Дело № 2-58/2021
УИД 22RS0012-01-2020-001685-33
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2021 г. г. Славгород
Славгородский городской суд Алтайского края
в составе:
председательствующего судьи Гайдар Е.В.
при секретаре Самокрутовой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску К.А.Ф. к ГУ-Управление Пенсионного фонда России в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) о признании решения незаконным и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
К.А.Ф. обратился в суд с иском к ГУ – Управлению пенсионного фонда России в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) о признании решения незаконным и возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что его страховой стаж составляет 25 лет 03 месяца 05 дней.
По представленным документам и согласно сведениям индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости составляет 06 лет 05 месяцев 25 дней.
Истец считает, что его трудовой стаж работы в районе Крайнего Севера даёт ему право на назначении досрочной страховой пенсии по старости ранее возраста установленного законодательством РФ.
В октябре месяце 2020 года истец обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Славгороде, Алтайского края с просьбой о назначении досрочной страховой пенсии по старости и представил необходимые документы.
На свое обращение 14 октября 2020 года, истец получил решение об отказе в назначении ему страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемых 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера. В соответствии с данным решением не подлежат зачёту в стаж работы в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностям период работы с 23 декабря 1986 года по 10 апреля 1994 года в органах внутренних дел МВД Республики Саха (Якутия), так как на работу в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностям до 01 января 1992 года, может быть включена только действительная срочная военная служба, то есть служба по призыву.
Истец полагает, что отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости не основан на законе, ущемляет его права.
Факт его работы в органах внутренних дел МВД Республики Саха (Якутия) подтверждается записью в трудовой книжке. Однако он не служил, а работал в органах внутренних дел МВД Республики Саха (Якутия). В трудовой книжке неверно отражено, что истец служил в органах Внутренних дел.
На основании вышеизложенного, истец ц просит суд:
- признать незаконным решение Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Славгороде Алтайского края от 14 октября 2020 года № 336 об отказе К.А.Ф. в назначении досрочной страховой пенсии по старости,
- обязать Государственной учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Славгороде Алтайского края включить в стаж работы К.А.Ф., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах в районах Крайнего Севера период работы: с 23 декабря 1986 года по 10 апреля 1994 года,
- обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Славгороде назначить К.А.Ф. с 08 июля 2020 года досрочную страховую пенсию по старости на условиях предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В судебном заседании истец К.А.Ф. исковые требования поддержал, сославшись на доводы иска.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда России в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен( л.д. 58). В соответствии с ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
В поданных письменных возражениях на иск, представитель ответчика указал, что истец обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) с заявлением от 08 июля 2020 года о назначении страховой пенсии по старости по нормам пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно представленной трудовой книжке, справкам, выписке из индивидуального лицевого счета стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона 400-ФЗ К.А.Ф., на момент обращения с заявлением о назначении пенсии, составляет 06 лет 05 месяцев 25 дней. Страховой стаж составил 25 лет 03 месяца 05 дней.
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не засчитан период работы: с 23 декабря 1986 года по 10 апреля 1994 года, военная служба (служба не по призыву).
В спорный, период К.А.Ф. не проходил срочную военную службу по призыву. Согласно архивной справке МВД России от 27 августа 2019 исх. № 3/192702893827 истец служил в органах внутренних дел Республики Саха (Якутия) в период с 23 декабря 1986 года по 10 апреля 1994 года. Указанные. периоды в засчитываются лишь в страховой стаж.
Кроме того, в силу ранее действовавшего пенсионного законодательства, время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж.
Таким образом, период службы К.А.Ф. в органах внутренних дел Республики Саха (Якутия) с 23 декабря 1986 года по 10 апреля 1994 года не подлежит включению в специальный стаж, а засчитывается в общий страховой стаж.
Стаж, дающий право на досрочное льготное пенсионное обеспечение К.А.Ф. на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составил 06 лет 05 месяцев 25 дней (при требуемых 15 лет стажа в районах Крайнего Севера), что является недостаточным для назначении досрочной страховой пенсии по нормам п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ. В связи с чем, по мнению ответчика, Управлением ПФР законно и обоснованно принято решение от 14 октября 2020 года № 336 об отказе К.А.Ф. в назначении страховой пенсии по старости( л.д. 37-40).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истец К.А.Ф. родился ДД.ММ.ГГГГ.
08 июля 2020 года истец обратился в ГУ-Управление Пенсионного фонда России в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях"( л.д. 41-45).
Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда России в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) №336 от 14 октября 2020 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемых 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера( л.д. 53-56). Пенсионным органом в специальный стаж истца засчитаны периоды работы в районах Крайнего Севера продолжительностью 06 лет 05 месяца 25 дней.
В специальный стаж истца не засчитаны следующие периоды: с 23.12.1986 по 10.04.1994, т.к. согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 в работу в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях до 01.01.1992 может быть включена только действительная срочная военная служба, т.е. служба по призыву.
Решение ГУ-Управление Пенсионного фонда России в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) №336 от 14 октября 2020 года является законным и обоснованным.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года(часть 2 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости производится суммирование работ с вредными и тяжелыми условиями труда. К периодам работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется суммирование работ, предусмотренных в статье 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях".
С 01 марта 1960 года введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (далее - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г.), который в подпункте "д" пункта 5 предусмотрел для лиц, прибывших в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и заключивших срочный трудовой договор о работе в этих районах, следующие льготы: засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности. Иных льгот в области пенсионного обеспечения данным Указом предусмотрено не было.
Таким образом, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. в области пенсионного обеспечения был предусмотрен только льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", утратившего силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", которое действует в настоящее время, предусмотрено, что, решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
Ныне действующий с 01 января 2015 г. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" также не предусматривает права на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.
Из материалов дела усматривается, что К.А.Ф. в период с 23 декабря 1986 года по 10 апреля 1994 года проходил службу в органах внутренних дел Республики Саха( Якутия) на должностях милиционера ОВО Мирнинского ГОВД, милиционера водителя, помощника дежурного, милиционера по охране ИВС, заместителя начальника ИВС Мирнинского ГОВД( л.д. 59).
При таких обстоятельствах ответчик правомерно не включил в специальный стаж спорный период и отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости, учитывая, что стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на день обращения составляет 06 лет 05 месяцев 25 дней.
Принимая во внимание вышеизложенное, К.А.Ф. в иске к ГУ - Управление Пенсионного фонда России в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) о признании решения незаконным и возложении обязанности следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
К.А.Ф. в иске к ГУ - Управление Пенсионного фонда России в г. Славгороде Алтайского края (межрайонное) о признании решения незаконным и возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 февраля 2021 года.
Судья- Е.В. Гайдар