ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-58/2022 от 29.03.2022 Севского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-58/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2022 года г. Севск

Севский районный суд Брянской области в составе председательствующего Хорзеевой Е.Е.,

при секретаре Миропольцевой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Чистая планета» к ФИО1 о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Чистая планета» (далее – АО «Чистая планета») с учетом уточнения обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДАТА.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что ФИО1 является собственником нежилого помещения, расположенного по . В течение длительного времени не выполняет обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).

АО «Чистая планета» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Брянской области.

Типовой проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО опубликован ДАТА в газете «Брянский рабочий», ДАТА в издании «Учительская газета» , а также на официальном сайте АО «Чистая планета» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

ДАТА, подписанный со стороны АО «Чистая планета» ФИО1 был направлен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДАТА, срок начала оказания услуг – с ДАТА. Однако, подписанный экземпляр договора в адрес АО «Чистая планета» не поступил. При таких обстоятельствах договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДАТА считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.

10 августа 2021 года АО «Чистая планета» направило в адрес ФИО1 досудебную претензию об оплате задолженности, образовавшейся за период с ДАТА. Однако до настоящего времени требования не исполнены, претензия оставлена без ответа.

Определением мирового судьи судебный приказ отменен.

Просил суд взыскать с ФИО1 в пользу АО «Чистая планета» задолженность за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДАТА в сумме , а также судебные расходы по уплате госпошлины в сумме .

10 марта 2022 года определением Севского районного суда Брянской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ИП ФИО2, ИП ФИО3

Представитель АО «Чистая планета», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Ответчик ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражении, согласно которым не является собственником ТКО, поскольку нежилое помещение, площадью 275,3 кв.м передано им в аренду индивидуальным предпринимателям, в том числе ИП ФИО2, где последние осуществляли хозяйственную деятельность, в связи с чем отказался от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с истцом. Заключенный между АО «Чистая планета» и ИП ФИО2 договор на оказание услуг по обращению с ТКО регулирует отношения между сторонами, в связи с чем указанная ИП ФИО2 часть площади арендуемого помещения не может быть принята судом в качестве оснований для принятия решения. Считает, что является ненадлежащим ответчиком. Просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме с связи с недоказанностью исковых требований, предъявлением исковых требований к ненадлежащему ответчику и отсутствием законных оснований для удовлетворения иска.

Третье лицо ИП ФИО2, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, решение оставила на усмотрение суда. Согласно представленным письменным пояснениям, ДАТА между ИП ФИО2 и ФИО1 заключен договор аренды нежилого помещения (без права выкупа), общей площадью , расположенного по , для использования под торговую деятельность. Срок действия указанного договора установляется с ДАТА. ДАТА между истцом и ИП ФИО2 заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Датой начала оказания услуг является ДАТА. Согласно Приложениям к указанному договору предметом договора в период с ДАТА является часть нежилого помещения, расположенного по , а именно: на 2019 год – 29,83 кв.м, на 2020 год – , на 2021 год – . Обязательства по договору ИП ФИО2 исполняет надлежащим образом, услуги АО «Чистая планета» оплачивает своевременно и в полном объеме.

Третье лицо ИП ФИО3, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Порядок судебной защиты нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов осуществляется в соответствии со статьями 11, 12 ГК РФ.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенного конкурсного отбора между АО «Чистая планета» и Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области ДАТА заключено Соглашение по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области: (зона деятельности - районы северной, восточной и южной частей области, в том числе Севский район), согласно которых АО «Чистая планета» присвоен статус регионального оператора, с датой начала выполнения обязанностей, предусмотренных соглашением, не позднее 1 января 2019 года.

Типовой проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО опубликован ДАТА в газете «Брянский рабочий», ДАТА в издании «Учительская газета» (782), а также на официальном сайте АО «Чистая планета» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно выписке из ЕГРН, свидетельствам о государственной регистрации права от ДАТА и от ДАТА ФИО1 является собственником нежилого здания (адвокатская консультация и магазин) общей площадью (кадастровый ) и земельного участка общей площадью (кадастровый ), распложенных по

5 мая 2021 года истец направил ответчику проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДАТА, по условиям которого АО «Чистая планета» (региональный оператор) обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечить их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1.1 договора).

В соответствии с пунктом 1.2 договора объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложениям № 1, 2 к договору.

Согласно пункту 1.4 договора датой начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является ДАТА.

По условиям пунктов 2.1, 2.2 договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг, оказанных в расчетном периоде, по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора и составляет с ДАТА – ., с ДАТА – ., ДАТА – ., с учетом НДС за 1 куб. м.

Информация об изменении тарифов, нормативов накопления ТКО, применяемых для расчета стоимости оказываемых услуг по договору доводится до сведения потребителя путем опубликования в средствах массовой информации, сети Интернет, в том числе на сайте регионального оператора http://www.cplanet.ru/, информационных стендах, счетах-квитанциях на оплату услуг, при этом любой из способов признается сторонами надлежащим уведомлением об изменениях.

Изменение тарифов на услугу регионального оператора, нормативов накопления ТКО в период действия настоящего договора не требует заключения дополнительных соглашений.

В соответствии с пунктом 2.3 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.

Согласно приложению к договору от ДАТА предметом договора является магазин «Рыболовный», расположенный по , показатель расчетной единицы , место накопления ТКО .

ФИО1 направил в адрес АО «Чистая планета» отказ от подписи договора № НФ-061007 от ДАТА.

За период с ДАТА истцом были оказаны услуги по вывозу ТКО, направлены счет-фактуры с указанием сумм задолженности.

Поскольку оплата оказанных услуг ответчиком не была произведена, истец направил в адрес ФИО1 досудебную претензию от ДАТА с требованием погасить задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с ДАТА и повторно предложил подписать ранее направленный договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Претензия ответчиком оставлена без ответа.

Согласно ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

В силу ч. 2 ст. 24.6 Закона «Об отходах производства и потребления» накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Частью 8 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Целью изменения регулирования порядка обращения с ТКО являлось, в том числе создание экономических стимулов для прекращения загрязнения окружающей среды путем создания безальтернативного механизма размещения отходов лишь в специализированных объектах и осуществления деятельности по обращению с ТКО строго определенными и контролируемыми государством лицами (региональными операторами).

В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.

Указанное нежилое здание в соответствии с материалами дела используется ответчиком для адвокатской консультации и по договорам аренды сдается для использования в коммерческих целях под магазины.

Согласно договорам аренды нежилого помещения от ДАТА, от ДАТА, от ДАТА, актам приема-передачи нежилого помещения от ДАТА, ДАТА, арендодатель ФИО1 передает арендатору ИП ФИО2 нежилое помещение общей площадью , расположенное по для использования под торговую деятельность.

Также согласно договорам аренды нежилого помещения от ДАТА, актам приема-передачи нежилого помещения от ДАТА, согласно которым арендодатель ФИО1 передал арендатору ИП ФИО3 нежилое помещение, общей площадью , из них часть торгового зала , для использования под торговую деятельность, подсобные и складские помещения – , расположенное по .

Из заключенного между ИП ФИО2 и АО «Чистая планета» договора от ДАТА, следует, что региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, дата начала оказания услуг по обращению с ТКО – 1 января 2019 года. Договор заключен на срок до ДАТА и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с даты начала оказания услуг региональным оператором по обращению с ТКО. В приложении к договору указан фактический , адрес накопления отходов: , показатель расчетной единицы на 2019 год – , 2020 год – , 2021 год – ,

Доказательств заключения ответчиком договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иным лицом, доказательств заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами арендатором ИП ФИО3, использовавшим часть нежилого помещения в спорный период, с истцом или иным лицом в материалы дела не представлено.

По смыслу закона, на регионального оператора не возложено обязанности по самостоятельному установлению арендаторов помещения (в том числе и тех, с которыми заключены краткосрочные договоры аренды, не подлежащие государственной регистрации) с целью заключения договоров на вывоз ТКО.

Соответственно, отсутствие у регионального оператора необходимых и достаточных сведений о продуцирующем отходы арендаторе позволяет региональному оператору предъявить требования к ответственному за содержание помещений непосредственно собственнику, не раскрывшему перед ним таких сведений.

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу абз. 2 п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.

В п. 3.2 Договоров аренды нежилого помещения от от ДАТА, от ДАТА, от ДАТА указано, что коммунальные платежи по электроэнергии, газоснабжению и водоснабжению оплачиваются арендодателем отдельно, на основании показаний приборов учета, в счет арендной платы не включается. Оплата за оказание услуги по обращению с ТКО не урегулирована данными договорами.

Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (п. 2 ст. 616 ГК РФ) установлена в отношениях с арендодателем, а не с третьими лицами (ресурсоснабжающими организациями, региональными операторами), которые не являются стороной договора аренды.

Соответственно, в отсутствие договора между арендатором и региональным оператором, заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами лежит на собственнике нежилого помещения (по аналогии с правовой позицией, высказанной в ответе на вопрос № 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015).

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что именно ответчик является лицом, обязанным производить оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и заключение публичного договора на обращение с ТКО является обязательным для лица, которому принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества, а обязанность такого лица вносить плату за обращение с ТКО вытекает из прямого указания закона.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2016 года № 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.

Как следует из положений п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Разделом I (1) Правил № 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 8(1) указанных правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:

а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;

в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

При переходе прав на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в 3-дневный срок обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для заключения указанного договора (п. 8 (2)).

В частности, пунктом 8(11) Правил № 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.

Пунктом 8(17) Постановления № 1156 установлено, что, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8 (18)).

При этом под потребителем Правила № 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

При этом оферта должна содержать существенные условия договора.

Согласно п. 3 ст. 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

С учетом положений ч. 2 ст. 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

Принимая во внимание вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу, что договор от ДАТА является публичным и считается заключенным на условиях типового договора. При этом само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено положениями п. 5 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ и п.п. 5 и 7 Правил № 1156.

В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Пунктом 1 ст. 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить данные услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ст. 781 ГК РФ).

Из сообщения администрации Севского муниципального района Брянской области от ДАТА следует, что контейнерная площадка с установленным контейнером для накопления ТКО, относящегося к , расположена по

Оказание региональным оператором услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения образователям отходов предполагает, пока не доказано иное, что данной услугой пользуются все образователи.

Согласно п. 10 Правил № 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Ответчик имеет право либо использовать любую ближайшую контейнерную площадку (расчет производится по нормативу), либо установить собственный контейнер для накопления ТКО по всем санитарным нормам и зарегистрировать его в реестре мест накопления в органе местного самоуправления, либо согласовать бесконтейнерный вывоз в органе местного самоуправления (расчет по фактическим объемам).

Складирование в иных местах или иными способами законодательством не предусмотрено.

Потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.

Как региональный оператор, АО «Чистая планета» вывозит ТКО со всех известных контейнерных площадок.

Факт оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период подтверждается материалами дела, в том числе договорами на оказание услуг по транспортированию ТКО с ООО «Спецавто плюс», графиками транспортирования ТКО с указанием адресов места накопления отходов, актами оказания услуг по транспортированию ТКО с мест накопления отходов, расположенных в непосредственной близости с объектом ответчика.

При этом отсутствие у ответчика собственной контейнерной площадки не опровергает факт оказания услуг по обращению с ТКО региональным оператором, поскольку ответчик не лишен возможности складировать отходы на ближайший к объекту недвижимости контейнерной площадке, а также на ближайшем месте накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства РФ от 03 июня 2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», утверждены Правила, устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами

Согласно п. 5 Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил (п. 6 Правил).

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов, на которых образуются коммунальные отходы, на территории Брянской области установлены Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 09 февраля 2018 года № 85 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Брянской области».

Для промтоварных магазинов норматив накопления ТКО составляет на 2019 год 0,84 куб.м/год на 1 кв.м общей площади, на 2020 год и 2021 год 0,51 куб.м/год на 1 кв.м общей площади.

Единый тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год утвержден приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19 декабря 2018 года № 35/16-тко «Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области на 2019 год», на периоды с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года, с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года составляет . (с НДС) за 1 куб. м.

Единый тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2020 год утвержден приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 20 декабря 2019 года № 37/176-тко «Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области на 2020 год», на периоды с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года, с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года составляет (с НДС) за 1 куб. м.

Единый тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2021 год утвержден приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18 декабря 2020 года № 31/1-тко «Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области на 2021 год», на периоды с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года, с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года составляет . (с НДС) за 1 куб. м.

Истцом представлен расчет задолженности ответчика в первоначальном иске исходя из площади магазина «Рыболовный» - 185,3 кв.м, с предоставлением суду копии договора аренды нежилого помещения № 320 от 1 июня 2021 года, заключенного между ФИО1 и ИП ФИО2, согласно которому арендодатель передал арендатору нежилое помещение площадью , расположенное по . В ходатайстве об уточнении требований истец указал, что между ИП ФИО2 и АО «Чистая планета» заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 23 июля 2021 только на часть нежилого помещения на 2019 года – , на 2020 год – на 2021 год – , и представил расчет задолженности ответчика исходя из оставшейся части нежилого помещения, то есть на 2019 год – , на 2020 год , на 2021 год – .

Согласно актам обследования нежилого помещения - промтоварного магазина, расположенного по , составленным в присутствии только представителя АО «Чистая планета» и представителя перевозчика от 10 декабря 2019 года площадь помещения составляет ., от 15 августа 2020 года – ., от 8 ноября 2021 года –

В тоже время ИП ФИО2 суду представлена копия договора аренды нежилого помещения от ДАТА, согласно которого ей арендодателем передано в пользование нежилое помещение общей площадью , расположенное по , для использования под торговую деятельность, что она также подтверждает в своем письменном пояснении по настоящему делу.

Кроме того, ответчиком представлен подлинник договора аренды нежилого помещения от ДАТА, согласно которому арендодатель предает арендатору нежилое помещение общей площадью , расположенное по для использования под торговую деятельность. Указанный договор содержит подписи сторон, также на каждом листе договора стоит подпись ИП ФИО2

Таким образом, указанный подлинник договора и копия договора, представленная третьим лицом, опровергают сведения об общей площади нежилого помещения, арендуемого ИП ФИО2 указанные в представленной копии договора истцом, имеющими при этом одинаковый номер и дату заключения.

Ответчиком представлены договоры аренды нежилых помещений, расположенных по , заключенные между ФИО1 и ИП ФИО3, согласно которым в спорный период арендодатель передал в аренду ФИО3 нежилое помещение общей площадью , распложенное по , для использования под торговую деятельность.

Дополнительным соглашением от ДАТА был расторгнут договор аренды между ФИО1 и ИП ФИО3 от ДАТА об аренде нежилого помещения общей площадью в связи с ухудшением торговой деятельности, вызванной распространением вирусной инфекции и не эффективной торговой деятельности.

Магазин «Рыболовный», на торговую деятельность которого ссылается истец, согласно представленным договорам аренды с ДАТА занимал общую площадь нежилого помещения , и в процессе его деятельности образовывались ТКО.

Из расчета задолженности следует, что истец производит начисление задолженности фактически исходя из общей площади нежилого здания, не принимая во внимание договоры аренды, заключенные с ИП ФИО3 и ИП ФИО2, с которой также заключен договор на вывоз ТКО с даты начала действия – ДАТА и действующего по ДАТА, то есть размер общей площади нежилого помещения, с которого надлежит рассчитывать задолженность ответчика, определенный истцом, противоречит документам, предоставленным ответчиком и третьим лицом ИП ФИО2

При этом в судебном заседании установлено, что согласно представленным в дело ответчиком и третьим лицом ИП ФИО2 материалам, площадь арендуемого нежилого помещения ИП ФИО2 составляла в спорный период , а расчет оплаты за обращение с ТКО производился истцом исходя из площади, указанной в приложениях к договору на оказание услуг по обращению с ТКО от ДАТА, то есть истец добровольно уменьшил сумму оплаты, что является его правом и следовательно, заявленные исковые требования о взыскании задолженности за оставшиеся квадратные метры не учтенные в этих приложениях должны рассматриваться в рамках заключенного договора по вывозу ТКО с ИП ФИО2

Таким образом, суд отклоняет доводы истца о взыскании с ответчика задолженности указанной в уточнении с общей площади нежилого помещения, принимая во внимание представленные ответчиком и третьим лицом оригинал и копию договора аренды нежилого помещения от ДАТА, письменные пояснения ИП ФИО2, а также то, что акты обследования нежилого помещения составлены в отсутствие собственника нежилого помещения, арендаторов, продавцов их магазинов, без указания занимаемой площади разными магазинами, указав номинально общую площадь помещения за вычетом площади, указанной в приложениях к договору на оказание услуг по обращению с ТКО от ДАТА.

При таких обстоятельствах, суд считает, что правомерно производить расчет задолженности ответчика, принимая во внимание представленные документы, с площади нежилого помещения, занимаемого магазином «Рыболовный» в размере , при этом, установив, что принадлежащая ответчику часть нежилого помещения площадью не использовалась в спорный период в качестве объекта оптово-розничной торговли, в связи с чем суд считает возможным также скорректировать расчет, принимая во внимание назначение здания «адвокатская консультация и магазин», путем применения для данной площади тарифа, установленного для административных и офисных учреждений (0,96 куб.м/год на 1 сотрудника на 2019 год, 1 куб.м/год на 1 сотрудника на 2020 и 2021 годы), то есть размер задолженности ответчика перед истцом составляет:

За период с ДАТА:

За период с ДАТА:

.

За период с ДАТА:

.

Таким образом, по расчету суда, стоимость оказанных региональным оператором услуг в спорный период составила руб.).

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что с предложением о заключении договора на вывоз твердых коммунальных отходов на иных условиях ответчик к истцу не обратился; типовой договор не расторгнут сторонами; ФИО1 сдавал в спорный период принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение в аренду двум арендаторам, один из которых не заключил с региональным оператором договор по обращению с твердыми коммунальными отходами, ответчик не предоставил региональному оператору информацию о заключенном им договоре аренды с ИП ФИО3, а действующим законодательством на общество не возложена обязанность по розыску сведений об имеющихся у ответчика арендаторах, суд приходит к выводу о наличии у ФИО1 обязанности по оплате задолженности за период с ДАТА

Вопреки доводам ответчика суд не установил в поведении истца признаков злоупотребления правом.

Доводы ответчика о предъявлении истцом требований к ненадлежащему ответчику (не собственнику ТКО) суд признает необоснованными, поскольку в возражении на иск, ответчик прямо признал, что принадлежащее ему помещение по договорам аренды сдаются для использования в коммерческих целях, в том числе под магазины промышленных товаров. Поскольку арендатор ИП ФИО3 в спорный период не заключил самостоятельный договор с региональным оператором обязанным перед ним остается собственник (статья 210 ГК РФ).

Оснований для освобождения ответчика от оплаты оказанных истцом услуг судом не установлено, и ответчиком не доказано.

Часть 1 ст. 88 ГПК РФ предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от рублей уплачивается рублей плюс 3 процента суммы, превышающей рублей.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если, иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Таким образом, за рассмотрение судом настоящего иска должна была быть уплачена государственная пошлина в размере

Истцом уплачена государственная пошлина по платежному поручению от ДАТА в сумме руб.

В соответствии с приведенными нормами закона, с ФИО1 в пользу АО «Чистая планета» подлежит взысканию государственная пошлина в размере руб.; в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере руб.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования акционерного общества «Чистая планета» к ФИО1 о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу АО «Чистая планета» задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с ДАТА в размере .

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Взыскать с ФИО1 в пользу АО «Чистая планета» расходы по уплате государственной пошлины в размере

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Е.Е. Хорзеева

Копия верна

Судья Севского

районного суда Е.Е. Хорзеева

Секретарь судебного заседания Н.И. Миропольцева

Мотивированное решение изготовлено 4 апреля 2022 года.