Дело №2-58/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2021 года Алуштинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Ващенко С.С., при секретаре судебного заседания Тубальцевой А.А., с участием: представителя истца ФИО2 – ФИО5, действующего на основании доверенности, представителя ответчика – ФИО1, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Алушта Республики Крым гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации г. Алушты Республики Крым, третьи лица: Муниципальное автономное учреждение городского округа Алушта Республики Крым «Историко-археологический музей под открытым небом «Большая Алушта», Министерство культуры Республики Крым о понуждении заключить новый договор аренды земельного участка, о признании права и обязании на заключение и подписание договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением, в котором с учетом заявления об изменении предмета иска в окончательной редакции просит признать ее право на аренду сроком на 49 лет, земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. по состоянию на 28.12.2019 года – дату отказа Администрации г. Алушты в заключении договора аренды указанного земельного участка; признать право истца на аренду, сроком на 49 лет, одновременно двух земельных участков общей площадью <данные изъяты> кв.м., образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; признать право истицы на заключение одновременно двух договоров аренды земельных участков общей площадью <данные изъяты> кв.м., сроком на 49 лет, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, по адресу и в границах, определенных координатами характерных точек границ, указанных в ЕГРН по состоянию на дату принятия решения судом; обязать Администрацию г. Алушты подписать проект договора аренды земельного участка кадастровый № по адресу: <адрес>, сроком на 49 лет в подготовленной администрации редакции, направив три его экземпляра истцу в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Администрацию <адрес> подписать проект договора аренды земельного участка, образованного путем раздела земельного участка кадастровыми №, площадью, границах и целевым назначением, указанным в сведениях ЕГРН на дату принятия решения судом, сроком на 49 лет в подготовленной Администрацией г. Алушты редакции в трех экземплярах, направив три экземпляра проекта договора для подписания истцу в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Свои исковые требования мотивирует тем, что истица является собственником объекта недвижимости – нежилого здания площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>. 28.12.2016 года между истцом и ответчиком был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 4 614 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: гостиничное обслуживание, со сроком его окончания 28.12.2019 года. В октябре 2019 года истец обратилась в Администрацию г. Алушты с заявлением о заключении с ней нового договора аренды вышеуказанного земельного участка, на что, истицей был получен отказ от 05.11.2019 года без указания причин такого отказа. 29.11.2019 года истица через своего представителя вновь обратилась в Администрацию г. Алушты с заявлением о заключении с ней договора аренды вышеуказанного земельного участка, на что 28.12.2019 года получила отказ в заключении вышеуказанного договора аренды. Указанный отказ мотивирован тем, что археологический комплекс «Алустон» включен в Перечень объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Крым и г. Севастополя, утвержденный распоряжением Правительства РФ №2073-р от 17.05.2015 года. Археологический комплекс «Алустон» является объектом культурного наследия, все запланированные действия на его территории и в отношении него проходят процедуру согласования с Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым. В 2019 году Администрация г. Алушты подала ходатайство в Министерство строительства и архитектуры Республики Крым об установлении зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории, в том числе включающей в себя территорию археологического комплекса «Алустон» площадью 10 715 кв.м., территорию охранных зон и зон регулируемой застройки башен «Алустон». При этом, Администрация г.Алушты, в этом же письме ссылается на невозможность возврата земельного участка с кадастровым номером 90:15:010104:113 (аренда которого является предметом иска) в связи с тем, что на этом земельном участке расположен объект капитального строительства принадлежащий на праве собственности ФИО2, и уведомила, что после окончания срока аренды плата за пользование земельным участком будет начисляться в соответствии с Порядком по взысканию неосновательного обогащения за фактическое использование земельных участков на территории муниципального образования городской округ Алушта, утвержденных решением Алуштинского городского совета от 22.11.2019 №1/21. Истец считает отказ ответчика в заключении с ней договора аренды земельного участка (ов) незаконным, поскольку ранее заключенный договор аренды был датирован 28.12.2016 года, то есть уже после принятия Правительством РФ распоряжения №2073-р от 17.05.2015 года, и на дату заключения договора аренды, обстоятельства указанные в отказе Администрации в заключении нового договора аренды уже существовали и не являлись препятствием в его заключении, при этом отсутствуют обстоятельства, которые в соответствии с нормами ЗК РФ являются основанием для запрета на заключение нового договора аренды земельного участка, на котором находятся объекты собственности, с собственником этих объектов.
В судебном заседании представитель истца доводы искового заявления поддержал, просит его удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований как необоснованных.
Представители третьих лиц по делу в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав мнение явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Пунктом 1 статьи 421 кодекса установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Исходя из положений ст.6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления отнесены вопросы регулирования планировки и застройки территории муниципальных образований, а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, в состав которой входят муниципальные земли (ст. 29 Закона), то есть земли, находящиеся в пределах муниципального образования.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п.2 ст.209 ГК РФ).
В силу ст.606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование
Согласно ч.1 ст.607 ГК РФ в аренду могут быть переданы, в том числе земельные участки. При этом, в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Как установлено судом, истица по настоящему делу ФИО2 является собственником нежилого здания – дома отдыха площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. Указанный объект недвижимости расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно договора аренды земельного участка, заключенного 28.12.2016 года между Администрацией г. Алушты (арендодатель) и ФИО2 от имени которой действует представитель ФИО7 (представитель арендатора) арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. из земель, находящихся в муниципальной собственности, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка – гостиничное обслуживание, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, сроком на 3 года.
Согласно п.3.1 Договора, на земельный участок распространяются ограничения в пользовании, в том числе охранная зона вокруг археологического объекта культурного наследия «Крепость Алустон» - на земельном участке площадью 4 614 кв.м., а также ведение любых строительных работ подлежит согласованию в установленном порядке с Министерством по охране культурного наследия Республики Крым.
Из имеющегося в материалах дела письма-сообщения Администрации г.Алушты от 05.112019 года на имя ФИО2 следует, что Администрация г. Алушты по истечении срока не имеет намерения заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на новый срок. В связи с чем, в ее адрес будет направлено соглашение о расторжении договора аренды от 28.12.2016 года в виду окончания срока его действия, а также акт возврата земельного участка.
Из письма-сообщения Администрации г. Алушты от 28.12.2019 года на имя ФИО2, последняя была проинформирована, что распоряжением Правительства РФ от 17.10.2015 года №2073-р, археологический комплекс «Алустон» включен в Перечень объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территориях Республики Крым и г.Севастополя. С 01.01.2019 года данный объект передан в оперативное управление МАУ «Историко-археологический комплекс «Большая Алушта». Учитывая, что указанный археологический комплекс является объектом культурного наследия, все запланированные действия на его территории и в отношении него проходят процедуру согласования с Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым. В 2019 году Администрацией города подано ходатайство в Министерство строительства и архитектуры РК об установке зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории, в том числе включающей в себя территорию археологического комплекса «Алустон» площадью 1075 кв.м., территорию охранных зон и зон регулируемой застройки башен крепости «Алустон». На основании изложенного в адрес ФИО2 было направлено уведомление от 05.11.2019 года о намерении прекращения договорных отношений по истечению срока действия договора аренды земельного участка с кадастровым номером 90:15:010104:113 по адресу: <адрес>. При этом, в настоящее время намерения Администрации г. Алушты Республики Крым, не изменились.
Так, судом установлено, что распоряжением Правительства РФ от 17.10.2015 года №2073-р археологический комплекс «Алустон» включен в перечень объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территориях Республики Крым и г. Севастополя, с 01.01.2019 года указанный объект передан в оперативное управление МАУ «Историко-археологический комплекс «Большая Алушта».
Также судом установлено, и данное обстоятельство не оспаривается сторонами, что в настоящее время в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. проводится процедура преобразования путем разделения на два участка с площадью: земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., (участок находится на территории объекта культурного наследия федерального значения – Археологический комплекс «Алустон», и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, сохраняемый в измененных границах, на котором расположен объект недвижимости, находящийся в собственности истицы.
Согласно ч.1 ст.5.1 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Согласно ч.5 ст.5.1 указанного Закона, особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
Согласно п.3 ст.36 указанного Закона, строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что заключение договора аренды земельного участка, после окончания срока действия предыдущего договора является правом, а не обязанностью арендодателя, в данном случае Администрации г. Алушты, при этом суд принимает во внимание, что на спорном земельном участке расположен археологический комплекс «Алустон», который распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2015 года №2073-р включен в перечень объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территориях Республики Крым и г. Севастополя.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Решение изготовлено в окончательной форме 24 февраля 2021 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, -
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Администрации г. Алушты Республики Крым, третьи лица: Муниципальное автономное учреждение городского округа Алушта Республики Крым «Историко-археологический музей под открытым небом «Большая Алушта», Министерство культуры Республики Крым о понуждении заключить новый договор аренды земельного участка, о признании права и обязании Администрации г. Алушты Республики Крым на заключение и подписание договора аренды земельного участка – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суда Республики Крым.
Судья Алуштинского
городского суда С.С. Ващенко