ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-58/11 от 31.05.2011 Мамско-чуйского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А ЦИ И

<адрес><данные изъяты>

Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе:

Председательствующего судьи Бондаренко Е.Н.,

при секретаре Савицкой В.Н.,

с участием:

помощника прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области Куницына С.А.,

представителя ответчика- Муниципального детского образовательного учреждения детский сад «Золотой ключик Лесиной М.И. действующей на основании приказа №157/л от 15.09.2009г.,

представителя Администрации Мамско-Чуйского района Захаровой О.И., действующей на основании доверенности №490 от 12.05.2011г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела <данные изъяты> по исковому заявлению прокурора Мамско-Чуйского района в защиту интересов несовершеннолетних к Муниципальному детскому образовательному учреждению детский сад «Золотой ключик» о понуждении получения лицензии на ведение образовательной деятельности

У С Т А Н О В И Л :

В исковом заявлении в суд Прокурор Мамско-Чуйского района Иркутской области указал, что прокуратурой района рассмотрены материалы проверки исполнения законодательства об образовании на территории Мамско-Чуйского района.

В результате проверки, проведенной прокуратурой района в 2008-2009 годах в связи с отсутствием лицензии на образовательную деятельность в районный суд в интересах детей было направлено исковое заявление о приостановлении образовательной деятельности Детского сада «Золотой ключик» п. Согдиондон в отсутствие лицензии на ведение образовательной деятельности, в последствие судом требования прокурора удовлетворены.

Таким образом, вступившим в силу Решением Мамско-Чуйского районного суда от 30.06.2009г. приостановлена безлицензионная образовательная деятельность Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детского сада «Золотой ключик» п. Согдиондон.

В соответствии с п.п. 42, 43 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009г. №277 лицензирующие органы ведут реестры лицензий, в которых указываются: наименование лицензирующего органа, выдавшего лицензию; полное наименование и место нахождения лицензиата; идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица; дата принятия решения о выдачи лицензии, регистрационный номер лицензии, срок действия лицензии; основание и дата переоформление лицензии, выдача дубликата, основание и дата аннулирование лицензии. Информация, содержащаяся в реестрах лицензии на ведение образовательной деятельности, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц и размещается на сайтах лицензирующих органов в сети Интернет.

Лицензирующим органом образовательной деятельности на территории Иркутской области является Служба по контролю и надзору в сфере образования по Иркутской области.

Данные сайта Службы по контролю и надзору в сфере образования по Иркутской области свидетельствуют о том, что лицензия на ведение образовательной деятельности Детским садом «Золотой ключик» п. Согдиондон до настоящего времени не получена, вместе с тем, кроме указанного учреждения, на территории п. Согдиондон Мамско-Чуйского района муниципальных дошкольных образовательных учреждений, иных учреждений рассматриваемой категории не имеется.

В силу ст.43 Конституции РФ каждому гарантировано общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Статья 130 Конституции РФ, п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131 –ФЗ»Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержат обязанность органов местного самоуправления района в интересах населения обеспечить организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

В соответствии с ч.1 1 ст.37 Федерального закона от 6 октября 2003г.. №131 –ФЗ»Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

Ст.50 Устава Муниципального образования Мамско-Чуйский район на администрацию района возложены обязанности по обеспечению исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения Мамско-Чуйского района.

В соответствии с ч.6 ст.12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании» тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей).

Согласно п.п. 3,4 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008г. №666 дошкольное образовательное учреждение-тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Статей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с п. 105 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность по образовательным программам подлежит обязательному лицензированию.

Взаимосвязанные положения названных норм обязывают администрацию Мамско-Чуйского района создать надлежащие условия по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, в том числе, под средством создания муниципальных образовательных учреждений рассматриваемой категории.

Между тем, дошкольные образовательные учреждения, в свою очередь обязаны создать условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в учреждении, путем получения лицензии, предоставляющей учреждению возможность осуществления образовательной деятельности.

Пунктом 3 Устава МДОУ «Детский сад «Золотой ключик» п. Согдиондон, предусмотрено, что данное учреждение создано учредителем администрацией Мамско-Чуйского района для реализации задач дошкольного образования. Однако в отсутствие соответствующей лицензии образовательная деятельность учреждением в силу вышеуказанных норм осуществляться не может, чем нарушаются конституционные права несовершеннолетних на доступность дошкольного образования, проживающих на территории п. Согдиондон Мамско-Чуйского района, интересы муниципального образования на обеспечение предоставления населению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Согдиондонского городского поселения.

В соответствии с ч.4 ст.34 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании» ликвидация образовательного учреждения может осуществляться: по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

До настоящего времени администрацией Мамско-Чуйского района решение о ликвидации МДОУ «Детский сад «Золотой ключик» п. Согдиондон не принято, что соответствует интересам несовершеннолетних жителей дошкольного возраста, проживающих в п. Согдиондон.

В силу ст.28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система в РФ основывается в том числе на принципе результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Из материалов, представленных отделом образования администрации Мамско-Чуйского района следует, что в период с 2009г. по 29.03.2011г. производилось финансирование учреждения (оплата труда, методлитературы, компенсации расходов на оплату проезда к месту отпуска, оплата услуг связи и коммунальных услуг, оплата продуктов питания).

Финансирование учреждения по указанным статьям расходов на фоне бездеятельности его руководства по получению лицензии, позволяющей выполнять основные цели и задачи его создания, влечет нарушение законных интересов Иркутской области, Муниципального образования Мамско-Чу2ского района по результативному и эффективному использованию учреждением денежных средств, выделяемых из местного и областного бюджета.

Таким образом, в целях создания необходимых условий для реализации прав детей на доступность дошкольного образования, надлежащей организации решения вопроса местного значения муниципального образования Мамско-Чуйского района-организации предоставления общедоступного дошкольного образования на территории п. Согдиондон обеспечения принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств Иркутской области и Мамско-Чуйского района необходимо в судебном порядке обязать МДОУ Детский сад «Золотой ключик» п. Согдиондон получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Статья 45 ГПК РФ наделяет прокурора правом обратится в суд за защитой нарушенных, оспариваемых прав и законных интересов несовершеннолетних. В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре поэтому просит обязать МДОУ «Детский сад «Золотой ключик» п. Согдиондон получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.

В судебном заседании помощник прокурора Мамско-Чуйского района Куницын С.А. исковые требования поддержал по указанным основаниям, просил удовлетворить предъявленные требования в полном объеме. Суду пояснил, что в целях создания необходимых условий для реализации прав детей на доступность дошкольного образования, надлежащей организации решения вопроса местного значения МО Мамско-Чуйского района – организации предоставления общедоступного дошкольного образования на территории п. Согдиондон, обеспечения принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств Иркутской области и Мамско-Чуйского района необходимо в судебном порядке обязать МДОУ «Детский сад «Золотой ключик» п. Согдиондон получить лицензию на осуществления образовательной деятельности.

Ответчик, представитель МДОУ детский сад «Золотой ключик» Лесина М.И. в судебном заседании исковые требования прокурора признала полностью. Просит вынести решение на основании признания иска. По существу заявленных исковых требований пояснила, что лицензии на ведение образовательной деятельности детский сад не имеет. В настоящее время подготовлена соответствующая документация для обращения в органы для получения лицензии на которое потребуется время около двух месяцев. Просит вынести решение на основании признания иска.

Представитель Администрации Мамско-Чуйского района Захарова О.И. в судебном заседании пояснила, что вопрос о получении лицензии будет разрешен в ближайшее время и просит установить срок не менее двух месяцев.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора Мамско-Чуйского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с п. 105 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Лицензирующим органом образовательной деятельности на территории Иркутской области является Служба по контролю и надзору в сфере образования по Иркутской области.

В соответствии с Уставом МДОУ детский сад «Золотой ключик», утвержденного постановлением администрации района 22.12.2009г. № 193 учредителем данного дошкольного учреждения является Администрация Мамско-Чуйского района, в обязанность которой входит создание надлежащих условий по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, в том числе, под средством создания муниципальных образовательных учреждений рассматриваемой категории.

Между тем, дошкольные образовательные учреждения, в свою очередь обязаны создать условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в учреждении, путем получения лицензии, предоставляющей учреждению возможность осуществления образовательной деятельности.

Таким образом, МДОУ детский сад «Золотой ключик» для оказания образовательных услуг должно обладать лицензией на ведение образовательной деятельности.

В судебном заседании, установлено, что такой лицензии МДОУ детский сад «Золотой ключик» не имеет, соответственно не имеет права оказывать образовательные услуги, что влечет нарушение конституционных права несовершеннолетних на доступность дошкольного образования, проживающих на территории п. Согдиондон Мамско-Чуйского района, интересы муниципального образования на обеспечение предоставления населению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Согдиондонского городского поселения.

Как следует из объяснения заведующей МДОУ детский сад «Золотой ключик» Лесиной М.И., лицензия на ведение образовательной деятельности у учреждения отсутствует, предпринимаются меры по ее получению. О решении суда от 30.06.2009г. о приостановлении образовательной деятельности вверенного ей учреждения знает.(л.д.6-8); Из справки-запроса №546 от 12.04.2010г. в службу по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области следует, что прокуратурой Мамско-Чуйского района запрошены сведения об обращении администрации МДОУ детский сад «Золотой ключик» за получением лицензии на ведение образовательной деятельности. (л.д.9);

Из письма №75-37-0402/10 от 15.04.10г. Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области следует, что срок действия лицензии на осуществление образовательной деятельности МДОУ детский сад «Золотой ключик» п. Согдиондон закончился 29.03.2006г. Администрация МДОУ детский сад «Золотой ключик» не обращалась в Службу по вопросу лицензирования образовательной деятельности.(л.д.12); Как следует из объяснения заведующей отделом образования Мамско-Чуйского района Хливняк Л.М. принимаются все меры к получению МДОУ детский сад «Золотой ключик» лицензии на ведение образовательной деятельности. (л.д.13-14); Из письма №21-116-11-422 от 18.03.2011г. в связи с проверкой прокуратуры района соблюдения законодательства об образовании, просят представить отдел образования информацию о финансировании МДОУ детский сад «Золотой ключик» с 2009-по 2011г.(л.д.15); Из справки отдела образования №264 от 30.03.2011г. следует, что в 2009г. профинансировано МДОУ детский сад «Золотой ключик» <данные изъяты>.(л.д.16-36); Из п.4 ч.2 Устава МДОУ детский сад «Золотой ключик» Утвержденного постановлением администрации Мамско-Чуйского района 22.<данные изъяты>. следует, что право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством РФ, возникают у ДОУ со дня выдачи лицензии (разрешения на образовательную деятельность (л.д.37-38); Из реестра образовательных учреждений Иркутской области следует, что срок действия лицензии у МДОУ детский сад «Золотой ключик» истек 29.03.2006г.(л.д.39-40); Согласно решения Мамско-Чуйского районного суда от 30.06.2009г. приостановлено осуществление МДОУ детский сад «Золотой ключик» пос. Согдиондон образовательной деятельности до получения специального разрешения (лицензии) на осуществление образовательной деятельности. (л.д.41-46).

В судебном заседании ответчик Лесина М.И. признала требования истца, просила вынести решение на основании признания иска, просит установить срок исполнения до 30 августа 2011 года, истец согласилась со сроком исполнения Лесиной обязанности.

На основании изложенного суд принимает признание ответчиком иска.

Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, подлежит установлению срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

С учетом пояснений привлеченного к участию в деле представителя администрации Мамско-Чуйского района Захаровой О.И. о том, что заявленный истцом срок до 30.08.2011г. является разумным и достаточным, суд учитывая существо допущенных нарушений и объема предстоящей работы, находит разумным установить срок исполнения до 30.08.2011г.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Оснований для отказа в принятии признания ответчиком требований прокурора, за исключением срока устранения нарушения, у суда нет. Исходя из вышеизложенного нормативного регулирования данной сферы, признания представителем ответчика иска не противоречит закону, заявлено добровольно и не нарушает охраняемые законом интересы других лиц.

Решая вопрос о распределении судебных расходов, суд исходит из правил, предусмотренных главой 7 ГПК РФ, так как в соответствии со ст.89 ГПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции за подачу заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п.8 ч.1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом требований

С ответчика МДОУ детский сад «Золотой ключик» пос. Согдиондон на основании ст. 103 ГПК РФ, ст.333.19 ч.1 п.3 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в размере 4000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 268 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области удовлетворить.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» пос. Согдиондон получить лицензию на осуществление образовательной деятельности, до 30 августа 2011 года.

Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Золотой ключик» пос. Согдиондон государственную пошлину в доход бюджета в размере 4000(четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд в течение 10 дней.

Судья Е.Н. Бондаренко.