данные изъяты> году не являлась участником ЗАО «<данные изъяты> а представленные в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сведения об ее участии в указанном юридическом лице являются недостоверными. Кроме того, из справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на ФИО6 следует, что указанная справка подписана самой ФИО6, а не ответчиком Малеванным В.П., как лицом, претендующим на замещение муниципальной должности – заместителя <данные изъяты> (л.д.18-23), что не оспаривается Малеванным В.П. в ходе рассмотрения дела. В соответствии с ч.8 ст.8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу.. . представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу… Согласно п.3 ч.1 ст.19 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона. В силу п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях … непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги.. .. Подпунктом 18 пункта 1 статьи 36, пунктом 3 статьи 41 Устава МО «Чебаркульский городской округ» (л.д.54-73), пунктом 1.12 Положения об администрации Чебаркульского городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов Чебаркульского городского округа № от --- (л.д.74-88) установлено, что заместители главы городского округа назначаются и освобождаются от должности главой городского округа по согласованию с Собранием депутатов. Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что Малеванным В.П. при поступлении на муниципальную службу в администрацию Чебаркульского городского округа на должность заместителя <данные изъяты> предоставлены неполные и не достоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и супругу – ФИО6, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Чебаркульского горпрокурора и о возложении на администрацию Чебаркульского городского округа в лице главы Чебаркульского городского округа обязанности прекратить с Малеванным В.П. трудовые отношения по должности заместителя <данные изъяты> в соответствии с п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ. Доводы ответчика Малеванного В.П. и представителя ответчиков администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области и главы Чебаркульского городского округа Челябинской области – ФИО1 об отсутствии у Малеванного В.П. умысла на предоставление неполных и не достоверных сведений и, как следствие, отсутствие дисциплинарного проступка, судом отклоняются, поскольку из буквального содержания приведенных выше норм права (п.п.8, 9 ч.1 ст.13, п.3 ч.1 ст.19 Федеральным законом от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; ч.8 ст.8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции») следует, что именно сам факт предоставления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу является основанием для расторжения трудового договора по инициативе представителя нанимателя, независимо от того, могли ли повлиять представленные сведения на возможность принятия гражданина на муниципальную службу или явиться основанием для отказа в заключении трудового договора. При установленных по делу обстоятельствах, а именно: предоставления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу, прекращение Малеванным В.П. муниципальной службы является единственным установленным законом способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства и несоблюдения ограничений, связанных с муниципальной службой, что прямо следует из содержания ст.13 Федеральным законом от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Аналогичная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2010 года №48-В10-9 и от 24 июня 2011 года №45-В11-7. Также суд полагает необходимым отметить, что при заполнении справок ФИО2 имел реальную возможность из открытых источников, в частности информационного ресурса Налоговой службы РФ в сети Интернет, а также обратившись с соответствующим заявлением в ГУ-УПФР в <адрес> и <адрес>, получить необходимые сведения, однако, этого не сделал, предоставив работодателю неполные и не достоверные сведения. С заявлением о невозможности предоставления указанных сведений по объективным причинам в отдел организационной, контрольной и кадровой работы администрации Чебаркульского городского округа не обращался. Также судом отклоняются доводы представителя ответчиков администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области и главы Чебаркульского городского округа Челябинской области – ФИО1 о пропуске установленного ст.193 ТК РФ срока привлечения работника к дисциплинарной ответственности, поскольку исходя из определения дисциплинарного проступка, содержащегося в ст.27 Федеральным законом от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», предоставление заведомо недостоверных либо неполных сведений при поступлении на муниципальную службу не может расцениваться в качестве дисциплинарного проступка, так как ФИО2 на момент предоставления сведений не являлся муниципальным служащим и в трудовых (служебных) отношениях с администрацией Чебаркульского городского округа не состоял. При этом суд учитывает, что возникшие с Малеванным В.П. трудовые правоотношения являются длящимися, продолжаются в течение всего периода, пока лицо, принятое на работу с нарушением действующего трудового законодательства, замещает муниципальную должность. Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Чебаркульского горпрокурора к главе Чебаркульского городского округа Челябинской области, администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области, ФИО2 о возложении обязанности прекратить трудовые отношения - удовлетворить. Обязать администрацию Чебаркульского городского округа Челябинской области в лице главы Чебаркульского городского округа Челябинской области прекратить с ФИО2 трудовые отношения по должности <данные изъяты> в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Челябинский областной суд через Чебаркульский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий: |