№ 2-58/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Мельниково 28 февраля 2013 года
Шегарский районный суд Томской области в составе:
судьи Бахарева Д.В.,
при секретаре Шукшиной Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО3 об оспаривании решения Администрации Шегарского района Томской области об исключении из списков граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий, отмене пункта 3 протокола № 4 заседания жилищной комиссии Администрации Шегарского района Томской области, восстановлении в списках граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий и возмещении судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации Шегарского района Томской области №16/2986 от 21.11.2012 об исключении из списков граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и областной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2014 года». В обоснование указал, что 21.11.2012 Администрацией Шегарского района Томской области вынесено Решение № 16/2986 об исключении заявителя из списка граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и областной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2014 года». Основанием для принятия данного решения указан пункт 3 протокола заседания жилищной комиссии Администрации Шегарского района от 14.11.2012, а также ссылка на пункт 3 Положения (без указания какого) о том, что право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальной выплаты предоставляется гражданам только один раз. Указанное Решение заявитель считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям: ДД.ММ.ГГГГ заявителем в Администрацию Шегарского района Томской области было подано заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858, в котором он указал, что планирует улучшить жилищные условия путем приобретения жилого помещения в Шегарском сельском поселении. Постановлением Главы Шегарского сельского поселения от 26.04.2010 № 93а заявитель был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. К заявлению ФИО3 были приложены все необходимые документы. Замечаний, отказов по представленным документам до ДД.ММ.ГГГГ заявителю не направлялись. По данным сайта Администрации Шегарского района Томской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заявитель узнал, что был включен в Список граждан, участников федеральной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2013 года» на 2012 год, № п/п очереди <данные изъяты>. В настоящее время заявитель продолжает числиться в Списках граждан, участников федеральной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2013 года» на 2012 год. Ранее он не использовал право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальной выплаты. Считает, что в период с 2003 года уполномоченные органы не формировали сводный список граждан-получателей свидетельств на строительство жилья в сельской местности и право гражданина на получение субсидии удостоверяется свидетельством о предоставлении субсидии, которое является именным. В 2003 году данный документ на заявителя не оформлялся. Информация в отношении прав ФИО3 на недвижимое имущество из УФРС в материалах дела отсутствует. Уполномоченным органом нарушены требования п. 12 Порядка предоставления социальных выплат на строительство жилья, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858, а так же не учтен их размер. В 2003 году бюджетные средства ни имя заявителя не выделялись. Ссылаясь на ст. 46 Конституции РФ, ст.ст. 254- 256 ГПК РФ, Постановление Администрации Томской области № 247а от 17.08.2011 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2014 года», Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 «О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года» просит: отменить Решение Администрации Шегарского района Томской области № 16/2986 от 21.11.2012; отменить п. 3 Протокола заседания жилищной комиссии Администрации Шегарского района Томской области от 14.11.2012, в соответствии с которым было вынесено оспариваемое Решение; восстановить заявителя - ФИО3 в списках граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и областной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2014 года», взыскать судебные расходы.
Заявитель ФИО3, его представитель ФИО5, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание не прибыли, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, на удовлетворении заявления настаивают.
На основании ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие заявителя и его представителя.
Представитель Администрации Шегарского района Томской области (далее Администрация) ФИО12, действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представил в суд отзыв на заявление ФИО3 об оспаривании решения Администрации Шегарского района Томской области об исключении из списков граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и областной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2014 года». В возражениях представитель Администрации просит рассмотреть дело в его отсутствие и ссылается на следующие обстоятельства.
ФИО3 на основании заявления и документов, поданных им ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Шегарского района, включен в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и областной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2012 года». В соответствии с решением жилищной комиссии Администрации Шегарского района (п. 3 протокола №4 от 14.11.2012) ФИО3 исключен из списка граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий в рамках указанных целевых программ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация Шегарского района уведомила ФИО3 о принятом решении. Основанием для исключения заявителя из состава участников мероприятий названных целевых программ послужил п. 3 Типового Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2012 № 858 (далее - Типовое положение), устанавливающий, что право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только один раз. Аналогичное положение содержится в п. 3 Порядка предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 17.08.2011 № 247а (далее - Порядок). Согласно выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, выданной и.о. управляющего делами Администрации Шегарского сельского поселения ФИО13, на указанную дату ФИО3 проживал в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ и имеет состав семьи: ФИО4 (отец), ФИО5 (мать), ФИО6 (брат). Документом, подтверждающим выдачу социальной выплаты, согласно п. 8 Типового положения и п. 8 Порядка, является свидетельство, не являющееся ценной бумагой. В соответствии со списком граждан-получателей свидетельств на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Томской области на 2003 год, утвержденным заместителем начальника Департамента по социально-экономическому развитию села Администрации Томской области ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, которая является матерью ФИО3, выдана социальная выплата по аналогичной программе, действующей на тот период времени, из расчета 4 члена семьи. Аналогичные сведения, подтверждающие выдачу социальной выплаты ФИО5 из расчета 4 члена семьи, содержатся в реестре выданных и оплаченных свидетельств, использованных на финансирование строительства (приобретение) жилья в сельской местности по Шегарскому району по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденном заместителем Главы администрации Шегарского района по инвестициям и производству ФИО15, а также в реестре учета выделения субсидий на строительство (приобретение) жилья по федеральной программе «Социальное развитие села до 2010 года» по Шегарскому району в 2003 году, утвержденном Главой администрации Шегарского района ФИО16. В связи с тем, что согласно п. 22 Типового положения свидетельство подлежит хранению органом исполнительной власти в течение 5 лет, в настоящее время предоставить его в судебное заседание нет возможности по причине уничтожения. Вместе с тем, из анализа имеющихся документов следует вывод о том, что ФИО5 в 2003 году получила социальную выплату в рамках указанных целевых программ из расчета 4 члена семьи, в число которых входит ФИО3, в связи с чем заявитель не имеет права повторно получить данную социальную выплату. Согласно выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, выданной и.о. управляющего делами Администрации Шегарского сельского поселения ФИО13, на указанную дату ФИО3 проживал в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и имел состав семьи: ФИО4 (отец), ФИО5 (мать), ФИО6 (брат). Аналогичные сведения содержатся в финансовом лицевом счете от ДД.ММ.ГГГГ, выданном и.о. управляющего делами Администрации Шегарского сельского поселения ФИО13 В соответствии с отметкой в паспорте, ФИО3 зарегистрирован в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Брат ФИО3 - ФИО6, также в соответствии с отметкой в паспорте, зарегистрирован в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, согласно выписки из домовой книги, финансовому лицевому счету от ДД.ММ.ГГГГ, выданных управляющей делами Администрации Шегарского сельского поселения ФИО17, ФИО3 на указанную дату проживает в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ и имеет состав семьи, аналогичный составу семьи ФИО6 Таким образом ФИО6 и ФИО3 в 2003 году проживали по адресу <адрес> и на тот момент являлись членами семьи ФИО5 Согласно п. 9 Типового положения и п. 9 Порядка, размер социальной выплаты определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности. При численности семьи, составляющей 3 и более человек, расчет производится по 18 кв.м. на каждого члена семьи. В данном случае ФИО5, имевшей состав семьи 4 человека, размер социальной выплаты исчислен исходя из площади в 72 кв.м. (4 члена семьи х 18 кв.м.). Подтверждением этому служит список граждан-получателей свидетельств на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Томской области на 2003 год, утвержденный заместителем начальника Департамента по социально-экономическому развитию села Администрации Томской области ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ, а также реестр учета выделения субсидий на строительство (приобретение) жилья по федеральной программе «Социальное развитие села до 2010 года» по Шегарскому району в 2003 году, утвержденный Главой администрации Шегарского района ФИО16, согласно которым ФИО5 выдано свидетельство, подтверждающее право на получение социальной выплаты, исчисленной исходя из площади жилого помещения в 72 кв.м. Ведение указанных списков и реестров является обязательным в силу пунктов 14, 15, 24, 25 Типового положения и пунктов 14, 23, 24 Порядка, в связи с чем они, помимо свидетельства, могут являться подтверждением факта выдачи свидетельства и размера выданной социальной выплаты. С учетом изложенного представитель Администрации полагает, что в 2003 году ФИО3, являвшийся членом семьи ФИО5, улучшил жилищные условия с использованием средств социальной выплаты, и утратил право на повторное получение такой социальной выплаты. В связи с изложенным просит в удовлетворении заявления отказать полностью.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1. ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Срок для подачи заявления об оспаривании решения Администрации Шегарского района Томской области ФИО3 не пропущен.
В связи с этим, суд считает возможным рассмотреть заявление ФИО3 об оспаривании решения Администрации Шегарского района Томской области об исключении из списков граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и областной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2014 года» по существу.
Разрешая доводы заявления ФИО3 суд исходит из следующего.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Постановлением Главы Шегарского района Томской области от 14.10.2008 № 988а утвержден Порядок признания граждан, проживающих в сельской местности, а так же молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, нуждающимися в улучшении жилищных условий на территории Шегарского района. Этим же постановлением утверждено Положение о жилищной комиссии Администрации Шегарского района (л.д. 88, 89).
Согласно распоряжению Главы Шегарского района от 07.03.2012 № 75 –к образована постоянно действующая жилищная комиссия Администрации Шегарского района в следующем составе: ФИО18 (председатель), ФИО19 (секретарь), ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 (л.д. 85).
В силу п.п. «г» п. 9 приложения № 1 к постановлению Главы Шегарского района от 14.10.2008 № 988а «О порядке признания граждан, проживающих в сельской местности, а так же молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, нуждающимися в улучшении жилищных условий на территории Шегарского района» граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае предоставления социальных выплат (л.д. 93).
Согласно заявлению и документам, поданным ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Шегарского района, заявитель включен в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и областной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2012 года» (л.д. 48).
Как следует из п. 3 Протокола №4 от 14.11.2012 заседания жилищной комиссии Администрации Шегарского района, подписанного председательствующим ФИО18 и секретарем ФИО19, ФИО3 исключен из списка граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий в рамках целевых программ. «Социальное развитие села до 2013 года», «Социальное развитие села Томской области до 2014 года» (л.д. 73 - 75).
ФИО3 уведомлен о принятом решении письмом Администрации Шегарского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 6).
Таким образом, суд считает, что оспариваемое заявителем решение принято органом местного самоуправления в пределах своих полномочий.
Как следует из п. 3 Типового Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Типовое положение), право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только один раз.
Согласно п. 3 Приложения № 1 к Правилам предоставления субсидий из областного бюджета муниципальных образований Томской области на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных Постановлением Администрации Томской области от 17.08.2011 № 247а «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2015 года» аналогичное требование установлено Порядком предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности (далее Порядок).
В связи с этим, суд считает позицию представителя Администрации ФИО12, изложенную в возражениях на заявление ФИО3, основанной на требованиях законодательства по следующим причинам.
В силу п. 8 Типового положения и п. 8 Порядка документом, подтверждающим выдачу социальной выплаты, является свидетельство, не являющееся ценной бумагой.
Как следует из представленного Администрацией списка граждан-получателей свидетельств на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Томской области на 2003 год, утвержденного заместителем начальника Департамента по социально-экономическому развитию села Администрации Томской области ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, которая является матерью ФИО3, выдана социальная выплата по программе «Социальное развитие села до 2010 года», действующей на тот период времени, из расчета на четырех членов семьи (л.д. 45, 46).
Суд считает, что аналогичные сведения, подтверждающие выдачу социальной выплаты ФИО5 из расчета на четырех членов семьи содержатся в реестре выданных и оплаченных свидетельств, использованных на финансирование строительства (приобретение) жилья в сельской местности по Шегарскому району по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденном заместителем Главы администрации Шегарского района по инвестициям и производству ФИО15, а также в реестре учета выделения субсидий на строительство (приобретение) жилья по федеральной программе «Социальное развитие села до 2010 года» по Шегарскому району в 2003 году, утвержденном Главой Администрации Шегарского района ФИО16 (л.д. 79 – 84).
Обстоятельства того, что в указанный период семья заявителя состояла из четырех человек подтверждаются выпиской из домовой книги в отношении ФИО3 из Администрации Шегарского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, копиями финансового лицевого счета из Шегарского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, копией паспорта ФИО3 (л.д. 49, 50, 51, 52).
Как следует из Распоряжения Администрации Шегарского района Томской области от 20.11.2003 № 690 в целях реализации мероприятий по строительству (приобретению) жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010», согласно списка граждан-получателей свидетельств на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по Шегарскому району в 2003 году ФИО5 на именной блокированный счет перечислены денежные средства: из федерального бюджета в сумме <данные изъяты> рублей, из областного <данные изъяты> рублей (л.д. 47).
По мнению суда, представленные Администрацией доказательства, являются подтверждением того, что заявитель ФИО3, являвшийся членом семьи ФИО5, улучшил жилищные условия с использованием средств социальной выплаты в 2003 году, и соответственно утратил право на повторное получение такой выплаты.
Доводы заявителя об отсутствии в правоустанавливающих документах о собственности на жилой дом сведений о правах ФИО3, что является основанием для признания его (ФИО3) не получившим выплат из федерального и регионального бюджетов в рамках целевой программы «Социальное развитие села до 2010», суд признает несостоятельными, противоречащими исследованным в ходе судебного заседания доказательствам.
Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявление ФИО3 об оспаривании решения Администрации Шегарского района Томской области об исключении из списков граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и областной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2014 года», отмене пункта 3 Протокола № 4 заседания жилищной комиссии Администрации Шегарского района Томской области от 14.11.2012, восстановлении в списках граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и областной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2014 года» удовлетворению не подлежит, поскольку указанным решением органа местного самоуправления не были нарушены нормы Закона, а в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт нарушения каких-либо прав и законных интересов ФИО3
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО3 об оспаривании решения Администрации Шегарского района Томской области №16/2986 от 21.11.2012 об исключении из списков граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и областной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2014 года», отмене пункта 3 Протокола № 4 заседания жилищной комиссии Администрации Шегарского района Томской области от 14.11.2012, восстановлении в списках граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и областной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2014 года», возмещении судебных расходов отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Шегарский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Д.В. Бахарев
Решение в окончательной форме изготовлено «05» марта 2013 года
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>