ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-59 от 31.01.2011 Сегежского городского суда (Республика Карелия)

                                                                                    Сегежский городской суд Республики Карелия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сегежский городской суд Республики Карелия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

№ 2-59/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2011 года г.Сегежа

Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Сенюшкиной Э.Е.,

при секретаре Киселевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сегежского района в интересах ФИО1 к администрации Сегежского муниципального района о предоставлении жилого помещения вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сегежского района в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Сегежского муниципального района. Требования мотивированы тем, что ФИО1, ХХ.ХХ.ХХХХ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке детей-сирот, родители ФИО1 погибли ХХ.ХХ.ХХХХ, жилое помещение, где ранее ФИО1 был зарегистрирован сгорело в ХХ.ХХ.ХХХХ года. Органом опеки и попечительства жилое помещение за несовершеннолетним не закреплялось. В настоящее время жилое помещение у ФИО1 отсутствует. В связи с изложенными в заявлении обстоятельствами прокурор просит обязать администрацию Сегежского муниципального района предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 12 кв.м.

В судебном заседании старший помощник прокурора Сегежского района Коржова Д.В. исковые требования поддержала, просила суд обязать ответчика предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 12 кв.м. в .................... Возражала против предоставления ответчику отсрочки исполнения решения суда до ХХ.ХХ.ХХХХ, поскольку ФИО1 длительное время не имеет жилья, вынужден проживать у родственников, отсрочка исполнения решения суда нарушит его права и интересы.

ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно телефонограмме имеющейся в материалах дела, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивает, просит предоставить ему жилье как можно скорее, пояснил, что не имеет жилого помещения в собственности или на праве социального найма, его заработная плата составляет ........................... рублей в месяц, на его иждивении находится его несовершеннолетний ребенок, он не в состоянии самостоятельно приобрести жилье.

Представитель Администрации Сегежского муниципального района в судебном заседании ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что статьей 4 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.11.2005 года № 921-ЗРК (далее - Закон) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. В соответствии с Приказом Министерства финансов Республики Карелия от 16 июня2009 года № 194, при сверке показателей для расчета на 2010 год субвенций, передаваемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Карелия, Министерством образования Республики Карелия по субвенции на осуществление государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилья, прогнозировалась среднегодовая численность 26 человек. Финансовым управлением администрации Сегежского муниципального района подтвержден данный показатель. Однако Министерством финансов Республики Карелия были выделены бюджетные ассигнования и открыты лимиты бюджетных обязательств на 2010 год в размере 1.691.000 рублей из расчета на двух человек. Финансирование из бюджета Республики Карелия было произведено в полном объеме. На выделенные средства приобретено 4 квартиры для 4 детей. Остаток неиспользованных средств составляет 115.500 рублей. Администрацией в адрес Министерства образования РК направлялась информация о необходимости обеспечить в 2010 году жилым помещением 7 человек из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с этой целью запрашивались денежные средства в размере 2.800.000 рублей. В ответ Министерство образования РК сообщило, что принято положительное решение по предложению Администрации по уточнению показателей для расчета на 2011 год объема субвенций, передаваемых бюджету Сегежского муниципального района, данные показатели доведены до Министерства финансов РК. По данным финансового управления Сегежского муниципального района бюджету Сегежского муниципального района в 2011 году будет передана субвенция на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в объеме 84600 рублей. Объем субвенций определен исходя из прогнозируемой численности детей- сирот в количестве 1 человека. В настоящее время в Сегежском районе количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете и нуждающихся в получении жилой площади во внеочередном порядке, 23 человека. Не исполнено 6 судебных решений о предоставлении данным лицам во внеочередном порядке жилых помещений. Таким образом, администрация Сегежского муниципального района не имеет возможности предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение в черте города Сегежи. Просила учесть при принятии решения, что субвенция на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилья, поступит из бюджета республики только в 1 квартале 2011 года, но до настоящего времени денежные средства не поступили; жилое помещение может быть приобретено администрацией только в соответствии с требованиями ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 года № 94. То есть, администрация не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более 500000 рублей в течение квартала. В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2002 года № 23 «О судебном решении» судом в решении должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении. С учетом изложенного, просят об определении судом порядка исполнения государственных полномочий по предоставлению ФИО1 вне очереди жилого помещения в срок до ХХ.ХХ.ХХХХ года.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, администрации Надвоицкого городского поселения ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Установлено, что ФИО1, ХХ.ХХ.ХХХХ года рождения, является лицом из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ХХ.ХХ.ХХХХ родители ФИО1, П.А.Ю. и Б.Ю,Р. погибли. Жилое помещение, расположенное по адресу ................... в котором был зарегистрирован ФИО1 было уничтожено в результате пожара. Жилое помещение за ФИО1 закреплено не было, в связи с его отсутствием. Жилого помещения принадлежащего на праве собственности или на основании договора найма жилого помещения ФИО1 не имеет. Таким образом ФИО1 имеет право на предоставление ему по месту жительства вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм.

Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В развитие данной нормы пунктом 2 части 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Согласно ст.5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В силу ч.1 ст.4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 года №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. Расчет общего объема субвенций на исполнение расходных обязательств муниципальных образований и нормативов для определения указанного объема субвенций осуществляется в процессе составления проекта бюджета Республики Карелия на очередной финансовый год в установленном данным законом порядке.

В соответствии с ч.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

На основании Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года N 1130-ЗРК "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Сегежского муниципального района" жилой фонд Надвоицкого городского поселения принадлежит на праве муниципальной собственности Надвоицкому городскому поселению.

Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежит на органе исполнительной власти субъекта РФ (и, соответственно, на органе местного самоуправления муниципального района).

Судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя администрации Сегежского муниципального района о недостаточном финансировании на цели предоставления жилья указанной категории граждан, поскольку действующее законодательство, устанавливая внеочередной порядок предоставления жилья необеспеченным жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не предусматривает существование очереди между этими лицами в органах местного самоуправления.

Кроме того, Сегежскому муниципальному району из бюджета Республики Карелия выделялись субвенции на реализацию указанных полномочий. Доводы представителя ответчика о недостаточности выделенных средств не могут быть приняты судом во внимание, поскольку даже выделенные средства субвенций не использованы администрацией Сегежского муниципального района в полном объеме, остаток неизрасходованных средств составляет 115500,00 рублей. Кроме того, администрация Сегежского муниципального района в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством, не лишена возможности требовать предоставления ей дополнительных субвенций на исполнение государственных полномочий в случае их недостаточности. Учитывая, что объем субвенций на следующий финансовый год определяется законом о бюджете Республики Карелия, а глава местного самоуправления в силу ст.42 Конституции Республики Карелия обладает правом законодательной инициативы, орган местного самоуправления имеет возможность повлиять на определение размера субвенций в порядке, установленном бюджетным законодательством.

В настоящее же время в установленном законом порядке администрации Сегежского муниципального района переданы полномочия Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. Прекращение осуществления государственных полномочий администрацией Сегежского муниципального района в порядке, установленном ст.4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 года №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не осуществлялось, соответствующий закон Республики Карелия не принимался. Администрация Сегежского муниципального района о своем отказе от осуществления указанных государственных полномочий в порядке, установленном ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не заявляла, что не оспаривал ее представитель.

В соответствии со ст.50 и 57 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, которая установлена органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Совета Надвоицкого городского поселения XXV Сессии I Созыва от 09 августа 2007 года № 93 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 12 м2 общей площади на человека.

Суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, так как ФИО1 относится к категории детей-сирот, жилого помещения на праве собственности или договора социального найма не имеет, в связи с чем он является нуждающимся в предоставлении жилого помещения.

Вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в срок до ХХ.ХХ.ХХХХ года не может решаться в порядке искового производства, поскольку должен решаться в порядке исполнения решения суда.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию Сегежского муниципального района предоставить ФИО1, вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в ..........................., на одного человека, общей площадью не менее 12 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней, со дня изготовления в окончательной форме, через Сегежский городской суд Республики Карелия.

Судья Э.Е. Сенюшкина